Пропедевтическая работа к занятию по конструированию для детей с нарушением зрения в средней группы.
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Будникова Наталья Владимировна

В данной статье описана пропедевтическая (подготовительная работа) к занятию по конструированию для детей с нарушением зрения, описаны упражнения и виды работ. Также описана работа с фланелеграфом-как один из подготовительных этапов к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтическая работа к занятию по конструированию для детей с нарушением зрения в  средней группе.

Пропедевтическим периодом в обучении детей с проблемами в развитии является период, в течение которого дети не строят, а наблюдают за конструированием взрослого, но при этом активно участвуют в обыгрывании предметов и соответствующих конструкций.

Цели:

  • Познакомить (уточнить, закрепить знания) с деталями различных конструкторов и их назначением.
  • Учить подбирать детали по форме и размеру.
  • Уточнить знания о способах скрепления деталей.
  • Осуществлять пропедевтическую работу перед фронтальными занятиями детей с тяжелыми нарушениями зрения.

Упражнения и виды работы:

Д/упражнение «Узнай что это». Объемные геометрические фигуры (шар, конус, куб, цилиндр, параллелепипед, призма, полусфера). Зрительно, по следу, на ощупь. «Коробка сюрпризов», «Чудесный мешочек».

Построить забор из одинаковых кирпичиков на равном расстоянии.

«Мебель для куклы». «Мост». «Строим дом» 

Работа с фланелеграфом.

Фланелеграф используется при проведении подготовительных игр на моделирование пространственных отношений предметов, при построении конструкций на плоскости, впоследствии - при складывании специально подготовленных разрезных картинок и т.д.

Использование счетных палочек, спичек, пуговиц :

 Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.

Выкладывание дорожек из заданного количества.

Составление геометрических форм, букв, цифр (по образцу, по памяти).

«Колодец». Варианты: домик, скворечник, башня.

1.1 Усвоение сенсорных эталонов. Обследование конструктивных деталей; перенос их на бумагу с последующим вырезанием; соотнесение силуэтного, контурного изображений с самой конструктивной деталью.

1.2. Систематизация сенсорных эталонов.

«Каждую фигуру на свое место». Цель: знакомство с видами геометрических фигур, формами конструктивных деталей.

«Найди деталь такой же формы». Цель: закрепление знаний о разновидностях форм конструктивных деталей.

«Построй лесенку». Цель: упражнение в расположении элементов в ряд по величине в убывающей и возрастающей последовательности; закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по высоте, длине, ширине, толщине.

1.3 Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию действий перцептивного моделирования.

«Составь предмет из фигурок». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие определенным геометрическим фигурам; воссоздавать форму предмета из геометрических фигур.

«Сложи квадрат». Цель: учить воссоздавать форму квадрата из частей.

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при обучении конструированию

Планируя занятие, следует учитывать индивидуальные и психологические особенности каждого ребенка.

Одна из главных задач— включить детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого необходимо хорошо знать и учитывать в работе индивидуальные особенности своих подопечных, влияющие на конструктивную деятельность. К ним относятся:

• состояние зрения и период лечения;

• общие умственные способности;

• программные конструктивные знания, умения, навыки.

Обучение чтению графических моделей.

Дети знакомятся еще с одним видом наглядного моделирования — созданием графических моделей по объемным конструкциям. С этой целью проводится обучение воспитанников созданию контурных зарисовок объемных конструкций (элементарных чертежей).

Обучение созданию графических моделей начинается с зарисовки, выполнения контурного изображения отдельных строительных деталей.

Упражнения по выполнению таких чертежей полезно начинать на индивидуальных занятиях, когда дефектолог может выбрать адекватные уровню и возможностям каждого ребенка методы обучения. Постепенно дети начнут выполнять изображения разных фигур (бруска и цилиндра, треугольной призмы и конуса), понимать, что графические изображения разных фигур могут совпадать. Этому способствуют и специальные упражнения, основанные на подборе к графической модели различных соответствующих фигур.

Следующий этап ознакомления детей с графическим моделированием заключается в привлечении их внимания к пространственному расположению фигуры. В качестве таких фигур также используются строительные детали. Первое знакомство с этим видом работы тоже рекомендуется осуществлять в ходе индивидуальных занятий. Дефектолог на глазах у ребенка берет два бруска, один ставит вертикально на торцовую грань, а другой кладет горизонтально, плашмя, на большую грань. Ребенок называет расположение брусков («Этот брусок стоит, а этот лежит»). После этого педагог предъявляет ребенку карточку с изображением прямоугольника и, поворачивая ее на 90°, демонстрирует, таким образом, определенное пространственное расположение фигуры. Каждый раз ребенок показывает и называет фигуру и ее расположение. В данном случае применение карточки обращает внимание ребенка на изменчивость пространственного расположения (напомним, что изображения всегда выполняются в виде контура черным фломастером).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки для дошкольников с нарушениями зрения (средняя группа).

Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки для дошкольников с нарушениями зрения (средняя группа).Тема « Транспорт»...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...

План-конспект занятия по познавательному развитию «Приключения в весеннем лесу» для детей с нарушением зрения (средняя группа)

Целью занятия является формирование элементарных математических представлений и мыслительных операций, развитие у детей компенсаторных возможностей. Игровые методы и приёмы, присутствие сказочного гер...

Технологическая карта занятий по физической культуре для детей с нарушением зрения средняя группа. «Формирование координационных способностей»

Цель: формировать двигательные навыки посредством выполнения упражнений, вырабатывать умение сознательно управлять своими движениями, продолжить формировать координационные способности.Задачи:Образова...

Конспект подгруппового занятия тифлопедагога для детей с нарушением зрения (средняя группа)

Тема «Переполох на Ферме»Тип занятия Закрепление предметных представлений по теме «Домашние животные»Возраст детей: средняя группа детского сада (4-5 лет)Контингент: дети с нар...

Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы.

Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы....