ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ КУКЛА РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО БЫТА ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Земскова Юлия

Программа предназначена для воспитателей детских садов для организации работы в музейной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_novaya.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ КУКЛА РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО БЫТА ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ)

Автор-составитель:
Земскова Юлия Александровна, руководитель музея

 «Народная кукла России»

1. Актуальность.

   В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

   Данная программа кружка «Народная игрушка» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

  Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

   При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

   В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

2. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.

Задачи:
Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

3. Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
  • показ;
  • объяснение;
  • наблюдение;
  • импровизации;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • анализ и самоанализ.

Используемый материал:

  • ткань разной фактуры, тесьма;
  • нитки мулине, шерстяные нитки;
  • лыко, пенька;
  • береста, ветки деревьев;
  • вата.

4. Структура программы.
Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут. Всего занятий в год – 36.

5. Адресат. Дети старшего и подготовительного дошкольного возраста.

6. В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны

- знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;

- уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.

- владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.

 

                  Тематический план 1-го года обучения

Сентябрь

Занятие 1. Экскурсия в музей «Тряпичная кукла на Руси»

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Занятие 2.  Бабочка

Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу, придавать игрушке характерные черты.

Материал: два лоскута однотонной ткани 40*15 см. и 30*10 см., вата, нити.

Занятие 3. Экскурсия «Рябинкины именины». Изготовление рябиновых бус.

Занятие 4. «Отдарок-на-подарок»

Цель:  Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить детей самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Материал: ткань 15*30 см, вата, нитки

Октябрь

Занятие 5. Куклы из талаша. Рыбки.

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Развивать конструктивные навыки.

Материал: высушенные листья кукурузы, красные нитки.

Занятие 6. Куклы из талаша. Птички.

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Развивать конструктивные навыки.

Материал: высушенные листья кукурузы, красные нитки.

Занятие 7. Куклы из талаша. Осьминожки.

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Развивать конструктивные навыки.

Материал: высушенные листья кукурузы, красные нитки,вата.

Занятие 8. Луковница

Цель: познакомить детей с простейшим видом куклы из природного материала, научить видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали.

Материал: луковица, деревянная палочка, квадратные лоскуты хлопчатобумажной ткани, треугольный лоскуток для косынки или передника.

 

 

Ноябрь

Занятие 9. День-ночь

Цель: Научить изготовлять простейшую куклу-оберег.  Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук.

Материал: ткань темная 20*20 см, ткань светлая 20*20см, нитки, вата.

Занятие 10. Лихорадки. 

Цель: познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков.

Материал:  лоскуты темной ткани шириной 6-9 см, красные нити, шнур.

 

Занятие 11. Зайчик-на-пальчик.

Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, учить видоизменять игрушку, добавляя новые элементы.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.

 

Занятие 12. Колокольчик. Научить изготовлять простейшую куклу . Воспитывать уважение к народным традициям.

Материал: небольшие круглые лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.

 

Декабрь

Занятие 13. Неразлучники.

Цель:  Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма.

Материал: деревянная палочка, голубая и розовая ткань 8*16 см, вата, нитки.

Занятие 14. Северная.

Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.

Занятие 15. Экскурсия «Кукла Ангел»

Занятие 16. Ангел

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

 Материал: цветная или однотонная ткань голубых оттенков, нитки, вата.

Январь

 Занятие 17. Кувадки.1.

Цель: познакомить детей с куклой Кувадкой, учить создавать образ куклы при помощи нитей. Упражнять в изготовлении двойного шнура.

Материал: лоскуты яркой разноцветной ткани 10*15 см. и 6*6 см., разноцветные нити мулине.

Занятие 18. Подорожница

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры,  воспитывать любовь к истории возникновения тряпичных кукол, их значение в жизни русского  народа.

Материал: белая ткань, цветная и красная ткань, вата, зерно, нитки.

Занятие 19. Махрушенька

Цель: развивать любознательность и творческий потенциал, мелкую моторику и сенсорное восприятие, память, мышление и фантазию.

Материал: нарванные полоски ткани 2*20см, цветная ткань, белая ткань, красные нитки.

Занятие 20. Детская утешница

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Материал: квадрат белой ткани, цветная ткань 8*14 см,ткань на косынку, вата, нитки.

Февраль

Занятие 21. Пеленашка.

Цель: познакомить детей с куклой Пеленашкой, с обрядами, связанными с рождением младенца, учить пеленать скатку, придавать заготовке целостный образ младенца.

Материал: ткань для скрутки, белые лоскуты 15*15 см. и 7*10 см. разноцветные лоскуты разных размеров для предметов одежды, ленточки, разноцветные нити.

Занятие 22.   Кувадки.2.

Цель: познакомить детей с куклой Кувадкой, учить создавать образ куклы при помощи нитей. Упражнять в изготовлении двойного шнура.

