Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Народные куклы - обереги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Семенченко Наталья Борисовна

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,

г. Азов

 

 

 

 

 

Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе

«Народные куклы - обереги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Семенченко Наталья Борисовна

 


 


 

 

Азов

2017 год

 

 

 

Задачи:

1.Образовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования фигуры.

2.Развивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, коммуникативные навыки, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.

Образовательные области:

1.Познавательное развитие

2.Речевое развитие

3.Художественно—эстетическое развитие

4.Социально—коммуникативное развитие

5.Физическое развитие

 

Предварительная работа:

Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики, создание мини—музея кукол, подбор информационного материала, коллекционирование цветных ниток, изготовление народных кукол (работа с родителями).

Материалы, оборудование:

Ноутбук, народные куклы: мартенички, пеленашки, кувадки, современные игрушки, шерстяные нитки.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. Звучит весёлая музыка.

-  Две весёлые сестрички

Две синички – невелички

Мне в окошко постучали

К нам гостей они позвали,

Слышали, что наша группа и д/с

Всем гостям всегда он рад.

А гости не одни пришли они игрушку принесли.

Крош - зайчишка добрый мой,

Этот вам знакомый герой?    (Да)

Крош на месте не сидит,

Познакомиться спешит.

 

- Ребята вы все знаете Кроша, а он вас нет. Давайте с ним познакомимся,

Вы все каждый назовите ему своё имя. (Дети говорят свои имена)

- Вот мы и познакомились. Теперь мы все – добрые друзья.

Начал Крош в руках скакать.

Хочет «Здравствуйте» сказать!

От него не отстаем

Тихо встанем и начнём.

 

Приветствие.

 

Здравствуй, группа  (руки вперед)

Здравствуй, сад! (руки в стороны)

Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)

Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)

Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)

 

- Дети, Крош рад встрече и знакомству с вами, а вы рады?

Скажите, какое у вас настроение после знакомства с Крошем? (Весёлое, радостное, бодрое). Давайте улыбнёмся и подарим своё настроение гостям и друзьям.

2) Беседа об игрушках:

- Дети, а какую форму имеет игрушка Крош?

(Круглую). Правильно, а какие предметы круглой формы вы ещё знаете?

1 ребёнок: (Мяч – в него играю, здоровье укрепляют.

2 ребёнок: Круглый сладкий апельсин, ты его не ешь один.

 3 ребёнок Солнце – круглое большое, а по цвету . . . золотое, клубок, глобус).

 

- Молодцы!

 

- Чтобы Кроша не пугать,

Предлагаю тихо встать.

Кроша пальчиком коснитесь

И игрушке улыбнитесь  ( дети трогают, улыбаются)

Какой он на ощупь? ( Мягкий, пушистый, нежный, тёплый)

 

- Вы почувствовали своими пальчиками, что игрушка мягкая, пушистая? (Да)

- Эта игрушка очень добрая и сделана с душевной теплотой, которая передается нашим рукам. А у вас есть свои любимые игрушки?  (Да)

Давайте поиграем с вами в игру «Воображайка»  (Дети садятся)

 

Закройте глазки. Представьте, что как будто у вас в руках ваша любимая игрушка. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Игрушка вам очень нравится, вы любите её, она приносит вам много счастья. Прижмите её к себе. Держите свою игрушку крепко, не уроните.

1-2-3- открыли глазки. Саша, какую игрушку ты представил в своих руках? Лера, а ты кого представила? Ирочка, назови свою любимую игрушку. Дети, а за что вы любите свои игрушки? А как вы обращаетесь с ними?  (Ответы детей)

В группе – разные игрушки.

Куклы, зайцы, погремушки.

Кубики, машины есть.

Даже всё не перечесть.

 

- Ребята, а как у вас появляются игрушки, откуда они приходят? 

-  Их покупают, нам их дарят.

- А как называют тех людей, которые делают игрушки?  (Ответы детей)

- Их называют – кукольных дел мастера или кукольники. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Как мастера кукольники изготавливают куклу».

3) Просмотр видеофильма:

Мастер – это такой человек, который умеет что-то делать очень хорошо, лучше, чем остальные люди. Кукольники – очень добрые. Они своими игрушками доставляют радость всем детям.

Давайте поиграем с вами в игру «Превращалки». Хотите?  (Да).

