Рабочая программа кружка оригами "Бумажный журавлик"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
«Бумажный журавлик»
(художественно-эстетическое развитие)
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а так же творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим в ДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель подготовительной группы детей с диагнозом ЗПР.
Программа дополнительного образования кружка оригами «Бумажный журавлик» является программой художественно-эстетической направленности.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Цель кружка: развитие умственной и эстетической сфер деятельности и детского творчества .
Задачи кружка:
Образовательные:
-ознакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-сформировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
-научить различным приемам работы с бумагой;
-научить правильно организовать рабочее место;
-научить правильно и аккуратно работать ножницами;
-формировать знания по основам композиции;
-создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника.
Воспитательные:
-воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
-прививать основы культуры труда.
Развивающие:
-развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
-развивать память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
-развивать самостоятельность и аккуратность в изделии;
-формировать эстетический и художественный вкус.
Отличительные особенности программы:
-приемы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
-предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
-в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
-данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание, Конструирование, Математическое развитие», «Коммуникация, Речевое развитие», «Художественное творчество», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы МДОУ№57.
Возраст детей: 6 -7 лет
Срок реализации программы: с 1 октября 2014 года до 31 мая 2015 года.
Форма проведения занятий:
Занятия проводятся в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей ( с подгруппой и индивидуально).
Режим проведения занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю.
Время проведения: вторая половина дня.
Место проведения: группа МДОУ
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники:
-научатся различным приемам работы с бумагой;
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
-познакомятся с искусством оригами;
-овладеют навыками культуры труда;
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы проверки знаний и умений: диагностика в начале и в конце года.
Формы подведения итогов реализуемой программы дополнительного образования:
- организация выставок детских работ
- показ сказки с использованием игрушек ( герои сказки) Оригами.
- использование детских работ в оформлении помещений детского сада
- создание подарков детям и взрослым
- вечер развлечений для детей и родителей «Нам вместе весело»
Учебно-тематический план
месяц | № занятия | тема занятия | время |
Октябрь | 1 2 3 4 | сказка «репка» - показ «нарядная косыночка для Маши» «котя, котенька, коток» мышка и кошка | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Ноябрь | 5 6 7 8 | рябинка ваза с осенними ветками(коллективная) грибок «маленький ёжик- четвероножек» | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Декабрь | 9 10 11 12 | дерево в снегу елочки и звёздочки снежинки ёлочка нарядная(игрушки из трубочек) | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Январь | 13 14 15 16 | новогодняя сказка зимний лес коробочки комплект коробок по типу матрёшек | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Февраль | 17 18 19 20 | лисичка-сестричка уточка, деревья аппликация к сказке «серая шейка» поздравительные открытки папам | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Март | 21 22 23 24 | книжечка- малышечка изготовление заготовок «цветы» бабочки и птицы открытки для мам | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Апрель | 25 26 27 28 | игрушки из полосок птицы деревья весна в лесу(коллективная) | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Май | 29 30 31 32 | закладочки подвесочки сувениры малышам сувениры выпускникам | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин |
Общее время проведения дополнительной деятельности 16 часов.
Краткое содержание занятий
№ занятия | тема | содержание |
1. | сказка «репка» | 1.показ детям сказки «репка» с использованием игрушек оригами 2.предложить детям самим поиграть и повторить отрывки знакомой сказки 3.знакомство с искусством оригами |
2. | «нарядная косыночка для Маши» | 1.игровой момент- кукле Маше нужна косыночка ,давайте поможем 2.знакомим со свойствами бумаги 3.физминутка «наряд для Маши» О.А.Белобрыкина «речь и общение» стр.76 стих. «костюм сидит и не идёт» А.Шибаев |
3. | «котя, котенька, коток» | 1.чтение потешки «котя, котенька, коток» 2.показ и изготовление игрушки 3.дорисовывание мордочки(фломастерами) |
4. | мышка и кошка | 1.музыкальное упражнение «мышка с кошкой подружились» 2 показ и.изготовление игрушки 3.игра «кот и мыши» |
5. | рябинка | 1.беседа о времени года 2.рассматривание веток и листьев рябины 3. показ и изготовление листьев в технике оригами 4.чтение стих. «Рябинка» см.хрест. для детей старшего дошкольного возраста |
6. | ваза с осенними ветками (коллективная) | 1.рассматривание осенних веток, сравнение листьев 2.отметить каких цветов и оттенков листья, их красоту 3.вырезание веточек и составление композиции |
7. | грибок | 1.игровой момент-приход в гости Старичка- Лесовичка с корзиной лесных даров 2.рассматривание муляжей грибов 3. показ и изготовление грибов |
