Рабочая программа дополнительного образования "Дорога в сказку"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Рабочая программа дополнительного образования по сказкотерапиии "Дорога в сказку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дорога в сказку" | 83.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск детский сад №29 «У Лукоморья»
Рабочая программа
дополнительного образования
кружковой деятельности
«Дорога в сказку»
Старший дошкольный возраст
Автор составитель:
Держак К.А.
г. Саяногорск, 2017г.
1.Пояснительная записка «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
ДжаниРодари
В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи), поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.
Рабочая программа составлена на основе:
- Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии
Актуальность
В наше время существуют следующие актуальные проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.
Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности в связи с этим разработана программа « Дорога в сказку», в которой используются различные методики. Работа проводится с детьми подготовительной группы «Колокольчик».
Учебный план работы кружка «Дорога в сказку»
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
Дорога в сказку | 1 | 4 | 32 | 25 - 30 | 10 |
График проведения занятий
День недели | Время проведения |
Четверг | 16.00-16.30 |
Основной целью данной программы является сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Цель : снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, уменьшить число психосоматических заболеваний. Помочь недостатки ребенка превратить в достоинства. Определить главные черты ребенка и облагородить их.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, внимания, эстетического восприятия, фантазии.
2. Тренировать выразительность речи, мимическое и пантомическое выражение эмоций.
3. Мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказыванию сказок, драматизации.
4. Пробуждать творческие способности детей .
5. Расширять представление о многогранности окружающего мира.
Формы | Виды работы | Приемы |
Песочная терапия | -Работа с песком и мелкими предметами
| Разыгрывание сюжета Заучивание текста сказки Обыгрывание ситуации |
ТРИЗ | -Рисование -Задания на фланелеграфе | Пересказ сказки по рисункам Представление сюжета |
Инсценирования | -«Би-ба-бо» -Настольный театр -Теневой театр -Пальчиковый театр -Обыгрывание сюжета сказки | Разыгрывание сюжета с помощью пальчиковых игрушек Изучение сказки посредством игрушки Проигрывание сказки с помощью теней Использование костюмов героев для инсценирования сюжета |
Список детей посещающих кружок « Дорога в сказку» 2017-2018 учебный год.
Содержание работы
Программа дополнительного образования строится по следующим направлениям:
1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное от реагирование собственного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и перемене стиля поведения.
5.Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к равновесию исполняемых движений и слов в игре.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения, исполнения пантомимических этюдов – к творческим импровизациям по сюжету.
Обучение по программе «Дорога в сказку», создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.
Основные игровые методы и приемы сказкотерапии и их задачи:
Словесная режиссерская игра .
- воспитывать умение догадываться по настроению текста и музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
- знакомить с образными выражениями и сказочными повторами.
Психогимнастика.
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний;
- отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Словесное комментирование.
- довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям по поводу знакомого содержания;
- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо ритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
Совместная словесная импровизация.
- вносить новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. Все дети обучаются по одной программе. На каждом занятии осуществляется индивидуальный подход, который выстраивается из возможностей каждого ребенка. Одним из важных условий реализации программы является создание необходимой методической базы и развивающей среды в группе (подбор художественной литературы, различные виды театра, наборы открыток, иллюстраций, фонотеки с классической музыкой, детскими мелодиями, песнями, сказками).
На каждом занятии обязательно осуществляется личностно-ориентированный подход. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник), а детям склонных к упрямству, капризам, ябедничеству в сказкотерапии изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, хвастунишка, непослушный Ваня)
Данная программа заключает в себя большие возможности для развития личности ребенка, формирование индивидуальных черт характера, речевых способностей детей, развитие творчества и креативности. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Планируемые результаты:
1. Дети свободно владеют речью, вступают в диалог.
2.У детей сформированы личностные качества: активность, самостоятельность, уверенность.
3. У детей повышен уровень самооценки.
4. Ребёнок способен разрешить проблему личностного характера.
Перспективный план кружковой работы
Месяц | Тема/количество часов | № | Содержание | |
Октябрь | Украинская сказка «Колосок» ( 150 мин.) | 1. | Слушаем сказку, отвечаем на вопросы | |
2. | Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку | |||
3. | Работа с фланелеграфом | |||
4. | Составление рассказа по мнемотаблицам | |||
Ноябрь | 5. | Заключительное занятие по сказке, с помощью театра «БИ-БА-БО» | ||
Бурятская сказка«Сорока- воровка» ( 180 мин.) | 6. | Слушаем сказку, отвечаем на вопросы | ||
7. | Отгадываем загадки про птиц Раскрашивание контурных изображений | |||
8. | Обыгрывание ситуации с помощью пальчикового театра | |||
Декабрь | 9. | Групповой пересказ сказки | ||
10. | Работа с фланелеграфом | |||
11. | Заключительное занятие по сказке, с помощью песочной терапии | |||
Русская сказка «Теремок» ( 180 мин.) | 12. | Слушаем сказку, отвечаем на вопросы | ||
Январь | 13.. | Настольный театр | ||
14. | Рисование главных героев | |||
15.. | Отгадываем загадки про главных героев | |||
16. | Пересказ сказки по ролям | |||
Февраль | 17. | Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра | ||
Якутская сказка«Непослушный медвежонок» ( 160 мин.) | 18. | Слушаем сказку, отвечаем на вопросы | ||
19. | Раскрашивание контурного изображения медведя | |||
Март | 20. | Обыгрывание сюжета, с помощью песочной терапии | ||
21. | Групповой пересказ сказки | |||
22. | Заключительное занятие по сказке, с помощью теневого театра | |||
«Хвастливая чашка» ( 160 мин.) | 23.. | Слушаем сказку, отвечаем на вопросы | ||
Апрель | 24. | Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку | ||
25. | Настольный театр | |||
26. | Пересказ сказки по ролям | |||
27. | Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра | |||
Май | «Сказка о маленьком Чике» (120 мин.) | 28. | Слушаем сказку, отвечаем на вопросы | |
29. | Рисование главных героев | |||
30. | Обыгрывание сюжета, с помощью песочной терапии | |||
31. | Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра | |||
Итоговое занятие (30 мин.) | 32. | Викторина по сказкам |
Октябрь 1-ое занятие
ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ №1
Тема: Знакомство с украинской сказкой « Колосок». Слушаем сказку, отвечаем на вопросы.
Цель: Происходит знакомство с новой сказкой, определение смысла и поиск жизненных уроков.
Оборудование: Книга.
Ход обучающей ситуации. Детям предлагается для знакомства украинская сказка «Колосок». После прочтения сказки педагогом - психологом, детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?
- Какими словами можно сказать о мышатах? Они какие? Как вы это поняли?
- Какими словами можно сказать о петушке? Он какой?
- Расскажите, как трудился петушок. Что он делал с колоском?
- Чем занимались в это время мышата?
- Как петушок проучил мышат? Что он им сказал?
Обсуждение полученного материала.
Октябрь 2-ое занятие.
Тема: Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку.
Цель: Развивается связная речь через коллективный пересказ, совершенствуем навыки рисования.
Оборудование: Книга, контурная сюжетная картинка, карандаши.
Ход обучающей ситуации. Детям предлагают книгу с картинками сказки, предлагают вспомнить, о чем повествует сказка. Рассказать о наиболее запомнившихся моментах. Дать возможность высказаться каждому ребенку. Затем раздать детям контурные сюжетные картинки и предложить их раскрасить.
Октябрь 3-е занятие
Тема: Работа с фланелеграфом.
Цель: Развивать фантазию и закреплять знания о пространственных ориентациях.
Оборудование: Фланелеграф, картинки животных и предметов сказки.
Ход обучающей ситуации. Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в сказке. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие.
Октябрь 4-е занятие
Тема: Работа с мнемотаблицами.
Цель: Расширять активный словарный запас, за счет введения новых глаголов и прилагательных, тематически связанных с сюжетом сказки.
Оборудование: Мнемотаблицы.
Ход обучающей ситуации. Педагог - психолог вместе с детьми расшифровывает мнемотаблицу. Серого цвета, мягкая шерстка, четыре лапки, длинный тонкий хвост, любит сыр, называется на М. Кто же это? (Мышка). Теперь предлагаем повторить рассказ 2-3 детям.
А петушок ребята загрустил, давайте про него тоже расскажем.
Выучи потешку.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку!
Ноябрь 5-е занятие
Тема: Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра (бибабо).
Цель: Учится показывать сказку, распределять роли между собой.
Оборудование: Пальчиковые игрушки.
Ход обучающей ситуации. Сначала необходимо познакомить детей с кукольным театром (бибабо). Затем детям раздают набор игрушек из кукольного театра и предлагают разыграть наиболее понравившийся сюжет сказки или всю сказку.
Ноябрь 1-ое занятие
ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ № 2
Тема: Знакомство с бурятской сказкой « Сорока-воровка». Слушаем и отвечаем на вопросы.
Цель: Познакомить ребят с новой сказкой и определить её смысл, учить отвечать на вопросы.
Оборудование: Сказка с картинками.
Ход обучающей ситуации. Сначала дети знакомятся с бурятской сказкой «Сорока-воровка», затем им предлагаются вопросы, на которые детям предстоит ответить.
Вопросы:
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая погода описывается в сказке?
- Про каких птиц говорится в сказке?
- Что украли у матери-гусыни?
- Что украли у человека?
- Кто оказался вором?
- Чему учит нас эта сказка?
Вывод по прочтению сказки.
Ноябрь 2-ое занятие
Тема: Отгадывание загадок про птиц, раскрашивание контурных изображений.
