КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме: «Мастерская игрушек»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Африкантова Татьяна Сергеевна

1. Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Мастерская игрушек»

2.Проект развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной конструктивной деятельности детей по теме «Мастерская игрушек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apaeva_t.s.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Мастерская игрушек»

2.Проект развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной конструктивной деятельности детей по теме «Мастерская игрушек»

3.Литература.

4. Приложение.

        

        

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме:  «Мастерская игрушек»

Возрастная группа: подготовительная группа

Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):

- игровая деятельность,

- познавательно – исследовательская,

-  конструирование.

Интегрированная форма

Познавательно – исследовательская – конструктивная.

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления о мастерской игрушек, о материалах которые используют на фабрике в своей работе и многообразии игрушечных изделий.
  2. Закреплять представления детей о свойствах бумаги посредством опытно-экспериментальной деятельности.
  3. Формировать умение моделирования простых предметов, изучать конструкцию, анализировать ее основные части, функциональное назначение каждой из них.
  4. Формировать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно, совершенствовать практические навыки работы конструирования из бумаги.
  5. Формировать умение договариваться, формировать правила коллективного взаимодействия - стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнения партнера.

Материалы и оборудование

  1. Стимульный материал:

– Готовые игрушки из бумаги, украшенные элементами декора.

– Фотографии игрушек, выполненных из различных материалов.

- театр оригами «Теремок»

 Материалы для деятельности детей:

  1. материалы для представления результатов деятельности:

-Карточки-схемы.

2)  материальные средства для деятельности детей

- Презентация игрушки.

– коллекция готовых игрушек;

-коллекция игрушек-зверушек;

- фартуки;

- эмблемы;

- нарукавники;

- клеёнки;

- формочки для клея;

-клей;

-ножницы;

-  салфетки;

- цветная ксероксная бумага;

- простой карандаш.

3) материалы для преобразования и трансформации:

-бумага;

- глазки готовые;

-клей;

-карандаши цветные;

 -Пайетки;

-бусинки;

-Ленточки;

3. Дидактический материал:

– Алгоритмы действий мастера и дизайнера по изготовлению игрушек.

– Алгоритм украшения игрушки.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- интерактивная доска.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

В конструкторское бюро поступил заказ по изготовлению игрушек из бумаги ко дню театра.

Заказчик сообщил, что в его театре пропал теремок со всеми его жителями.

Срочно нужно изготовить новый теремок с его героями.

Дети увлекаются перспективой интересного и полезного дела, расширяют свой объем знания через ознакомление со стимульным материалом. Обсуждают тему работы, материал, дизайн изделия.

Содержательно-деятельностный

Определив тему заказа, обсуждает с детьми дизайн изделия, выбирает практическим способом материал.

Педагог формирует представление о предстоящей деятельности.

Воспитатель предлагает роли: дизайнера, мастера и конструктора, водителя.

Воспитатель оказывает помощь мастерам.

Предлагает рассмотреть альбом игрушек-оригами.  

 Проводит игру на интерактивной доске «Кто в теремочке живет?».

Разыгрывает проблемную ситуацию «Из чего мы можем изготовить игрушку-зверушку?».

Педагог предлагает детям обследовать различные материалы (картон, бумага,цветная ксероксная бумага,  калька, гофрокартон) и определить возможность изготовления игрушки. Организует с детьми групповой анализ выбора материала для игрушки.

Оказывает практическую помощь при необходимости, направляет и конкретизирует осуществление продуктивной деятельности.

Координирует деятельность детей, консультирует по возникающим вопросам подсказывает, как быстрее и рациональнее использовать тот или иной материал. По ходу выполнения напоминает соблюдение всех правил безопасности и следит за их соблюдением. Руководит процессом согласования действий партнеров, следит за выполнением действий  в соответствии с ролью.

Дети знакомятся с проблемной ситуацией. Обсуждают ее, выдвигают пути решения.

Дети совместно с воспитателем принимают решение по изготовлению сказки «Теремок»

Дети распределяют роли, выбирают одежду, значки, атрибуты, определяют место для работы, берут необходимые материалы.

Дети рассматривают альбом игрушек-оригами и принимают участие в игровой деятельности.

Дети обследуют различные виды бумаги и выбирают бумагу, подходящую для изготовления театра.  

Конструкторы выбирают наиболее удобные схемы для выполнения заказа:

 -материал;

-цветовую гамму,

размер.

Мастер вырезает квадраты.

Заготавливает базовую форму оригами – треугольник.

Конструируют заготовку.  Самостоятельно выполняют свою операцию по алгоритму действий по изготовлению игрушек.

Дизайнеры  декорируют: приклеивают глазки, рисуют носик , ротик, приклеивают бантики.

По просьбе заказчика водитель отвозит готовую сказку «Теремок» в театр.

Оценочно-рефлексивный

Организует выставку готовых изделий и предлагает детям презентовать свою игрушку.

Осуществляет по ходу работы конструкторского бюро оценку правильности выполнения в соответствии со схемой, образцом.

Дети презентуют свою работу.

Дети обращаются за помощью к воспитателю по мере надобности, а также помогают друг другу в соответствии с взятой на себя ролью.

Методы и приемы

  1. Методы стимулирования и мотивации:

1. Вопросы для вводной беседы:

- Знаешь ли ты, что такое театр?

-Кто работает в театре? (Профессия)

- С каким праздником поздравляют актера?

-Какой праздник у театра  они знают?

-Как называется место, где актеры исполняют свои роли?

-Ты был в театре? Что там тебе больше всего понравилось?

-Тебе приходилось когда – нибудь участвовать в спектакле?

-Кого бы ты хотел сыграть в спектакле?

- Как мы можем изготовить театр своими руками?

-Каких персонажей мы можем сделать?

- Какие вы знаете игрушки сложенные из бумаги?

-Какие игрушки-зверушки  можно изготовить к Всемирному празднику театра?

- Что такое оригами?

- Как вы думаете, из чего делают оригами?

  1. Методы организации деятельности
  1. Воспитатель предлагает рассмотреть альбом игрушек-оригами .
  2. Дидактическая игра по закреплению навыков конструирования в технике оригами «Конструкторское бюро».

Цель: - закрепить знание условных обозначений в оригами; умение «читать» схемы и выполнять действия по схемам, согласно условным обозначениям, добиваясь конечного результата.

Материалы: интерактивная доска, карточки с изображением условных обозначений, принятых в оригами.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с условными обозначениями. Задумав какую-то модель, педагог поочередно показывает карточки. Дети выполняют действия, согласно знакам, проговаривая вслух, что они делают.

  1. Беседа по вопросам.

– Что такое оригами?

-Откуда к нам пришла техника оригами?

-Из чего делают оригами?

-Что можно изготовить в технике оригами?

- Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, мастер?

- Кто еще занимаются изготовлением игрушек?

- Какими качествами должен обладать дизайнер?

- В чем отличие работы мастера и дизайнера?

– Сегодня мы будем  мастерами и дизайнерами.  Вы должны сделать в мастерской игрушек театр-оригами «Теремок».

Постановка поисковой задачи:

Разыгрывает проблемную ситуацию «Из чего мы можем изготовить игрушки?».  Педагог предлагает детям обследовать различный материалы (деревянные дощечки, бамбук, картон, бумага, калька, гофрокартон) и определить возможность изготовления игрушек-зверят.

- Что нужно сделать для того, чтобы у нас получились красивые игрушки - зверята? (карточки-схемы).    

5. Распределение ролей (дизайнер, мастер)

6. Определение алгоритма выполнения работы каждым участником конструкторского  бюро.

7. Алгоритм действия для дизайнера:

-Подбирает цветовую гамму, размер;

-Декорирует – рисует цветными карандашами носик, ротик, приклеивает глазки, бантик.

8. Алгоритм действия для мастера:

- Подбирает материал;

- Вырезает квадраты.

