Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для работы с детьми младшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию .
2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.
4. Развивать речь, расширять словарный запас.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать память, внимание.
7. Воспитывать толерантность друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legokonstruirovanie.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
Рабочая программа
«Юный конструктор»
Пермь, 2015
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения , точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию .
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.
- Развивать речь, расширять словарный запас.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать память, внимание.
- Воспитывать толерантность друг к другу.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст детей);
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- «от простого – к сложному».
Различают три основных вида конструирования по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Материалы, которые понадобятся для работы:
- Конструкторы ЛЕГО.
- Технологические карты.
- Компьютер.
Ожидаемые результаты.
Дети будут знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- виды конструкций;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Дети будут уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
- определять количество деталей в конструкции моделей.
Тематическое планирование.
Месяц | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол-во часов |
Октябрь | Знакомство с ЛЕГО | Познакомить детей с конструктором ЛЕГО. | 1 |
Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается. | Спонтанная игра. Конструирование по замыслу. Исследование и анализ полученных построек. | 1 | |
«Исследователи кирпичиков» | Познакомить с новыми названиями и назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей. Показать и рассказать, где и для чего они используются. Закрепить полученные навыки в конструировании. Учить комментировать свои действия, работать в паре, устанавливать контакт и поддерживать разговор. Обыгрывание построек. Выставка работ. | 2 | |
Ноябрь | «Наш двор» | Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции. | 2 |
«Улица полна неожиданностей» | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. | 2 | |
Декабрь | «Городской пейзаж» | Обсуждение: какие дома есть в нашем городе. Дом снаружи и внутри: крыша, колонны, двери, окна, полы и перекрытия, балконы. Опыт с постройками – испытание моделей на устойчивость. | 2 |
«Терем Деда Мороза» | Беседа «Что такое Новый год?» Обсуждение с детьми, каким они представляют себе терем Деда Мороза. Творческое коллективное конструирование с детьми терема. Игра «Запомни расположение» | 2 | |
Январь | «Сказочная страна» | Рассказать об особенностях сказочных построек. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать и закреплять навыки построения сказочных героев, сказочного транспорта, устойчивых и симметричных моделей зданий. | 1 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. | Спонтанная игра. Конструирование по замыслу. Подвижная игра «Лего на голове.» | 1 | |
Февраль | Транспорт | Беседа – презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобус». Профессии-шофер, инспектор ГАИ. Постройка транспорта. Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения. Организация выставки «Транспорт в городе». | 1 |
Автозаправочная станция. Гараж для машин. | Обсуждение: что такое автозаправочная станция, гараж, как они выглядят, кто там работает, откуда берется горючее. Конструирование по подгруппам автозаправочной станции, гаража для машин. Игра «Чудесный мешочек». | 2 | |
ЛЕГО-подарок для папы. | Беседа о празднике 23 февраля. Самостоятельное конструирование подарка для пап. Исследование и анализ полученных построек. Выставка работ. | 1 | |
март | ЛЕГО-подарок для мамы | Рассказ о празднике 8 марта. Самостоятельное конструирование подарка для мам. Исследование и анализ полученных построек. Выставка работ. | 1 |
ЛЕГО-театр | Рассказать и обсудить с детьми, что такое театр, кто такие актеры. Подготовка к обыгрыванию сказки «Заюшкина избушка». Конструирование лисы и зайца и их домиков. Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка» | 2 | |
Дикие животные весной. | Беседа-презентация «Животные весной». Постройка диких животных. Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции. | 1 | |
апрель | Мой любимый цветок. | Учить плоскостному моделированию. Развитие фантазии и воображения детей. Организация выставки. | 1 |
Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей. | Спонтанная игра. Конструирование по замыслу. Игра «Что изменилось?» | 1 | |
Воздушный транспорт. Космос. | Презентация «Космос». Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов. Строительство летательных аппаратов. Выставка работ. | 2 | |
Мой любимый детский сад. | Беседа о детском саде, кто работает в детском саду. Презентация «Мой любимый детский сад». Рассказать о проекте. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | 1 | |
май | Подготовка к ЛЕГО-фестивалю. | Изготовление моделей по изученным темам для ЛЕГО-фестиваля (работа в парах). | 2 |
ЛЕГО-фестиваль. | ЛЕГО-фестиваль. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. Игры, соревнование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР 1 и 2 уровня )....
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС
Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...
Особенности образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с программой «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительно...
Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательное развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: групповаяГР...
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...
Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...
Программа по дополнительному образованию «Умничка» с детьми младшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаВы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами....