Проект по патриотическому воспитанию "Самара-мой родной город!"
проект (средняя группа) на тему
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Любовь к своей Родине – одно из сильных и благородных человеческих чувств. Как известно, первые уроки патриотизма дети получают в семье – в общении со взрослыми: мамами, папами – узнают о своих близких родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, Японской, Финской. В наше время очень важно формировать семейные традиции, заниматься воспитанием уважения к старшим, бережного отношения ко всему окружающему. Ведь любовь к Отчизне начинается с любви к матери, отцу, бабушке, дедушке, близким и дорогим людям, родному краю, улице, посёлку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию
Пояснительная записка.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Любовь к своей Родине – одно из сильных и благородных человеческих чувств. Как известно, первые уроки патриотизма дети получают в семье – в общении со взрослыми: мамами, папами – узнают о своих близких родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, Японской, Финской. Составляя генеалогическое дерево, в основе «древа рода» позицию занимают дедушки и бабушки, тети и дяди, защищавшие родную землю от врага. Совместное посещение взрослых и детей памятников погибшим воинам, Парков памяти, стел, возложение цветов, рассматривание семейных альбомов, чтение художественной литературы, соответствующей тематики, семейных праздников – всё это способствует развитию у них чувства гордости за свою семью, малую родину, страну. В наше время очень важно формировать семейные традиции, заниматься воспитанием уважения к старшим, бережного отношения ко всему окружающему. Ведь любовь к Отчизне начинается с любви к матери, отцу, бабушке, дедушке, близким и дорогим людям, родному краю, улице, посёлку.
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.
Конспект НОД «Самара – мой родной город».
Цель: формирование представлений о родном городе.
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;
- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни;
- способствовать развитию творческих способностей в продуктивной и музыкально-художественной деятельностях.
Обучающие:
- расширять и углублять представления о родном городе;
- формировать представления о населении города, о национальностях людей;
- закреплять знания о флаге, гербе и гимне.
Воспитательные:
- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям;
- воспитывать чувство гордости за свой город.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов: игра «клоун», беседа на тему «Отдых летом».
Взаимодействие с родителями: беседа с родителями за «круглым столом» об истории города, демонстрация карт Самары (старой и новой), показ и демонстрация фотографий старого и нового города; подготовка фотовыставки на тему «Я и моя семья отдыхаем в городе».
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая
Сюжетные игры
Продуктивная
Мастерская по изготовлению продуктов детской деятельности
Чтение художественной литературы
Чтение
Обсуждение
Разучивание
Коммуникативная
Беседа
Ситуативный разговор
Речевая ситуация
Материальное обеспечение:
картинки старого города и нового,
фотографии детей и родителей, фотографии достопримечательностей города,
карта Самары, флаг России и Самары, изображение герба РФ и Самары,
детские рисунки, плакат с названием города Самара,
конфеты шоколадной фабрики.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Включение детей в образовательную деятельность
Воспитатель:
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекою
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой.
Ребята, я прочитала вам стихотворение о нашем родном городе, в котором мы живем. Посмотрите, как красив наш город (показ картинок и фотографий на стенде)!
А знаете ли вы, откуда произошло название нашего города и его история становления? (ответы детей)
Так послушайте, сегодня я расскажу, как возник наш город и покажу каким он был.
История Самарского края. Происхождение названия "Самара".
Название нашего города возможно произошло от названия реки, на берегу которой была построена крепость с таким же названием. Река
Волга в то время протекала намного западнее.
Согласно самой распространённой версии, купцы, поднимавшиеся вверх по полноводной Волге (в древности Ра - Итиль) по ошибке заплыли в приток, который по величине был соизмерим с основным руслом Ра.
Когда же ошибка выяснилась, эту реку стали называть Самара (сама + Ра), в дальнейшим превратившуюся в Самара (показ плаката с названием города). В центре Самарского края Жигулевские горы рядом с Самарой образуют Самарскую Луку. Вокруг Жигулей Волга круто поворачивает направо и Самарская Лука, таким образом, сообщается с землей через узкий перешеек шириной приблизительно 3 км.
Самара была основана на самом красивом месте в центре огромной степи (Дикого поля) вдали от Москвы, столицы ранней России (демонстрация карты).
Самара была основана в 1586 г. по указу царя Феодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшего рядом с городом, и для охраны границ. Основателями Самары были воевода Засекин и стрелецкие головы Елчанинов и Стрешнев.
