Программа по дополнительному образованию «Умничка» с детьми младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая, средняя группа)
Пояснительная записка
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П.Никитин
Одаренные дети - ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлено спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.
Программа «Умничка» рассчитана на двухлетний курс для детей (3-5лет) с опережающим интеллектуальным развитием.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;
2. развивать творческие способности;
3. формирование навыков социализации одаренных детей;
4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья одаренных детей;
5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.
Для успешной реализации программы «Умничка» необходимо создание следующих условий:
1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.
2. малая наполняемость группы (12 человек).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_umnichka_dlya_detey_3-5_let.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2021 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька» ____________ Томчук И.И. Приказ № ___ от ______2021 г. |
Программа по дополнительному образованию «Умничка»
с детьми младшего дошкольного возраста
Возраст учащихся: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
воспитатель группы №4 «Звёздочки»
Лиханова Ирина Мечиславовна
Смоленск, 2021-2023 учебный год
Пояснительная записка
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П.Никитин
Одаренные дети - ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлено спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.
Программа «Умничка» рассчитана на двухлетний курс для детей (3-5лет) с опережающим интеллектуальным развитием.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;
2. развивать творческие способности;
3. формирование навыков социализации одаренных детей;
4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья одаренных детей;
5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.
Для успешной реализации программы «Умничка» необходимо создание следующих условий:
1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.
2. малая наполняемость группы (12 человек).
Режим реализации программы:
- С детьми 3-4 лет НОД проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут (5 лет - не чаще 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут)
- НОД проводится во вторую половину дня
- Всего 36 часа в год
- Форма работы- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Педагогический анализ и диагностика: 2 раза в год (вводный- в октябре, итоговый- в мае).
В работе использованы нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисование фигур» (3-5лет) - О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек) - А.Р.Лурия, методика «мисочки», «разрезанные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева для диагностики результатов обучения.
Основное внимание в своей работе я уделяю развитию графо-моторных навыков и развитию творческих способностей.
Развитие графо-моторных навыков и речи.
Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает песок на развитие ребенка.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Насыпьте песок в стеклянную, металлическую или керамическую миску непосредственно перед началом физиотерапевтического сеанса. Поместите ее на короткое время в морозилку, в холодильник, в духовку или на батарею отопления – в зависимости от того, какой результат вам нужен. Температура песка изменится очень быстро. Играя в холодном или в теплом песке, дети ощутят изменение температуры руками. При этом, кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект. Игра в песке доставляет удовольствие.
Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Это также можно увидеть на примере составления сложной формы – мандалы. Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.
К концу года дети должны уметь:
- ориентироваться на листе бумаги (на лотке с песком),
- рисовать, раскрашивать в заданном направлении,
- рисовать круги и овалы, горизонтальные и вертикальные линии необходимой длины, изменять направления линии, ломаные, дугообразные и волнистые линии в ограниченном пространстве, спирали и цикличные линии по опорам.
Развитие творческих способностей
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.
К концу года дети должны уметь:
- создавать целостный образ на основе геометрических фигур,
- создавать в воображении образ на заданную тему,
- видоизменять и преобразовывать,
- составление рассказов по сюжетным картинкам,
- придумывать разные варианты окончания сказок,
- придумывать новые применения знакомым вещам,
- находить решения проблемных ситуаций,
- находить сходства и отличия при сравнении предметов.
Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков
К концу года дети должны уметь:
- удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,
- складывать разрезанную картинку из 4 частей,
- соотносить предметы по размеру, форме и цвету,
- сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,
- устанавливать смысловую связь между предметами,
- выделять существенный признак предмета,
- соотносить часть и целое,
- классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,
- выполнять 5-6 действий подряд,
- повторить предложение из 8 слов,
- повторять набор из 4-5 цифр,
- конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет
1 год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Зрительное восприятия (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Дождик тише дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка) Рисуем рисунок на лотке с песком «Тучка и дождик» | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Чудесное дерево» (игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Моя ладонь» Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимости Игра «Магазин подарков» Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «магазин одежды» (игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик» Игра «Кукла Маша» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Игрушки для зверят» Цель: учим детей находить одинаковые предметы. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Морозные узоры» (рисование узоров на песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны» Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвижения Игра «Кто Я?» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: развитие фантазии Упражнение «Дети на прогулке» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны» Игра «Два ослика» | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнение: «Найди нужную фигуру» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5, С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Три краски» Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик» Игра «Синьоры» Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5, С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Упражнение «Два друга» Цель: развитие способности к сопереживанию | 1 | |
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5, С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Превращения» Цель: научить создавать образы через опредмечивание условных символов | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Урок мудрости» Цель: развить способность понимать разных людей | 1 | |
итого | 36часов |
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
2 год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Кто спрятался». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Здравствуй песок» (Приветствие, пропускание песка через сито) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических форм Упражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Хвастун» Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведения Игра «Клубочек», «Печем пирог» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рассмотри картинку». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Следы на снегу» (выдавливание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Кляксы» Цель: учить создавать образ | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Лгун» Рисование «Мой друг» Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок. 2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Измени сказку», «Про девочку Машу» Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Забияка» Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рисунки-помощники». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Художник в зоопарке» Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Драчун» Этическая беседа «как себя вести на улице» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Парные картинки». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Портрет из пуговиц» Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игровое упражнение «Мимическая гимнастика» Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что изменилось?». 2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Гигантский цветок» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Магазин зеркал» Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что перепутал художник?». 2. «Деревенский дворик». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Помоги героям» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть» Этическая беседа «Что такое дружба» | 1 | |
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Найди одинаковые предметы». 2. «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Что в мешке у гнома» Цель: научить соотносить абстрактные предметы по форме. | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Решение проблемных ситуаций «Я среди друзей» | 1 | |
итого | 36часов |
Список литературы:
1. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. -М: Махаон,2007.
2. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. -М.: Махаон,2007.
3. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. -Ростов н/Д: Феникс,2010.
4. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.
5. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
6. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. -М: Линка-Пресс, 2009.
7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
10. Щедрова Е.А. Развитие одаренных детей.-Волгоград:Учитель, 2010.
11. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. -М: Линка-Пресс,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «ПИРАМИДКА»
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов...
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «Светофорик»
Цель данной программы- совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"
Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"...
Программа дополнительного образования "Любознайки" для детей младшего дошкольного возраста
Программа направлена на формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...