8. | «маленький ёжик- четвероножек» | 1.маленький ежик заблудился- игровой момент 2. показ и изготовление игрушки 3.исполнение песенки про ёжика |
9. | дерево в снегу | 1.рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением поздней осени 2.отметить, что каждое время года по- своему красиво 3. показ и изготовление дерева 4.упражнение под музыку «прогулка»см.М.И.Чистякову стр.122 |
10. | елочки и звёздочки | 1.рассматривание ёлочки 2.отметить различия в строении ёлочки и дерева (любое лиственное) 3. показ и изготовление ёлочек |
11. | снежинки | 1.рассмотреть иллюстрации увеличенных снежинок (расположение лучиков) 2.отметить их непохожесть друг на друга 3.показ и изготовление снежинок 4.стих. Бальмонт «Снежинка» |
12. | ёлочка нарядная (игрушки из трубочек) | 1.рассматривание ёлочки (чем она украшена) 2.чтение стихов к новому году 3.украшение большой заготовки 4.показ и изготовление трубочек(собираем игрушки и украшаем ёлку) |
13. | новогодняя сказка | 1.показ новогодней сказки ( герои сказки игрушки оригами) 2.песенки,хоровод,стихи |
14. | зимний лес | 1.рассматривание иллюстраций зимнего леса 2.отметить красоту деревьев 3.изготовление деревьев по показу 4 физминутка |
15. | коробочки | 1.внесение волшебной коробочки- сюрпризный момент 2.изготовление по показу 3.закрепить знание формы, рассмотреть схему(познакомить с условными обозначениями) |
16. | комплект коробок по типу матрёшек | 1.в гости к нам пришла Матрёшка 2.изготовление коробочек разного размера 3.украшение коробочек готовыми фигурами |
17. | лисичка-сестричка | 1.игровой момент- в гости лисичка пришла(кукольный театр) 2.изготовленте игрушки по показу 3.музыкальная разминка |
18. | уточка, деревья | 1.рассматривание иллюстраций к книге «серая шейка» 2.изготовление игрушек по показу и по схеме 3.дорисовывание элементов(фломастеры) |
19. | аппликация к сказке «серая шейка» | 1.рассматривание иллюстраций и показ отрывка сказки 2.подбор фона и наклеивание фигур на основу 3.игра |
20. | поздравительные открытки папам | 1.рассматривание поздравительных открыток к празднику «День защитника Отечества» 2.изготовление открыток по образцу из готовых деталей 3.подвижное упражнение |
21. | книжечка - малышечка | 1.беседа с дедом Буквоедом о книгах- игровой момент 2.изготовление книжечек 3.отгадывание загадок |
22. | изготовление заготовок «цветы» | 1.рассматривание иллюстраций, открыток, показ образца 2.показ и изготовление моделей 3.подбирать самостоятельно цвет бумаги для цветов 4.психогимнастика «цветочки просыпаются» |
23. | бабочки и птицы | 1.рассматривание иллюстраций, открыток, показ образца 2.показ и изготовление моделей 3.физминутка развивающая игра «летает- не летает» (развитие внимания) |
24. | открытки для мам | 1.рассматривание поздравительных открыток к празднику 8 марта 2.изготовление открыток по образцу из готовых деталей (книжки, цветы, бабочки, птицы) |
25. | игрушки из полосок | 1.игровой момент-гость с планеты «Полосундия» Полосундика. 2.рассматривание игрушек- образцов 3.изготовление по показу |
26. | «Журавушки» | 1.беседа о русском народном празднике в честь прихода весны 2.рассматривание и изготовление журавушек по показу 3 пальчиковая гимнастика упражнение «птица» на стих.М Шпака «журавлики-журавлики» см. игры для детей дошк. возраста стр.103 |
27. | деревья | 1.рассматривание иллюстраций – «лес ранней весной» 2.отметить красоту деревьев, их изящные ветки, темные, сырые стволы 3.изготовление моделей по схеме 4.украшение (цв. карандаши) |
28. | весна в лесу (коллективная) | 1.рассматривание иллюстраций – «лес ранней весной» 2.подбор фона и наклеивание фигур на основу(деревья, птицы) 3.отметить красоту деревьев, их изящные ветки, темные, сырые стволы в работе детей 4.музыкальная минутка(свободные движения под музыку) |
29. | закладочки | 1.беседа с дедом Буквоедом зачем нужна закладка 2.показ образцов и приёмы изготовления 3.развивающие игры с дедом Буквоедом |
30. | подвесочки | 1.рассматривание образцов(яркие, красочные и необычные игрушки) 2.обсуждение приёмов изготовления 3.физминутка 4.изготовление игрушек |
31. | сувениры малышам | 1.рассматривание образцов(яркие, красочные и необычные игрушки) 2.обсуждение приёмов изготовления 3.физминутка 4.изготовление игрушек |
32. | сувениры выпускникам | 1.рассматривание образцов(яркие, красочные и необычные игрушки) 2.обсуждение приёмов изготовления 3.физминутка 4.изготовление игрушек |
Список используемой литературы:
1. В.И. Романина «Конструирование» изд. «Просвещение»,Мск.2009г.
2.Джун Джексон «Поделки из бумаги» изд. Мск. «Просвещение»,1996
3. Е.Черенкова «Простейшие модели оригами»изд.» Рипол классик»,
Мск. 2007.
4. «Игрушки из бумаги» изд. Кристалл С.-Петербург, 2000
5. М.Конышева «Наш рукотворный мир» изд. «Линка-пресс»(рекомендовано Министерством образования )1996.
6. С.Соколова «Школа оригами (аппликация и мозаика) академия умелые руки, изд. Эксмо, Москва, 2003.
7. Т. Сержантова «365 моделей оригами»изд. «Айрис пресс», Мск, 2000.
8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль : «Академия развития», 1998.
9. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
10. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно -методическое пособие.- СПб.: «Детство- пресс»; 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка технической направленности "Журавлик"
Рабочая программа дополнительнительного образования кружка технической направленности. Срок реализации 3 года, для детей с 4 до 7 лет. Программу составила воспитатель Трофимова Л.В....
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....