Материал: лоскуты яркой разноцветной ткани 10*15 см. и 6*6 см., разноцветные нити мулине.

Занятие 23. Экскурсия для детей старшей группы «Как на масленой недели в потолок блины летели»

Занятие 24. Девкина забава

Цель:  Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

Материал: белая и цветная ткань, вата, красные нитки.

Март

Занятие 25. Мартинички.

Цель: познакомить детей с обрядом «заклинания» весны, учить изготавливать кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона.

Материал: кусок плотного картона 10-20 см., разноцветные шерстяные нити.

Занятие 26. Птички.

Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.

Материал: лоскут ткани 15*15 см., вата, нитки.

 

 

Занятие 27. Зайчик-на-пальчик.

Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, учить видоизменять игрушку, добавляя новые элементы.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.

Занятие 28. Сорока-белобока

 Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, учить видоизменять игрушку, добавляя новые элементы.

Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.

Апрель

Занятие 29.  Кукла «Колечко»

 Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити.

Материал: ткань белая прямоугольной формы, цветная ткань 5*15 см, ткань на косынку, вата, красные нитки.

Занятие 30. Бессоница.

 Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани.

Материал: 2 лоскута не очень плотной ткани, вата.

Занятие 31. Крестец.

Цель: познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом ряжения, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.

Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.

 

Занятие 32. Вепсская кукла.

Цель: познакомить детей с вепсской куклой, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, одевать куклу в национальный костюм. Активизировать в речи детей слова: «Рубашка», «сарафан», «пояс», «передник», «косынка», «платок». Рассказать, какой смысл раньше придавали одежде.

Материал: белый лоскуток 20*20 см., 4 цветных лоскутка 15*15 см., ленточка, лоскут 4*7 см., нитки красного цвета, шерстяные разноцветные нити, вата.

 

 

Май

Занятие 33. Хороводница

Цель:  Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

Материал: два круга из цветной ткани разного размера, вата, деревянная палочка, ткань на косынку.

Занятие 34. Куклы из материнского платка

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Материал: платок или цветная ткань, вата, нитки.

Занятие 35. Куклы из цветов

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.

Материал: цветы, палочки.

Занятие 36. Маша, Даша, Глаша – моя любимая кукла

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа

 Материал: прямоугольник белой ткани, квадрат цветной ткани, шерстяные нитки для волос.       

   

                Тематический план 2-го года обучения

Сентябрь

Занятие 1. Кукла Бабочка

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Материал: однотонная ткань 6*12 см, два квадрата цветной ткани 15*15 см

Занятие 2. Травница

Цель:  Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Развивать навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами.

Материал: травы, мешочек из ткани, белая ткань, вата, нитки.

Занятие 3. Крупеничка

Цель:  Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров  мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Материал: крупа, мешочек из ткани, цветная ткань, вата, нитки.

Занятие 4. Покосница

Цель:  Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Материал: белая и цветная ткань, красные нитки.

Октябрь

Занятие 5. Кукла из кукурузы

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.

Материал: засушенный початок кукурузы, цветная ткань, нитки.

Занятие 6. Кукла из шишек

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.

Материал: шишки, шесть квадратов белой ткани, цветная ткань, нитки.

Занятие 7. Десятиручка

Цель:  На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой.

Материал: белая ткань 15*35 см, 5 прямоугольников из разной однотонной ткани, вата, красные нитки.

Занятие 8. Убоженька

Цель: воспитывать уважение к больным и убогим людям через народную куклу. 

Материал: ткани серых оттенков, шпагат.

Занятие 9. Экскурсия «Люди на свет рождаются разными»

Цель: Воспитывать в детях чувства терпимости, уважения к обычаям и нравам людей другой национальности.

Ноябрь

Занятие 10.  Погремень

Цель:  Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Материал: коробочка из-под киндера, горох, ткань, нитки.

Занятие 11. Параскева – Пятница

Цель:  Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Материал: деревянные палочки 2 шт., ткань, пуговицы, бусинки, ленты, катушки.

Занятие 12. Колокольчик

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Материал: три круга разного размера из цветной ткани, белая ткань 8*14 см, вата, нитки.

Декабрь

Занятие 13. Неразлучники

Цель:  Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма.

Материал: деревянная палочка, белая ткань, красная ткань, черная ткань, цветная ткань на платок, вата, нитки.

Занятие 14. День-ночь

Цель: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Материал: ткани темных и светлых оттенков, вата.

Занятие 15.Коза

Цель:  Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить детей самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Материал: шпагат, красные нитки, кусочки ткани.

Занятие 16. Рождественский ангел

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Материал: ткань, подарочная лента, вата, нитки.

Январь

Занятие 17. Торохкольце

Цель:  Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Материал: скорлупа грецкого ореха, гречка, ткань цветная и белая, нитки.

Занятие 18. Божье око

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа.

Материал: деревянные палочки, разноцветные нитки.

Занятие 19. Корова

Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, учить видоизменять игрушку, добавляя новые элементы.

Материал: носовой платок или квадрат ткани, вата, нитки.

Занятие 20. Девка-баба

Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты.

Материал: белая ткань, цветная ткань, шерстяные нитки для волос, вата.

Февраль

Занятие 21. Девка-баба (продолжение)

Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты.

Материал: белая ткань, цветная ткань, шерстяные нитки для волос, вата.

Занятие 22. Младенчик

Цель: познакомить детей с куклой Младенчик, с обрядами, связанными с рождением младенца, учить пеленать, придавать заготовке целостный образ младенца.

Материал: белая ткань, цветная ткань, вата.

Занятие 23. Столбушка

Цель: познакомить детей с куклой Столбушка, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани.

Материал: скрутка из ткани, белая ткань, цветная ткань, тесьма, вата.

Занятие 24. Масленица

Цель: познакомить детей с куклой Масленица, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, развивать мелкую моторику рук.

Материал: деревянные палочки, небеленая ткань, ленты, цветная ткань, вата.

Март

Занятие 25. Веснянки

Цель:  Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Материал: белая ткань, желтые шерстяные нитки, вата, цветная ткань.

Занятие 26. Желанница

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа.

Материал: деревянные палочки, белая и цветная ткань, атласные ленты, вата.

Занятие 27. Берегиня

Цель: познакомить детей с куклой Берегиня, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани.

Материал: скрутка из ткани, белая ткань, цветная ткань, красные нитки, тесьма, зерно.

Занятие 28. Благодать

Цель:  Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью. Развивать художественный вкус при подборе материалов.

Апрель

Занятие 29. Вербная

Цель: продолжать знакомить детей с календарными праздниками русского народа, учить делать Вербную куклу.

Материал: скрутка из ткани, ткани зеленых оттенков, веточка вербы, красные нитки.

Занятие 30. Пасхальная

Цель: продолжать знакомить детей с календарными праздниками русского народа, учить детей изготавливать Пасхальную куклу.

Материал: скрутка из ткани, ткани красных оттенков, вербы, вата, тесьма.

Занятие 31. Детская утешница

Цель:  Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью. Развивать художественный вкус при подборе материалов.

Материал: скрутка из журнала, белая ткань, цветная ткань, нитки, атласные ленты, конфеты.

Занятие 32.Толстушка-костромушка.

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа.

Материал:  белая ткань, цветная ткань на одежду и платок, нитки для волос.

Май

Занятие 33. Экскурсия «Сердца людские памятью сильны»

Цель: воспитывать уважение к ветеранам, к памяти героев, погибших в ВОВ.

Занятие 34. Сестра милосердия

Материал: ткань оттенка хаки, белая ткань, нитки.

Занятие 35. Кукла военного времени

Цель: знакомить детей с куклами военных лет

Материал: белая и цветная ткань, ткань коричневых оттенков для волос, нитки, вата.

Занятие 36. Кукла на ложке

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа.

Материал: деревянная ложка, цветная ткань, красная ткань, вата, нитки.

Используемые источники

1. А.А.Харитонова «Формирование музейной культуры у старших

дошкольников».

2. Н. Рыжкова «Музейная педагогика в детском саду».

3. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко «Нравственно – патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста».изд. Детство- Пресс 2009г.

4. И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего

дошкольного возраста». Управление ДОУ 2008г.

5. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего

дошкольного возраста». Управление ДОУ 2007г.

6. М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников». Управление ДОУ 2009г.

7. Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ

2005 №1.

8. И.В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №

9. Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» Ладога-100, 2007

Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы».- Петрозаводск: Периодика, 2010.-64с., 2010

10. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

11. DVD Делаем сами. Русская тряпичная кукла

12. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»: Паритет, 2008, 240с.

13. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»

14. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007 , 121с.

15. Ольга Тарасова «Куклы-мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье» Харьков, 2014

16. Ирина Лыкова  «Куколки из сундучка. Любимые игрушки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее знакомство с ПК» обучение детей старшего и подготовительного дошкольного возраста компьютерной грамотно

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его лич...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК...

"День рождения России "сценарий досуга для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

quot;День рождения России"сценарий досуга для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16668428","attributes":{"alt":"","class":"...

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Программа работы шахматного кружка «Пешечка» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

ЦЕЛЬ. Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры, повысить спортивное мастерство. Задачи кружка: 1. Развивать способность действовать в уме, умение формировать внутренний пл...

Тематический вечер «Россия - Родина моя» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Тематический вечер «Россия - Родина моя» посвящен государственному празднику «День России», направлен на укрепление патриотических чувств детей, на расширение знаний по истории...