НОД по теме «Осень» для средней группы
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

 

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи:  уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; формировать  у детей представление о том, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Интеграция образовательных областей: познавательное,  речевое, социально-коммуникативное.

Оборудование: презентация «Осень», 3 осенние куклы, листочки для  физминутки,  дидактический материал для каждого ребенка, корзины и предметы для дидактической игры.

 

Ход занятия.

 

- Ребята, давайте сейчас присядем на стульчики. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:

 

Листья падают с деревьев

Снова птицы улетают

Дождь опять в окно стучится

Когда это бывает?

 

Дети отвечают – Осень.

 

- Правильно, ребята, это осень. Смотрите, к нам в гости пришла новая кукла. Ее зовут  Ноябринка. Как вы думаете, почему ее так зовут?  (Ответы детей)

- Давайте вспомним, какие еще куклы приходили к нам в гости? (Ответы детей)

- Вот они, наши осенние куклы – Сентябринка,  Октябринка  и  Ноябринка.

- Значит, какие осенние месяцы бывают? (Ответы)

- А теперь  посмотрим  на экран. Давайте посмотрим, какая разная бывает осень. Вот это, ребята, ранняя осень – пока еще тепло, листья только начинают желтеть, поспевает урожай. А что значит урожай? Правильно, ребята это овощи и фрукты. Какие овощи мы знаем? Где они растут?  А где растут фрукты?

- Молодцы, ребята! А вот и золотая осень – листья пожелтели, уже падают на землю. Как вы думаете, ребята, почему эту пору называют золотой осенью?

Правильно, конечно потому, что листья желтые, похожи на золото, они падают на землю, образуя золотой ковер. Время, когда падают листья, называют листопад. Ребята, какое красивое слово – листопад. Давайте повторим это слово. Вот смотрите, ребята, Октябринка  принесла нам золотые листочки, давайте с ними поиграем. Возьмем по две веточки и встанем в круг.

 

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Собираем листочки в корзину)

 

- Спасибо Октябринке за веселую игру. И снова посмотрим на экран.

А это, ребята, поздняя осень – стало холодно, идут дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно. А что значит пасмурно? Это слово означает  «темный, хмурый, сумрачный, с облаками».

Ребята, наступила поздняя  осень, и жизнь лесных зверей изменилась – они готовятся к зиме. Как они это делают, что они едят – вот об этом давайте узнаем сегодня.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

 

Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.

 

Дети отвечают – зайчик.

(Показываю два слайда – заяц серый  и заяц белый)

 

- Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (Ответы)

- Чем заяц питается зимой? (Ответы)

- Зайцы не готовят жилище к зиме, они копают временные норки, или просто зарываются в снег поглубже и спят.

- Ребята, а как мы называем детеныша зайца?  

- А у ежа как называем детеныша? А у лисы? Конечно, ребята!

Послушайте, ребята, кто-то воет. Кто же это?  Да, это волк.

Он в логове живет под оврагом в степи. (Показываю слайд про волка)

- Как  вы думаете, ребята, волк готовится к зиме? (Дети отвечают)

- Да, правильно. Все лето и осень, и зиму волк охотиться.

- Еще одну загадку послушаем:

 

Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки.

(Дети отвечают - Суслик)

(Показываю слайд про суслика).

 

- Да, конечно, это суслик.   А вы знаете, как называется дом суслика?  (Ответы детей)

- Что любит, есть суслик? (Ответы)

- Знаете, ребята, оказывается, суслик всегда делает запасы на зиму в норе, у него есть кладовая из зерна, семян, корешков и других злаков.

- Ребята, мы сказали, что животным сейчас холодно, давайте им поможем, найдем каждому животному домик. Поможем?

 

Игра « Найди норку».

 

- Молодцы, ребята, нашли домик степным зверям.

- А еще мы сказали, что животным стало голодно, им нечего есть. Давайте поможем нашим животным найти любимую еду. Вот у нас тут карточки, на одной стороне животные, на другой их любимая еда. Давайте карандашом проведем линию от животного к тому, лакомству, которое любят животные.

(Работа детей)

- Молодцы, ребята. Только давайте посмотрим, всех ли животных мы накормили? Мне кажется, мы про кого-то забыли. Кого же мы не накормили?  (Ответы детей)

- Конечно же, суслика. Поможем суслику? Что любит суслик, ребята?

(Ответы детей)

- Давайте ребята, сядем за стол и перевернем карточки. Что на них нарисовано? Да, это зерна.

- Какие вы все молодцы, ребята! Помогли суслику.

- Ребята, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей).

 Да, а другим животным поможем на следующих занятиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка фрагмента плана одного рабочего дня на тему "Осень" в средней группе

Подробное описание совместной деятельности педагога и детей в течении дня: групповая, индивидуальная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, а также организация предметной развивающей сре...

Конспект на тему: «Осенняя пора ». Средняя группа.

Цели занятия:Учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью.Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.Воспитывать интерес и бережное отношени...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: "Осень" в средней группе.

Цель данной НОД: познакомить детей с понятием пейзаж; научить детей последовательно и композиционно правильно изображать осеннее дерево, используя для изображения листьев нетрадиционную технику рисова...

НОД Познавательно - речевое развитие. Тема : «Осенний калейдоскоп» (средняя группа)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область :Познавательно - речевое развитиеТема : «Осенний калейдоскоп»(средняя группа) 28.11.2017....

Проект на тему "Осень разноцветная" Средняя группа

Проектная деятельность на тему «Осень разноцветная» в средней группеВид проекта: творческо-познавательный.Реализация проекта: сентябрь-ноябрь.Участники  проекта :дети ...

Нетрадиционная техника рисования - метод «тычок ватной палочкой» Тема: «Осенний урожай». Средняя группа "Умка"

Нетрадиционная техника рисования - метод «тычок ватной палочкой»Тема: «Осенний урожай» «Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев,...

календарно- тематическое планирование по теме "Осень" в средней группе

развернутое кадлендарно-тематическое планированиее, соответствующее ФГОС...