Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Народные куклы - обереги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,
г. Азов
Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе
«Народные куклы - обереги»
Подготовила:
Семенченко Наталья Борисовна
Азов
2017 год
Задачи:
1.Образовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования фигуры.
2.Развивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, коммуникативные навыки, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.
Образовательные области:
1.Познавательное развитие
2.Речевое развитие
3.Художественно—эстетическое развитие
4.Социально—коммуникативное развитие
5.Физическое развитие
Предварительная работа:
Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики, создание мини—музея кукол, подбор информационного материала, коллекционирование цветных ниток, изготовление народных кукол (работа с родителями).
Материалы, оборудование:
Ноутбук, народные куклы: мартенички, пеленашки, кувадки, современные игрушки, шерстяные нитки.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Звучит весёлая музыка.
- Две весёлые сестрички
Две синички – невелички
Мне в окошко постучали
К нам гостей они позвали,
Слышали, что наша группа и д/с
Всем гостям всегда он рад.
А гости не одни пришли они игрушку принесли.
Крош - зайчишка добрый мой,
Этот вам знакомый герой? (Да)
Крош на месте не сидит,
Познакомиться спешит.
- Ребята вы все знаете Кроша, а он вас нет. Давайте с ним познакомимся,
Вы все каждый назовите ему своё имя. (Дети говорят свои имена)
- Вот мы и познакомились. Теперь мы все – добрые друзья.
Начал Крош в руках скакать.
Хочет «Здравствуйте» сказать!
От него не отстаем
Тихо встанем и начнём.
Приветствие.
Здравствуй, группа (руки вперед)
Здравствуй, сад! (руки в стороны)
Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)
Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)
Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)
- Дети, Крош рад встрече и знакомству с вами, а вы рады?
Скажите, какое у вас настроение после знакомства с Крошем? (Весёлое, радостное, бодрое). Давайте улыбнёмся и подарим своё настроение гостям и друзьям.
2) Беседа об игрушках:
- Дети, а какую форму имеет игрушка Крош?
(Круглую). Правильно, а какие предметы круглой формы вы ещё знаете?
1 ребёнок: (Мяч – в него играю, здоровье укрепляют.
2 ребёнок: Круглый сладкий апельсин, ты его не ешь один.
3 ребёнок Солнце – круглое большое, а по цвету . . . золотое, клубок, глобус).
- Молодцы!
- Чтобы Кроша не пугать,
Предлагаю тихо встать.
Кроша пальчиком коснитесь
И игрушке улыбнитесь ( дети трогают, улыбаются)
Какой он на ощупь? ( Мягкий, пушистый, нежный, тёплый)
- Вы почувствовали своими пальчиками, что игрушка мягкая, пушистая? (Да)
- Эта игрушка очень добрая и сделана с душевной теплотой, которая передается нашим рукам. А у вас есть свои любимые игрушки? (Да)
Давайте поиграем с вами в игру «Воображайка» (Дети садятся)
Закройте глазки. Представьте, что как будто у вас в руках ваша любимая игрушка. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Игрушка вам очень нравится, вы любите её, она приносит вам много счастья. Прижмите её к себе. Держите свою игрушку крепко, не уроните.
1-2-3- открыли глазки. Саша, какую игрушку ты представил в своих руках? Лера, а ты кого представила? Ирочка, назови свою любимую игрушку. Дети, а за что вы любите свои игрушки? А как вы обращаетесь с ними? (Ответы детей)
В группе – разные игрушки.
Куклы, зайцы, погремушки.
Кубики, машины есть.
Даже всё не перечесть.
- Ребята, а как у вас появляются игрушки, откуда они приходят?
- Их покупают, нам их дарят.
- А как называют тех людей, которые делают игрушки? (Ответы детей)
- Их называют – кукольных дел мастера или кукольники. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Как мастера кукольники изготавливают куклу».
3) Просмотр видеофильма:
Мастер – это такой человек, который умеет что-то делать очень хорошо, лучше, чем остальные люди. Кукольники – очень добрые. Они своими игрушками доставляют радость всем детям.
Давайте поиграем с вами в игру «Превращалки». Хотите? (Да).
Ну-ка, дети, не ленитесь,
А в игрушки превратитесь!
Ждет вас новая игра,
Нам в неё играть пора!
Сделаем скорее круг
Слева друг и справа друг.
4) Физкультминутка:
Ходит кукла: топ-топ-топ (Руки чуть в сторону, покачивание на ногах)
А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп (3 хлопка перед собой по ногам)
Вперевалочку медведь (Топчутся как медведь)
Громко может он реветь (Рычат:«РРРРР)
У машины руль большой
Покатаемся с тобой (Крутят руль)
Мячик прыгает, как зайка (Прыжки)
Ты подбрось его, (Подбрасывают вверх)
Поймай-ка! (Хлопок)
Вы игрушки не ленитесь: (Поворот)
В ребятишек превратитесь
5) Рассматриваем кукол. (Не садимся)
- Ой, ребята, посмотрите, (показывает на окошке)
За окном висят из нитей
Не пойму – что за зверушки
Право, странные игрушки . . .
Давайте подойдём к окошку. (Дети с педагогом подходят к окну).
- Это вы повесили игрушки? (Нет).
- Может быть это Крош? На что они похожи? (На человечков, кукол)
- Какие необычные куколки. Дети, а вам хочется узнать, что это за куклы, кто их сделал и почему они висят за окошком? Тогда отгадайте загадку.
На Руси давным-давно
Солнце стукнет ли в окно
После стужи лютой, злой
Март идет в наш край родной,
А в какое время года
Просыпается природа? (Весной)
- А сейчас какое время года? (весна) А какой месяц? (март).
- Правильно. Давно, специально для встречи весны, люди изготавливали кукол - мартеничек, названых в честь первого месяца весны-марта. Кукол делали парами - по две, из ниток. Из белых ниток - в честь уходящей зимы, а из красных ниток – в честь прихода весны и жаркого солнца. Вешали таких кукол на деревья и окошки и загадывали желания.
Давайте произнесем это слово медленно по слогам: мар-ти-нич-ки. (2 раза), а теперь погромче на распев: марти-и-ни-и чки (2 раза), а теперь побыстрей как скороговорку: мартинички.
- Крош пришел к нам на занятие не просто так, он принёс нам разных кукол и хочет, чтобы я вам о них рассказала. Давайте сядем и послушаем.
Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, их вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.
Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.
Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.
А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.
- Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т.е охранять и защищать).
- Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов? (Да).
- Ой, что-то это за шум, да это к нам пришла подруга Кроша – Нюша. Она принесла клубочки для работы. Но сначала хочет , что бы мы их посчитали.(Счет прямой и обратный до 10).
(Нечаянно рассыпаются клубочки)
- Дети помогите собрать клубочки, возьмите себе каждый по одному. Какие клубочки по форме. (Круглые).
-Какие клубочки по величине? (Маленькие).
- Попробуйте, какие они на ощупь. Чем они отличаются? ( Они разного цвета).
- Дети, правильно. Все клубочки цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Возьмите клубочки в руки, давайте с ними поиграем.
6) Пальчиковая гимнастика.
Нужно пряжу нам размять (катают в руках)
И в клубочки замотать
Ты катись-вертись клубок (катят клубок по правой руке)
Нам не нужен узелок, (катят клубок по левой руке)
Наш клубок тугой как мячик
Но он в пальчиках не скачет.
- Молодцы. Положите клубочки ко мне в корзинку повернитесь ко мне спинками. Закройте глазки.
- Клубочки размотайтесь и в ниточки превращайтесь. Я предлагаю вам сесть на свои места за столом.
- Дети, у вас на столах нитки – длинные и короткие. Из длинной пряжи получилась голова и туловище нашей куколки, а из короткой пряжи – руки. Все части будем закреплять ниточкой, завязывая крепкие узелки. Если это девочка, то она будет в юбке, а если вы захотите сделать мальчика, то нижнюю часть ниток нужно разделить на две равные части и также закрепить ниточкой.
Показ.
7) Самостоятельная работа детей под народную музыку.
Подведение итогов.
- Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились,
нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Дети повторяют хором.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо». А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_detskiy_sad.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,
г. Азов
Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе
«Народные куклы - обереги»
Подготовила:
Семенченко Наталья Борисовна
Азов
2017 год
Задачи:
1.Образовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования фигуры.