Первое место для крепости было найдено на правом берегу реки Самарка. Позже территория города распространилась и на левый берег реки Волга (демонстрация картины крепости).
В дальнейшем (1688) статус центра края изменился - Самара из крепости стала городом.
В управлении Самарой и уездных городов Самарской губернии принимали участие и органы общественного управления, которые возглавлял городской голова (нынешний глава). Наиболее знаменитым самарским городским головой являлся П.В. Алабин. Он работал в Самаре между 1884 и 1891 гг., немало сделав для создания городского благоустройства. Самоуправление городом возлагалось на городскую думу. Депутата думы называли гласным. Численность гласных думы колебалась в 1871 - 1917 гг. от 50 до 60 человек.
Область имеет несколько музеев. Первым в Самаре в 1886 г., при городском голове П.В. Алабине был создан краеведческий музей (демонстрация картинок музея).
Самарская область - крупный транспортный центр, так как размещается на пересечении коммерческих и транспортных путей.
Многие из транспортных маршрутов пересекаются в Самаре: железные дороги Москва - Сибирь, Москва - Кавказ, Урал - Юг и речные (по Волге) до Каспийского моря. Самарская железнодорожная станция открывалась в 1876. Через Самару пролегала государственная Самаро- Златоустовская железная дорога и несколько частных (демонстрация картинок ж/д вокзала в старом и новом видах). Первый пароход “Волга” посетил Самару еще в 1846 г. После этого появилось большое количество частных речных пароходных компаний. Несколько тысяч пассажирских и грузовых пароходов работали на Волге. Огромное количество волжских путешественников посетили Самару, даже французский писатель Александр Дюма, проплывая на пароходе в 1858 г. В 1859 он выпустил книгу “От Парижа до Астрахани”, где оставил описание Самары (демонстрация картинок речного вокзала).
Самарская губерния была религиозной. В 1901 в ней располагались церкви, мужские и женские монастыри. Но в Самаре жили не только православные, поэтому были и неправославные культовые постройки.
Так, католический польский костел был построен в 1906 г. Немецкая лютеранская кирха Святого Георга была построена в 1865 - 1875 гг. на деньги русского купца, теперь она снова функционирует. Была построена мечеть в 1856 г.
В Самаре имеется несколько театров. Самым старым из них является созданные еще до революции театр Драмы. Филармония размещается в здании, в котором до революции располагался театр-цирк “Олимп” (демонстрация картинок театров и цирка). “Самара - город хлебный”. Торговля пшеницей была одним из основных дел.
Струковский сад был вообще самым большим и наиболее знаменитым городским парком Поволжья. В нем продавали мороженое, известное своим замечательным вкусом на все Среднее Поволжье.
В ходе Великой Отечественной войны Самара вновь стала второй столицей, на этот раз - СССР. В городе размещалось правительство.
Один из трех военных парадов был проведен именно в Самаре. Самара раньше называлась Куйбышев, названная так в честь революционера.
В наше время от Куйбышева осталось только название центральной площади города, на которой размещается монумент в честь Куйбышева.
Вторая по значимости площадь города - площадь Славы. Расположенный там Вечный огонь посвящен участникам Великой Отечественной войны.
Самарская область имеет насыщенную событиями более чем 400- летнюю историю и сейчас является крупным промышленным и торговым центром.
Я предлагаю посмотреть фотографии детей, на которых они вместе с родителями гуляют и отдыхают в разных местах нашего красивого города.
2. Обобщающая беседа «Где вы побывали?»
(Готовится фотовыставка достопримечательностей родного города).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы опять поговорим о нашем городе и отправимся в путешествие по самым интересным местам. Нам очень повезло, что мы живем в таком большом и красивом городе. Здесь много построено для того, чтобы горожанам жилось хорошо. Давайте подойдем к фотовыставке и вспомним, что в городе построено для детей. И на несколько минут я предлагаю перенестись в лето.
Город наш стоит веками
Над прекрасною рекой.
Знает каждый горожанин
Пляж вдоль речки голубой.
Наш город стоит на прекрасной русской реке - Волге. В нашем городе очень красивая набережная и много пляжей.
3. Просмотр фотографий и рассказы детей о летнем отдыхе.
Когда лето кончается, мы можем купаться и кататься с водных горок в аквапарке. В наш аквапарк приезжают дети и взрослые из других соседних
городов. Расскажите, кто из вас был в аквапарке (ответы детей).
Есть в нашем городе одно замечательное место, в котором, наверное, побывал каждый из вас. Вы узнаете что это за место, если отгадаете загадку.
Здесь жонглеры выступают,
Книжки кошечки читают.
Клоун всех вас рассмешит.
По арене тигр бежит (цирк).
Правильно, ребята. Это цирк. Там выступают акробаты, фокусники, клоуны, жонглеры, дрессированные животные. Вам нравится ходить в цирк? (ответы детей).
4. Игра «Клоун».
Воспитатель:
Давайте поиграем в нашу любимую физминутку "Клоун".
Мы ходили в цирк сегодня (шагают на месте),
В цирке клоун выступал (останавливаются и резко поднимают вверх руки, как бы объявляют номер).
Он жонглировал мячами (жонглируют),
А потом мячи глотал (правой рукой круговыми движениями поглаживают живот).
Он ходил как гусь вальяжный (ходят, как гусь),
Как орел летал отважный (машут руками-крыльями).
Поднимался по канату (перебирают перед собой руками, имитируя подъём по канату).
И рукой махал ребятам (приветственно машут правой рукой).
По манежу ловко прыгал
И смешно ногами дрыгал (прыгают).
Но интересное представление можно увидеть не только в цирке.
В нашем городе много театров. Посмотрите, какие они красивые.
Расскажите, кто бывал в каком-либо из них (ответы детей).
Ой-да, ой-да, ой-да, ух!
Аж захватывает дух!
Вот сбежалась детвора:
- Ты качался - нам пора!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Прямо к облаку несись!
О чем говорится в этом стихотворении? Правильно, о каруселях. В нашем городе есть много парков с самыми разными каруселями и аттракционами. Расскажите, что вам там нравится больше всего (ответы детей).
В нашем городе много фабрик и заводов. А одну фабрику знают все-все-все. Потому что она самая сладкая на свете. Правильно, шоколадная. Наши конфеты знают не только в России, но и в других станах. Давайте их попробуем.
5. Обобщающая беседа.
(После перерыва дети приступают к художественному творчеству на тему "Я люблю мой город".)
6. Включение детей в образовательную деятельность.
Проводится в музыкальном зале. Предварительно готовятся стенды: работы детей "Я люблю мой город", фотовыставка "Я и моя семья отдыхаем в городе" и достопримечательности Самары. Стоят 2 флага России и Самары.
(Изображение герба РФ и герба Самары).
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим наверно, вспомнится
Свой родной самарский двор...
Или степь, от маков красная,
Золотая целина,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Наша страна большая и красивая.
У каждой страны и у России есть свой флаг, герб и гимн. Флаг России - это государственный символ страны. Где можно увидеть флаг? (ответы детей). Посмотрите на наш флаг. Знаете ли вы, что означает эти 3 цвета (ответы детей).
Белая полоса напоминает нам о белоствольных березах, о русской зиме, о легких летних облаках, о белых ромашках на лугу. Синяя полоса похожа на синее небо, синие моря и реки России. А красный цвет всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.
На гербе мы видим изображение какого-то важного символа страны, животного или предмета. Изображение герба подчеркивает самое главное в этой стране.
Давайте посмотрим, что изображено на гербе РФ. Это двуглавый орел - птица смелая, гордая, которая высоко-высоко, видит все вокруг. У орла 2 головы, значит, не пропустит ни одного врага. Над орлом золотая корона, значит, самый главный! В лапах символ власти - скипетр и держава, какие в старину были у русских царей.
Но каждый город в России имеет на флаге и гербе свою символику. Так на флаге и гербе Самары изображен козел. Козел появлялся нередко. Это гордое, мощное животное, символизировало силу. Мощь, мужество и доблесть означают и ветви дуба. Даже цвет щита лазурь (светло-синий) – символизирует величие, красоту и ясность.
Ребята, у каждого государства есть своя главная песня - это гимн (включается фонограмма гимна и прослушивается отрывок).
7. Подводятся итоги совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
«Формирование у дошкольников патриотических чувств к родному городу»
Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искажен...
КВН по патриотическому воспитанию "Мой родной город - Елец
Цель:Расширять кругозор детей о родном г.Ельце, как частице нашей Родины.Задачи:· Уточнить и обобщить знания детей о родном городе;·...
Образовательный проект Познавательное развитие «По улицам родного города» Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста посредством создания рукотворной книги
Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем:«Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей,деятелей культуры, на...
Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине...