Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством использования робототехники
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирвания, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskoy_i_konstruktivnoy_deyatelnosti.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством использования робототехники
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Начиная уже с дошкольного возраста важно формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
На сегодняшний день, LEGO- конструкторы (LEGO- дупло, дакта, темтические наборы ), конструкторы «Полидрон», «Полидрон Сфера», «Полидрон Каркасы», магнитный конструктор, робототехнический модуль "Дошколка.ру" активно используются воспитанниками в нашем детском саду в игровой деятельности.
Цель работы – развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора и робототехники.
Задачи
- Развивать индивидуальные способности ребенка.
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Развивать познавательный интерес к робототехнике.
- Формировать пространственное мышление, умение и анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Развивать операции логического мышления.
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
- Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Развитие кругозора и культуры.
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое до конца, планировать будущую работу.
- Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Основные принципы организации НОД по лего – конструированию и робототехнике.
- Личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка).
- Природосообразности (учитывается возраст воспитанников).
- Доступность изучаемого материала.
- Систематичность, последовательность проведения занятий.
- Эмоционально насыщенная тематика занятий.
- Проблемно – ситуативный характер заданий.
- Вариативно – дифференцированное содержание заданий.
- Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, мы применяли следующие методы:
- Познавательный – восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов
- Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
- Поисковый – самостоятельное решение проблем;
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
- Контрольный метод – при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий.
- Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
- Групповая работа – используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов.
- Соревнования – практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию.
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие конструкций, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Формы организации обучения
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Для активизации конструктивного творчества воспитанников использовала разнообразный стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности. В конструкциях дошкольники отображают свои обобщенные представления о предметах. Поэтому учила наблюдательности умению детально рассматривать окружающий мир. Собственные детские наблюдения формируют огромный багаж тем для конструктивных проектов. Продолжала работу по обучению некоторым техническим навыкам: соединение несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий. Делать постройки прочными и устойчивыми, создавать разнообразные модели. Усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают большую самостоятельность действий у ребенка. Использовала различные формы работы с конструктором, такие как коллективная постройка, работа в парах, в микрогруппах. Причем инструкции для выполнения постройки могут меняться: либо сделать вместе; либо с распределением: кто-то подбирает схему, кт-то ищет нужные детали, а кто-то собирает модель Продолжала учить анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделяли в них существенные признаки, вырабатывала умение самостоятельно рассматривать предметы, находить отличительные черты, детали, самостоятельно планировать свою деятельность, объективно оценивать свою работу и работы других детей. Поощряла творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность детей.
Конструкторы универсальные элементы предметно-развивающей среды, соответствующие основным требованиям ФГОС:
- Трансформируемые.
- Полифункциональные.
- Вариативные.
- Доступные и безопасные.
Обеспечивают: Интеграцию образовательных областей
Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так LEGO-конструирование, конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка.
LEGO-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Наши родители принимают активное участие в образовательной деятельности по приобщению детей к техническому творчеству.
- Мастер – класс по легоконструированию, на которых они могли видеть, как организуются занятия по лего-конструированию, как помочь детям в создании моделей.
- Выставки фоторабот детей.
- Выставки совместных работ («Новый год», «Космическое путешествие», «Роботы – помощники»)
- Участие в конкурсах по робототехнике и легоконструированию в ЦДТ.
- Консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести: «Ребенок и ЛЕГО», «Играй легко»)
- Семейный досуг «Легомания» (развивать коммуникативные компетенции дошкольников в совместной деятельности со взрослыми, формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, развивать творчески способности.
- Создание студии «Робот Бронислав»
Планируемые результаты:
- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);
- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);
- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
- сформированность произвольности, моторики и координации;
- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);
- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.
Использование LEGO-конструирования и образовательной робототехники в проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Литература:
М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
Л. В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - «Наука» 2010г.
Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
http://robot.edu54.ru/publications/136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт на тему: «Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники»
Инновационный опыт на тему:«Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники»...
Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»
Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»...
Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"
1-2 слайды.Внедрение инноваций в детском саду требует новые подходы к организации образовательной деятельности.Причина: вызов времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...
Развитие технического творчества посредством конструктивно-модельной деятельности.
В процессе развития технического творчества происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;Развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, ...
«Приобщение детей с ОВЗ и с инвалидностью к техническому творчеству посредством робототехники в ДОУ»
cent;Во все времена в обучении и воспитании подрастающего поколения важное место занимало техническое творчество. Каждый ребенок проявляет интерес к созданию чего-то нового своими руками. С 2021 года...
ПРОЕКТ по развитию творческих и технических способностей с использованием робототехники «Я – робототехник»
Тип проекта: Информационно-творческий Вид проекта: Долгосрочный Сроки реализации: 09.10.2023 - 19.04.2024г. Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста (6-7лет) общеразвивающей н...