Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramotnost.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Агинский детский сад № 3 «Родничок»
Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»
Ст.воспитатель: Якоби И.Н.
с. Агинское, 2019 г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Цели и задачи программы | 4 |
3. Описание форм и методов проведения занятий | 5 |
4. Учебно-тематический план | 6 |
5. Содержание программы | 7 |
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры | 7 |
7. Методическое обеспечение программы | 9 |
8. Глоссарий | 10 |
Список литературы Приложение | 12 |
Диагностические материалы | 13 |
Памятка для родителей | 14 |
Календарно-тематический план |
1. Пояснительная записка
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
3. Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно
4. Учебно-тематический план
«Финансовая грамотность» на основе сказки «Дима и Совёнок».
Глава № | месяц | Тема | Содержание мероприятия |
Глава 1. «Ух ты, он разговаривает!» | октябрь | Вводное занятие. Знакомство с персонажами. | Знакомство с персонажами истории. Зачем нужны деньги? |
Глава 2. «Что такое деньги» | Деньги нужны для обмена трудом | Выясняем главное предназначение денег: обмен трудом, узнаём сложности бартерного обмена, узнаём, что такое равнозначный обмен | |
Глава 3. «Деньги и жёлуди» | Товар и услуга | Даём чёткое понимание, что такое «товар» и что такое «услуга», даём понимание, представители каких профессий создают товар, а каких – услугу. Выясняем, что чужие деньги – это чужой труд и брать их без разрешения нельзя. | |
Глава 4. «Какими бывают деньги» | История возникновения денег | Узнаём, какими были деньги в древности, какие общие свойства были у настоящих денег. Узнаём, что названия некоторых современных денег произошли от этих предметов Учимся определять, какие предметы могли бы стать деньгами, а какие – нет. | |
Глава 5. «Столяр, плотник и резчик по дереву» | Профессии | Выясняем, чем одна профессия отличается от другой на примере плотника, столяра и резчика по дереву. Выясняем, что человека уважают за его умения и его труд. Узнаём назначение разных столярных инструментов. Показываем основы коммуникаций | |
Глава 6. «Мастер из страны мальчишек» | Добавленная стоимость и успешность профессии | Выясняем, что более искусный мастер выполняет более сложную и более оплачиваемую работу. Узнаём, что человека уважают за его труд и мастерство. Даём почувствовать ощущение «драйва», когда что-то получается | |
Главы 7. «Бой» и 8. «В гостях у Совёнка». | Первое знакомство с рекламой | Выясняем, что такое реклама и для чего она нужна. Показываем, как реклама может повлиять на количество «заказов» у бизнеса | |
Глава 9. «Реклама вокруг нас и вокруг тебя тоже!» | Функции рекламы | Выясняем основные функции рекламы. Показываем, как реклама может уговорить купить ненужное. Пробуем посмотреть на процесс создания «уговаривающих» предложений изнутри. | |
Глава 10 «Как делать покупки с умом» | Учимся правильно делать покупки | Учимся основным правилам покупок, учимся покупать товары по списку, учимся делать оптимальный выбор товаров в магазине. | |
Глава 11. «Реклама уговаривает. Я покупаю. А кто защищает?» | Учимся отстаивать свои права потребителя | Изучаем случаи, когда покупка не оправдала ожидания. Узнаём о необходимых условиях обмена/возврата товара, учимся отстаивать свои права законными способами. Знакомимся с основными правилами обмена/возврата товара в магазин | |
Глава 12. «Закон о защите от вредителей» | Учимся отстаивать свои права потребителя | Выясняем: - какие условия должны быть выполнены, чтобы товар можно было вернуть в магазин. - Что говорит закон о случайно испорченном в магазине товаре? (разбита бутылка с соком) - Можно ли вернуть товар и забрать деньги, если товар исправен, но просто не подошёл/не понравился? - Обязан ли покупатель показывать содержимое сумки охраннику магазина? | |
Глава 13. «Как деньги доходят, а потом расходятся» | Семейный бюджет. Расходы и приоритеты | Узнаём, что такое СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ, что такое ДОХОДЫ и РАСХОДЫ. Учимся определять приоритетные расходы. Учимся находить способы экономии бюджета | |
Глава 14. «Какие бывают доходы» | Семейный бюджет. Доходы. | Узнаём, какие бывают доходы у семьи. Учимся составлять семейный бюджет. Узнаём понятия: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПЕНСИЯ, СТИПЕНДИЯ, ДОТАЦИЯ | |
Глава 15. «Люди из чужого автобуса» | Кредит. Плюсы и минусы | Узнаём, что такое КРЕДИТ и для чего он нужен. Рассматриваем риски для бюджета семьи, которые появляются при оформлении кредита. Узнаём, какую нагрузку для семейного бюджета создаёт кредит. Понимаем, что плюс кредита в том, что он помогает «купить время», когда это необходимо | |
Глава 16. «Страшный случай» | Страхование | Узнаём, что такое СТРАХОВКА и как она упрощает жизнь. Узнаём понятия СТРАХОВКА, СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ, ОЦЕНЩИК, СТРАХОВОЙ ФОНД, СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ. Рассматриваем страховые случаи, когда страховка поможет не нести дополнительных расходов | |
Глава 17. «Налоги» | Налоги | Узнаём, что такое НАЛОГИ, откуда они берутся и для чего используются. Обсуждаем необходимость уплаты налогов всеми гражданами | |
Глава 18. «Дима идёт в школу, а попадает в лес» и Глава 19. «Второй визит в волшебный лес» | Карманные деньги | Выясняем, откуда могут появиться КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ у ребёнка и что с ними можно делать. Узнаём, как грамотно воспользоваться карманными деньгами. Узнаём о важности дружбы и взаимовыручки | |
Глава 20. «Как заплатить без денег» | Как работает банковская карта | Выясняем, что такое БАНКОВСКАЯ КАРТА. Узнаём принципы работы карты, для чего она нужна. Выясняем преимущества и недостатки таких «электронных денег». | |
Глава 21. «Процент в банке» | Вклад в банке | Узнаём, что банк может помочь деньгам «расти». Рассматриваем понятия БАНК, БАНКОВСКИЙ ВКЛАД, СЧЁТ В БАНКЕ, ПРОЦЕНТЫ (высокие – низкие) Узнаём, от чего зависит высокий процент по вкладу | |
Глава 22. «Благотворительность» | Благотворительность | Развиваем в детях чувство сострадания, желания помочь, поделиться ресурсами. Выясняем, для чего нужна благотворительность и что можно так называть - Понимать, что даже небольшая помощь в масштабе города или страны может сделать много | |
Заключительное занятие | Проводим совместно с родителями, закрепляем пройденный материал при помощи игр, выставки ит.д. |
5. Содержание программы
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
- осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
- осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
- проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
7. Методическое обеспечение программы
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
Обучающий видеоконтент
- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
7. Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
8. Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
9. «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
10. Союзмультфильм «Так сойдет»
11. Союзмультфильм «Пятачок»
12. «Вершки и корешки»
13. Союзмультфильм «Сказка про лень»
Игры и занятия
15. Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Я выбираю», издательство «МИФ»
16. Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf
17. Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef1b.pdf
18. Методические рекомендации к книжке - раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4.pdf
8. Глоссарий
Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.
Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
5. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Приложение 1.
Диагностические материалы.
Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.
Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.
Уровень освоения программы:
Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.
Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.
Приложение 2.
Памятка для родителей
Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.
1. Выдавайте детям карманные деньги.
Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег.
Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период в который вы будете выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).
3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.
В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.
4. Не увлекайтесь контролем расходов.
Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.
5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.
Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.
6. Договоритесь о помощи при крупной покупке.
Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том что накопив какую то часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то что было запланировано.
7. Включите в карманные деньги часть расходов.
Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.
8. Помогите ребенку контролировать расходы.
Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).
9. Будьте примером.
Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старшая -подготовительная группа....
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики...
- Мне нравится (1)