конспект: зимующие птицы
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Наталья Александровна

Коррекционно - образовательные задачи: расширение знания детей о зимующих птицах, условиях жизни и видах питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
интегрированного занятия  на тему «Зимующие птицы»

 

Коррекционно-образовательные  задачи:

-расширение знаний детей о зимующих птицах, условиях жизни и видах питания;

-уточнение и расширение словаря по теме

Коррекционно-развивающие задачи

-развитие физиологического дыхания;

-развитие мелкой моторики при конструктивной деятельности с использованием природного материала.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в совместной деятельности, ответственного отношения к выполнению задания;

-воспитание  заботливого  отношения  к  обитателям живой природы — птицам

Демонстрационный материал:

иллюстрации с изображением  птиц ( сорока, ворона, синица, снегирь, воробей, голубь), модели с видами питания зимующих птиц, изображения животных для выкладывания на фланелеграфе (лев, лиса, морж, слон, журавль ,кенгуру, медведь, крокодил), шапочка- маска воробья, образец поделки из природного материала.

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми (свиристель, пищуха, поползень), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма, выдержки.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Материалы к занятию: мячик из мишуры («снежок»), фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клей ПВА.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие. Обыщет стайка всё дерево и снег под ним, и соберёт всё, что можно: попрятавшихся насекомых, семена и плоды.

А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве?

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Воспитатель:   Ой какая шапочка! Что же это за птица?

Дети:   Воробей!

Воспитатель:   Как вы догадались? ( предположительные варианты ответов : серая грудка, коричневые перышки, маленький…). Покажи ,Миша, как летает воробей ( ребенку одевается шапочка  птицы). А Вика хочет показать как летает воробей? Детям поочередно одевается шапочка  воробья. Перемещение по группе сопровождаются стихотворными строчками  воспитателя : «Воробушек — пташка, серая рубашка,

По двору летает, деток забавляет….»

А зубастый крокодил чуть его не проглотил…

На фланелеграф выставляются картинки животных, соответствующие стихотворным строкам.

Воспитатель: Испугался Воробей страшного крокодила и полетел дальше. Покажи, Коля, как полетел воробей. Ребенок имитирует полет птицы.

Воспитатель: Не успел воробей отлететь немного в сторону, как вдруг увидел….отгадайте, что :         «По дороге он идет, на работу всех везет

А кондуктор по порядку всем билеты раздает»

Дети:  Автобус!

Воспитатель:  Правильно , автобус. Такой же как у нас. ( Обращает внимание на  готовый автобус для сюжетно-ролевой  игры). Сейчас мы на автобусе поедем в парк. Дети рассаживаются на «стулья-сидения». Имитация поездки под песенное сопровождение ( в аудизаписи), выполнение соответствующих движений.

Воспитатель :  Не успели приехать в парк, а воробей уже тут как тут, летает, кружится…Покажи, Маша, как летает воробей ( ребенок имитирует полет птицы). Выходите  из автобуса, гулять в парк…

Воспитатель:  Посмотрите на картину, деревья голые, под ногами пожухлые листья, небо хмурое. Какое время года изображено? (Осень). Это поздняя осень. Летает воробей, чирикает, зовет своих друзей. Вот и прилетели к нему птицы: ворона, голубь, синица, сорока, снегирь (выставляются иллюстрации). А теперь отгадайте загадки про этих птиц, и покажите отгадки.

«Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять»

«Спинка зеленовата, животик желтоват.

На голове черненькая шапочка, да еще полоска шарфика»

«Окраска- сероватая, повадка- вороватая.

Каркунья  хрипловатая, известная персона .Кто это?»

«Верещунья-белобока,

А зовут ее ….(сорока)»

«Чик-чирик, на дорожку прыг

Клюй ,не робей…кто это?…Воробей»

Дети выбирают  отгадки-картинки, называют птиц.

Дети по одному выходят, выбирают карточку-модель, называют, что на ней изображено, и  прикладываю к картинке птицы, проговаривая ее название.

Воспитатель:  Молодцы, правильно. Все мы знаем, что тело птицы покрыто перьями. Посмотрите, какие они разные ( на подносе –перья, разной величины, расцветки…Дети рассматривают, обследуют, высказываются ).

—  Выберете, пожалуйста по одному перышку, кому какое понравится, и мы с ними поиграем.

Проводится игра на развитие речевого дыхания «Подуй на перышко»

Воспитатель:  Положите перышко на ладошку , поднесите ее к губам. Вытянув губы трубочкой, не раздувая щек, подуйте на перышко. Вот  так ( показ способа выполнения упражнения). Попробуем еще раз: делаем вдох, дуем, не раздувая щек… ( Упражнение выполняется 2-4раза). Почему перышко улетает? (предположительные ответы: оно легкое, сильно дуем..)

Игра «Верю – не верю».

Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».

- Клесты выводят птенцов зимой.

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У свиристели на голове большой хохолок.

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Поползень – это длинноносая птица.

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Клесты любят семена шишек.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Воспитатель: Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? Это пищуха – длинноносая птица. Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)

Воспитатель:  Как называются все эти птицы? (зимующие)

-Миша, чем питается, твоя ворона?

-Саша ,какой корм дадим голубям?

-Маша, что любит клевать синичка? И т.д.

-Дети, автобус ждет нас , чтобы вернуться в группу, рассаживайтесь. Поедем…(Звучит песенное исполнение в аудизаписи , дети имитируют поездку в автобусе).

Воспитатель:  Вот и закончилась наша прогулка в осенний парк. Но занятие наше продолжается. Я хочу вам показать, какую птицу я смастерила. (Показ готовой поделки птицы журавля, выполненной из природного материала). Кто знает, как называется эта птица? (журавль). Но в парке мы не видели ее среди других зимующих птиц, почему ? ( уточнение ответов детей).Журавль- перелетная птица, она улетает на зиму в теплые края. А этот остался  здесь,  в зоопарке, где за ним будут ухаживать люди. Но ему одному грустно. Поэтому я хочу предложить вам сделать такого же журавля, чтобы они вместе жили в зоопарке . Посмотрите внимательно из какого материала выполнена поделка?  (Косточки  для туловища и головы, палочки  для лап и шеи, перья для хвоста и крыльев. Пластилин  для  соединения всех  частей). Обследование  детьми предложенного материала.

Под руководством взрослого дети отбирают необходимый материал, соотнося с образцом, начинают выполнять такую же поделку. В ходе работы воспитатель  оказывает  индивидуальную помощь в виде прямых указаний, советов, совместных действий.  По окончании работы рассматриваются готовые поделки, организуется выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Зимующие птицы"- экологический кружок

Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Воспитывать ...

Конспект "Зимующие птицы"

Знакомить детей с понятием «зимующие птицы», с особенностями, присущими всем птицам, участвовать в проведении опыта со снегом, определять место положения предмета (на шкафу, под стулом и т...

конспект "Зимующие птицы нашего края"

Расширение  представления детей о характерных особенностях зимней природы. Формирование  умения  наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, синица, воробей, сорока, снегирь)...

Конспект "Зимующие птицы"

Конспект "Зимующие птицы" для подготовительной группы....

Конспект "Зимующие птицы"

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....

Конспект "Зимующие птицы" старшая группа

активизировать в речи названия зимующих птиц;- упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существител...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...