2.Развивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, коммуникативные навыки, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.
Образовательные области:
1.Познавательное развитие
2.Речевое развитие
3.Художественно—эстетическое развитие
4.Социально—коммуникативное развитие
5.Физическое развитие
Предварительная работа:
Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики, создание мини—музея кукол, подбор информационного материала, коллекционирование цветных ниток, изготовление народных кукол (работа с родителями).
Материалы, оборудование:
Ноутбук, народные куклы: мартенички, пеленашки, кувадки, современные игрушки, шерстяные нитки.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Звучит весёлая музыка.
- Две весёлые сестрички
Две синички – невелички
Мне в окошко постучали
К нам гостей они позвали,
Слышали, что наша группа и д/с
Всем гостям всегда он рад.
А гости не одни пришли они игрушку принесли.
Крош - зайчишка добрый мой,
Этот вам знакомый герой? (Да)
Крош на месте не сидит,
Познакомиться спешит.
- Ребята вы все знаете Кроша, а он вас нет. Давайте с ним познакомимся,
Вы все каждый назовите ему своё имя. (Дети говорят свои имена)
- Вот мы и познакомились. Теперь мы все – добрые друзья.
Начал Крош в руках скакать.
Хочет «Здравствуйте» сказать!
От него не отстаем
Тихо встанем и начнём.
Приветствие.
Здравствуй, группа (руки вперед)
Здравствуй, сад! (руки в стороны)
Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)
Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)
Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)
- Дети, Крош рад встрече и знакомству с вами, а вы рады?
Скажите, какое у вас настроение после знакомства с Крошем? (Весёлое, радостное, бодрое). Давайте улыбнёмся и подарим своё настроение гостям и друзьям.
2) Беседа об игрушках:
- Дети, а какую форму имеет игрушка Крош?
(Круглую). Правильно, а какие предметы круглой формы вы ещё знаете?
1 ребёнок: (Мяч – в него играю, здоровье укрепляют.
2 ребёнок: Круглый сладкий апельсин, ты его не ешь один.
3 ребёнок Солнце – круглое большое, а по цвету . . . золотое, клубок, глобус).
- Молодцы!
- Чтобы Кроша не пугать,
Предлагаю тихо встать.
Кроша пальчиком коснитесь
И игрушке улыбнитесь ( дети трогают, улыбаются)
Какой он на ощупь? ( Мягкий, пушистый, нежный, тёплый)
- Вы почувствовали своими пальчиками, что игрушка мягкая, пушистая? (Да)
- Эта игрушка очень добрая и сделана с душевной теплотой, которая передается нашим рукам. А у вас есть свои любимые игрушки? (Да)
Давайте поиграем с вами в игру «Воображайка» (Дети садятся)
Закройте глазки. Представьте, что как будто у вас в руках ваша любимая игрушка. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Игрушка вам очень нравится, вы любите её, она приносит вам много счастья. Прижмите её к себе. Держите свою игрушку крепко, не уроните.
1-2-3- открыли глазки. Саша, какую игрушку ты представил в своих руках? Лера, а ты кого представила? Ирочка, назови свою любимую игрушку. Дети, а за что вы любите свои игрушки? А как вы обращаетесь с ними? (Ответы детей)
В группе – разные игрушки.
Куклы, зайцы, погремушки.
Кубики, машины есть.
Даже всё не перечесть.
- Ребята, а как у вас появляются игрушки, откуда они приходят?
- Их покупают, нам их дарят.
- А как называют тех людей, которые делают игрушки? (Ответы детей)
- Их называют – кукольных дел мастера или кукольники. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Как мастера кукольники изготавливают куклу».
3) Просмотр видеофильма:
Мастер – это такой человек, который умеет что-то делать очень хорошо, лучше, чем остальные люди. Кукольники – очень добрые. Они своими игрушками доставляют радость всем детям.
Давайте поиграем с вами в игру «Превращалки». Хотите? (Да).
Ну-ка, дети, не ленитесь,
А в игрушки превратитесь!
Ждет вас новая игра,
Нам в неё играть пора!
Сделаем скорее круг
Слева друг и справа друг.
4) Физкультминутка:
Ходит кукла: топ-топ-топ (Руки чуть в сторону, покачивание на ногах)
А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп (3 хлопка перед собой по ногам)
Вперевалочку медведь (Топчутся как медведь)
Громко может он реветь (Рычат:«РРРРР)
У машины руль большой
Покатаемся с тобой (Крутят руль)
Мячик прыгает, как зайка (Прыжки)
Ты подбрось его, (Подбрасывают вверх)
Поймай-ка! (Хлопок)
Вы игрушки не ленитесь: (Поворот)
В ребятишек превратитесь
5) Рассматриваем кукол. (Не садимся)
- Ой, ребята, посмотрите, (показывает на окошке)
За окном висят из нитей
Не пойму – что за зверушки
Право, странные игрушки . . .
Давайте подойдём к окошку. (Дети с педагогом подходят к окну).
- Это вы повесили игрушки? (Нет).
- Может быть это Крош? На что они похожи? (На человечков, кукол)
- Какие необычные куколки. Дети, а вам хочется узнать, что это за куклы, кто их сделал и почему они висят за окошком? Тогда отгадайте загадку.
На Руси давным-давно
Солнце стукнет ли в окно
После стужи лютой, злой
Март идет в наш край родной,
А в какое время года
Просыпается природа? (Весной)
- А сейчас какое время года? (весна) А какой месяц? (март).
- Правильно. Давно, специально для встречи весны, люди изготавливали кукол - мартеничек, названых в честь первого месяца весны-марта. Кукол делали парами - по две, из ниток. Из белых ниток - в честь уходящей зимы, а из красных ниток – в честь прихода весны и жаркого солнца. Вешали таких кукол на деревья и окошки и загадывали желания.
Давайте произнесем это слово медленно по слогам: мар-ти-нич-ки. (2 раза), а теперь погромче на распев: марти-и-ни-и чки (2 раза), а теперь побыстрей как скороговорку: мартинички.
- Крош пришел к нам на занятие не просто так, он принёс нам разных кукол и хочет, чтобы я вам о них рассказала. Давайте сядем и послушаем.
Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, их вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.
Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.
Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.
А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.
- Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т.е охранять и защищать).
- Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов? (Да).
- Ой, что-то это за шум, да это к нам пришла подруга Кроша – Нюша. Она принесла клубочки для работы. Но сначала хочет , что бы мы их посчитали.(Счет прямой и обратный до 10).
(Нечаянно рассыпаются клубочки)
- Дети помогите собрать клубочки, возьмите себе каждый по одному. Какие клубочки по форме. (Круглые).
-Какие клубочки по величине? (Маленькие).
- Попробуйте, какие они на ощупь. Чем они отличаются? ( Они разного цвета).
- Дети, правильно. Все клубочки цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Возьмите клубочки в руки, давайте с ними поиграем.
6) Пальчиковая гимнастика.
Нужно пряжу нам размять (катают в руках)
И в клубочки замотать
Ты катись-вертись клубок (катят клубок по правой руке)
Нам не нужен узелок, (катят клубок по левой руке)
Наш клубок тугой как мячик
Но он в пальчиках не скачет.
- Молодцы. Положите клубочки ко мне в корзинку повернитесь ко мне спинками. Закройте глазки.
- Клубочки размотайтесь и в ниточки превращайтесь. Я предлагаю вам сесть на свои места за столом.
- Дети, у вас на столах нитки – длинные и короткие. Из длинной пряжи получилась голова и туловище нашей куколки, а из короткой пряжи – руки. Все части будем закреплять ниточкой, завязывая крепкие узелки. Если это девочка, то она будет в юбке, а если вы захотите сделать мальчика, то нижнюю часть ниток нужно разделить на две равные части и также закрепить ниточкой.
Показ.
7) Самостоятельная работа детей под народную музыку.
Подведение итогов.
- Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились,
нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Дети повторяют хором.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо». А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....
Конспект открытого комплексного занятия по познавательному развитию в старше-подготовительной группе «Мы пешеходы!» (для родителей)
Обучение детей правилам дорожного движения....
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...
Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода »
Цель: - Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.Задачи:1. Образовательная- Формирование целостной картины мира.- Познавательно- исследовательская и ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»
Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;-развивать наблюдательность, умение видеть отлич...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...