Программа дополнительного образования по оригами "Бумажная сказка"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Калашникова Наталия Николаевна

Данная программа предлагает детям отправиться в увлекательный мир оригами. Она поможет развить всестронние способности детей, в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бумажная сказка             Программа дополнительного образования по оригами.

Автор: Калашникова Наталия Николаевна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                    учреждение «Детский сад» № 57 «Рябинка» города Калуги

http://www.stihi.ru/photos/tatfata.jpg

      «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

                                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

                           Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «Бумажная сказка» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий С.И.Мусиенко, Г.В.Бутылкина» Оригами в детском саду». Сергея и Елены Афонькины «Уроки оригами», Тарабариной Т.И. «Оригами и развитие ребенка» и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами.

Детство - неповторимая и яркая страница каждого человека. Именно в этом возрасте ребенок  устанавливает связь с природой и предметным миром, приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям, у него формируется интерес к творчеству.  Для  поддержки данного интереса необходимо стимулировать  воображение, желание включаться в творческую деятельность . Одним из направлений творческой деятельности является оригами. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно существуют волки и зайцы, мыши и коты… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно несколько минут.

Бумага – это самый доступный для ребенка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолет летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается от незначительного порыва ветра. Игрушку, которую мастерит ребенок вместе со взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно ему дорога.

Оригами – неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по четким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку – изящного журавлика, забавного поросенка. Сложив из бумаги животного,  дети включаются в игру-драмматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Оригами активизирует мыслительные процессы. Изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

У детей развивается  способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Эта деятельность  стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность изготовления, приемы и способы складывания.

При изготовлении поделок дети знакомятся  с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Это далеко не все достоинства оригами, которые являются гарантией всестороннего развития ребенка.

Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей.

Цель программы: развитие всесторонних способностей детей, в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

- создавать условия для развития творческой активности детей, а так же поэтапного освоения детьми различных  базовых форм оригами;

- формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;

- обучить техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

Развивающие:

- развивать устную речь ребенка, научить ребят свободному общению. Развивать память, развивать уверенность в своих силах и способностях;

- развивать творческие способности детей;

- формировать навыки коллективной деятельности, сотрудничества;

- способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, глазомера, воображения и фантазии;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к искусству оригами.

Продолжительность реализации программы 1 год.

В реализации данной программы участвуют дети старшей группы 5-6 лет.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия – 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Речевое развитие. Использование на занятиях кружка художественного слова, пословиц, поговорок, создание поделок к сказкам, стихотворениям.

Познавательное развитие. Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим, а так же знакомства со строением предметов, объектов.

Художественно-эстетическое развитие. Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.

 Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

Методы, используемые на занятиях:

- беседы, рассказы, игры, сказки;

- рассматривание иллюстраций, картин;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

- обучение техническим приемам работы с бумагой;

- создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;

- развитие внимания, памяти, мышления, глазомера, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

- умение следовать устным инструкциям;

- знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;

- овладение навыками культуры труда;

- улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Основные требования к уровню подготовки детей.

Дети должны знать:

- различные способы и приемы конструирования из бумаги;

- назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Дети должны уметь:

- выполнять различные манипуляции с бумагой, создавать композиции, пользоваться клеем кисточкой;

- ценить свой труд и труд другого человека; сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы;

Перспективное планирование для детей старшей группы.

месяц

тема

содержание

Сентябрь

«Давайте поиграем»

«В некотором царстве, в бумажном государстве…»

«Грибы. Подберезовик»

«Веселые мордашки. Лисенок»

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Заинтересовать работой с бумагой. Научить делить квадрат на разное количество частей. Воспитывать самостоятельность.

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Воспитывать аккуратность.

Продолжать обучать детей различным действиям с бумагой (сгибание, складывание). Развивать внимание, умение воспринимать устные инструкции. Воспитывать интерес к конструированию.

Познакомить детей с базовой формой треугольник. Учить складывать квадратный лист по диагонали, находить острый угол. Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Развивать глазомер.

Октябрь

«Веселые мордашки. Котик»

«Веселые мордашки. Бычок»

«Веселые мордашки. Зайчик»

«Веселые мордашки. Слон»

Продолжать знакомить детей с базовой формой треугольник. Научить выполнять действия детей с бумагой (приемы складывания, выгибания, разгибания). Развивать опрятность, аккуратность в выполнении задания.

Продолжать знакомить с базовой формой треугольник. Закреплять приемы складывания бумаги. Воспитывать в детях самостоятельность.

Закрепить с детьми знание базовой формы треугольник, приемы складывания бумаги, последовательность выполнения действий. Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей выполнять складку «молния», закрепить приемы складывания бумаги. Развивать внимание, память, глазомер. Воспитывать аккуратность.

Ноябрь

«Бабочка»

«Лягушка»

«Воздушный змей. Гномик»

«Ветка рябины»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры.  Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки. Обучать приемам декоративного украшения. Воспитывать усидчивость, опрятность.

 Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. Закрепить с детьми знание базовой формы треугольник. Развивать аккуратность в выполнении задания.

Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей». Учить детей выполнять элементарные действия с бумагой. Развивать внимание, сосредоточенность, аккуратность в выполнении действий. Воспитывать интерес к оригами.

Познакомить с базовой формой «Стрела». Расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. Воспитывать умение работать в коллективе.

декабрь

«Елочка»

Новогодние украшения. Рождественская звезда.

«Хлопушка»

«Дед Мороз»

Учить детей изготавливать поделки из базовой формы «двойной треугольник». Продолжать выполнять разнообразные действия с бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать стремление помогать другим.

Продолжать изучение базовой формы «воздушный змей». Продолжать мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию,  воображение. Воспитывать аккуратность.

Продолжать учить детей выполнять разнообразные действия с бумагой (приемы: сгибания, разгибания). Развивать аккуратность, точность в выполнении действий. Воспитывать интерес к оригами.

Закреплять умение детей делать фигурки в технике оригами. Вызывать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника. Совершенствовать навыки работы с ножницами. Воспитывать самостоятельность и усидчивость.

январь

«Сапожок»

«Снеговик»

«Волшебные превращения бумажного квадрата»

Продолжать учить детей выполнять разнообразные действия с бумагой. Развивать умение анализировать. Сравнивать. Воспитывать самостоятельность при изготовлении поделки.

Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание доставлять радость окружающим.

Закреплять умение следовать инструкциям воспитателя. Познакомить с новой базовой формой «катамаран». Развивать фантазию и конструктивное воображение. Формировать речевое дыхание.

февраль

«Самолет – планер»

«Сердце»

«Открытка морякам»

«Самолет – истребитель»

Познакомить детей с поделками, изготовленными из прямоугольного листа бумаги. Вызывать у них желание работать с бумагой. Развивать внимание аккуратность. Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам.

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Закреплять прием складывания – «долина». Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Используя приемы складывания бумаги ( складки «долина», «молния») изготовить из прямоугольного листка бумаги поздравительную открытку. Развивать у детей усидчивость, наблюдательность, память, поощрять творческие проявления детей.

Продолжать изготавливать поделки из прямоугольного листа бумаги, путем складывания углов к середине, используя складку «долина». Развивать глазомер, внимание. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

март

«Ромашки»

«Парусник»

«Лодочка»

«Пароход»

Учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами. Поощрять творческие проявления детей.

Закреплять умение следовать инструкциям воспитателя. Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру. Развивать конструктивное творчество, воображение. Воспитывать у детей доставлять радость окружающим.

Продолжать знакомить детей  с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги. Упражнять в свободном выборе цвета. Развивать мелкую моторику руки. Поощрять использование готовых поделок в играх.

Используя новую базовую форму «конверт», учить детей изготавливать пароход. Развивать память, внимание, глазомер, конструктивное воображение. Воспитывать усидчивость.

апрель

«Ракета»

Композиция «В космосе»

«Грач»

«Птицы на ветке»

Учить детей изготавливать поделки из базовой формы «конверт». Учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Развивать творческое воображение, фантазию детей.

Уточнить знания детей о празднике «День Космонавтики». Продолжать преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. Воспитывать аккуратность.

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги на основе новой базовой формы «рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Закрепить приемы складывания бумаги ( «молния», «долина». Развивать творческие способности детей,  воображение. Воспитывать интерес к конструированию.

май

«Солнышки»

Композиция: «Хризантема»

«Журавлик»

«Моя любимая игрушка»

Используя базовую форму «Воздушный змей», изготовить поделку. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Развивать внимание и глазомер. Воспитывать умение работать в коллективе.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами. Совершенствовать речь детей. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать умение пользоваться ножницами.

Познакомить детей с японской историей. Совершенствовать умение изготавливать  поделки из бумаги. Воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг.

Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Закрепить умение мастерить поделки в технике оригами. Воспитывать умение работать в коллективе.

Список использованной литературы

Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В. «Оригами и опликация» -СПб., 1998

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома» - М. Аким, 1996. 207с.        

Журавлева И.В.  «Оригами. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи.» - М. АСТ,2009. 191с.

Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду» - М. Обруч, 2010. 95с.

Соколова С.В. «Оригами. Игрушки из бумаги» - СПб., 1999.

Соколова С.В. «Оригами для дошкольников» СПб.. 2001

Сержантова Т.Б. «100 праздничных моделей оригами» - М. Айрис Пресс. 2006

Тарабарина Т.И.  «Оригами и развитие ребенка» - Ярославль, «Академия развития», 1997. 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебные сказки"

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Книголюбы». Тема: Сказка-именинница «Аленький цветочек»

    Данное занятие предназначено для детей 6 – 7 лет. Продолжительность занятия  30 минут. Особенность занятия заключается в том, что его тематика связана с юбилейной датой...

Рабочая программа дополнительного образования "Дорога в сказку"

Рабочая программа дополнительного образования  по сказкотерапиии "Дорога в сказку"...

Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Пластилиновые сказки"

Программа направлена на художественно-эстетическое развития детей...

Планирование работы для программы дополнительного образования «Грамматика в сказках, рассказах»

Закрепление навыков словоизменения и словообразования на материале сказок, рассказов, стихотворений....