-Заготавливает базовую форму оригами – треугольник.

9. Выполнение работы конструктивного бюро.

III. Методы контроля и оценки деятельности детей

10. Подготовка к организации выставки готовых изделий.

- составление описательного рассказа по предложенной схеме по теме: театр-«Теремок».

11. Итоговая беседа «Что у нас получилось?»:

-Нравятся вам наши игрушки-зверята?

-Какие игрушки-зверята у нас получились?

-Что не получилось?

-Что нужно доработать?

- Почему у вас получилось выполнить работу вместе?

- Расскажите, как вы договорились перед началом работы, кто, что будет делать?

- Кому нужна была помощь при выполнении задания?


ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ «МАСТЕРСКАЯ ИГРУШЕК»

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Познавательный центр

Альбом игрушек в технике

Оригами,

Коллекция различных видов бумаги.

На печатной основе с яркими иллюстрациями

Картон, бумага, цветная ксероксная бумага,  калька,   гофрокартон.

На полке.

На полке.

Рассматривают, сравнивают по различным признакам (размер, цвет, форма, материал).

Рассматривают, сравнивают по различным свойствам (размер, цвет, форма).

Центр Конструирования

Книга со схемами «Оригами»

На печатной основе с яркими иллюстрациями, схемами

На полке.

Рассматривают и обсуждают.

Книжный центр

Книга со сказкой «Теремок»

Бумажная книга в твердом переплете.

На полке.

Рассматривают и читают книгу.

Театральный уголок

Театр «Теремок» (настольный, пальчиковый)

Деревянные и вязанные герои сказки.

В уголке театра, за ширмой.

Распределяют и выполняют  роли.

Уголок лаборатории

Коллекция бусинок и серпантин.

Пластмассовые, бумажные, круглые, квадратные, сердечки и т.д.

В пластиковом комоде

Исследуют, обсуждают.


Приложение 1

Загадки:

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…?
(Игрушки)

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)

Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)
Если кто-то дал вам в дар
Чудо-контрамарку,
Это значит – одарил
Вас таким подарком.
С ней бесплатным предстоит
Вход и посещенье 
Иль театра, иль кино -
Ждите представленья!
Тут подвоха вовсе нет - 
Дан вам в дар входной...
(билет)

Если длинный вдруг спектакль –
Есть антракт в нём непременно.
Это краткий перерывчик,
Словно в школе…
(перемена) 

Загадки о сказке теремок

Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

и лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

развалился … («Теремок»).

Загадки о героях театра «Теремок»

Эта маленькая крошка 
Рада даже хлебной крошке, 
Потому что дотемна 
В норке прячется она.
(Мышь)

На кочку с кочки попрыгушка,

Ловушка мух и комаров,

Ночная громкая квакушка,

Болотный славящая кров,

Пугливо-скромная толстушка -

Зелёно-бурая ...(Лягушка).

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

                                (Заяц)

 Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её 
(лисичка).

Клыки - остры, ноги - быстры.

Серая шкура тепла - Мать-Природа дала.

Ночью воет на луну: "Голодом не усну-у-у-у-у-у!!!"

Зубами от холода - щёлк да щёлк.

В деревне люди зовут меня ... (Волк).

Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!

(Медведь)

Приложение 2

Дидактические игры

 по закреплению навыков конструирования в технике оригами

«НАЗОВИ И ПОКАЖИ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание условных обозначений в оригами; умение «читать» схемы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки с изображением условных обозначений, принятых в оригми.

ОПИСАНИЕ:

I вариант. Ведущий (педагог) показывает карточку с тем или иным знаком,

дети должны рассказать, что этот знак обозначает. Если ответ верен, ребёнок получает эту карточку.

II вариант. Ведущий (педагог) произносит название условных обозначений

(например, «линия сгиба», «перевернуть», «складка-молния» и т. п.,

дети должны найти и показать карточку с этим знаком. Если ответ верен, ребёнок получает эту карточку.

Побеждает тот, у кого в конце игры оказалось большее количество карточек.

«КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание условных обозначений в оригами; умение «читать» схемы и выполнять действия по схемам, согласно условным обозначениям,

добиваясь конечного результата.

ОПИСАНИЕ: У детей - квадраты бумаги, у педагога – карточки с условными обозначениями.

Задумав какую-то модель, педагог поочерёдно показывает карточки.

Дети выполняют действия, согласно знакам, проговаривая вслух, что они делают.

Более сложный вариант – дети работают самостоятельно, молча.

У тех, кто слушал внимательно, всё делал точно, и результат получится отличный.

Игры на закрепление знаний о базовых формах оригами.

"ПОКАЖИ ПРАВИЛЬНО"

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о базовых формах оригами.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) Базовые формы оригами выполненные из квадратов разной величины и цвета;

б) конверт с карточками-схемами базовых форм оригами.

ОПИСАНИЕ:

I вариант. Ребёнок выбирает и показывает из множества предложенных базовых форм, форму, названную ведущим (педагогом).

II вариант. Ведущий показывает карту-схему базовой формы, ребёнок находит и показывает выполненную модель.

III вариант. Ведущий показывает модель базовой формы, ребёнок находит и показывает карту-схему базовой формы.

Ещё варианты: "Кто больше найдёт и покажет "треугольников" ("книжек", "дверей"? "Найди и покажи самую большую (маленькую) модель базовой формы "двойной квадрат" ("треугольник").

"Найди и покажи базовую форму "дверь" розового цвета, а базовую форму "воздушный змей" зелёного".

"Какие поделки можно сделать из выбранных базовых форм?"

Побеждает в игре участник, давший наибольшее число правильных ответов.

Игры предназначены для работы с маленькой подгруппой детей или индивидуально.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


Приложение 3

Художественное слово  о мастере по изготовлению игрушек.

Мастеру посвящается 

 Фантазии полёт и рук творенье

 С восторгом я держу в своих руках...

 Не знает, к счастью, красота старенья,

 Любовь к прекрасному живёт в веках.

 Умелец может сделать из железки,

 Из камня, дерева – шедевры красоты.

 Из разноцветья бисера и лески,

 Как в сказке, чудеса творишь и ты.

 Я прикасаюсь к броши осторожно,

 Она чарует и ласкает взор.

 Представить трудно, как это возможно

 Создать невиданной красы узор.

 Как результат терпенья и уменья –

 Изящество, и цвета чистота,

 И совершенство формы... Нет сомненья,

 Наш мир спасут талант и красота!

 З. М. Торопчина

Текст сказки "Теремок".


Приложение 4.

Пальчиковая игра "Теремок"

На полянке теремок

(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор

(руки перед собой,пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук

(кулачок стучит по ладони)                                            

   Открывайте,я ваш друг!                                                                                                          (Руки развести в стороны)

Литература

1. Веракса, Н.Е.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]  /  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. –  335с.

2. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности/ Н.В. Шайдурова// Творческий центр. – М., 2008.

3. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты/ О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина// Вектор науки Тольяттинский госсударственного университета. – 2014. - №1.

4. Сидякина Е.А. Конструкторское бюро: учебно-методическое пособие/Е.А. Сидякина, Е.А. Колосова, В.М. Калинкина; под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – 96 с.

5. «Оригами 240 проектов»

6. «Мастер классы - оригами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...

Конспект совместной деятельности педагога и детей раннего младшего возраста «Цветик в гостях у детей»

Формирование представления детей о  времени года (весна); обогащение представления детей о  комнатном растении (фиалке) и его строении (стебель, листья, лепестки); бережное отноше...

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению интегрированной деятельности «Мастерская»

Проектирование интегрированные формы работы с детьми дошкольного возраста:...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по оздоровлению детей с применением нетрадиционных методов работы в средней группы.

Данное занятие воспитывает у детей интерес к физической культуре и приемам оздоровления, доброжелательное отношение друг к другу, вызывает эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать...