Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лысенкова Галина Александровна

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;

-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 15»

456317, г. Миасс, Челябинской области, ул. 8 Марта д.82, тел. 8 (3513)57-08-90

ОКПО 42494973 ОГРН 1057407005336 ИНН/КПП 7415044833/741501001

        Электронная почта: miass-dou15@mail.ru Сайт: http// miass-dou15.ru/

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

                                                    Воспитатель:

        Лысенкова Г.А.

Миасс, 2018 г.

Программные задачи: -продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;

-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Самовар».

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли гжельских мастеров и самостоятельно выполнить узоры Гжели на бумажных шаблонах сервиза.

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

Предварительная работа: познакомить детей с русскими народными промыслами: «Хохлома», «Дымково», «Гжель» - рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; во время прогулки рисование на снегу элементов гжельской росписи подкрашенной синей гуашью водой из пластиковых бутылочек; рисование элементов гжельской росписи на бумаге гуашевой краской синего цвета; беседы с детьми о русских народных традициях; знакомство детей с русской народной игрой «Золотые ворота»

Материал: русский национальный женский наряд (головной убор-платок с красивым рисунком, сарафан) для воспитателя, музыкальный инструмент-бубен, изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, иллюстрации с изображением дымковских игрушек и сами дымковские игрушки, самовар, различные угощения, силуэтные заготовки посуды из белого картона, пластилин синего цвета, доски для лепки, стеки; текст сине-голубой сказки в самодельной книге, дидактическая игра «Собери посуду»; аудиозаписи: хороводная русская народная музыка, песня «Незабудковая Гжель» в исполнении Надежды Филатовой (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявкого).

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель, одетый в национальный русский наряд звонит в бубен и обращается к детям со словами:

Слайд 1

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, детки, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?

 (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, и если понравится, покупают и везут домой.

Воспитатель: Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!

Воспитатель: Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке? Отгадайте-ка загадку!

Слайд 2

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали? Где их мастерят?

Дети: из села Дымково.

Слайд 3

Воспитатель: Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки. А давайте прочитаем про село Дымково стихи.

 (Дети читают стихи)

Первый ребёнок:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Второй ребёнок:

Возле Вятки самой- Дымково посёлок.

Окаймлён лесами уголок весёлый.

В нём, не ища покоя, продолжая труд,

Мастера и мастерицы славные живут.

Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Действительно, славные мастера живут в селе Дымково. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками.

Воспитатель: Теперь пойдём - ка дальше по базару - посмотреть кой-какого товару! Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью!

Слайд 4

Кто из вас знает, как эта посуда называется?

Дети: хохломская.

Слайд 5

Ребёнок читает стихотворение о Хохломе:

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума,

Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!

И богата, и красива

Гостю рада от души!

Кубки, чаши и ковши!

Воспитатель: Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!

Воспитатель: А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: и матрёшки, и бусы разные, угощения всякие! 

Слайд 6, 7

А сейчас, друзья мои, у меня будет к вам просьба: послушайте, пожалуйста, стихотворение и найдите такие предметы на нашей ярмарке, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Подносы и ложки - быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая Гжель!

Слайд 8

 (Дети находят предметы Гжели)

Воспитатель: Ребята, скажите, а дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

 (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать сине-голубую сказку. А почему она так называется, сейчас догадаетесь сами.

 (воспитатель читает сказку и показывает картинки с изображением гжельской керамики)

Сине-голубая сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки.

Слайд 9

 Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу.

Слайд 10

Гжельские мастера - большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают.

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? (ответы детей)

-О каком народном промысле эта сказка?

Дети: о Гжели.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята, догадались.

Воспитатель: Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали? Они не только покупали и продавали товары, но ещё веселились и играли в русские народные игры.

-Давайте и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Русская народная игра (звучит хороводная русская народная музыка)

Воспитатель: Ну как? Хорошо поиграли? (ответы детей)

Воспитатель: Ребятки, вот так люди на ярмарке играли, веселились, а бывало случалось и так, что посуда билась.

-Давайте с вами соберём битую посуду?

Дидактическая игра «Собери посуду».

 (Детям раздаются разрезанные бумажные шаблоны гжельского сервиза. Они собирают предметы посуды, сидя за столами.)

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Всё собрали!

-А у меня для вас есть сюрприз. Раз мы сегодня побывали на ярмарке, давайте побудем в роли настоящих гжельских мастеров? Хотите?

 (ответы детей)

Воспитатель: Вот вам белые тарелочки, давайте украсим ихсиними гжельскими узорами.

Заключение:

Дети украшают бумажные шаблоны сервиза гжельскими узорами под аудиозапись «Незабудковая Гжель» в исполнении Надежды Филатовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Народные промыслы на весёлой ярмарке»Цель:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с промыслами разных народов.-дать понятие детям «деко...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Ярмарка».

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "Ярмарка"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции,...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Народные промыслы России"

Этот конспект поможет закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов, поможет  сформировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастер...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Народные промыслы Белогорья"

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Народные промыслы Белогорья»                ...