рабочая программа по углубленной теме развития детей младшего дошкольного возраста "Юные конструкторы"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

рабочая программа

автор Дяченко Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_razvitie_yunye_stroiteli.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулке, на занятиях, в ходе экскурсии,
общении с взрослыми и сверстниками. Моя задача как воспитателя создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования
по возрастным группам. Формировать интерес к разнообразным зданиям
и сооружениям.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются
и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конструирование – (от латинского слова «построение») обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.

Ребенок творит, познавая законы и гармонии и красоты. У них развивается пространственное, логическое, ассоциативное мышление, что является основой интеллектуального развития.

Конструирование – это вид деятельности ребенка, который может быть успешно использован в развитии познавательной деятельности дошкольника.

Организация кружка «Юные конструкторы» содействует развитию познавательной активности дошкольников, развивает воображение, смекалку, самостоятельность. На занятиях дети учатся взаимодействовать как с взрослым, так и со сверстниками, творчески применять свои знания
и умения в игре.
 В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Учитывая  возрастные возможности дошкольников, спланировала работу с детьми таким образом: с младшими дошкольниками конструирование из строительного набора и плоскостное конструирование; со старшими – конструирование из бумаги.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам, во вторую половину дня. Для формирования устойчивого интереса к конструктивной деятельности на занятиях уделяю время для обыгрывания построек, поделок, стимулируя желание быть заботливыми, аккуратными. Для успешного освоения программы занятия в численность детей на занятии должна составлять

 8 – 10 человек.

В процессе реализации программы реализуется интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Речевое» и «Художественно – эстетическое развитие».


Цель программы:

Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

Задачи: 

Развивающие:

  • представления детей о многообразии окружающего мира;
  • конструкторские навыки;
  • ориентировку в пространстве;
  • мелкую  моторику,  внимание, глазомер;
  • умения самостоятельно поддерживать порядок в строительном материале.

Обучающие:

  • знакомить с основными деталями строительных форм;
  • закреплять знания формы и цвета;
  • приемам конструирования по схемам, моделям;
  • учить анализировать образец постройки;
  •  выделять пространственные отношения.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес детей к конструктивной деятельности;
  • умение планировать последовательность постройки;
  • умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.

Методы, используемые на занятиях кружка:

Словесно-наглядный:

  • театр воспитателя  (сооружение по показу всех приѐмов конструирования и пояснением всех действий)
  • рассматривание иллюстраций разных зданий; схем, фотографий  построек из строительных наборов;
  • рассматривание  и  анализ готовой  постройки;

Словесно-практический:

  • дидактические игры: «Найди такой же», «Угадай на ощупь», «Сложи фигуру», «Сложи узор» и др.
  • составление узоров по схеме;
  • конструирование по образцу, по условиям, по схеме, по фотографии, по рисунку
  • конструирование по замыслу.

Необходимые условия реализации программы.

Наличие:

  • различных строительных наборов;
  • плоскостного конструктора на фланелеграф, магнитную доску;
  • пространства для экспериментирования со строительным материалом  (тумбы для хранения, столы для настольных наборов, ковер для напольного строителя);
  • наборы для обыгрывания построек (машинок, фигурок людей, домашних и диких животных, деревьев и т.д.);
  •  фотографий, схем-рисунков разных построек;
  • наборов геометрических фигур.

Предполагаемые конечные результаты программы

Дети будут иметь представления:

  • об архитектуре как искусстве создавать сооружения;
  • об особенностях архитектурных сооружений (пользе, прочности, красоте);
  • об конструктивных особенностях зданий в зависимости от их назначений;
  • об архитектуре своего города.

Дети будут знать:

  • название геометрических фигур и основных деталей строительного материала;
  • свойства и конструктивные возможности строительных наборов;
  • названия и назначения разных зданий в городской и сельской местности.

Дети будут уметь:

  • различать детали строительных наборов;
  • целенаправленно рассматривать предметы;
  • сравнивать их между собой и расчленять на части;
  • видеть в них общее и различное;
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
  • конструировать, выполняя основные законы архитектуры;
  • анализировать образец постройки;
  • выделять пространственные отношения;
  • создавать постройки по образцу, схеме, фотографии;
  • самостоятельно поддерживать порядок в строительных наборах.


Календарно-тематический план для детей средней группы

Месяц

Неделя

Тема

Цель

сентябрь

1 неделя

Плоскостное конструирование «Геометрические домики»

Познакомить детей с плоскостным конструированием.
Учить выкладывать из геометрических  фигур разные картинки.

2 неделя

Дидактические игры «Найди такую же», «Назови меня»

Закрепить  знания детей узнавать и назвать детали в строительных наборах

3 неделя

«Наши волшебные коробочки»

Познакомить детей с названием деталей в строительных наборах. - Учить различать их по величине и по устойчивости

4 неделя

«Что можно построить из строительных деталей?»

Заинтересовать детей конструированием из строительных деталей. Показать элементарные конструктивные способы.

октябрь

1 неделя

«Заборчики, загончики для животных»

Учить строить по условиям путем огораживания пространства разными способами, используя детали строительного набора, чередуя их. Учить создавать постройки с внутренним свободным пространством.

2 неделя

Дидактические игры: «Назови меня», «Кому, какой загончик»

Закрепить  знания детей назвать детали в строительных наборах. Развивать представления детей об окружающем мире.

3 неделя

«Как спят кубики и кирпичики в своем домике-коробке?»

Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование детей. Поощрять самостоятельность в подборе, замещении одних другими строительных деталей при укладывании строительных  деталей в коробку. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

4 неделя

«Строим лесенку»

Учить строить по условиям путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Развивать конструктивные навыки, воображение, обращая внимание на  прочность, величину, цвет.


ноябрь

1 неделя

«Мостик для матрешки»

Закреплять конструктивные  навыки. Знакомить с использованием пластин при конструировании в зависимости от условий: мостик через ручей, речку, широкую реку и др.

2 неделя

Анализ готовой постройки «Домик»

Учить целенаправленно рассматривать постройку, называть основные детали строительного материала, из которого сделана постройка, выделять пространственные отношения

3 неделя

«Гаражи»

Продолжаем учить детей конструировать разные постройки, замещать и сочетать  строительные формы между собой.

Развивать у детей пространственное воображение, аккуратность, внимание, умение конструировать по образцу

4 неделя

Плоскостное конструирование «Построй сам, что хочешь»

Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование детей. Поощрять самостоятельность в подборе геометрических фигур и выкладывания их для создания поделки.

декабрь

1 неделя

«Наводим порядок в домике-коробке»

Закреплять умения самостоятельно складывать строительные детали в коробке в определенном порядке.

2 неделя

Строим «Домик для матрешки»

Учить строить по образцу. Закреплять конструкторские навыки: наложения друг на друга, приставления одного к другому, при строительстве одноэтажных домиков. Знакомим с законами архитектуры: полезность красота, прочность.

3 неделя

«Будка для собачки»

Формировать умения строить согласно функциональному назначению постройки.

Знакомить с использованием новых строительных деталей в постройках. Учить узнавать и называть детали строительного набора

4 неделя

«Домик с подвалом»

Формировать понятия детей, что все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности. Закреплять конструкторские навыки: наложения друг на друга, приставления одного к другому, при строительстве одноэтажных домиков


январь

2 неделя

Строим горку

Формировать умения строить согласно функциональному назначению постройки.

Закреплять конструкторские навыки: наложения друг на друга, приставления одного к другому.

3 неделя

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Закрепить  знания детей узнавать и называть детали строительных наборов.

4 неделя

Дидактические игры «Сложи узор»

Познакомить с новым видом конструирования  -  из кубиков.

Учить складывать узоры из 4 кубиков по схемам. Развивать воображение, умение  соотносить схему с поделкой, составлять целое из частей.

февраль

1 неделя

«Мосты»

Развивать у детей пространственное воображение, закрепляем понятия детей об  конструктивных особенностях построек в зависимости от их назначений. Закреплять конструктивные  навыки: наложения кирпичиков друг на друга, приставления одного к другому. Знакомить с использованием новых строительных деталей в постройках: пластины, треугольные призмы.

2 неделя

Построй сам, что хочешь

Выявить знания и умения детей

Поощрить самостоятельность  в подборе, замещении одних другими строительных деталей для выполнения построек. Напомнить правила прочности при строительстве.

3 неделя

Дидактическая игра «Расскажи, что из чего строить»

Выявить знания и умения детей. Закрепить конструктивные  навыки и умения по законам архитектуры. Учить составлять рассказы о своей постройке.

4 неделя

Строим дом и гараж

Формировать понятия детей об  конструктивных особенностях зданий в зависимости от их назначений

Учить размещать постройки на плоскости, работать аккуратно


март

1 неделя

«Коровник, конюшня»

Закрепляем понятия детей об  конструктивных особенностях зданий в зависимости от их назначений, расширяем представления о домашних животных.

2 неделя

«Гаражи для наших машинок» (разные по размерам).

Учим строить по условиям путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Развиваем конструктивные навыки, воображение, обращая внимание на  прочность, величину, цвет. Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование детей. Поощрять самостоятельность в подборе, замещении одних другими строительных деталей для выполнения постройки.

3 неделя

Рисуем план-схему наших построек

Познакомить детей с понятием план, условные обозначения. Научить детей планировать коллективное строительство, учить сговариваться на строительную игру        

4 неделя

Коллективное конструирование по сказке «Репка»

Расширить представления детей о строительных сооружениях в деревне. Учить детей планировать с помощью взрослого постройки в соответствии с сюжетом сказки. Закрепить умения строить в пространстве и на плоскости, строить рядом и играть вместе

апрель

1 неделя

Дидактические игры «Сложи узор»

Учить складывать узоры из 9 кубиков по схемам. Развиваем воображение, умение  соотносить схему с поделкой, составлять целое из частей.

2 неделя

Анализ готовой постройки «Двухэтажный

домик»

Закрепляем умения целенаправленно рассматривать постройку, называть основные детали строительного материала, из которого сделана постройка, выделять пространственные отношения частей постройки.

3 неделя

Дидактические игры «Дострой дом

Закрепляем понятия детей, что все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности

4 неделя

«Двухэтажный дом»

Закрепить умения строить по образцу. Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей отношения


май

1 неделя

Дидактическая игра «Мы строители»

Познакомить детей с технологическими картами, научить работать с ними. Выявить знания детей строительных деталей. Закрепляем умения целенаправленно рассматривать постройку, называть основные детали строительного материала, из которого сделана постройка.

2 неделя

План улицы

Закрепить понятие план, условные обозначения. Продолжаем учить детей планировать коллективное строительство, учить сговариваться на строительную игру.

3 неделя

Коллективное строительство «Улица города»

Продолжаем учить детей планировать  с помощью взрослого размещение коллективной постройки в соответствии с планом. Закрепить умения строить в пространстве и на плоскости, строить рядом и играть вместе.

4 неделя

Строим по своему замыслу

Выявить знания и умения детей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.        «Конструирование и художественный труд в детском саду»,

Л.В. Куцакова М., Мозаика-синтез, 2008.

2. «Конструирование» З.В. Лиштван, М., Просвещение, 1981.

3. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе» Л.В. Куцакова, М., Мозаика-синтез, 2008.

4. http://eduvluki.ru/detsad/upr/detail.php?publ_id=46260&publ_catid=33&sch_

id=24.

5. http://www.izh.ru/res_ru/0_hfile_25221_1.pdf



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста (четвертого года жизни) Копия.

Разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»Под ред.  / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др....

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры....

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста 4 группы «Бабочка» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста 4 группы «Бабочка» на 2020 – 2021 учебный год...