Кружковая работа "Волшебные песчинки"
методическая разработка (средняя группа) по теме
педагогический проект с использованием песочной терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_peschinki.docx | 676.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДО «Детский сад №73 – Центр развития ребенка»
Проект
«Волшебные песчинки»
Составитель:
Учитель-логопед
Голдырева Е.А.
Содержание программы | Стр. | |
1. | Актуальность | |
2. | Цель | |
3. | Задачи | |
4. | Методы и приемы исследования | |
5. | Принципы | |
6. | Ожидаемый результат | |
7. | Список литературы |
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать мне самому – и я научусь.
Конфуций
Актуальность
Песочная терапия – это уникальная возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, использую песочницу в развивающих играх на обучающих занятиях.
Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Как вы знаете, песок состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.
Игры с песком эффективны в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. У детей развивается познавательный интерес, способности и логическое мышление. Игры-занятия – наилучшая форма совместной деятельности по развитию речи. На занятиях решаются задачи по формированию словаря, лексико-грамматических категорий, закреплению предлогов. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Я использую рисунки на песке в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка в овладении грамотной речи.
Цель. Создать условия для развития речи детей через игры на песке.
Задачи:
1. Усвоение лексических и грамматических средств языка
2. Формирование правильного звукопроизношения через закрепление звуковых символов.
3. Овладение элементами грамоты
4. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
Методы обучения
1. Наглядный (демонстрация образца, техники выполнения работы, внесение на занятия игрушек, атрибутов к играм, дидактических пособий, наблюдение)
2. Словесный (рассказ, вопросы, беседа, разъяснение, объяснение, дискуссия, оценка)
3. Практический (выполнение задания)
4. Игровой (игровые действия).
Принципы
В работе учитывались следующие принципы: наглядности обучения, систематичности и последовательности, доступности, новизны, полезности, сотрудничества.
- наглядности – обучение должно быть наглядным, чтобы знания опирались на ясные живые восприятия и представления;
- систематичности и последовательности – обучение, которые получает дошкольник, в его сознании должно отражаться как целостная система связанных между собой знаний и умений;
- доступности – приобретенные детьми знания обеспечивают выполнение заданий;
- новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывает интерес к работе, за счет постановки последовательной системы;
- полезности – предусматривает получение не только положительного результата, но и практической пользы;
- сотрудничества – позволяет создать в ходе НОД и свободной деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Опирались на критерии оценки речевого развития, по результатам диагностики
Ожидаемый результат.
В процессе целенаправленной работы по играм на песке, дети к концу года приобретут знания и умения в речевых навыках. Буду знать и уметь употреблять символы предлогов. А также будут хорошо ориентироваться в звуковых символах, что благоприятно будет влиять на процесс подготовки к обучению грамоты. При этом идёт развитие личностных качеств (активность, терпеливость, трудолюбие, усидчивость); интеллектуальных качеств (коммуникативность, сообразительность, любознательность).
Этапы реализации проекта.
Этапы | Вид деятельности | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный | 1.Изучение методической литературы 2.Изготовление песочницы 3.Подбор материала для проведения занятий. | Сентябрь |
2 этап – практический | 1.Заучивание словарного материала с опорой на наглядность 2.Проведение коррекционного часа по подгруппам 3.Чтение тематической литературы 4. Тематические игры в песке | Октябрь-апрель |
3 этап – итоговый | 1.Обобщение полученных знаний на итоговом открытом мероприятии 2.Итоговая фотовыставка. | Май |
Перспективный план
Сентябрь
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Игрушки» | 1.Формировать обобщающее понятие игрушки 2. Развивать внимание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных |
Совместная деятельность | «Деревья» | 1 Формировать обобщающее понятие деревья 2.Развивать внимание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных |
Совместная деятельность | «Ягоды» | 1.Формировать обобщающее понятие ягоды 2.Развивать внимание 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных |
Совместная деятельность | «Грибы» | 1.Формировать обобщающее понятие грибы 2.Развивать внимание 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных |
Октябрь
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Осень» |
|
Совместная деятельность | «Фрукты» |
|
Совместная деятельность | «Овощи» |
|
Совместная деятельность | «Фрукты-овощи» |
|
Ноябрь
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Домашние животные» | 1.Формировать обобщающие понятие «домашние животные» 2.Учить детей определять пространственное расположение зверей с помощью предлогов к- около –за 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [о] |
Совместная деятельность | «Детеныши домашних животных» | 1.Формировать обобщающие понятие «детеныши домашних животных» 2.Учить детей определять пространственное расположение зверей с помощью предлогов к- около –за 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [о, и], учить слиянию гласных звуков |
Совместная деятельность | «Дикие животные» | 1.Формировать обобщающие понятие «детеныши домашних животных» 2.Учить детей определять пространственное расположение зверей с помощью предлогов к- около –за-под 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [э] |
Совместная деятельность | «Детеныши диких животных» | 1.Формировать обобщающие понятие «детеныши домашних животных» 2.Учить детей определять пространственное расположение зверей с помощью предлогов к- около –за 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [м] |
Декабрь
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Зима» | 1. Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с 5. Закрепить звуковой символ [н] |
Совместная деятельность | «Зимние забавы» | 1. Уточнить и расширить словарь детей о зимних забавах 2. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 3. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с 4. Закрепить звуковой символ [п] |
Совместная деятельность | «Снегопад» | 1. Уточнить и расширить словарь детей о снеге 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с 5. Закрепить звуковой символ [ы] |
Совместная деятельность | «Новый год» | 1. Уточнить и расширить словарь детей по теме 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с-под 5. Закрепить звуковой символ [к] |
Январь
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Зимующие птицы» | 1.Формировать обобщающие понятие «зимующие птицы» 2.Учить детей определять пространственное расположение птиц с помощью предлогов к- на-с 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [т] |
Совместная деятельность | «Семья» | 1.Формировать обобщающие понятие «семья» 2. учить согласовывать прилагательны с существительными 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [б] |
Совместная деятельность | «Наше тело» | 1.Формировать обобщающие понятие «семья» 2. учить согласовывать прилагательны с существительными 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [з] |
Февраль
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Домашняя птица» | 1.Формировать обобщающие понятие «домашние птицы» 2.Учить детей определять пространственное расположение птиц с помощью предлогов к- около –за 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [с] |
Совместная деятельность | «Птенцы домашней птицы» | 1.Формировать обобщающие понятие «птенцы домашней птицы» 2.Учить детей определять пространственное расположение птиц с помощью предлогов к- около –за 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [в] |
Совместная деятельность | «Животные жарких стран» | 1.Формировать обобщающие понятие «животные жарких стран» 2.Учить детей определять пространственное расположение зверей с помощью предлогов к- около –за 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [д] |
Совместная деятельность | «Обитатели водоемов» | 1.Формировать обобщающие понятие «Обитатели водоемов» 2.Учить детей определять пространственное расположение обитателей водоемов с помощью предлогов к- в–за-на 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [т-д] |
Март
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Весна» | 1. Уточнить и расширить словарь детей о признаках весны 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с 5. Закрепить звуковой символ [г] |
Совместная деятельность | «Цветы» | 1. Уточнить и расширить словарь детей по теме 2. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 3. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с 4. Закрепить звуковой символ [к] |
Совместная деятельность | «Перелетные птицы» | 1.Формировать обобщающие понятие «перелетные птицы» 2.Учить детей определять пространственное расположение птиц с помощью предлогов к- на-с- из 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [г-к] |
Совместная деятельность | «Одежда, обувь, головные уборы» | 1.Формировать обобщающие понятие по теме 2.Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов в- на-с- из 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [ш] |
Апрель
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Мебель» | 1.Формировать обобщающие понятие «мебель» 2.Учить детей определять пространственное расположение зверей с помощью предлогов к- на-с- из 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [ж] |
Совместная деятельность | «Посуда» | 1.Формировать обобщающие понятие «посуда» 2.Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов в- на-со- из 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [л] |
Совместная деятельность | «Транспорт» | 1.Формировать обобщающие понятие по теме 2.Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов по-к-от-около-на-в 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [ч] |
Совместная деятельность | «Продукты питания» | 1.Формировать обобщающие понятие «Продукты питания» 2.Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов в- на- из 3.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4.Закрепить звуковой символ [ф] |
Май
Вид деятельности | Содержание | Задача |
Совместная деятельность | «Дом и его части» | 1. Уточнить и расширить словарь детей по теме 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Закрепить звуковой символ [ф] |
Совместная деятельность | «Насекомые» | 1. Уточнить и расширить словарь детей о насекомых 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – с-над 5. Закрепить звуковой символ [ц] |
Совместная деятельность | «Лето» | 1. Уточнить и расширить словарь детей по теме 2. Развивать физиологическое дыхание 3. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 4. Закрепить звуковой символ [щ] |
Совместная деятельность | «Летние забавы» | 1. Уточнить и расширить словарь детей о зимних забавах 2. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных 3. Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на – в |
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.
2. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия [Текст]/ Галина Николаевна Эль. - СПб. : Речь, 2010. - 201, [1] с., [2] л. ил. : ил.
3 . Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.
4. Матвеева Л. Песочные фантазии [Текст]/ Матвеева Л.// Обруч. - 2009. - № 4. - С. 28-29.
5. Кичура В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками [Текст] / Кичура В. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 8. - С. 40-43.
5. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.
6. Бычкова М. Игры на песке как средство коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении [Текст]/ Бычкова М.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 30-33.
7. Докудовская Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст] / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий/ / Школьный логопед. - 2006. - №5. - С. 24 - 26.
8. Силиванова Л. В.Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.
Приложение 1
Правила игры в песочнице
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
Логопед. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Приложение 2
Индивидуальное занятие 1
«ОСЕННЯЯ КАРТИНА»
Цели: развитие внимания, связанного с координацией движений;
развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
развитие умений выполнять действия по инструкции;
формирование представлений об осенних явлениях в природе: часто идёт дождь, на небе тёмные тучи, на земле лужи.
Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек
Ход занятия:
- Взрослый от имени феи здоровается с ребёнком : «Здравствуй,( имя ребёнка). Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну»
- Давай с тобой поздороваемся с песочком:
Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель- снижение психофизического напряжения
Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
- Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на твои пальчики «песочный дождь»
2. Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю ( «рука в руке»).
Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка!
- Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть.
С неговорящими детьми комментарий проводит взрослый
Возможно совместное со взрослым выполнение упражнений методом «рука в руке»
Индивидуальное занятие 2
«ДОРОЖКИ К ДОМИКАМ»
Цели: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
развитие умений выполнять действия по инструкции;
формирование представлений о цвете предметов (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету)
Оборудование: песочница, муляжи домиков (красного и синего цветов), фигурки мышки и зайчика, пластмассовые крышечки (синего и красного цветов)
Ход занятия:
1. Взрослый от имени феи здоровается с ребёнком : «Здравствуй,( имя ребёнка). Я песочная фея. Я приглашаю тебя в песочную страну»
2. Упражнение « Отпечатки»
Цель- снижение психофизического напряжения
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по делают отпечатки кистей рук: внутренней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:
“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”
- Посмотри, кто это спрятался в песочке? (Это мышка и зайчик) .
В песочной стране подул сильный ветер и дорожки к их домикам замело. Давай поможем жителям песочной страны попасть в свои домики. У мышки красный домик и дорожку мы будем строить красную, у зайки синий домик, и дорожка будет синяя.
Ну вот дорожки построили, можно мышку с зайкой проводить домой. (Ребёнок обыгрывает постройку: мышка от радости запищала пи-пи-пи, побежала по дорожке, зайка попрыгал к домику прыг-скок)
С неговорящими детьми комментарий проводит взрослый
Возможно совместное со взрослым выполнение упражнений методом «рука в руке»
Индивидуальное занятие 3
«ПЕСОЧНЫЕ ПРЯТКИ»
Цели: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, свинья, лошадь, корова, коза),учить подражать их голосу.
Оборудование: песочница, фигурки животных (корова, лошадь, кошка, собака, свинья, коза).
Ход занятия:
1. Взрослый от имени феи здоровается с ребёнком : «Здравствуй,( имя ребёнка). Я песочная фея. Я приглашаю тебя в песочную страну»
- Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель- снижение психофизического напряжения
Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на твои пальчики «песочный дождь».
- Взрослый от имени песочной феи приглашает ребёнка поиграть: « В моей стране живёт много разных животных. Хочешь узнать каких?
Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.»
После того, как ребёнок нашёл животное взрослый задаёт ему вопросы «Кто это?», «Как …голос подаёт?»
С неговорящими детьми комментарий проводит взрослый
Возможно совместное со взрослым выполнение упражнений методом «рука в руке»
Индивидуальное занятие 4
«День рождения Песочной феи»
Цели: - развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
-развитие умений выполнять действия по инструкции;
-развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука)
Оборудовние: песочница, сосуд с водой для увлажнения песка, набор разноцветных камней.
Ход занятия:
1. Взрослый от имени феи здоровается с ребёнком : «Здравствуй,( имя ребёнка). Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну»
2.Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель- снижение психофизического напряжения
Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
- Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на твои пальчики «песочный дождь». (через сито)
3. У Песочной Феи сегодня день рождения. Давай сделаем ей подарок! Знаешь какой?
«Волшебные отпечатки». Взрослый или по возможности ребёнок увлажняет песок водой из разбрызгивателя.
