рабочая программа по углубленной теме развития детей младшего дошкольного возраста "Юные конструкторы"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
рабочая программа
автор Дяченко Ольга Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулке, на занятиях, в ходе экскурсии,
общении с взрослыми и сверстниками. Моя задача как воспитателя создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования
по возрастным группам. Формировать интерес к разнообразным зданиям
и сооружениям.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются
и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Конструирование – (от латинского слова «построение») обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.
Ребенок творит, познавая законы и гармонии и красоты. У них развивается пространственное, логическое, ассоциативное мышление, что является основой интеллектуального развития.
Конструирование – это вид деятельности ребенка, который может быть успешно использован в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Организация кружка «Юные конструкторы» содействует развитию познавательной активности дошкольников, развивает воображение, смекалку, самостоятельность. На занятиях дети учатся взаимодействовать как с взрослым, так и со сверстниками, творчески применять свои знания
и умения в игре. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Учитывая возрастные возможности дошкольников, спланировала работу с детьми таким образом: с младшими дошкольниками конструирование из строительного набора и плоскостное конструирование; со старшими – конструирование из бумаги.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по подгруппам, во вторую половину дня. Для формирования устойчивого интереса к конструктивной деятельности на занятиях уделяю время для обыгрывания построек, поделок, стимулируя желание быть заботливыми, аккуратными. Для успешного освоения программы занятия в численность детей на занятии должна составлять
8 – 10 человек.
В процессе реализации программы реализуется интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Речевое» и «Художественно – эстетическое развитие».
Цель программы:
Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- представления детей о многообразии окружающего мира;
- конструкторские навыки;
- ориентировку в пространстве;
- мелкую моторику, внимание, глазомер;
- умения самостоятельно поддерживать порядок в строительном материале.
Обучающие:
- знакомить с основными деталями строительных форм;
- закреплять знания формы и цвета;
- приемам конструирования по схемам, моделям;
- учить анализировать образец постройки;
- выделять пространственные отношения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к конструктивной деятельности;
- умение планировать последовательность постройки;
- умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.
Методы, используемые на занятиях кружка:
Словесно-наглядный:
- театр воспитателя (сооружение по показу всех приѐмов конструирования и пояснением всех действий)
- рассматривание иллюстраций разных зданий; схем, фотографий построек из строительных наборов;
- рассматривание и анализ готовой постройки;
Словесно-практический:
- дидактические игры: «Найди такой же», «Угадай на ощупь», «Сложи фигуру», «Сложи узор» и др.
- составление узоров по схеме;
- конструирование по образцу, по условиям, по схеме, по фотографии, по рисунку
- конструирование по замыслу.
Необходимые условия реализации программы.
Наличие:
- различных строительных наборов;
- плоскостного конструктора на фланелеграф, магнитную доску;
- пространства для экспериментирования со строительным материалом (тумбы для хранения, столы для настольных наборов, ковер для напольного строителя);
- наборы для обыгрывания построек (машинок, фигурок людей, домашних и диких животных, деревьев и т.д.);
- фотографий, схем-рисунков разных построек;
- наборов геометрических фигур.
Предполагаемые конечные результаты программы
Дети будут иметь представления:
- об архитектуре как искусстве создавать сооружения;
- об особенностях архитектурных сооружений (пользе, прочности, красоте);
- об конструктивных особенностях зданий в зависимости от их назначений;
- об архитектуре своего города.
Дети будут знать:
- название геометрических фигур и основных деталей строительного материала;
- свойства и конструктивные возможности строительных наборов;
- названия и назначения разных зданий в городской и сельской местности.
Дети будут уметь:
- различать детали строительных наборов;
- целенаправленно рассматривать предметы;
- сравнивать их между собой и расчленять на части;
- видеть в них общее и различное;
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
- конструировать, выполняя основные законы архитектуры;
- анализировать образец постройки;
- выделять пространственные отношения;
- создавать постройки по образцу, схеме, фотографии;
- самостоятельно поддерживать порядок в строительных наборах.
