«Недирективные методы взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях по конструктивно-модельной деятельности».
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
«Недирективные методы взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях по конструктивно-модельной деятельности».
В.М. Артемьева,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №35»,
Россия, Московская обл., г. Балашиха
В современной ситуации, в условиях реализации ФГОС ДО, важно как можно чаще вспоминать о таком понятии как «недирективные методы взаимодействия».
Что же это такое? Недирективные методы взаимодействия объединяют в себе такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимное уважение, принятие собеседниками друг друга на равных, когда учитывается мнение другого, когда появляется возможность договориться.
В детском саду недирективные формы взаимодействия – это определённые партнёрские отношения с ребёнком, когда воспитатель и ребёнок находятся на одной ступеньке, когда происходит полное принятие чувств ребёнка, уважение, а также словесное выражение воспитателем собственных чувств. В современных условиях есть две стороны этой медали. С одной стороны, нам кажется, что это есть и так, зачем на это обращать внимание. С другой стороны, в современных условиях, когда группы переполнены, трудно найти время и подход к каждому ребёнку, принять его чувства и т.д.
Основа недирективных методов – это уважение к ребёнку, принятие ребёнка как самостоятельной личности, человека, который имеет право на свою собственную точку зрения, на свой взгляд на мир.
Недирективные методы – это и диалог с ребёнком, и беседы, которые основаны на активном слушании и применении техники «Я-сообщений», принятие ( НЕ запрет) негативных проявлений у ребёнка (печаль, агрессия, разочарование, бурная радость и т.п.).
При общении с детьми, важно понять взгляд ребёнка на ситуацию, дать ему свободу, встать с ним на равные позиции. Уйти от запретов. Не бояться того, что вы потеряете свою «власть» над ребёнком. Часто, мы слышим отговорки типа «если на них не кричать, они совсем отобьются от рук». Запрет «нельзя драться» – является запретом для взрослого, но не имеет глубокого смысла для ребёнка. Необходимо разговаривать, проговаривать ситуации, объяснять. Воспитатель для ребёнка авторитет без каких-либо условностей. Важно, чтобы он стал партнёром, чтобы в беседе воспитатель понимал чувства ребёнка, принимал его приоритеты.
Понимание недирективных методов взаимодействия с ребенком, выведет вас на новый уровень работы и в конструктивно-модельной деятельности.
Играя с детьми на ковре в конструктор, сидя с ними на ковре, вы погружаетесь в их мир, вы принимаете правила игры ребенка. Перед вами открывается не только удивительный мир конструирования, но и богатый внутренний мир детей. Ведь мало того, что дети – прекраснейшие ретрансляторы, они многим способны нас удивить.
Хочется рассказать вам про одно занятие по конструктивно-модельной деятельности, которое прошло в моей группе, средней группе, в которой большинству детей было еще 4 года. А вот одному из самых старших исполнилось в день занятия 5 лет. Мальчик очень любит мультики из разряда зомби, супер-герои – «бэтманы» и «человеки-пауки», звёздные войны. Да, сейчас уже в 5 лет во многих семьях стало нормой смотреть с ребёнком именно такой репертуар. Но это отдельная тема. Чтобы как-то понять ребёнка, понять, что именно ему нравится в этом во всём и как мне работать с ним дальше, в его день рождения, вся группа погрузилась в его мир. Мир супергероев. Я немного отошла от намеченного в этот день по плану занятия. Но ведь это мы и должны делать в свете реализации ФГОС ДО – исходить от ребёнка, играть с ребёнком.
Представляю вашему вниманию немного необычный анализ занятия по конструктивно-модельной деятельности. Но в нём отражено именно то, о чём шла речь выше.
«Конструирование по замыслу детей».
Важная установка: недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры.
В средней группе общеразвивающей направленности №7 «Улыбка», мною было проведено, а точнее организовано, занятие по развитию навыков при конструировании.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
На таких занятиях для меня, как педагога, важно воспитывать в каждом ребёнке не исполнителя, а творца. Создание конструкций и построек не самоцель. Это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим, основной задачей для меня является формирование у воспитанников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Я сама решила быть немного изобретателем в плане привлечения детей к конструированию 13 октября 2016 года. В этот день, у одного из воспитанников, был день рождения. Мальчик очень любит фильмы про супергероев. Иногда, он даже просит ребят называть его Питер Паркер («Человек-паук»). Я решила, что мы можем пригласить в группу Супергероя. Но Супергерою никак не обойтись без супердома, супергаража, супермашины и т.п. На помощь нам пришёл мягкий строительный конструктор крупного размера. А дальше – детей было не остановить.
