Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством использования робототехники
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Баева Ольга Григорьевна

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирвания, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskoy_i_konstruktivnoy_deyatelnosti.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством использования робототехники

«Если ребёнок в детстве не научился

творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Начиная уже с дошкольного возраста важно формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

         Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.)   показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,  обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в  процессе специально организованного обучения.      

     Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. 

Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Обучение  и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

На сегодняшний день,  LEGO- конструкторы (LEGO- дупло, дакта, темтические наборы ), конструкторы «Полидрон», «Полидрон Сфера», «Полидрон Каркасы», магнитный конструктор, робототехнический модуль "Дошколка.ру"  активно  используются  воспитанниками  в нашем детском саду в игровой деятельности.


Цель работы – развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора  и робототехники.
    Задачи

  • Развивать индивидуальные способности ребенка.
  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Развивать познавательный интерес к робототехнике.
  • Формировать пространственное мышление, умение и анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Развивать операции логического мышления.
  • Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
  • Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Развитие кругозора и культуры.
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое до конца, планировать будущую работу.
  • Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

   Основные принципы организации НОД  по лего – конструированию и робототехнике.

  • Личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка).
  • Природосообразности (учитывается возраст воспитанников).
  • Доступность изучаемого материала.
  • Систематичность, последовательность проведения занятий.
  • Эмоционально насыщенная тематика занятий.
  • Проблемно – ситуативный характер заданий.
  • Вариативно – дифференцированное содержание заданий.
  • Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, мы применяли следующие   методы:

  • Познавательный восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов
  • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
  • Поисковый – самостоятельное решение проблем;
  • Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
  • Контрольный метод при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий.
  • Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
  • Групповая работа – используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов.
  • Соревнования – практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию.

Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие конструкций,  дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет)  формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора  становится приоритетным.  Особое внимание уделяется  развитию  творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Постройки становятся  более разнообразными и динамичными.   

           

 Формы организации обучения

         Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

         Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

         Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

         Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

 Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

         Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

         Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Для активизации конструктивного творчества  воспитанников использовала разнообразный стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности. В конструкциях дошкольники отображают свои обобщенные представления о предметах. Поэтому учила наблюдательности умению детально рассматривать окружающий мир. Собственные детские наблюдения формируют огромный багаж тем для конструктивных проектов. Продолжала работу по обучению некоторым техническим навыкам: соединение несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий. Делать постройки прочными и устойчивыми, создавать разнообразные модели. Усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают большую самостоятельность действий у ребенка. Использовала различные формы работы с конструктором, такие как коллективная постройка, работа в парах, в микрогруппах. Причем инструкции для выполнения постройки могут меняться: либо сделать вместе; либо с распределением: кто-то подбирает схему, кт-то ищет нужные детали, а кто-то собирает модель    Продолжала учить анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделяли в них существенные признаки, вырабатывала умение самостоятельно рассматривать предметы, находить отличительные черты, детали, самостоятельно планировать свою деятельность, объективно оценивать свою работу и работы других детей. Поощряла творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность детей.

Конструкторы универсальные элементы предметно-развивающей среды, соответствующие основным требованиям ФГОС:

  • Трансформируемые.
  • Полифункциональные.
  • Вариативные.
  • Доступные и безопасные.

Обеспечивают: Интеграцию образовательных областей

Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так LEGO-конструирование, конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка.

LEGO-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Наши родители принимают  активное участие в образовательной деятельности по приобщению детей к техническому творчеству.

  • Мастер – класс по легоконструированию, на которых они могли видеть, как организуются занятия по лего-конструированию, как помочь детям в создании моделей.
  • Выставки фоторабот детей.
  • Выставки совместных работ («Новый год», «Космическое путешествие», «Роботы – помощники»)
  • Участие в конкурсах по робототехнике и легоконструированию в ЦДТ.
  • Консультации  (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести: «Ребенок и ЛЕГО», «Играй легко»)
  • Семейный досуг «Легомания» (развивать коммуникативные компетенции дошкольников в совместной деятельности со взрослыми, формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, развивать творчески способности.
  • Создание студии «Робот Бронислав»

Планируемые результаты:

  • сфомированность  познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);
  • развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);
  • сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
  • сформированность произвольности, моторики и координации;
  • сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);
  • сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

       Использование LEGO-конструирования и образовательной робототехники в проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Литература:

М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

Л. В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - «Наука» 2010г.

Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

 http://фгос-игра.рф.

http://robot.edu54.ru/publications/136

https://www.youtube.com/watch?v=kWDZWNwgLI4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт на тему: «Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники»

Инновационный опыт на тему:«Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники»...

Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»

Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»...

Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"

1-2 слайды.Внедрение инноваций  в детском саду требует новые подходы к организации  образовательной деятельности.Причина: вызов  времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...

Развитие технического творчества посредством конструктивно-модельной деятельности.

В процессе развития технического творчества происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;Развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, ...

«Приобщение детей с ОВЗ и с инвалидностью к техническому творчеству посредством робототехники в ДОУ»

cent;Во все времена в обучении и воспитании подрастающего поколения важное место занимало техническое творчество. Каждый ребенок проявляет интерес к созданию чего-то нового своими руками. С 2021 года...

ПРОЕКТ по развитию творческих и технических способностей с использованием робототехники «Я – робототехник»

Тип проекта: Информационно-творческий  Вид проекта: Долгосрочный Сроки реализации: 09.10.2023 - 19.04.2024г.  Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста (6-7лет) общеразвивающей н...