Календарно-тематический план для детей средней группы
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
сентябрь | 1 неделя | Плоскостное конструирование «Геометрические домики» | Познакомить детей с плоскостным конструированием. |
2 неделя | Дидактические игры «Найди такую же», «Назови меня» | Закрепить знания детей узнавать и назвать детали в строительных наборах | |
3 неделя | «Наши волшебные коробочки» | Познакомить детей с названием деталей в строительных наборах. - Учить различать их по величине и по устойчивости | |
4 неделя | «Что можно построить из строительных деталей?» | Заинтересовать детей конструированием из строительных деталей. Показать элементарные конструктивные способы. | |
октябрь | 1 неделя | «Заборчики, загончики для животных» | Учить строить по условиям путем огораживания пространства разными способами, используя детали строительного набора, чередуя их. Учить создавать постройки с внутренним свободным пространством. |
2 неделя | Дидактические игры: «Назови меня», «Кому, какой загончик» | Закрепить знания детей назвать детали в строительных наборах. Развивать представления детей об окружающем мире. | |
3 неделя | «Как спят кубики и кирпичики в своем домике-коробке?» | Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование детей. Поощрять самостоятельность в подборе, замещении одних другими строительных деталей при укладывании строительных деталей в коробку. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
4 неделя | «Строим лесенку» | Учить строить по условиям путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Развивать конструктивные навыки, воображение, обращая внимание на прочность, величину, цвет. |
ноябрь | 1 неделя | «Мостик для матрешки» | Закреплять конструктивные навыки. Знакомить с использованием пластин при конструировании в зависимости от условий: мостик через ручей, речку, широкую реку и др. |
2 неделя | Анализ готовой постройки «Домик» | Учить целенаправленно рассматривать постройку, называть основные детали строительного материала, из которого сделана постройка, выделять пространственные отношения | |
3 неделя | «Гаражи» | Продолжаем учить детей конструировать разные постройки, замещать и сочетать строительные формы между собой. Развивать у детей пространственное воображение, аккуратность, внимание, умение конструировать по образцу | |
4 неделя | Плоскостное конструирование «Построй сам, что хочешь» | Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование детей. Поощрять самостоятельность в подборе геометрических фигур и выкладывания их для создания поделки. | |
декабрь | 1 неделя | «Наводим порядок в домике-коробке» | Закреплять умения самостоятельно складывать строительные детали в коробке в определенном порядке. |
2 неделя | Строим «Домик для матрешки» | Учить строить по образцу. Закреплять конструкторские навыки: наложения друг на друга, приставления одного к другому, при строительстве одноэтажных домиков. Знакомим с законами архитектуры: полезность красота, прочность. | |
3 неделя | «Будка для собачки» | Формировать умения строить согласно функциональному назначению постройки. Знакомить с использованием новых строительных деталей в постройках. Учить узнавать и называть детали строительного набора | |
4 неделя | «Домик с подвалом» | Формировать понятия детей, что все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности. Закреплять конструкторские навыки: наложения друг на друга, приставления одного к другому, при строительстве одноэтажных домиков |
январь | 2 неделя | Строим горку | Формировать умения строить согласно функциональному назначению постройки. Закреплять конструкторские навыки: наложения друг на друга, приставления одного к другому. |
3 неделя | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Закрепить знания детей узнавать и называть детали строительных наборов. | |
4 неделя | Дидактические игры «Сложи узор» | Познакомить с новым видом конструирования - из кубиков. Учить складывать узоры из 4 кубиков по схемам. Развивать воображение, умение соотносить схему с поделкой, составлять целое из частей. | |
февраль | 1 неделя | «Мосты» | Развивать у детей пространственное воображение, закрепляем понятия детей об конструктивных особенностях построек в зависимости от их назначений. Закреплять конструктивные навыки: наложения кирпичиков друг на друга, приставления одного к другому. Знакомить с использованием новых строительных деталей в постройках: пластины, треугольные призмы. |
2 неделя | Построй сам, что хочешь | Выявить знания и умения детей Поощрить самостоятельность в подборе, замещении одних другими строительных деталей для выполнения построек. Напомнить правила прочности при строительстве. | |
3 неделя | Дидактическая игра «Расскажи, что из чего строить» | Выявить знания и умения детей. Закрепить конструктивные навыки и умения по законам архитектуры. Учить составлять рассказы о своей постройке. | |
4 неделя | Строим дом и гараж | Формировать понятия детей об конструктивных особенностях зданий в зависимости от их назначений Учить размещать постройки на плоскости, работать аккуратно |
март | 1 неделя | «Коровник, конюшня» | Закрепляем понятия детей об конструктивных особенностях зданий в зависимости от их назначений, расширяем представления о домашних животных. |
2 неделя | «Гаражи для наших машинок» (разные по размерам). | Учим строить по условиям путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Развиваем конструктивные навыки, воображение, обращая внимание на прочность, величину, цвет. Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование детей. Поощрять самостоятельность в подборе, замещении одних другими строительных деталей для выполнения постройки. | |
3 неделя | Рисуем план-схему наших построек | Познакомить детей с понятием план, условные обозначения. Научить детей планировать коллективное строительство, учить сговариваться на строительную игру | |
4 неделя | Коллективное конструирование по сказке «Репка» | Расширить представления детей о строительных сооружениях в деревне. Учить детей планировать с помощью взрослого постройки в соответствии с сюжетом сказки. Закрепить умения строить в пространстве и на плоскости, строить рядом и играть вместе | |
апрель | 1 неделя | Дидактические игры «Сложи узор» | Учить складывать узоры из 9 кубиков по схемам. Развиваем воображение, умение соотносить схему с поделкой, составлять целое из частей. |
2 неделя | Анализ готовой постройки «Двухэтажный домик» | Закрепляем умения целенаправленно рассматривать постройку, называть основные детали строительного материала, из которого сделана постройка, выделять пространственные отношения частей постройки. | |
3 неделя | Дидактические игры «Дострой дом | Закрепляем понятия детей, что все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности | |
4 неделя | «Двухэтажный дом» | Закрепить умения строить по образцу. Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей отношения |
май | 1 неделя | Дидактическая игра «Мы строители» | Познакомить детей с технологическими картами, научить работать с ними. Выявить знания детей строительных деталей. Закрепляем умения целенаправленно рассматривать постройку, называть основные детали строительного материала, из которого сделана постройка. |
2 неделя | План улицы | Закрепить понятие план, условные обозначения. Продолжаем учить детей планировать коллективное строительство, учить сговариваться на строительную игру. | |
3 неделя | Коллективное строительство «Улица города» | Продолжаем учить детей планировать с помощью взрослого размещение коллективной постройки в соответствии с планом. Закрепить умения строить в пространстве и на плоскости, строить рядом и играть вместе. | |
4 неделя | Строим по своему замыслу | Выявить знания и умения детей. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Конструирование и художественный труд в детском саду»,
Л.В. Куцакова М., Мозаика-синтез, 2008.
2. «Конструирование» З.В. Лиштван, М., Просвещение, 1981.
3. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе» Л.В. Куцакова, М., Мозаика-синтез, 2008.
4. http://eduvluki.ru/detsad/upr/detail.php?publ_id=46260&publ_catid=33&sch_
id=24.
5. http://www.izh.ru/res_ru/0_hfile_25221_1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-112483-1350929317.jpg)
Рабочая программа по железнодорожной направленности для детей младшего дошкольного возраста «Первые шаги в стране «РЖД»-1
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596672-1424357864.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-486936-1411702718.jpg)
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста (четвертого года жизни) Копия.
Разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др....
рабочая программа по углубленной теме развития детей младшего дошкольного возраста "Юные конструкторы"
рабочая программаавтор Дяченко Ольга Викторовна...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1496061-1700104175.jpg)
Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1139254-1635763941.jpg)
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста 4 группы «Бабочка» на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста 4 группы «Бабочка» на 2020 – 2021 учебный год...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК»
Программа направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в соответствии с пунктом...