Покажи мне свои ручки? Где правая? Г де левая? Покажи ладошки?
Сейчас мы с тобой оставим отпечатки наших ладоней на песке. ( На ровной поверхности песка ребенок и взрослый делают отпечатки кистей рук: внутренней стороной.). А теперь мы каждый пальчик украсить цветными камнями. (педагог произносит название каждого пальчика)
4. Взрослый от имени Песочной феи благодарит ребёнка за подарок и прощается.
С неговорящими детьми комментарий проводит взрослый
Возможно совместное со взрослым выполнение упражнений методом «рука в руке»
Приложение 3
Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель – снижение психофизического напряжения
Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
- Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться- посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».
В последнем случае можно ввести сюрпризный момент- спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка-…»
По возможности дети описывают свои ощущения: тепло- холодно, приятно- неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т.д.
Упражнение «Отпечатки рук»
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:
“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?
– “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.
– “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
– “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
– “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).
– далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
– “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: « В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
- Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребенок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков)
Упражнение «Песочный ветер»
Цель: учить детей управлять вдохом выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
- «Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»;
Этап познавательных игр
на поверхности песка и с погружением рук в песок
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры ( в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например: шишек, желудей, пуговиц, и пр.
Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой узор, рисунок.»
«Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Песочная фея. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
«Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»
Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.
«Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».
«Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».
«Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами».
Цель: развитие воображения.
Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.
Упражнение «Мы едем в гости…»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ
Цель- Развитие у детей сенсорного восприятия.
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
«Норки для мышки»
Цель: -стимуляция речевой активности, нормализация мышечного тонуса
Ребёнок вместе со взрослым капает небольшие ямки-норки руками/ совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушек: берёт игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем её «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики.
Во саду ли, в огороде
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики
Стимульный материал: две песочницы, игрушечные овощи и фрукты
Ход проведения: по взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая – в огород. Детям предлагается посадить огород и сад. После выполнения задания рассказывает, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.
Общим слово назови и запомни
Цель: развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку.
Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигурки
Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. По такому же принципу модно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
Игра «Баночки и песок (крупа)»
Цель: формирование представлений о непрерывном количестве: много – мало – пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.
Материал: три банки одного размера: в первой банке много песка (крупы), во второй – мало, третья – пустая.
Ход игры: педагог выставляет перед ребенком по две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать), где много песка (крупы), а где мало. Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной песок (крупа) есть, во второй – пусто. Ребенок должен опустить пальчик в баночку – сначала в одну, затем во вторую – и сказать, где есть песок (крупа), а где его совсем нет (пусто). Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными песком (крупой, горохом, фасолью и т.п.). Педагог предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть песок, а где нет, где много, а где его мало.
Игровое упражнение «Рисуем фигуры на песке»
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях
Материал: поднос с песком (крупой), пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза.
Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
"Волшебные отпечатки на песке"
Педагог и ребёнок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук , а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Игра «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Описание упражнения см. выше — занятия с сухим песком.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
- Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребёнка продолжить его.
- «Точка, точка, запятая»
точка, точка, запятая
вышла рожица кривая
ручки, ножки, огуречик-
получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Затем попробуйте вместе с ребёнком изобразить такого же человечка.
- «Кто я?» точками изобразите на песке, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребёнку, что в этих точках кто-то прячется и для того, чтобы узнать кто это, нужно все точки соединить одной линией.
- «Волшебные превращения» нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем вместе с ребёнком попробуйте дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое.
Аналогичное задание выполняется с квадратом: дом, кубик, сумка. И с треугольником: дом, ёлка, флажок.
- «Узнавалки» в этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож.
Матрёшки
У хорошеньких матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные,
Издали приметные.
Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.).
Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки».
Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.
Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.
Подвижные игры на песке во время прогулки.
(на развитие координации и ловкости)
Переправа
Начертите на песке «ручеёк»- 2 параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга ( для 3-х летнего ребёнка расстояние должно быть 30см, для старших – до 1м.) Предложите ребёнку перепрыгивать через этот «ручеёк», отталкиваясь двумя ногами. Главное условие – «не намочить» ножки- не заступить за линию.
Кто дальше прыгнет
Обозначьте чертой место для прыжка. Покажите ребёнку, как можно прыгать с места или с разбега.
Не разбуди удава
Нарисуйте на песке змею или начертите линию и объясните ребёнку, что это спящая змея. По команде «Раз» попросите ребёнка прыгнуть вперёд, по команде «Два» прыгнуть назад через линию. Предупредите ребёнка, что удав не проснётся лишь в том случае, если ребёнок не наступит на линию.