Они строили, играли. Был у них и «умный дом», и «умный автомобиль»… На занятии, было весело. Шумно, конечно же. Но именно на таких занятиях возрастает потребность детей в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Дети активно фантазируют, мыслят, воспроизводят невидимые части предметов, представляют будущие конструкции, создают замыслы, ищут способы воплощения. На данном занятии было важно обсуждать постройки, объединять их общим сюжетом, что было проще, так как уже была определена «история» для построек. Тяжело, когда детей 15, дети некоторые отличаются друг от друга по возрастным особенностям, а помощь воспитателя на данном занятии носит недирективный характер. Но когда ты, вместе с детьми погружаешься в этот удивительный мир фантазии и конструирования, все проходит очень гладко.
На занятии, которое длилось 20 минут, были выполнены все задачи по всем 5 областям развития, а именно:
Социально-коммуникативное развитие.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.). Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Познавательное развитие.
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
Речевое развитие.
Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Художественно-эстетическое развитие.
Знакомить с различными видами конструкторов. Развивать интерес к конструктивной деятельности. Воспитывать умение сооружать коллективные постройки, объединяя их единой темой, замыслом. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций. Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Физическое развитие.
Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Формировать представления о здоровом образе жизни.
Также, соблюдены нормы и требования СанПин, ФГОС, других нормативных документов.
Таким образом, вы видите, что многие задачи выполнить легче, когда у вас с детьми партнерские взаимоотношения. Когда вы принимаете детей такими, какие они есть. Именно профессионализм воспитателя помогает нам в общении с детьми. Недирективные методы взаимодействия помогают нам общаться с нашими подопечными.
Удачи и спасибо за внимание!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Недирективные методы взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях по конструктивно-модельной деятельности».
В.М. Артемьева,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №35»,
Россия, Московская обл., г. Балашиха
В современной ситуации, в условиях реализации ФГОС ДО, важно как можно чаще вспоминать о таком понятии как «недирективные методы взаимодействия».
Что же это такое? Недирективные методы взаимодействия объединяют в себе такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимное уважение, принятие собеседниками друг друга на равных, когда учитывается мнение другого, когда появляется возможность договориться.
В детском саду недирективные формы взаимодействия – это определённые партнёрские отношения с ребёнком, когда воспитатель и ребёнок находятся на одной ступеньке, когда происходит полное принятие чувств ребёнка, уважение, а также словесное выражение воспитателем собственных чувств. В современных условиях есть две стороны этой медали. С одной стороны, нам кажется, что это есть и так, зачем на это обращать внимание. С другой стороны, в современных условиях, когда группы переполнены, трудно найти время и подход к каждому ребёнку, принять его чувства и т.д.
Основа недирективных методов – это уважение к ребёнку, принятие ребёнка как самостоятельной личности, человека, который имеет право на свою собственную точку зрения, на свой взгляд на мир.
Недирективные методы – это и диалог с ребёнком, и беседы, которые основаны на активном слушании и применении техники «Я-сообщений», принятие ( НЕ запрет) негативных проявлений у ребёнка (печаль, агрессия, разочарование, бурная радость и т.п.).
При общении с детьми, важно понять взгляд ребёнка на ситуацию, дать ему свободу, встать с ним на равные позиции. Уйти от запретов. Не бояться того, что вы потеряете свою «власть» над ребёнком. Часто, мы слышим отговорки типа «если на них не кричать, они совсем отобьются от рук». Запрет «нельзя драться» – является запретом для взрослого, но не имеет глубокого смысла для ребёнка. Необходимо разговаривать, проговаривать ситуации, объяснять. Воспитатель для ребёнка авторитет без каких-либо условностей. Важно, чтобы он стал партнёром, чтобы в беседе воспитатель понимал чувства ребёнка, принимал его приоритеты.
Понимание недирективных методов взаимодействия с ребенком, выведет вас на новый уровень работы и в конструктивно-модельной деятельности.
Играя с детьми на ковре в конструктор, сидя с ними на ковре, вы погружаетесь в их мир, вы принимаете правила игры ребенка. Перед вами открывается не только удивительный мир конструирования, но и богатый внутренний мир детей. Ведь мало того, что дети – прекраснейшие ретрансляторы, они многим способны нас удивить.