Ну-ка, дети, не ленитесь,

А в игрушки превратитесь!

Ждет вас новая игра,

Нам в неё играть пора!

Сделаем скорее круг

Слева друг и справа друг.

4) Физкультминутка:

Ходит кукла: топ-топ-топ  (Руки чуть в сторону, покачивание на ногах)

А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп  (3 хлопка перед собой по ногам)

Вперевалочку медведь  (Топчутся как медведь)

Громко может он реветь  (Рычат:«РРРРР)

У машины руль большой

Покатаемся с тобой  (Крутят руль)

Мячик прыгает, как зайка  (Прыжки)

Ты подбрось его,  (Подбрасывают вверх)

Поймай-ка!  (Хлопок)

Вы игрушки не ленитесь: (Поворот)

В ребятишек превратитесь

5) Рассматриваем кукол.  (Не садимся)

-  Ой, ребята, посмотрите, (показывает на окошке)

За окном висят из нитей

Не пойму – что за зверушки

Право, странные игрушки . . .

Давайте подойдём к окошку. (Дети с педагогом подходят к окну).

 

- Это вы повесили игрушки? (Нет).

- Может быть это Крош? На что они похожи? (На человечков, кукол)

- Какие необычные куколки. Дети, а вам хочется узнать, что это за куклы, кто их сделал и почему они висят за окошком? Тогда отгадайте загадку.

 

На Руси давным-давно

Солнце стукнет ли в окно

После стужи лютой, злой

Март идет в наш край родной,

А в какое время года

Просыпается природа?  (Весной)

- А сейчас какое время года? (весна) А какой месяц? (март).

- Правильно. Давно, специально для встречи весны, люди изготавливали кукол - мартеничек, названых в честь первого месяца весны-марта. Кукол делали парами - по две, из ниток. Из белых ниток - в честь уходящей зимы, а из красных ниток – в честь прихода весны и жаркого солнца. Вешали таких кукол на деревья и окошки и загадывали желания.

Давайте произнесем это слово медленно по слогам: мар-ти-нич-ки. (2 раза), а теперь погромче на распев: марти-и-ни-и чки (2 раза), а теперь побыстрей как скороговорку: мартинички.

- Крош пришел к нам на занятие не просто так, он принёс нам разных кукол и хочет, чтобы я вам о них рассказала. Давайте сядем и послушаем.

Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, их вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.

Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.

Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.

А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.

- Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т.е охранять и защищать).

- Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов? (Да).

-  Ой, что-то это за шум, да это к нам пришла подруга Кроша – Нюша. Она принесла клубочки для работы. Но сначала хочет , что бы мы их посчитали.(Счет прямой и обратный до 10).

(Нечаянно рассыпаются клубочки)

- Дети помогите собрать клубочки, возьмите себе каждый по одному. Какие клубочки по форме. (Круглые).

-Какие клубочки по величине? (Маленькие).

- Попробуйте, какие они на ощупь. Чем они отличаются? ( Они разного цвета).

- Дети, правильно. Все клубочки цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Возьмите клубочки в руки, давайте с ними поиграем.

6) Пальчиковая гимнастика.

Нужно пряжу нам размять (катают в руках)

И в клубочки замотать

Ты катись-вертись клубок (катят клубок по правой руке)

Нам не нужен узелок, (катят клубок по левой руке)

Наш клубок тугой как мячик

Но он в пальчиках не скачет.

 

- Молодцы. Положите клубочки ко мне в корзинку повернитесь ко мне спинками. Закройте глазки.

- Клубочки размотайтесь и в ниточки превращайтесь. Я предлагаю вам сесть на свои места за столом.

- Дети, у вас на столах нитки – длинные и короткие. Из длинной пряжи получилась голова и туловище нашей куколки, а из короткой пряжи – руки. Все части будем закреплять ниточкой, завязывая крепкие узелки. Если это девочка, то она будет в юбке, а если вы захотите сделать мальчика, то нижнюю часть ниток нужно разделить на две равные части и также закрепить ниточкой.

Показ.

7) Самостоятельная работа детей под народную музыку.

Подведение итогов.

- Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились,

нужно сказать волшебные слова:

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

 

Дети повторяют хором.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо». А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,

г. Азов

Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе

«Народные куклы - обереги»

Подготовила:

Семенченко Наталья Борисовна



Азов

2017 год

Задачи:

1.Образовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования фигуры.