Цель: Учить детей размышлять над загадками, правильно произносить слова. Закреплять умения раскрашивать, не выходя за контуры изображения.
Оборудование: Загадки, контурные изображения птиц.
Ход обучающей ситуации. Сначала детям предлагают разгадать загадки про птиц.
Загадки.
1. Шея длинная у птицы. Клювом ущипнуть стремится. Защиплет, а ты не трусь. « Га-га-га» - кто это? ( Гусь)
| 2.Эта птица всем знакома - Важно ходит возле дома Кар-Кар-Кар вдруг закричит, И спокойно улетит. Очень хитрая персона, А зовут её (Ворона) |
3. Сидит на суку, тараторит. Со всеми птицами спорит. Всё ей вокруг интересно, Всем эта птица известна. Помнишь: где была? Далёко. Кто это-ответь? (Сорока)
| 4. Эта птица гнёзд не вьёт, Песен дивных не поёт. Громко, сидя на суку, Счёт ведёт годам: «Ку-ку!» |
Раскрась гуся
Ноябрь3-е занятие
Тема: Обыгрывание ситуации с помощью пальчикового театра.
Цель: Развивать у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Развивать речь, память, внимание, усидчивость.
Оборудование: Набор пальчиковых игрушек.
Ход обучающей ситуации. Познакомить ребят с пальчиковыми игрушками. Рассказать из каких материалов их выполняют. Предложить разыграть сюжет из сказки. Выбрать себе роль. Помочь тем детям, которые сами не справляются, но очень хотят поиграть.
Декабрь 4-ое занятие
Тема: Групповой пересказ сказки.
Цель: Развивать связную речь с помощью коллективного пересказа.
Оборудование: Текст сказки.
Ход обучающей ситуации. Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к тому, чтобы вспомнить произведение, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
3. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
4. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
5. Пересказ. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Декабрь 5-ое занятие
Тема: Работа с фланелеграфом.
Цель: Развивать фантазию и закреплять знания о пространственных представлениях.
Оборудование: фланелеграф, картинки птиц и предметов сказки.
Ход обучающей ситуации. Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в сказке. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно поспорить между собой и только потом осуществить то или иное перемещение.
Декабрь 6-ое занятие
Тема: Заключительное занятие по сказке, с помощью песочной терапии.
Цель: Стимулировать в детях творческое и символическое мышление.
Оборудование: Столик с песочной терапией, мелкие предметы для игры.
Ход обучающей ситуации. Познакомить ребят с песочной терапией.
Ритуал « входа» в Песочную страну. Педагог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Педагог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук». На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей) Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей) Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше. Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея. Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Ритуал «выхода» из Песочной страны. Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!» До следующей встречи!
Декабрь 1-ое занятие
ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ №3
Тема: Знакомство с русской сказкой « Теремок». Слушаем сказку, отвечаем на вопросы.
Цель: Происходит знакомство с новой сказкой, определение смысла и поиск жизненных уроков.
Оборудование: Книга.
Ход обучающей ситуации. Знакомимся со сказкой. Отгадайте, ребята, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться занятии:
Что за домик у дорожки –
Разноцветные окошки.
Звери в домике живут.
Как же домик тот зовут?
(Теремок.)
После прочтения сказки педагогом - психологом, детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Кто первым нашёл теремок?
- Осталась ли мышка-норушка одна жить в теремке?
- Кто стал с нею жить?
- Что случилось, когда пришёл волк?
- Хотел ли огорчить зверей медведь?
- Что делали звери в конце сказки?
Январь 2-ое занятие
Тема: Настольный театр.
Цель: Развивать эмоционально-волевую сферу дошкольников, творческие способности детей средствами театрального искусства.
Оборудование: Настольный театр.
Ход обучающей ситуации. Для начала педагогу - психологу самому необходимо рассказать сказку, сопровождая рассказ движениями фигурок. Так дети лучше поймут последовательность появления героев и их действия. Во время представления театра на столе и рассказчик, и зрители сидят рядом, а стол служит сценой, где происходит действие сказки. Затем ребятам самим предлагается проиграть сказку с помощью настольного театра.
Январь 3-е занятие
Тема: Рисование главных героев.
Цель: Закреплять навыки рисования.
Оборудование: Листы бумаги, карандаши, картинки с изображением животных и теремка.
Ход обучающей ситуации.
Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной –
Теремочек небольшой…
Детям предлагается вспомнить всех главных героев, просмотреть картинки с их изображениями. Затем самостоятельно нарисовать теремок и главных героев сказки.
Январь 4-е занятие
Тема: Отгадываем загадки про героев сказки, знакомимся с ними по картинкам.
Цель: Учить детей размышлять над загадками, правильно произносить слова.Оборудование: Загадки про главных героев сказки, набор картинок с их изображением.
Ход обучающей ситуации. Детям предлагается прослушать загадки и правильно ответить. Просмотреть картинки с их изображениями.
Загадки:
1.Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал, Сразу в норку убежал? (Мышка)
| 4. Ярко-рыжая краса. Ловит рыбку – чудеса! Хитро глазками сверкнёт, Пышным хвостиком махнёт И умчится, вдруг, в леса. Как зовут её? ….(Лиса) |
2.Где же вы её найдёте? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)
| 5. Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это - … (Волк) |
3.Длинные уши, зовется косой, Очень боится быть пойман лисой, Скачет, петляет, но это не танец, Так удирает от хищников... (Заяц) | 6. Кто в берлоге под сосной Спит зимой в глуши лесной? Надо тихо там ходить, Чтоб его не разбудить. Ох, как может он реветь!.. Ведь в берлоге той – ...(Медведь)
|
Январь 5-е занятие
Тема: Пересказ сказки по ролям.
Цель: Расширять активный словарный. Учится рассказывать по ролям.
Оборудование: Сказка, картинки сказки.
Ход обучающей ситуации. Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к тому, чтобы вспомнить произведение, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
3.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
4. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
5. Пересказ. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Февраль 6-ое занятие
Тема: Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра.
Цель: Совершенствовать артистические навыки. Продолжать работать над
речью и интонацией.
Оборудование: Деревянные модели персонажей и декорации сказки.
Ход обучающей ситуации. Детям показывают сказку с помощью деревянных предметов и животных. Дети смотрят, запоминают. Затем ребятам предлагают последовательно сюжету рассказать и обыграть сказку.
Февраль 1-ое занятие
ОБУЧАЮЩАЯ СТУАЦИЯ № 4
Тема: Знакомство с монгольской сказкой « Непослушный медвежонок». Слушаем и отвечаем на вопросы.
Цель: Познакомить ребят с новой сказкой и определить её смысл, учить отвечать на вопросы.
Оборудование: Сказка с картинками.
Ход обучающей ситуации. Сначала дети знакомятся с якутской сказкой «Непослушный медвежонок», затем им предлагаются вопросы, на которые детям предстоит ответить.
Вопросы:
- Понравилась ли вам, ребята, сказка?
- Кто главные герои сказки?
- Чего не разрешала мама-медведица делать медвежонку?
- Слушался ли медведицу медвежонок?
- Что произошло с медвежонком?
- Кто помог медвежонку выбраться из ямы?
Февраль 2-ое занятие
Тема: Раскрашивание гуашью контурного изображения медведя.
Цели: 1. Вспомнить о чем повествует сказка.
2. Закрепить умения детей правильно держать кисть и раскрашивать контурные изображения.
Оборудование: Гуашь, кисть, лист бумаги с изображением медведя.
Ход обучающей ситуации. Детям предлагают вспомнить сказку. Отгадать загадку:
Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Затем детям раздают контурные изображения медведя и предлагают аккуратно его раскрасить.
Март 3-е занятие
Тема: Обыгрывание сюжета с помощью песочной терапии.
Цель: Стимулировать в детях творческое и символическое мышление.
Оборудование: Столик с песочной терапией, мелкие предметы для игры.
Ход обучающей ситуации. Ритуал «входа» в песочную страну
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Ребенок здоровается с песком, определяет, какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый). Пальчиковая гимнастика на песке.
В качестве примера можно привести элемент драматизации сказки
« Непослушный медвежонок»
Ведущий рассказывает начало сказки. Дети заходят в лес. Все дети подходят к песочнице. Педагог предлагает им разгладить песок руками, дети гладят песок по очереди. Затем делают берлогу из песка, появляется медведица, уходит. Дальше дети делают ямку в песке, в неё проваливается медвежонок. Потом появляется медведица и спасает медвежонка.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы -
В группу нам пора идти.
Педагог: До, свидания! До следующей встречи!
Март 4-ое занятие
Тема: Групповой пересказ сказки.
Цель: Развивать связную речь с помощью коллективного пересказа.
Оборудование: Текст сказки.
Ход обучающей ситуации. Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к тому, чтобы вспомнить произведение, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
3. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
4. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
5. Пересказ. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Март 5-е занятие
Тема: Заключительное занятие по сказке, с помощью теневого театра.
Цель: Развивать воображение детей, формировать интерес к театрально-игровой деятельности.
Оборудование: Теневой театр и фигурки животных.
Ход обучающей ситуации.
Педагог. В глухом лесу в берлоге жила-была мама-медведица со своим сыном Мишуткой (по ширме идут медведи). Как-то раз, отправляясь за медом, мама-медведица сказала своему сыну...
Медведица. Я пошла за медом (ребенок покачивает куклу). А ты сиди дома. Жди меня.
Педагог. Медвежонок обещал маме из берлоги не выходить.
Медвежонок. Хорошо, мама (покачивает куклу).
Медведица уходит.
Педагог. Медведица ушла за медом, а медвежонок выбежал из берлоги и стал бегать по лесу, пугая зайчиков-трусишек (Медвежонок и зайки играют на ширме в догонялки.)
Бегал, бегая медвежонок и провалился в яму. (Зайки убегают, ребенок резко убирает медвежонка с ширмы.Зрители не видят его, только слышат голос.)
Медвежонок. Мама, помоги!
Педагог. Долго кричал медвежонок, пока не устал. А мама все не шла. Горько заплакал, причитая.
Медвежонок. Бедный я, несчастный! Кто мне поможет вылезти из ямы?
Педагог. Подбежал зайчонок к яме и говорит (заяц прыгает по ширме)...
Заяц. Не плачь, медвежонок! Я тебе помогу. (Ребенок покачивает куклу, затем заяц убегает.)
Педагог. Нашел заяц маму-медведицу и привел ее к яме. (По ширме движутся заяц и медведица, останавливаются в центре ширмы.) Мама-медведица сказала...
Медведица. Не плачь, медвежонок, я тебе помогу. (Ребенок покачивает куклу)
Педагог. Прыгнула медведица в яму. (Ребенок резко опускает медведицу вниз, зрители не видят ее.) Сынок влез ей на спину и мгновенно выбрался из ямы. (На ширме появляются медведица и медвежонок) Так благополучно закончилась история о непослушном медвежонке.
Педагог предлагает медведице, медвежонку и детям поплясать на ширме.
Март 1-ое занятие
ОБУЧАЮЩАЯ СТУАЦИЯ № 5
Тема: Знакомство с сказкой «Хвастливая чашка». Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
Цель: Познакомить ребят с новой сказкой и определить её смысл, учить отвечать на вопросы.
Оборудование: Сказка с картинками.
Ход обучающей ситуации. Сначала дети знакомятся с сказкой «Хвастливая чашка», затем им предлагаются вопросы, на которые детям предстоит ответить.
Вопросы:
- Понравилась ли вам сказка?
- Про, что эта сказка?
- Про какую посуду говорится в сказке?
- Почему чашечка не хотела общаться с другой посудой?
- Что потом случилось с этой чашечкой?
- Чему учит нас эта сказка?
Вывод по прочтению сказки.
Апрель2-ое занятие
Тема: Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку.
Цель: Развивается связная речь через коллективный пересказ, совершенствуем навыки рисования.
Оборудование: Книга, контурная сюжетная картинка, карандаши.
Ход обучающей ситуации. Детям предлагают книгу с картинками сказки, предлагают вспомнить, о чем повествует сказка. Рассказать о наиболее запомнившихся моментах. Дать возможность высказаться каждому ребенку. Затем раздать детям контурные сюжетные картинки и предложить их расскрасить.
Апрель3-е занятие
Тема: Настольный театр.
Цель: Развивать эмоционально-волевую сферу дошкольников, творческие способности детей средствами театрального искусства.
Оборудование: Настольный театр.
Ход обучающей ситуации. Для начала педагогу - психологу самому необходимо рассказать сказку, сопровождая рассказ движениями фигурок. Так дети лучше поймут последовательность появления героев и их действия. Во время представления театра на столе и рассказчик, и зрители сидят рядом, а стол служит сценой, где происходит действие сказки. Затем ребятам самим предлагается проиграть сказку с помощью настольного театра.
Апрель4-ое занятие
Тема: Пересказ сказки по ролям.
Цель: Расширять активный словарный. Учится рассказывать по ролям.
Оборудование: Сказка, картинки сказки.
Ход обучающей ситуации. Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к тому, чтобы вспомнить произведение, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
3.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
4. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
5. Пересказ. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Апрель5-ое занятие
Тема: Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра.
Цель: Совершенствовать артистические навыки. Продолжать работать над
речью и интонацией.
Оборудование: Деревянные модели персонажей и декорации сказки.
Ход обучающей ситуации. Детям показывают сказку с помощью деревянных предметов и животных. Дети смотрят, запоминают. Затем ребятам предлагают последовательно сюжету рассказать и обыграть сказку.
Май 1-ое занятие
ОБУЧАЮЩАЯ СТУАЦИЯ № 6
Тема: Знакомство с сказкой «Сказка о маленьком Чике». Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
Цель: Познакомить ребят с новой сказкой и определить её смысл, учить отвечать на вопросы.
Оборудование: Сказка с картинками.
Ход обучающей ситуации. Сначала дети знакомятся с«Сказка о маленьком Чике», затем им предлагаются вопросы, на которые детям предстоит ответить.
Вопросы:
- Понравилась ли вам сказка?
- Про, кого эта сказка?
- Почему, Чик не умел летать?
- Что произошло с маленьким Чиком?
- Что заставило Чика тренировать свои крылья?
- Как,Вы думаете в чём смысл этой сказки?
Вывод по прочтению сказки.
Май 2-ое занятие
Тема: Рисование главных героев.
Цель: Закреплять навыки рисования.
Оборудование: Листы бумаги, карандаши, картинки с изображением животных и теремка.
Ход обучающей ситуации.
Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной –
Теремочек небольшой…
Детям предлагается вспомнить всех главных героев, просмотреть картинки с их изображениями. Затем самостоятельно нарисовать теремок и главных героев сказки.
Май 3-е занятие
Тема: Обыгрывание сюжета с помощью песочной терапии.
Цель: Стимулировать в детях творческое и символическое мышление.
Оборудование: Столик с песочной терапией, мелкие предметы для игры.
Ход обучающей ситуации. Ритуал «входа» в песочную страну
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Ребенок здоровается с песком, определяет, какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый). Пальчиковая гимнастика на песке.
В качестве примера можно привести элемент драматизации сказки
« сказка о маленьком Чике»
Ведущий рассказывает начало сказки. Все дети подходят к песочнице. Педагог предлагает им разгладить песок руками, дети гладят песок по очереди. Затем рисуют дерево с гнездом, из которого выпадываетптинец, Дальше дети совместно рисуют сказку по сюжету, договариваясь между собой, кто, что рисует. Совместное обсуждение нарисованного.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы -
В группу нам пора идти.
Педагог: До, свидания! До следующей встречи!
Май 4-ое занятие
Тема: Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра.
Цель: Совершенствовать артистические навыки. Продолжать работать над
речью и интонацией.
Оборудование: Деревянные модели персонажей и декорации сказки.
Ход обучающей ситуации. Детям показывают сказку с помощью деревянных предметов и животных. Дети смотрят, запоминают. Затем ребятам предлагают последовательно сюжету рассказать и обыграть сказку.
4.Система мониторинга индивидуального развития детей
Педагогическая диагностическая деятельность проводится 2 раза в год
Первичная: с 3 по 20октября – первичное диагностическое обследование;
Итоговое: с 1 по 15 мая – итоговое диагностическое обследование.
Педагогическая диагностика организуется с целью выявления уровня развитию творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, состояния эмоциональной сферы.
Методики для диагностики: - Тест «Перцептивное моделирование» –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);
- Тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);
- Тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей.
- Графическая методика «Кактус» – состояние эмоциональной сферы.
Карта развития ребёнка
№ | Ф.И. | Познавательные процессы | Итого | ||||||||
воображение | мышление | память | восприятие | Окт. | Май | ||||||
Окт. | Май. | Окт. | Май. | Окт. | Май | Окт. | Май | ||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. |
Критерии оценок: 1 баллов - компоненты не развиты;
2 балла-отдельные компоненты недостаточно развиты;
3 балла - компоненты достаточно развиты.
Список средств обучения
- Книги со сказками
- Иллюстрации к сказкам
- Трафареты сказочных героев
- Столы по песочной терапии
- Пальчиковый театр
- Настольный театр
- Мнемотаблицы
- Контурные изображения
- Театр «Би-Ба-Бо»
Список литературы
1.“Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков Игорь Викторович - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007.
2."Сказки и Сказкотерапия" Соколов Д.– М.: Эксмо-Пресс, 2001.
3."Место сказки в дошкольном образовании" Большунова Н.Я. - Вопросы психологии, 1993. № 5. 39-43.
4."Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку" Вачков И.В. - М.; Ось-89, 2007, 144 с.
5.Игры в сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко - СПб., Речь, 2006. 208 с.
6."Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н.В.
7.Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Украинская сказка « Колосок»
Жили – были два мышонка да петушок. Мышата только и знали, что играли и веселились. А петушок чуть свет поднимался и за работу принимался. Вот однажды петушок нашёл во дворе пшеничный колосок. Увидели мышата колосок и говорят:
– Нужно его обмолотить?
– А кто будет молотить? – спросил петушок.
– Не я! Не я! – закричали мышата.
Взял петушок колосок и принялся за работу. Намолотил зерна, показал мышатам.
– Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть. Кто понесет?
– Не я! Не я! – в один голос запищали мышата.
Петушок взвалил мешок на плечи и пошёл. А мышата прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, зовёт мышат:
– Я муку принёс. Теперь нужно тесто замесить и пироги испечь. Кто будет месить?
–Только не я, только не я! – опять запищали мышата.
Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь, положил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок положил их на стол, а мышата тут как тут:
– Ох, как есть хочется!
Сели мышата за стол, а петушок им говорит:
– Погодите! Кто колосок нашёл?
– Ты нашёл! – громко запищали мышата.
– А кто колосок обмолотил, зерно на мельницу носил?
– Тоже ты, – тихо ответили мышата.
– А кто тесто месил, дрова носил, печь топил, пирог пёк?
– Ты, – чуть слышно пропищали мышата.
– А вы что делали?
Нечего мышатам сказать в ответ. Стали они потихоньку из-за стола вылезать. Поняли, что лодырей и лентяев пирогами не угощают.
2. Бурятская сказка «Сорока-воровка».
Солнце было закрыто осенними черными тучами, дул холодный ветер. Перелетные птицы собирались улетать в теплые края. У березовой чащи паслась стая гусей. Около них мелькало что-то пегое. Это сорока кружилась от зависти. «Красивые перья у гусей», — думала она. Подлетела к одной спящей гусыне, выдернула у нее перо и спрятала в своем гнезде.
Проснулась гусыня, заплакала и сообщила своему вожаку о пропаже пера.
Собрал вожак всех гусей и грозно спросил:
— Кто украл красивейшее перо у нашей матери гусыни?
Все молчали
Выскочила вперед сорока и, подпрыгивая, застрекотала:
— Говорите, признавайтесь, воры!
В это время из чащи вышел человек, он что-то искал. Гусь-вожак подошел к человеку и спросил:
— Что вы потеряли?
— Кто-то украл мою серебряную чашку.
Гуси возмущенно зашумели, загоготали.
— Мы честные птицы, — сказал гусь-вожак. — Не верите — обыщите наши гнезда.
А сорока стрекотала:
— Я никого к себе не пущу. Я не виновата даже на мизинчик.
Ничего не найдя в гусиных гнездах, человек пошел к сороке.
А сорока, вертя хвостом, подпрыгивала вокруг да около, смеялась и тараторила:
— Человек, а человек! Посмотри на меня, как пышен мой хвост, как хорошо я пляшу!..
Человек, шагая вперед, твердил одно:
— Покажи, сорока, твое гнездо!
Тогда сорока вытащила откуда-то красивое перо и стала играть им. Перо переливалось на солнце волшебной радугой.
— Посмотри, человек, что за перышко! — стрекотала сорока. — Подарю его тебе, бери!
Человек взял перо, вернулся к гусям и спросил:
— Чье это перо?
— Мое! — радостно воскликнула мать гусыня.
— Сорока — воровка! — сказал человек.
Гуси сердито загоготали и полетели к сорочьему гнезду. Там они нашли серебряную чашку человека и вернули ее хозяину.
Затем гусь-вожак поднялся на высокий бугор и сказал:
— Сорока — воровка! Ничего ей не доверять, не дружить с ней!
Вся гусиная стая согласилась со своим гусем-вожаком.
А сорока с тех пор живет одиноко, и никто ее не любит.
3. Русская сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну, так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — бах! — развалился теремок.Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
4. Якутская сказка « Непослушный медвежонок»
В глухом лесу в берлоге жила-была мама-медведица со своим сыном Мишуткой. Как-то раз, отправляясь за медом, мама-медведица сказала своему сыну: - Я пошла за медом, ты сиди дома. Жди меня. Медвежонок обещал маме из берлоги не выходить. Медвежонок отвечает: - Хорошо, мама. Медведица ушла за медом, а медвежонок выбежал из берлоги и стал бегать по лесу, пугая зайчиков-трусишек. Бегал, бегал медвежонок и провалился в яму: - Мама, помоги!
Долго кричал медвежонок, пока не устал. А мама все не шла. Горько заплакал, причитая: - Бедный я, несчастный! Кто мне поможет вылезти из ямы? Подбежал зайчонок к яме и говорит: - Не плачь, медвежонок! Я тебе помогу. Нашел заяц маму-медведицу и привел ее к яме. Мама-медведица сказала: - Не плачь, медвежонок, я тебе помогу. Прыгнула медведица в яму. Сынок влез ей на спину и мгновенно выбрался из ямы. Так благополучно закончилась история о непослушном медвежонке.
5.Хвастливая чашка
Жила-была фарфоровая чашечка. Она была новенькая и красивая — беленькая с голубыми цветочками. Когда она стояла на столе и на нее попадали лучи солнца, она вся светилась и весело позвякивала.
— Звяк! — говорила она, подмигивая остальным чашкам, которые были не такими красивыми. — Звяк! Взгляните на меня! Я такая хорошенькая и белая, а цветочки на мне такие красивые.
Другие чашечки вздыхали и грустили, ведь они видели свое отражение в начищенном чайнике: цветочки на них потускнели, краешки были отколоты. Новая красивая чашечка смеялась над ними и выставляла напоказ свои нарядные бочка.
Чашечка знала, что хозяйка сервиза любит ее и всегда пьет из нее чай с лимоном. Когда ее проносили на нарядном подносе, который тоже был новым и красивым, она особенно гордилась и хвастливо звякала, да и поднос задорно вторил ей.
— Цзын! Мы лучше всех! Нет изящнее и нужнее нас.
Поднос и чашечка никогда не разговаривали с другими, они спокойно стояли на полке, отдельно от всех.
— Какая ты хорошенькая! — говорил поднос.
— Ты самый красивый поднос! — отвечала чашечка.
Ложки, блюдца, чашечки, чайнички только вздыхали, глядя на них. Им было обидно, что поднос и чашечка смеются над ними, но они понимали, что нельзя хвастаться и заноситься.
— Мы тоже были молодыми, — говорила сахарница, — мы тоже красовались на праздничном столе, нас тоже любили, а теперь мы просто старая посуда, но ведь мы вместе, мы друзья, а значит, мы не бесполезны, мы тоже нужны!
На это чашечка звякнула: «Да ну вас!» А поднос только ухмыльнулся.
Время шло. Чашечка старилась...
Однажды утром на кухне вдруг все засуетилось. В воздухе витали ароматные запахи. Чашечка удивилась: «В чем дело?» И вдруг, взглянув на стол, она увидела...
На нем красовалось множество чашечек, блюдец, чайничков, ложечек и прочих штучек. Все они весело перезвякивались и обсуждали предстоящий праздничный обед. Это принесли новый сервиз. Он был очень красив! Хозяйка то и дело забегала на кухню, хватала одну из чашек и восклицала: «Какая прелесть! Чудо!»
Чашечка и поднос посмотрели друг на друга и опустили глаза. Чашечка повернулась к сахарнице и спросила:
— Что же будет со мной?
Но старая сахарница отвернулась от нее. По бочкам чашечки потекли слезы. Тут пришла хозяйка и унесла поднос... Чашечка осталась совсем одна.
— Простите меня! Я не буду хвастаться, я хочу дружить с вами!
Старый сервиз зашептался. Потом сахарница повернулась к чашечке, подмигнула ей и сказала:
— Не плачь! Мы научим тебя дружить и возьмем на свою полку. Ведь пока мы вместе, мы не старая рухлядь, а старинный бабушкин сервиз!
6.Сказка о маленьком Чике
Жил-был птенец Маленький Чик. И был он самым слабым птенцом среди своих сестер и братьев. Родители всячески опекали его, не позволяли подходить близко к краю гнезда, боясь, что он упадёт.
Так проходило детство Чика. Когда братья и сестры уже начали вылетать из гнезда, он с грустью смотрел на них и думал, что, наверное, ему не суждено летать. Он даже не пробовал воспользоваться своими крыльями и только неуклюже бродил по гнезду, когда все улетали.
Однажды ему стало совсем грустно, и он решил, невзирая на запреты родителей, забраться на край гнезда и хотя бы одним глазком посмотреть на мир.
Но Чик был совершенно неумелый, и первый же сильный порыв ветра столкнул его вниз. Чик упал на мох. Он даже не успел испугаться, когда вдруг увидел, что к нему приближается большое страшное животное, с зубастой пастью, мощными лапами и хвостом. Хотя Чик никогда не видел собак, он понял, что надо спасаться. Собака кинулась за ним. Из последних сил, не разбирая дороги, Чик бежал на своих не приспособленных к бегу лапках, пока наконец не уперся в чьи-то пахнущие кожей сапоги.
Это был Охотник. Он поднял Чика на руки и с удивлением стал его разглядывать, недоумевая, почему такая взрослая и здоровая птица не улетела сразу от его пса.
Чик притих в руках Охотника, и тот решил отнести его домой, на ферму, своим ребятишкам.
Пока было лето, дети играли с Чиком, а потом они уехали в город учиться, и Чика переселили на скотный двор в открытый вольер, так как все знали, что он не может летать. Там он и сидел, всеми забытый, и с тоской смотрел на летающих птиц. Однажды через дыру в сетке к нему проник хозяйский Кот. Чика спасло только вмешательство Хозяйки, которая оттащила Кота от яростно отбивавшегося лапами и крыльями Чика.
Дыру в сетке заделали, но Чик понял, что теперь ему всегда будет грозить опасность, и решил тренировать свои слабые крылья, чтобы суметь защититься ими от Кота Он каждый день нагружал на них камни и пытался удержать их. Крылья его заметно окрепли. Но, несмотря на накопленные силы, у него даже не появлялось мысли, что он может полететь, как другие птицы. И вот однажды Кот опять пробрался к нему в вольер. Была ночь, и на-падение Кота застигло Чика врасплох. Спросонок он подпрыгнул и стал яростно махать крыльями, отбиваясь от Кота. Кот несколько раз царапнул Чика, птенец уже подумал, что он не сможет отбиться от него, и вдруг земля под ним сдвинулась, Кот остался внизу, и Чик понял, что полетел.
В восторге он стрелой кинулся вверх в небо, спланировал на потоках ветра пониже, сделал несколько прощальных кругов над фермой и полетел вдаль, к своим родным, туда, где был его настоящий дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
Рабочая программа дополнительной (кружковой) образовательной работы «Тестопластика» с детьми (4-5 лет) средней группы МБДОУ детского сада «Сказка» г. Иркутска
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организует увлекательный и сод...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи
1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...