По камешкам
Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги и предложите ребёнку перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через реку или по кочкам через болото. Прыгая из кружка в кружок, ребёнок не должен оступиться, чтобы не попасть «в воду».
Попади!
В цель – предложите ребёнку с заранее обозначенного расстояния кидать в песчаную горку и вырытую в песке ямку маленькие камушки, шишки.
В круг – нарисуйте круг диаметром не менее 1м. Предложите ребёнку попасть мячом в круг. Бросать мяч надо так, чтобы он попадал в центр круга.
Оставь свой след
Шаг в шаг – взрослый идёт по песку, оставляя на нём свои следы. Ребёнок, делая широкие шаги, проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребёнок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками.
Канатоходец
Попросите ребёнка пройти по нарисованной на песке линии, как будто по канату. Линия может быть прямой или извилистой, это зависит от возраста ребёнка. При этом ступни надо ставить вплотную одна к другой. Руки разводятся в стороны, спина держится прямо- так легче удержать равновесие. Когда же «канатоходец» пройдёт весь путь и ни разу «не упадёт», то конечно заслужит похвалу взрослого.
Кот и воробушки
На площадке чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться на его окружности. Один из игроков- кот- встаёт в центр круга, а остальные игроки-воробушки- за кругом у самой черты. По сигналу взрослого «воробушки» начинают впрыгивать и выпрыгивать из круга, а «кот» старается поймать кого-нибудь в том момент, когда он находится внутри круга. Пойманный становится «котом», а «кот»- «воробушком» и игра повторяется.
Зайцы и морковь
До начала игры на песке чертится круг диаметром 3-4 м. В круг кладутся 10 предметов- это морковь. А круг- это огород. Считалкой выбирается сторож. По сигналу взрослого остальные игроки- «зайцы», должны пытаться, прыгая на двух ногах, украсть морковку. «Сторож» должен поймать «зайцев», которые лезут в огород. Ему разрешается ловить «зайцев» только в пределах круга.
Лиса и зайцы
До начала игры на песке чертится круг диаметром 10м. Выбирается водящий «лиса», все остальные игроки- «зайцы». Лиса остаётся за пределами круга, а зайцы располагаются в круге. Ведущий даёт сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та лиса, которая поймет больше зайцев.
Путешествия к звукам
Начнем с игры-сказки “Путешествие в страну “А”.
Для того чтобы начать игру взрослому придется немножко подготовиться:
- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),
- наклеить на них букву А,
- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,
- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.
Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,
(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)
В реке плещутся А-кулы
(в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)
А-исты в садах живут
(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)
А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут
(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях - А.
- Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)
Видите что проговаривая стихотворение-инструкцию мы вместе с детьми строим сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Маленький комментарий.
Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.
С бедным О
“В огромной, пустынной стране Лимпопо,
Живет одиноко прекрасный звук О.
Он сирота: ни друзей, ни реки,
Зачахнет звук О там один от тоски!
Что делать, ребята?
Страну как найти?
Как бедный звук
О поскорее спасти?
В данном случае детям самим предлагается создать страну О, населив конечно «родственниками» этого звука.
Вам предлагается лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.
Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Раз - песчинка, два- песчинка»
Проект «Раз - песчинка, два - песчинка»Старший дошкольный возраст.Вид проекта: познавательно - исследовательский.Цель проекта: развитие познавательного интереса к неживой природе.Задачи проекта:-...
«Раз - песчинка, два - песчинка»
Занятие по образовательной области «Познавательное развитие (ознакомление с миром природы) с использованием опытно-экспериментальной деятельности...
Консультация для родителей " РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА"…
Консультация для родителей " РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА"&helli...
ПРОЕКТ «РАЗ ПЕСЧИНКА, ДВА ПЕСЧИНКА - ПОЛУЧАЕТСЯ КАРТИНКА»
Актуальность проекта. Проект «Раз песчинка, два песчинка - получается картинка» направлен на всестороннее развитие личности ребенка и его художественное...
Мастер класс для родителей. Тема "Раз песчинка, два песчинка так получится картинка"
Доставить радость детям от совместной деятельности с родителями....
Консультация для родителей "РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА… Дети играют с песком"
Отдых с малышом — как это прекрасно! Научимся «отпускным» играм на песке. Узнаем их сами и научим своих малышей....
Познавательно-исследовательский проект "Раз песчинка, два песчинка"
Представлено описание проектной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами песка. А также презентация индивидуального проекта воспитанника по данной теме....