семинар-практикум для педагогов в ДОУ
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Ребенок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе. Программа разработана на основе принципов советской дидактики с учетом особенностей конструктивной деятельности дошкольника и ставит следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Различать их по величине и по устойчивости. Усвоить правильные названия инструментов: молоток или киянка (деревянный молоток), гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач. 4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен. Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе. Но практика показывает, что взаимоотношения детей в конструктивной деятельности сами по себе не всегда строятся на правильной основе. Поэтому роль воспитателя приобретает здесь важное значение. Воспитатель должен: учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения построек, согласовывать свою работу с действиями товарищей. При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным. В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила: перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, аккуратно, в определенном порядке укладывали строительный материал на место хранения. Порядок на рабочем месте - необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитания у детей навыков организованного труда, эстетических чувств. Строительный материал, с которым дети работают, должен привлекать их своим внешним видом. При анализе и оценке работ следует обращать внимание детей на эстетические качества сконструированного предмета. Развивать у детей умение оценивать процесс своего труда и работы товарищей с эстетической точки зрения (насколько процесс работы организованный, выполняется и в нужной последовательности, без лишних и беспорядочных движений, в хорошем темпе).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Аленушка» Чувашской республики
Конспект НОД по конструированию из строительного материала
в первой младшей группе
на тему: "Домики для матрешек"
Составила: воспитатель группа №1
Емельянова Антонина Валерьевна
Первая квалификационная категория
Ядрин 2016г
Цель: учить детей делать постройки из кубиков и призм; продолжать закреплять понятия "большой", "маленький"; учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
Материалы и оборудование: кубики, призмы, матрёшки разного размера - большие и маленькие.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Ход занятия:
1. В гостях у ребят матрёшка.
- Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. Кто это? (Матрёшка.)
- Правильно, матрёшка. Ребята, мне кажется, что внутри неё что - то есть. (Воспитатель говорит это и вынимает маленькую матрёшку из большой.)
- Посмотрите, у нас с вами есть маленькие и большие матрёшки. Ребята, нашим матрёшкам негде жить. Чем мы можем им помочь? (Ответы детей.)
- Давайте построим им домики? (Давайте построим.)
2. Конструирование домиков.
- Ребята, сначала мы с вами построим домики для маленьких матрёшек.
Дети строят домики: берут один кубик и на него ставят призму (крышу) - получается маленький домик. (Если дети ещё не умеют строить домик самостоятельно, то им нужно показать как это делается.)
- Ребята, домики готовы, давайте поселим в них матрёшек. (Ставим матрёшек у домиков.) Посмотрите, какие хорошие домики у нас получились. Матрёшкам очень нравится.
3. Физкультминутка.
Строили ладошки (повертеть ладошками)
Домик для матрёшки. (показать крышу над головой)
Ах, какие ладушки, (хлопаем в ладоши)
Ладушки - ладошки!
Прилегли ладошки (положить ладошки под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки, (хлопаем в ладоши)
Ладушки-ладошки!
- Ребята, мы с вами построили домики для маленьких матрёшек. Теперь нужно построить домики и для других матрёшек. Какая это матрёшка? (Воспитатель показывает большую матрёшку, дети отвечают какая она - большая.)
- Ребята, посмотрите, а для этой матрёшки (показать на большую) домик, что мы с вами построили, не подходит. Почему, как вы думаете? (Ответы детей.)
- Да, верно, эта матрёшка большая, а домик у нас маленький. Для неё нужен другой домик. Какой? (Большой.) Верно, тоже большой. Как нам его построить? (Если дети не догадаются, как это сделать, то следует показать образец -
- поставить два кубика друг на друга, а сверху призму - крышу, получится большой домик.)
Дети выполняют постройки - строят большие домики для больших матрёшек.
- А теперь давайте поселим в них наших матрёшек. (Ставим матрёшек у домиков.)
- Молодцы, ребята, вы справились!
4. Игра "Танец матрешек".
- Ребята, наши матрёшки так обрадовались своим новым домикам, что захотели танцевать. (Дети поднимают матрешек вверх и поворачивают их из стороны в сторону. Сначала танцуют маленькие матрёшки, потом большие, а затем все вместе.)
Во время игры звучит детская песня «Русские матрёшечки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....