Дополнительная образовательная программа "Очумелые ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Цель прогаммы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_ochumelye_ruchki.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
Зав. ОДО МОАУ «Лицей №1»
___________________ Е.В. Темник
«____» ___________________2014г.
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете
ОДО МОАУ «Лицей № 1»
Проколол №____________________
«____» ______________________2014г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
ОТДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИЦЕЙ № 1»
Автор: Шелудько
Светлана Николаевна,
воспитатель
ОДО МОАУ «Лицей № 1»
г. Новотроицк
Новотроицк
2014
Оригами – это сказка.
Оригами – это веселый труд.
Оригами – это волшебный мир.
Оригами – это фокус.
Оригами – это физкультминутка.
Оригами - это мир превращений и квадрат.
Оригами – это то, что я могу сделать.
Оригами – это праздник.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида.
Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
- Научить ребенка общаться с бумагой.
- Развивать глазомер при работе с бумагой.
- Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
- Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Обогащать словарный запас детей.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий,
наполняемость групп)
Программа «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст с 5 до 6 лет).
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 минут.
Год обучения | Количество занятий в месяц | В год | Кол-во детей в группе |
1 | 4 | 34 | 27 |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными
требованиями.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность
Ожидаемые результаты:
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.
– овладевает различными приемами работы с бумагой;
– знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;
- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- владеет навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление альбома тематических работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Инсценировка детских художественных произведений.
Перспективный план
Месяц | Тема | Содержание | Девиз занятия |
Сентябрь | 1.Знакомство с оригами. | Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». | Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат. Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. |
2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами. | Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. | Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат. Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. | |
3. Бумага. Учимся складывать и резать. | Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат. | Каждый очень будет рад Смастерить такой квадрат. Он основа для игрушек, Разных масок, кошек, хрюшек. | |
Базовая форма «Треугольник» 4. «Заяц» | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | Наш ушастый зайка Ходит, как зазнайка. Ушки длинные торчат, Зубки крепкие стучат. | |
Октябрь | 1. Фрукты | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | Как хорош он, летний сад, |
2. «Легковая машина» | Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. | Ах, какие здесь машины! Шины их не из резины. Не из кожи их сиденья. Из бумаги все изделия. | |
3. Рубашка | Учить изготавливать новую поделку, используя базовую форму «дверь». | Дуйся, не дуйся, через голову суйся, | |
4. Стол | Учить изготавливать поделку, используя базовую форму «дверь». | У него четыре ножки | |
Ноябрь | Растительный мир нашего края 1. Деревья | Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Его зимой и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели |
2. Елка | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Базовая форма треугольник. | В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зеленая была. | |
3.Тюльпан | Научить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата | Стройный стебелёк, | |
Декабрь | 1.Поросенок | Закреплять умение изготавливать новую поделку, используя базовую форму «дверь» | - Поросёнок, поросёнок |
2. Горшочек с цветком | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму треугольник. Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. | В нашей группе на окне, | |
3. Птицы нашего края Синичка Снегирь | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму треугольник | Хоть поменьше воробья, На берёзу птички сели. | |
4. Снежинка на елку | Учить детей складывать снежинку из бумаги. Закреплять умение сгибать бумагу в разных направлениях. | Прямо с неба к нам летят | |
Январь | 1. Снеговик | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | У него морковный нос, |
2. Деревья в снегу | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. Закреплять умение детей использовать салфетки как дополнение к рисунку | Летят и кружатся снежинки | |
3. Животные севера – пингвин | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму рыба. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Там в краях суровых | |
Февраль | Животные нашего края 1. Лиса | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Вы не видели в лесу |
2. Ежик | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Протоптал немало стёжек | |
3. Парусник | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Лодочка под парусами. Посмотрите, дети, сами, Ветер если дуть начнет, Лодка быстро поплывет | |
4. Матрешка | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму рыба. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Матрешки - деревяшки Разноцветные рубашки. Красны маки на груди В сарафане впереди. | |
Март | 1. Тюльпан | Учить изготавливать детей объемную поделку – цветок тюльпана. Учить складывать базовую форму «двойной треугольник» | Всё хожу, всё думаю, смотрю: |
2. Пароход | Учить изготавливать детей объемную поделку. Складывать поделку по картам | Пароход волна качает. | |
3. Веточка с листочками | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму воздушный змей. | На деревьях – | |
4. Жираф | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму воздушный змей. | Ходит медленно жираф, | |
Апрель | 1. Ожившая сказка «Теремок» | Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | А в деревне есть домок – Прямо терем – теремок Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет? |
2. Ракета | Учить детей изготавливать поделку, используя базовую форму воздушный змей. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Мы трудились очень дружно - | |
3. Домик | Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика. | Вот квадратик, треугольник, | |
4. Лесная полянка | Закреплять умение создавать картину поляны из знакомых предметов (деревьев, цветов, животных) используя технику оригами | Я с утра в лесу гуляю. | |
5. Аквариум | Закреплять умение складывать базовую форму «двойной треугольник» | Аквариум чистый сверкает стеклом, | |
Май | 1. Салют | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | И вдруг — салют! Салют! Ракеты в небе вспыхнули И там, и тут! Над площадью, Над крышами, Над праздничной Москвой Взвивается все выше Огней фонтан живой! |
2. Ромашки | Эй, ромашки, | ||
3. Цыплята | Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях | Желтый маленький комок | |
4. Солнышко | Закреплять умение детей изготавливать поделку, используя базовую форму воздушный змей. Развивать умение сгибать квадратный лист в разных направлениях. | Дружит солнце и весна, Дружат звезды и луна. Дружат в море корабли, Дружат дети всей земли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...
Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет
Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...