Хочется рассказать вам про одно занятие по конструктивно-модельной деятельности, которое прошло в моей группе, средней группе, в которой большинству детей было еще 4 года. А вот одному из самых старших исполнилось в день занятия 5 лет. Мальчик очень любит мультики из разряда зомби, супер-герои – «бэтманы» и «человеки-пауки», звёздные войны. Да, сейчас уже в 5 лет во многих семьях стало нормой смотреть с ребёнком именно такой репертуар. Но это отдельная тема. Чтобы как-то понять ребёнка, понять, что именно ему нравится в этом во всём и как мне работать с ним дальше, в его день рождения, вся группа погрузилась в его мир. Мир супергероев. Я немного отошла от намеченного в этот день по плану занятия. Но ведь это мы и должны делать в свете реализации ФГОС ДО – исходить от ребёнка, играть с ребёнком.
Представляю вашему вниманию немного необычный анализ занятия по конструктивно-модельной деятельности. Но в нём отражено именно то, о чём шла речь выше.
«Конструирование по замыслу детей».
Важная установка: недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры.
В средней группе общеразвивающей направленности №7 «Улыбка», мною было проведено, а точнее организовано, занятие по развитию навыков при конструировании.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
На таких занятиях для меня, как педагога, важно воспитывать в каждом ребёнке не исполнителя, а творца. Создание конструкций и построек не самоцель. Это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим, основной задачей для меня является формирование у воспитанников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Я сама решила быть немного изобретателем в плане привлечения детей к конструированию 13 октября 2016 года. В этот день, у одного из воспитанников, был день рождения. Мальчик очень любит фильмы про супергероев. Иногда, он даже просит ребят называть его Питер Паркер («Человек-паук»). Я решила, что мы можем пригласить в группу Супергероя. Но Супергерою никак не обойтись без супердома, супергаража, супермашины и т.п. На помощь нам пришёл мягкий строительный конструктор крупного размера. А дальше – детей было не остановить.
Они строили, играли. Был у них и «умный дом», и «умный автомобиль»… На занятии, было весело. Шумно, конечно же. Но именно на таких занятиях возрастает потребность детей в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Дети активно фантазируют, мыслят, воспроизводят невидимые части предметов, представляют будущие конструкции, создают замыслы, ищут способы воплощения. На данном занятии было важно обсуждать постройки, объединять их общим сюжетом, что было проще, так как уже была определена «история» для построек. Тяжело, когда детей 15, дети некоторые отличаются друг от друга по возрастным особенностям, а помощь воспитателя на данном занятии носит недирективный характер. Но когда ты, вместе с детьми погружаешься в этот удивительный мир фантазии и конструирования, все проходит очень гладко.
На занятии, которое длилось 20 минут, были выполнены все задачи по всем 5 областям развития, а именно:
Социально-коммуникативное развитие.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.). Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Познавательное развитие.
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
Речевое развитие.
Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Художественно-эстетическое развитие.
Знакомить с различными видами конструкторов. Развивать интерес к конструктивной деятельности. Воспитывать умение сооружать коллективные постройки, объединяя их единой темой, замыслом. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций. Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Физическое развитие.
Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Формировать представления о здоровом образе жизни.
Также, соблюдены нормы и требования СанПин, ФГОС, других нормативных документов.
Таким образом, вы видите, что многие задачи выполнить легче, когда у вас с детьми партнерские взаимоотношения. Когда вы принимаете детей такими, какие они есть. Именно профессионализм воспитателя помогает нам в общении с детьми. Недирективные методы взаимодействия помогают нам общаться с нашими подопечными.
Удачи и спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности (прикладное творчество) для детей старшего дошкольного возраста «Помоги курочке найти цыплят»
Цель: развивать умение делать поделки в технике оригами Задачи: Закреплять умение из бумаги создавать объемные фигуры, складывая по схеме. Развивать мелкую моторику рук. Формировать аккуратное и береж...
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в первой младшей группе "В гости к матрешке"
ЗадачиОбразовательные:- понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.- закрепление знаний о цвете, форме, величинеРазвивающие: - развивать слуховую память, мелкую мотор...
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности для детей 3-4 лет «Цыплёнок Цыпа»
Продуктивная деятельность...
Юные робототехники (разработка занятия по конструктивно - модельной деятельности)
В данном пособие представленно занятие по робототехнике...
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности из бумаги для детей 6-7 лет "Робот"
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности из бумаги для детей 6-7 лет "Робот"...
Статья "Недирективные методы взаимодействия с детьми в рамках детского сада"
Раскрытие понятия "недирективные методы". Описание эффективности и назначения....
Статья "Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста в совместной творческой деятельности"
Статья для воспитателей поможет понять как взаимодействовать с детьми дошкольного возраста в творческой деятельности...