Статья "Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста в совместной творческой деятельности"
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Саенко Анастасия Александровна

Статья для воспитателей поможет понять как взаимодействовать с детьми дошкольного возраста в творческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста в совместной творческой деятельности».

Подготовила воспитатель: Саенко А.А.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

Л. С. Выготский

Творческая деятельность дошкольников - это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка, изобразительное искусство, подвижные игры, танцы и другие занятия, требующие творческого мышления. Все дети любят творить. Например в рисунке ребенок способен передать очень многое - свои мысли, эмоции, а также познания об окружающем мире.  Ребенок видит возможности для творчества даже там, где взрослые часто их не замечают. Ребенок может рисовать палочкой на снегу, складывать удивительные картины из камешков или осенних листьев, рисовать на песке.

Задачи творческой деятельности воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка – дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Для успешного художественного развития ребенка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения, к социальной, природной, предметной среде.

Совместная деятельность взрослого и детей - это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.  Воспитателю необходимо быть партнером для детей. Организуя  занятия педагог тщательно продумывает структуру каждой его части. На разных этапах организованных форм обучения партнерская позиция воспитателя проявляется по разному. Приглашая детей на занятие, педагог не заставляет их, а обращает внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные предложения работы, непринужденно предлагает включится в работу.

Воспитатель, начиная заниматься с детьми, постепенно находит важные точки интереса для оставшихся детей и привлекает к ним их внимание. Таким образом, все дети постепенно включаются в деятельность, предложенную воспитателем. Так называемая партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, творчества, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

   В дошкольном возрасте широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования. Отдельные приемы носят противоречивый характер. Но приемы их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

Приемы, используемые для развития творческих способностей:

  1. Слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
  2. Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.
  3. Показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
  4. Приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предлагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

В целом лишь комплекс всевозможных методов и взаимодействие воспитателя с детьми может обеспечить художественное развитие ребенка.

В процессе обогащения эстетического опыта детей следует использовать рассматривание разнообразных привлекательных объектов, направленное на развитие умений замечать проявление красоты, эстетически привлекательные предметы быта, предметного мира, обращать внимание на красоту природы. На прогулке и в повседневных ситуациях следует обращать внимание на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы, пушистое белое облако).

Учитывая сущность творческого процесса, следует не просто «учить творчеству», а развивать творческие и эмоционально — эстетические способности (эстетическую эмпатию, отзывчивость на выразительность форм, воображение и др.)

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Воспитателю важно постоянно стимулировать и взаимодействовать с ребенком, поддерживать в неудачах, проявлять сочувствие и терпеливость.

Каждый ребёнок должен уметь ценить те прекрасные вещи, которые его окружают. Занятия развивают у детей художественное видение мира и возможность стать его частью-ребенок рисует то,что чувствует или что вызвало его интерес,или лепит,таким образом выражая своё восприятия мира.

Таким образом, взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учётом их возможностей и способностей, позволяет создавать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (4-5 лет)

 Дети 4-5 лет, занимаясь рисованием с педагогом, нуждаются в определенной мотивации своих действий. Чтобы дети изобразили конкретный предмет по теме, необходимо поставить перед ними задачу...

Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (5-6 лет)

Предлагаю мотивационные ситуации к лексическим темам в изобразительной деятельности с дошкольниками  коррекционных (речевых) учреждений....

Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)

      Наши любимые детки не всегда желают рисовать на заданную педагогом тему. Что делать? Заинтересовать... Предложить вниманию детей короткую сказочную историю в стихах или про...

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Психологический анализ совместной и регламентированной образовательной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста

Схема психологического анализа совместной и регламентированной образовательной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста по Л. Т. Охитиной/...

Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии

Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии...