кружок "Мастеринка"(ручной труд)
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Кружок "Мастеринка" (Ручной труд)
в подготовительной группе
Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.
Данная кружок направлена на развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности
кружок «Мастеринка» рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю после сна .
Количество детей: 2 группы по 10 человек.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.
Цель кружка - Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи
Обучающие:
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности.
Ведущая идея кружка – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе :
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- Системность работ; «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- Принцип тематических циклов.
- Индивидуальный подход.
Методы :
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в данном кружке дошкольники освоят:
- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, цветными нитками, тканью, бисером, пуговичками (вязать крючком);
- следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Кружок знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Этапы работы.
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемам изготовления.
3 этап – изготовление поделок.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, презентации, советы по изготовлению той или иной поделки.
Работа с родителями предполагает: папки – передвижки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер – классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, калька копировальная, альбом, ткань, вата, фетр, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, проволока тонкая мягкая, клей ПВА, шишки, шерстяная пряжа и т.д.
Тематические направления кружка
- Работа с природным материалом (3 занятия)
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
«Подсолнух» Цель. Научить изображать подсолнуха с помощью трафарета, пластилина, семечек. | Пластилинография, аппликация из семян |
«Старичок - лесовичок» Учить детей составлять изображение лесовичка, используя как варианты изображения с нескольких картинок. Предложить самим придумать и изготовить необычного лесного жителя. Использовать для соединения деталей пластилин. | Шишки, веточки, пластилин. крышка от молочной бутылочки, клей |
«Лебеди в пруду» Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе | Тонированный лист бумаги формата А3, белое перо, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка. |
- Работа с бумагой (2занятия)
Виды работ из бумаги. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
«Цветы в технике оригами» Знакомство с новым видом техники изготовления цветов Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Формировать эстетический вкус. | цветная бумага, клей, ножницы |
- Работа с тканью (5 занятий)
Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
«Птица счастья» Цель. Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами | Аппликация из ткани |
«Новогодние игрушки: сова». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветные кусочки ткани. |
- Работа с бисером (вышивание плетение бисером) (5 занятий)
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей через занятия с бисером;
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
Изготовление цветка. Цель: Познакомить детей со схемой плетения, последовательностью. Развивать умение нанизывать бисер на проволоку, чувство ритма. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное маме. | проволока для бисера плетения, бисер разного цвета. |
«Стрекоза». Цель: Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Закрепление знания цветов и их оттенков. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. | Иголка для бисера плетения, нить для бисера плетения, бисер разноцветный. |
- Работа цветной вязальной ниткой и крючком (3 занятия)
Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками. Учить вязать крючком и создавать композиции из вязаной цепочки .
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
Воздушная петля. Столбик без накида Цель: Учить набирать петли. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида. | Крючок, нить для вязания. Ткани иголка и нитка для шитья |
Декоративное панно Цель: Продолжать учить создавать узор по схеме. Закреплять умение шить швом «вперёд иголка» |
- Работа: Пластилинография (3 занятия)
Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
«Пасхальное яйцо» Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию. | Пластилинография, барельеф. |
«Летающая тарелка» Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор. | |
«Морской пейзаж» Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор. |
- Тесто- пластика. (3 занятия)
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
Рыбы нашего края Цель: | Тесто, краски стеки, влажные салфетки. Цветное тесто. |
Панно «Весенние цветы» Цель. Способствовать развитию умения продумывать вместе с воспитателем содержание своей работы, композиционное расположение. Побуждать детей передавать яркий образ цветущего луга |
- Работа в техники «Квиллинг» (4 занятия)
Тема и задачи занятия | Материал, способы работы |
Освоение техники «Квиллинг» Цель: Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика. | |
«Мимоза» Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу. | |
«Первые листочки» Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька. |
Библиографический список
- Бахметьев А., Кизяков Т. «Очумелые ручки». -М.: «Просвещение», 2005. 178 с.
- Ворончихин Н. С. «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001. 85 с.
- Гусакова М.А. «Аппликация в детском саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. 128с.
- Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками». М: Сфера, 1999
- Конышева Н.М. «Умелые руки». Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010.
- Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль, Академия развития, 1998. 192 с.
- Хасенбанк В., Хенши Э., Бенц Б. «Самоделки».
- Чернуха Т.А. «Твоя маленькая мастерская
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Конспект занятия по ручному труду в средней группе. Образовательная область «Труд»
Занятие по ручному труду....
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная деятельность «Лиска-лисонька, лиса» (чтение художественной литературы-коммуникация-труд\ручной труд)
Планируемые результаты:ребенок старается поддерживать беседу, высказывать своё мнение, рассуждает и дает свои необходимые пояснения;ребенок познакомиться с правилами укрепления и сохранени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...
Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса» Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса»
Программные задачиСовершенствовать навыки работы с природным материалом....