2.Развивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, коммуникативные навыки, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.

Образовательные области:

1.Познавательное развитие

2.Речевое развитие

3.Художественно—эстетическое развитие

4.Социально—коммуникативное развитие

5.Физическое развитие

Предварительная работа:

Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики, создание мини—музея кукол, подбор информационного материала, коллекционирование цветных ниток, изготовление народных кукол (работа с родителями).

Материалы, оборудование:

Ноутбук, народные куклы: мартенички, пеленашки, кувадки, современные игрушки, шерстяные нитки.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. Звучит весёлая музыка.

-  Две весёлые сестрички

Две синички – невелички

Мне в окошко постучали

К нам гостей они позвали,

Слышали, что наша группа и д/с

Всем гостям всегда он рад.

А гости не одни пришли они игрушку принесли.

Крош - зайчишка добрый мой,

Этот вам знакомый герой?    (Да)

Крош на месте не сидит,

Познакомиться спешит.

- Ребята вы все знаете Кроша, а он вас нет. Давайте с ним познакомимся,

Вы все каждый назовите ему своё имя. (Дети говорят свои имена)

- Вот мы и познакомились. Теперь мы все – добрые друзья.

Начал Крош в руках скакать.

Хочет «Здравствуйте» сказать!

От него не отстаем

Тихо встанем и начнём.

Приветствие.

Здравствуй, группа  (руки вперед)

Здравствуй, сад! (руки в стороны)

Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)

Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)

Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)

- Дети, Крош рад встрече и знакомству с вами, а вы рады?

Скажите, какое у вас настроение после знакомства с Крошем? (Весёлое, радостное, бодрое). Давайте улыбнёмся и подарим своё настроение гостям и друзьям.

2) Беседа об игрушках:

- Дети, а какую форму имеет игрушка Крош?

(Круглую). Правильно, а какие предметы круглой формы вы ещё знаете?

1 ребёнок: (Мяч – в него играю, здоровье укрепляют.

2 ребёнок: Круглый сладкий апельсин, ты его не ешь один.

 3 ребёнок Солнце – круглое большое, а по цвету . . . золотое, клубок, глобус).

- Молодцы!

- Чтобы Кроша не пугать,

Предлагаю тихо встать.

Кроша пальчиком коснитесь

И игрушке улыбнитесь  ( дети трогают, улыбаются)

Какой он на ощупь? ( Мягкий, пушистый, нежный, тёплый)

- Вы почувствовали своими пальчиками, что игрушка мягкая, пушистая? (Да)

- Эта игрушка очень добрая и сделана с душевной теплотой, которая передается нашим рукам. А у вас есть свои любимые игрушки?  (Да)

Давайте поиграем с вами в игру «Воображайка»  (Дети садятся)

Закройте глазки. Представьте, что как будто у вас в руках ваша любимая игрушка. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Игрушка вам очень нравится, вы любите её, она приносит вам много счастья. Прижмите её к себе. Держите свою игрушку крепко, не уроните.

1-2-3- открыли глазки. Саша, какую игрушку ты представил в своих руках? Лера, а ты кого представила? Ирочка, назови свою любимую игрушку. Дети, а за что вы любите свои игрушки? А как вы обращаетесь с ними?  (Ответы детей)

В группе – разные игрушки.

Куклы, зайцы, погремушки.

Кубики, машины есть.

Даже всё не перечесть.

- Ребята, а как у вас появляются игрушки, откуда они приходят? 

-  Их покупают, нам их дарят.

- А как называют тех людей, которые делают игрушки?  (Ответы детей)

- Их называют – кукольных дел мастера или кукольники. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Как мастера кукольники изготавливают куклу».

3) Просмотр видеофильма:

Мастер – это такой человек, который умеет что-то делать очень хорошо, лучше, чем остальные люди. Кукольники – очень добрые. Они своими игрушками доставляют радость всем детям.

Давайте поиграем с вами в игру «Превращалки». Хотите?  (Да).

Ну-ка, дети, не ленитесь,

А в игрушки превратитесь!

Ждет вас новая игра,

Нам в неё играть пора!

Сделаем скорее круг

Слева друг и справа друг.

