Кружковая работа ««Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.)
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 46.89 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №277»
Принята на заседании педагогического совета от «25» августа 2016 года Протокол №1 | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад №277» «25» августа 2016 года Христианова И.В. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная шкатулка»
(Ручной труд. Работа с тканью.)
Возраст обучающихся | 5-7 лет |
Срок реализации программы | 7 месяцев |
Разработчик программы | Татаринова В. Г. воспитатель |
Город Нижний Новгород
2016 год
Содержание:
1.Раздел I «Основные характеристики» | |
1.1. Пояснительная записка | |
1.2.Цель и задачи программы | |
1.3.Содержание программы. Учебный план | |
1.4.Планируемые результаты | |
2.Раздел II «Организационно — педагогические условия» | |
2.1.Рабочая программа | |
2.2.Условия реализации программы | |
2.3. Оценочные материалы | |
2.4. Методические материалы | |
Список литературы |
Раздел I «Основные характеристики».
- Пояснительная записка.
Нормативной базой к составлению программы являются:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012.
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.Устав МБДОУ «Детский сад №277».
Направленность программы – социально-педагогическая.
Адресат программы - дети дошкольного возраста от 5 лет.
Объем и срок реализации программы — программа рассчитана на 56 часов
(7 месяцев обучения).
Форма обучения – проведение занятий планируется 2 раза в неделю (8 раз в месяц), продолжительность занятия 25(30) минут во вторую половину дня.
Актуальность программы:
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
В последнее время в дошкольных учреждениях очень редко планируют работу с тканью. Возможно, боятся за безопасность детей при работе с иголкой (но этого можно избежать, соблюдая все необходимые правила!) или просто воспитателей пугает большая подготовка к этому виду труда, или даже - сам процесс труда? Но с каким удовольствием девочки и даже мальчики открывают свои волшебные шкатулки, с какой гордостью они вышивают и изготавливают красивые плоскостные, полуобъёмные и объёмные поделки с использованием основных приёмов шитья и вышивания. Вот почему работа кружка «Волшебная шкатулка», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук.
Задачи программы:
1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.
2. Познакомить детей с разными способами и приёмами работы с тканью, нитками и пуговицами при изготовлении плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья и вышивания.
3. Развивать творческие способности мелкую моторику пальцев (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, выполнять поделки с помощью иголки, пуговиц и ниток).
4. Воспитывать у детей художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).
5. Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
1.3.Содержание программы. Учебный план.
№ | Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел. | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с видами швов. Пошив игольницы. | 2 | 1 | 11 |
2 | Пришивание пуговиц. Панно из пуговиц «Виноград», «Дерево», «Цыпленок на полянке». | 6 | 1 | 5 |
3 | Панно из ткани. Упражнение в шве «вперед иголка». | 4 | 4 | |
4 | Пошив прихватки. Упражнение в шве «вперед иголка» и «через край». | 2 | 2 | |
5 | Изготовление резинки для волос. Знакомство с кроем. Пошив. | 1 | 1 | |
6 | Мешочек для секретов. Выкройка деталей. | 1 | 1 | |
7 | Шкатулочка декоративная. Крой и изготовление. | 2 | 2 | |
8 | Пальчиковый театр. Работа с трафаретом и пошив. | 2 | 2 | |
9 | Закладка для книги. Раскрой и изготовление. | 2 | 2 | |
10 | Саше. Крой, пошив и декорирование. | 2 | 2 | |
11 | Изготовление простых мягких игрушек: «Новогодние игрушки», «Рыбка», «Транспорт», «Фрукты», «Сердечко», «Птичка-невеличка». Крой и пошив. | 12 | 1 | 11 |
12 | Игрушки «Котик». Изготовление более сложных игрушек. | 4 | 4 | |
13 | Игрушки «Сова» и «Ушастый пришелец». Знакомство с кроем игрушек из носка. | 4 | 1 | 3 |
14 | Одежда для игрушек. Шапочка и шарфик. Крой и пошив. | 2 | 2 | |
15 | Одежда для игрушек. Юбка и штанишки. Крой и пошив. | 2 | 1 | 1 |
16 | Салфетка с цветами. Знакомство с вышивкой лентами. | 2 | 1 | 1 |
17 | Чехол для очков. Упражнение в вышивке лентами. | 2 | 2 | |
18 | Декоративная подушечка и картина «Летний букет». Упражнение в вышивке лентами и бисером. | 4 | 4 | |
Итого: | 56 | 6 | 50 |
1.4.Планируемые результаты
В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
- элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- приёмами и способами работы по шитью: «вперед иголкой», «назад иголкой», «шов через край»;
- приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
- умением работать с трафаретом;
- умением кроить;
- навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
- умением изготовить поделку, игрушку при помощи шитья и вышивания.
- умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- умением заинтересовать и научить других шитью.
2.Раздел II «Организационно — педагогические условия»
2.1.Рабочая программа
Октябрь.
1. Путешествие в Город Волшебная шкатулка (шкатулка со швейными принадлежностями, игрушками и поделками из ткани). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметром, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.
Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки, вышиванию и шитью. Познакомить детей со швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.
2. Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье). Изготовление игольницы.
Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголкой, петельным швом, швом «через край», швом «иголкой назад».
Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье. Развивать глазомер, четкую координацию рук. Овладение технологией шва «вперед иголка».
3-4.Панно «Виноград». (Пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями)
Задачи: Научить детей пришивать пуговицы разными способами.
Развивать мелкую моторику рук.
5-6.Панно из пуговиц «Дерево».
Задачи: Закрепить умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Учить составлять композицию.
7-8. Панно из пуговиц «Цыплёнок на полянке».
Задачи: Продолжать закреплять умение пришивать пуговицы разными способами. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение составлять композицию.
Ноябрь.
1-2. Панно «Рыбка в аквариуме».
Задачи: Упражнять в выполнении шва «вперед иголку», учить изготавливать аппликации из ткани.
3-4. Панно «Осьминог».
Задачи: Упражняться в вышивке швом «вперед иголка» в процессе вышивания аппликацией.
5-6. Прихватка «Рукавичка»
Задачи: Познакомить детей с техникой кроя, учить детей сшивать края швом «через край», пришивать петельку, завязывать бант из тесьмы, пришивать его, оформлять прихватки аппликацией из ткани.
7. «Резинка-заколка для волос из велюра, бархата».
Задачи: Учить вырезать прямоугольник из ткани, сшивать резинку швом «через край» или «назад иголку». Учить вставлять резинку внутрь.
8.«Мешочки для секретов».
Задачи: Продолжать знакомить с техникой кроя, продолжить учить выполнять швы «вперёд иголку» и «через край», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, упражнять в украшении мешочка аппликацией.
Декабрь.
1-2. «Шкатулочка декоративная».
Задачи: Продолжать знакомить с техникой кроя, учить обтягивать картон тканью, познакомить детей с потайным швом, упражнять в украшении шкатулки аппликацией.
3-4. «Пальчиковый театр».
Задачи: Продолжать учить работать с трафаретом и выкраивать поделку, выполнять швы «вперёд иголку» и «через край», упражнять в пришивании пуговиц, развивать глазомер и мелкую моторику.
5-6. «Закладка для книги «Совушка»».
Задачи: Упражнять в кройке поделки, упражнять детей в шве «вперед иголку», упражнять в вышивке «крестиком».
7-8. «Новогодние игрушки».
Задачи: Продолжать учить вышивать швами «вперёд иголка» и «через край». Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Учить пришивать бисер и бусинки для декорирования. Развивать фантазию. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Январь.
1-2. Мягкая игрушка «Рыбка».
Задачи: Продолжать знакомить с техникой кроя, упражнять детей в шве «через край», учить шить аккуратно, уравнивая срезы. Развивать усидчивость.
3-4. Мягкая игрушка «Транспорт».
Задачи: Учить выполнять поделки из фетра, учить самостоятельно работать при крое изделия, закреплять умение вышивать разными швами, развивать воображение детей.
5-6. «Фруктовое настроение».
Задачи: Закрепить умение работать с фетром, выкраивать поделки, экономя ткань, развивать усидчивость, фантазию, глазомер и мелкую моторику.
7-8. «Саше».
Задачи: Закрепить умение выполнять поделку аккуратно, выбирать нитки подходящие по цвету, закреплять умение вышивать знакомыми швами «вперёд иголка» и «через край», развивать фантазию и воображение при выборе узора саше.
Февраль.
1-4. Игрушка «Котик».
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
5-6. «Шапочка и шарфик для игрушки».
Задачи: Продолжить учить выполнять шов «вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией.
7-8. «Ателье для игрушки».
Задачи: Продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для игрушек. Развивать мелкую моторику рук.
Март.
1-2. Подарок «Сердечко».
Задачи: Учить работать булавкой, правильно выкраивать поделку, учить самостоятельно выбирать украшения для декорирования поделки. Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать подарок для родных.
3-4. Игрушка «Птичка-невеличка».
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки. Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
5-6. «Игрушка «Сова»».
Задачи: Познакомить детей с изготовлением поделок из носков, с особенностями выкроек игрушек из носков, расширять знания детей об использовании материалов при изготовлении поделок, закреплять умения детей пришивать пуговицы и шить изделие разными знакомыми швами.
7-8. «Ушастый пришелец».
Задачи: Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из носков и с особенностями выкраивания игрушек из носков, , закреплять умения детей пришивать пуговицы, бисер и бусинки, закреплять умение шить изделие разными знакомыми швами. Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
Апрель.
1-2. «Салфетка с цветами».
Задачи: Знакомство с вышивкой ленточками. Учиться вдевать ленту в иголку и закреплять ее. Упражнять в вышивании лентой швов «вперед иголку», «вытянутые стежки».
3-4. «Чехол для очков».
Задачи: Учить наносить контур рисунка по схеме, продолжать упражнять в вышивании лентой швов «вперед иголку», «вытянутые стежки».
5-6. «Декоративная подушечка».
Задачи: Упражнять в кройке изделия, учить наносить контур рисунка по схеме, закрепить умение вышивать лентой швами «вперед иголку», узора «вытянутыми стежками» и «ёлочка», познакомить с вышивкой бисером.
7-8. «Картина «Летний букет»».
Задачи: Упражнять в кройке изделия и в нанесении контура рисунка по схеме, учить вышивать тамбурным швом, закрепить умение вышивать лентой швом «вперед иголку», учить изготавливать бутоны способом сворачивания ленточек конусами, упражнять вышивать бисером.
2.2. Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение. Занятия проводятся в кабинете расположенном на первом этаже МБДОУ «Детский сад №277» (площадь кабинета 15 кв.м.)
Перечень оборудования:
№ | Оборудование | Количество |
1 | Шкаф для методического пособия, материалов и оборудования | 1 |
2 | Стулья | 10 |
3 | Столы | 5 |
4 | Стенд для информации | 2 |
5 | Мультимедийное оборудование (экран, ноутбук) | 1,1 |
6 | Настенное зеркало | 1 |
7 | Вешалка для раздевания | 1 |
8 | Учебно - методические пособия | 15 |
9 | Швейная машинка | 1 |
10 | Образцы изделий из ткани и ниток | 10 |
11 | Иглы № 2 и № 3, пяльцы пластмассовые , шкатулки | Необходимое количество |
12 | Канцелярские товары: бумага ксероксная, копировальная; картон цветной и белый, простой карандаш, ножницы с тупыми концами, линейка. | Необходимое количество |
13 | Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные), пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов, нитки мулине, ткань разной фактуры, кружево, узкие атласные ленточки, вата | Необходимое количество |
- Оценочные материалы.
Диагностика уровня развития по работе с тканью и ниткой.
Способы диагностики:
Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.
Цель - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов.
Обследование умений и навыков работы с тканью
№ п/п | Ф.И.ребенка | Умение работать | Умение экономить ткань | Вырезание по контуру | Умение соединять 2 детали выкройки вместе | Точность выполнения | Координация движений |
| |
С шаблоном | С трафаретом | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследование умений и навыков работы с нитью
№ п/п | Ф.И.ребенка | Умение правильно отмерять нить | Умение вдевать нитку в иголку | Умение завязать узелок | Умение пришивать | Умение сшивать изделие швом | Точность выполнения | Координация движений |
| |||
пуговицу | вешалку | «вперед иголка» | «двойной» | «через край» | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
- Андреева И. «Шитье и рукоделие: энциклопедия» / редактор И. А. Андреева. - Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994.
- И. В. Новикова «Обучение вышивке в детском саду». Издательство: Академия Развития, 2010 г.
- М. В. Максимова «Вышивка. Первые шаги». Издательство: Эксмо-пресс, 1997.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 /2005г.
- А. Васильева «Программа воспитания и обучения». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.
- Н. Грибушина, Э Тюрина «Мягкая игрушка мамам и детям». Издательство «САТИС», 1994.
- О. Соколова «Этот удивительный фетр!». ООО «Феникс», 2012.
- О. С. Груша «Яркие поделки и аппликации из фетра». ООО «Феникс», 2015.
- Ю. Алешкина «Подарки из флиса: мастер-классы и выкройки». ООО Издательство «Питер», 2016.
- Катрин Блэк «Игрушки-мультяшки от Катрин Блэк: мастер-классы и выкройки». ООО Издательство «Питер», 2016.
- О. Соколова «Забавные игрушки из носков». ООО «Феникс», 2014.
- В. Ю. Гаврилова «Вышивка лентами. Шаг за шагом». ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://allforchildren.ru/article/button17.php
- http://allforchildren.ru/article/button18.php
- http://searchmasterclass.net/kukly-i-igrushki/razvivajushhie-igrushki/798266-nabor-igrushek-transport.html
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1789198-kak-sshit-svoimi-rukami-izdelija-morskie-obitateli-iz-fetra-vykrojki.html
- http://netkonca.ru/index.php/panno-iz-tkaney-svoimi-rukami.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Кружковая работа "Волшебные песчинки"
педагогический проект с использованием песочной терапии...
Конспект занятия по ручному труду. Подготовительная группа (ткань) «Лебедь на пруду»
На занятии дети проявляю фантазию, развивают мелкую моторику рук. Учатся работать с тканью.Закрепляют умение экономно и рационально расходовать материал....
Конспект занятия по ручному труду. Старшая группа. (ткань) Тема: «Прихватка для мамы»
Продолжать учить детей работать с трафаретом. Вырезать предмет по контору. Проявлять фантазию в работе.Учить детей подбирать кусочки ткани в контраст основному цвету.Воспитывать усидчивость, доводить ...
Программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по ручному труду (работа с тканью) на тему: "Волшебная ниточка"
Конспект поможет воспитателям доходчиво и просто объяснить старшим дошкольникам сложную для их возраста работу с иголкой и ниткой....