Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее знакомство с ПК» обучение детей старшего и подготовительного дошкольного возраста компьютерной грамотно
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Программа «Раннее знакомство с ПК» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.
Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_rannee_znakomstvo_s_pk.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 18 «Родничок»»
городского округа город Шарья Костромской области.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ Центр развития –
Детский сад №18 «Родничок»
приказом № _____ от ______
____________________ Л.Г. Ясакова
Дополнительная общеобразовательная программа
«Раннее знакомство с ПК»
обучение детей старшего и подготовительного
дошкольного возраста
компьютерной грамотности
на 2014 - 2015 уч. год
Автор: Шаранова О.Н.
Содержание
Оглавление | Стр. |
I. Целевой раздел. | |
| 3 |
| 4 |
| 4-5 |
1.3.Планируемые результаты освоения основной Программы | 5 |
II. Содержательный раздел. | 6 |
2.1. Комплексно-тематическое планирование | 6-9 |
III. Организационный раздел. | 10 |
3.1.Продолжительность и этапы реализации Программы | 10 |
3.2. Материально – техническое обеспечение программы | 10 |
3.3.Методическое обеспечение реализации Программы | 10 |
4.1. Литература | 11 |
- Целевой раздел.
Пояснительная записка
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.
Программа «Раннее знакомство с ПК» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет.
Программа «Раннее знакомство с ПК» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в вечерние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Концепция. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Компьютерные игры в дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, с помощью которой ребенок решает самые разнообразные игровые задачи.
Л. С. Выготский отмечает, что ребенок играет в то, что он хочет, но не может осуществить в реальной жизни в силу своего возраста (например, поехать на машине). Зная этапы развития игры, можно предлагать компьютерные игры на закрепление тех способов, которыми ребенок владеет, и, учитывая зону ближайшего развития, последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое. Компьютерные игры формируют у детей умение понимать, принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.
Новизна. Новизна программы «Раннее знакомство с ПК» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Цель
Познакомить детей с компьютером и способами работы с ним посредством динамических игр, детских компьютерных программ .
Задачи
- Получить информационно-технологические умения при работе с компьютером;
- Обогащать словарь детей новыми терминами (клавиатура, дисплей, диск, дискета, мышка и др.);
- Развивать психические процессы, творческое мышление, коммуникативные способности;
- Развивать комбинаторные способности, мелкую моторику;
- Способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей ребёнка;
- Формировать умения конструкторской, художественно – декоративной, дизайнерской деятельности.
Принципы
- Принцип научности
В работе используются лицензионные компьютерные программы, методические рекомендации, научные разработки авторов, работающих в данном направлении. В компьютерные программы закладываются явления, которые не могут быть представлены в обычных условиях во всем многообразии и единстве. Компьютер помогает выделить наиболее значимые явления, связи, представить их более выпукло, в динамике, показать то, что невозможно увидеть в естественных условиях. Например, в игре «Измени время», дети имеют возможность изменить чередование частей суток, времен года. В старшем дошкольном возрасте детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе (например, в игре «Числовая машина» дети соотносят количество предметов с цифрой).
- Принцип доступности
Многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактической задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития». Такаяпоэтапность, заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий уровень без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, или более простые – в обратном случае. Управление программами с помощью координатного манипулятора «мышь» требует от детей развитой координации «глаз – рука». На начальном этапе ознакомления с компьютерными играми, дети осваивали несложные приемы управления мышкой (например, в игре «Построй домик мышке», дети размещали необходимые геометрические фигуры на отмеченное место, выполняя щелчок мышью). Более тонкие манипуляции требуются в играх: «Композиторы», «Помоги муравьишке собрать мармеладки» и т. д. Организация работы с детьми строится с учетом способностей, возраста и интересов детей, индивидуальных темпов их развития; в доступной для них форме.
- Принцип последовательности и систематичности
Дети систематически упражняются в манипулировании мышкой, ориентировке на плоскости экрана, самостоятельном решении игровых задач, используя в своей речи необходимые термины (дискета, клавиатура, монитор и т. д.).
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Подбор компьютерных игр, методов и приёмов работы осуществлялся в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпа овладения новыми информационными технологиями. Так, если у ребенка не получается выполнить щелчок мышью, то используется прием «рука в руку», или, если, не удаётся понять игровую задачу, то детям предлагается прослушать задание еще раз, или выполнить его по образцу. Также следует отметить, что детям, имеющим возможность поупражняться в играх на компьютере дома, задания предполагаются более сложные или с наименьшим количеством инструкций.
- Принцип наглядности
Для ознакомления детей с устройством компьютера используются соответствующие карточки – модели, во время беседы с детьми на тему: «Где и как используется компьютер», используется необходимый демонстрационный материал, а также используются компьютер и средства мультимедиа, как наглядное сопровождение в игровых, тематических и других видах занятий.
- Принцип гуманности
Все компьютерные программы, используемые в работе с детьми, имеют положительную нравственную направленность, в них нет агрессивности, жестокости, насилия и других моментов, травмирующих детскую психику.
Методы
Наглядный.
Для ознакомления детей с устройством компьютера используются соответствующие карточки – модели с изображением составных частей компьютера. Во время беседы с детьми на тему: «Где и как используется компьютер», применяется необходимый демонстрационный материал.
Игровой.
Так как ведущим видом деятельности ребенка - дошкольника является игра, то вся деятельность детей с компьютером происходит с использованием игровой ситуации. Дети строят домик для мышки, учат своих гостей (Деда мороза, Незнайку, Буратино) играть в ту или иную игру. В играх с мячом закрепляются названия составных частей компьютера, профессии, в которых применяется компьютер и т. д.
Практический.
Дети имеют возможность практически упражняться в манипулировании мышкой, кнопками, вставлять диск в дисковод, печатать свое имя.
Словесный.
Во время знакомства детей с компьютером, компьютерными играми используются такие приемы, как:
- объяснение (например, как нужно сидеть за компьютером),
-уточнения (например, что нажимать на кнопки нужно отрывисто, но не сильно),
- вопросы к детям (« Как нужно включать компьютер?»),
- поощрения («Смелее, ты все делаешь верно»),
-обращение к прошлому опыту детей («Какие вы знаете геометрические фигуры?», «Давайте построим из них домик для мышки»),
-указания («Щелкните по значку и выслушайте задание»).
Также используется рассказывание детям сказки («Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер»), беседы на такие темы, как: «Где и как используется компьютер»
Информационный.
Во время работы за компьютером, дети получают необходимую информацию, используют ее для достижения результата.
Планируемые результаты
- Освоение детьми умений при работе с компьютером;
- обогащение и расширение словарного запаса у детей
- Умение достигать результата в компьютерных играх, решение игровых задач творчески, самостоятельно
- воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности.
- Использование детьми информации на мультимедийном экране для выполнения поставленных задач, а так же, как средство самоконтроля и самоанализа.
- Содержательный раздел. Перспективное планирование учебного материала /Старшая группа/
Месяц | Тема занятия | Цель, программные задачи | Содержание |
Сентябрь | 1 Знакомство с компьютером | Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении. | Для чего нужен компьютер? Где можно встретить компьютер? |
2 Правила работы в компьютерном классе | Познакомить с правилами работы в компьютерном классе. | Как правильно вести себя за компьютером? Инсценировка различных ситуаций | |
3 Правила техники безопасности | Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз. | Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках) | |
4 Устройство компьютера | Познакомить с составными частями компьютера | Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь. | |
Октябрь | 1 Знакомство с мышью | Познакомить с устройством ввода МЫШЬ | Рассказ о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори» |
2 Знакомство с мышью. Один щелчок мыши | Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз | Рассказ о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши дид. задание «Повтори» | |
3 Знакомство с мышью. Двойной щелчок мыши | Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок | Рассказ о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши. Практические упражнения – «Сделай так же» | |
4 Знакомство с мышью | Научить перетаскивать элементы с помощью мыши | Рассказ о левой кнопке мыши, демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи» | |
Ноябрь | 1 знакомство с рабочим столом | Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол» | Рассказ о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол» |
2 Работа с мышью и рабочим столом | Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элемента с помощью мыши | Рассказ об устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание: один щелчок мыши, двойной щелчок мыши. Перетаскивание | |
3 знакомство с клавиатурой | Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками | Рассказ Смайлика о устройстве ввода информацииклавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы; кнопки – цифры; кнопки – стрелки;Enter; delete; пробел | |
4 Знакомство с программами | Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ | Рассказ о ярлычках знакомых программ:Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок» | |
Декабрь | 1 знакомство с папками и файлами | Дать понятие «папка», «файл», учить различать их ярлыки | Рассказ о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди и назови отличие» |
2 знакомство с программой Word | Дать представление для чего она предназначена | Рассказ о программе, рассмотреть внешний вид | |
3 Составление пригласительного билета на «Новогодний праздник» | Упражнять в работе в программе Word | Работа в программе | |
Январь | 1 повторение работа в программе Word | Повторение всего материала | Рассказ о программа, о правилах поведения |
2 Работа с фигурами и заливкой | Формировать умения пользоваться заливкой предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете. Развивать поисковую – деятельность: поиск способов, вариантов творчества | Упражнять детей в работе фигурами. Предложить составить узор | |
Февраль | 1 Работа с фигурами в программе Word | Составление узора. Закреплять умения пользоваться заливкой. Вызывать желание создавать узоры | Упражнять в работе с фигурами. |
2 Графический редактор Paint | Знакомство с графическим редактором. Инструменты рисования | Рассказ о программе. Рассматривание инструментов рисования | |
3 Работа с графическим редактором Paint | Предложить детям нарисовать прямоугольник | Упражнять детей в рисовании в программе | |
4 Работа с графическим редактором Paint | Предложить рисовать линию прямую и кривую | Творческая работа | |
Март | 1 Работа с графическим редактором Paint | Предложить нарисовать картину на тему 8 марта | Творческая работа |
2 Работа с графическим редактором Paint | Формировать умение рисовать кистью и распылителем | Работа в программе | |
3 Работа с графическим редактором Paint | Формировать умение использовать инструмент заливка | Работа в программе | |
4 Работа с графическим редактором Paint | Рисование корабля. Закрепить навыки работы в программе | Итоговая работа в программе – рисование корабля | |
Апрель | 1Работа с ПК | Отрабатывать пользовательские навыки и умения работать с персональным компьютером. | Работа с ПК |
2 Играем в сказку «Теремок» | Воспитывать чувство коллективизма, умение сотрудничать, договариваться. Отрабатывать пользовательские навыки и умения работать с персональным компьютером | Работа с ПК | |
3 Работа с ПК | Формировать умения пользоваться инструментами на рабочем столе, пользоваться всеми навыками приобретенные за год | Работа с ПК | |
4 Закрепление пройденного материала | Закреплять с детьми пройденный материал. | Работа с ПК |
Перспективное планирование учебного материала /Подготовительная группа/
Месяц | Тема занятия | Цель, программные задачи | Содержание |
Сентябрь | 1 Повторение пройденного в старшей группе | Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении. | Для чего нужен компьютер? Где можно встретить компьютер? |
Повторение пройденного | Закрепить знания о б инструментах «художника», составе компьютера. | Игра «Пан Забывалкин собирает компьютер» Инструменты «художника» Рисование «Осень» | |
Октябрь | Состав компьютера | Дать понятия системный блок, центральный процессор, оперативная память, их назначение | Системный блок Игра «Соедини звёзды по цифрам» |
Путешествие по клавиатуре | Совершенствование навыков работы с клавиатурой и «мышью», умения действовать по алгоритму | Игра «составь слово» Буквенный ряд | |
Работа в фигурах | Формировать начальные математические представления, учить работать с фигурами. Развивать фантазию | Повторение геометрических фигур Игра »Нарисуй пару» | |
Работа в программе Word | Закрепить знания о программе | Рассмотреть функции в программе | |
ноябрь | Состав компьютера | Дать понятие видео и аудиокарта. Учить подбирать пары по числам и цветам | Понятие аудио и видеокарта Игра «Машина загадок» |
Состав компьютера | Дать понятие дисковод, дискета. Учить детей собирать картинку | Понятие дисковод» Игра машина загадок» | |
Работа в программе Word | Закрепить знания о понятиях. Учить рисовать таблицу | Викторина «умники и умници» Работа с таблицами. | |
декабрь | Работа в программе Word | Закрепить знания о программе и функциях | Рисование открытки «зима» |
Работа с графическим редактором Paint | Повторить функции в этой программе | Рассмотреть и нарисовать любую картину | |
Работа с графическим редактором Paint | Закрепить пройденные знания | Самостоятельная работа в программе | |
январь | Создание и сохранение компьютерного рисунка | Совершенствование навыков работы в среде графического редактора | Рисование компьютерного рисунка «Снеговик» |
Редактирование компьютерного рисунка | Закрепление навыков работы с панелью команд | Работа с ПК | |
февраль | Компьютерная сеть интернет | Дать сведения что такое интернет | Что такое Интернет? Для чего нужен Интернет |
Компьютерная сеть интернет | Продолжать знакомиться с Интернетом | Что такое Электронная почта? Новости | |
Компьютерная сеть интернет | Продолжать знакомиться с Интернетом | Работа с интернетом | |
март | Работа с ПК | Развивать логическое мышление, память, мышление | Игра «Один лишний» «Поезд» |
Сделай сам (диагностика знаний и умений) | Проверить знания инструментов рабоче панели программы Рaint | Беседа по вопросам Рассматривание рисунка Самостоятельная работа | |
Работа с ПК | Закреплять знания о пройденном | Самостоятельная работа | |
апрель | Работа с ПК | Закреплять знания о пройденном | Самостоятельная работа |
Повторение темы «Что такое компьютер» | Проверить знаний основных рабочих частей компьютера; уточнить их название и функциональное назначение | Беседа по вопросам Рассказы детей об использовании компьютера в их семье Рассказы о любимых играх | |
Путешествие в мир электроники (итоговое занятие с детьми и родителями) | Закрепить знания о пройденном | Викторина |
- Организационный раздел.
- Продолжительность и этапы
Программа ориентирована на работу с учащимися 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Общее количество часов в год на одну группу - 36.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
- Демонстрация изображений на экране, беседа, работа в парах.
- Работа с компьютером ( индивидуальная и групповая)
- Релаксационная разгрузка, динамическая пауза
- Работа с компьютером ( дидактические компьютерные игры, выполнение заданий, творческие задания)
- Итог. Рефлексия.
Занятия по направлению « Знакомьтесь, компьютер» проводятся на начальном этапе с детьми 4-6 лет. Дети осваивают компьютер, работают с ПК
Дети 6-7лет работают с использованием ПК «Фантазёры».
Материально – техническое обеспечение программы
- компьютер
- проектор
- программно-методический комплекс
Методическое обеспечение реализации программы
Программа использует современные компьютерные программы:
- «Компьютер для дошкольника»
- Tux Paint(2007г. компания «медиа Хауз
- «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
- СД «Компьютер и дошкольник»
- Программы: Paint; TuxPaint; Раскрась-ка; ПервоЛого авторы
- Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
Список литературы
- Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
- Интернет – ресурсы
- «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
- Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
- Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
Заключение
Программа «Раннее знакомство с ПК» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.
Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Раннее эстетическое развитие средствами искусства" для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа "Раннее эстетическое развитие средствами искусства для детей в возрасте от 5 до 7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...
15.11.2023 г. Конспект ОД по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности
Конспект ОД...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ранней профориентации дошкольников "Мир профессий"
программа предполагает теоритическую и практическую подготовку детей к профессональному самоопределению....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Разноцветный мир" для детей старшей группы (5-6 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветный мир» воспитателя старшей группы разработана и утверждена в соответствии с осн...