4) Физкультминутка:

Ходит кукла: топ-топ-топ  (Руки чуть в сторону, покачивание на ногах)

А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп  (3 хлопка перед собой по ногам)

Вперевалочку медведь  (Топчутся как медведь)

Громко может он реветь  (Рычат:«РРРРР)

У машины руль большой

Покатаемся с тобой  (Крутят руль)

Мячик прыгает, как зайка  (Прыжки)

Ты подбрось его,  (Подбрасывают вверх)

Поймай-ка!  (Хлопок)

Вы игрушки не ленитесь: (Поворот)

В ребятишек превратитесь

5) Рассматриваем кукол.  (Не садимся)

-  Ой, ребята, посмотрите, (показывает на окошке)

За окном висят из нитей

Не пойму – что за зверушки

Право, странные игрушки . . .

Давайте подойдём к окошку. (Дети с педагогом подходят к окну).

- Это вы повесили игрушки? (Нет). 

- Может быть это Крош? На что они похожи? (На человечков, кукол)

- Какие необычные куколки. Дети, а вам хочется узнать, что это за куклы, кто их сделал и почему они висят за окошком? Тогда отгадайте загадку.

На Руси давным-давно

Солнце стукнет ли в окно

После стужи лютой, злой

Март идет в наш край родной,

А в какое время года

Просыпается природа?  (Весной)

- А сейчас какое время года? (весна) А какой месяц? (март).

- Правильно. Давно, специально для встречи весны, люди изготавливали кукол - мартеничек, названых в честь первого месяца весны-марта. Кукол делали парами - по две, из ниток. Из белых ниток - в честь уходящей зимы, а из красных ниток – в честь прихода весны и жаркого солнца. Вешали таких кукол на деревья и окошки и загадывали желания.

Давайте произнесем это слово медленно по слогам: мар-ти-нич-ки. (2 раза), а теперь погромче на распев: марти-и-ни-и чки (2 раза), а теперь побыстрей как скороговорку: мартинички.

- Крош пришел к нам на занятие не просто так, он принёс нам разных кукол и хочет, чтобы я вам о них рассказала. Давайте сядем и послушаем.

Кувадки– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, их вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.

Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.

Куклу «Стригушку» - делали из соломы, надевали на неё сарафан, украшали передником и головным убором.

А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.

- Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями. А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т.е охранять и защищать).

- Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов? (Да).

-  Ой, что-то это за шум, да это к нам пришла подруга Кроша – Нюша. Она принесла клубочки для работы. Но сначала хочет , что бы мы их посчитали.(Счет прямой и обратный до 10).

(Нечаянно рассыпаются клубочки)

- Дети помогите собрать клубочки, возьмите себе каждый по одному. Какие клубочки по форме. (Круглые).

-Какие клубочки по величине? (Маленькие).

- Попробуйте, какие они на ощупь. Чем они отличаются? ( Они разного цвета).

- Дети, правильно. Все клубочки цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Возьмите клубочки в руки, давайте с ними поиграем.

6) Пальчиковая гимнастика.

Нужно пряжу нам размять (катают в руках)

И в клубочки замотать

Ты катись-вертись клубок (катят клубок по правой руке)

Нам не нужен узелок, (катят клубок по левой руке)

Наш клубок тугой как мячик

Но он в пальчиках не скачет.

- Молодцы. Положите клубочки ко мне в корзинку повернитесь ко мне спинками. Закройте глазки.

- Клубочки размотайтесь и в ниточки превращайтесь. Я предлагаю вам сесть на свои места за столом.

- Дети, у вас на столах нитки – длинные и короткие. Из длинной пряжи получилась голова и туловище нашей куколки, а из короткой пряжи – руки. Все части будем закреплять ниточкой, завязывая крепкие узелки. Если это девочка, то она будет в юбке, а если вы захотите сделать мальчика, то нижнюю часть ниток нужно разделить на две равные части и также закрепить ниточкой.

Показ.

7) Самостоятельная работа детей под народную музыку.

Подведение итогов.

- Какие красивые у вас получились куклы. Они очень понравились нашим гостям – Крошу, Нюше. Они так рады новым друзьям. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились,

нужно сказать волшебные слова:

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

Дети повторяют хором.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо». А наши друзья Крош и Нюша хотят вас угостить за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода »

Цель: - Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.Задачи:1. Образовательная- Формирование целостной картины мира.- Познавательно- исследовательская и ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;-развивать наблюдательность, умение видеть отлич...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...