Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»
материал по конструированию, ручному труду на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад№34»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
«Детский сад №34»
______И.Б.Манченко
«____»______2013год
Образовательная
программа по художественному труду
«Азбука творчества»
На основе программы:
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Педагог
дополнительного
образования
Берестовская М.В.
г.Химки 2013-2015гг.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка.
Программа «Азбука творчества» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом. Ручной труд является одним из видов трудовой деятельности дошкольников. Работа кружка «Азбука творчества» нацелена на общее развитие ребёнка и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление различных поделок для игр. Выделяются четыре раздела:
1.Работа с бумагой и картоном.
2.Работа с тканью и нитками.
3.Работа с природным и бросовым материалом.
4.Работа с тестом и пластилином.
Содержание занятий кружка «Азбука творчества» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Дополнительная деятельность рассчитана на детей дошкольного возраста от 3,5 до 7 лет.
Девиз данной программы- «От простого - к сложному».
Обучение проводится один раз в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях.На занятиях кружка «Азбука творчества», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Руководствуясь личностно- ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:
1.Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
2.Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
3.Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
4.Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
5.Вариативность творческих способностей.
Основным условием реализации программы кружка «Азбука творчества» является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Азбука творчества».
Программа кружка используется в разновозрастных группах: вторая младшая - средняя группа, старшая - подготовительная группа. На занятиях кружка «Азбука творчества» педагог ставит перед детьми разного возраста определённые задачи и старается достичь результата.
Дети приобретают не только полезные практические умения и навыки, но и нравственные, эстетические качества.
Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.
Программа кружка «Азбука творчества» предусматривает решение следующих задач:
1.Развитие мелкой моторики рук.
2.Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
3.Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
4.Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
5.Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
6.Формировать художественный вкус.
7.Осуществлять индивидуальный подход к детям ,как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Все эти занятия имеют цель:
1.Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
2.Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение занятий кружка «Азбука творчества» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
Пластилин, крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза»,сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон, вата, скорлупа яиц, перья, галька, фольга, клей, краски, шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило (только для взрослого), иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок.
Содержание дополнительной деятельности.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приёмов. Но это не значит,что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приёмам идёт параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приёмов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идёт полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят всё чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают её ещё более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приёмов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно -эстетическое развитие ребёнка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть чётко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели-развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Индивидуальная работа с детьми.
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад . В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта , книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Азбука творчества» в детском саду , тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Азбука творчества», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Работа с родителями.
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление , согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были.
Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
Задачи работы по взаимодействию с родителями:
1.Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
2.Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей.
3.Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5.Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействияс родителями:
1.Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
2.Индивидуальный подход.
3.Сотрудничество, а не настойчивость.
Темы консультаций для родителей:
«Как воспитать творческую личность»,«Истоки рукоделия», «Художественный труд в дошкольном возрасте» и т.п.
Конкурсы:
1.Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» ( нетрадиционное техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
2.Конкурс творческих семейных работ «Этот день 8 марта»и т.п.
Виды деятельности:
Раздел 1.
«Работа с бумагой и картоном».
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровож даются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2. «Квиллинг»-оригинальная техника бумажного творчества. Это-искусство украшения бумажными кружевами и завитками разных предметов. Технология квиллинга проста. Узкие полоски бумаги закручиваются вокруг тонкого металлического стержня в плотные рулончики. Затем рулончики раскручиваются в ажурную спираль необходимого размера, а кончик спирали приклеивается. Пальцами спиральному кружку придаётся та или иная форма. Изготовив определённое количество разных форм, составляется и склеивается композиция.
3. «Рамплинг» (работа с мятой бумагой) - это художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала-бумаги. Изображение в бумажной пластике выполняется в полу объёмном варианте, но можно выполнять и в объёмном виде, при этом детали соединяются между собой. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
4.Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами, складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т.д. Восприятие красоты при родных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бе режного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.
5.Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
6.Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполнен ное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
Задачи обучения в разновозрастной группе (2 младшая и средняя):
1.Формировать практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
- развивать способность вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2.Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3.Закреплять умение силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу.
4. Формировать умение делать элементарные игрушки- самоделки.
5.Совершенствовать умение складывания бумаги в технике«Оригами».
6.Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).
Задачи обучения в разновозрастной группе (старшая и подготовительная):
1.Совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами».
2.Развивать умение работать по шаблону и готовой выкройке, изготавливать игрушки-самоделки.
3.Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника).
4.Развивать навыки делать объёмные игрушки- самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).
5.Развивать умение делать элементарные подвесные вращающиеся конструкции из лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом кольце.
6.Развивать навыки выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны .
7.Развивать умение делать аппликацию по типу эстампов, плоскостные игрушки, используя природный и бросовый материал.
Раздел 2.
«Работа с тканью и нитками».
Основы шитья. Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки- трудовой подвиг для ребёнка.
Задачи обучения в разновозрастной группе (старшая и подготовительная):
1.Развивать умение делать игрушки- самоделки плоскостных форм, используя цветную бумагу, хорошо накрахмаленную ткань плотной структуры (Сатин, тик, лён ), различный бросовый материал ( бусы, брошки и т. д. ).
2.Развивать умение изготавливать сувениры к праздникам: нарядные салфетки, игольницы, различные сувениры, используя при этом плотную ткань, типа драпа, обрезки меха, пластик.
Раздел 3.
«Работа с природным и бросовым материалом».
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
1.Для игр детей;
2.Для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
3.Их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
1.Должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
2.Тщательно промытым и высушенным;
3.Доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей.
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Задачи обучения в разновозрастной группе (2 младшая и средняя):
1.Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу). 2.Развивать у детей интерес и желание изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина).
3.Коллективно выполнять работу с природным материалом (используя как дополнительный материал пластилин).
Задачи обучения в разновозрастной группе (старшая и подготовительная):
1.Развивать умение делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.
2.Развивать умение делать игрушки- самоделки из природного материала ( скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала ( пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
3.Развивать умение выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.
Раздел 4.
«Работа с тестом и пластилином».
Пластилинография- это декоративно-прикладное искусство. Представляет собой создание лепных картин с изображением полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности («рисование» пластилином). Ещё одна разновидность аппликации из пластилина- обратная аппликация. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности. Выложив пластилином контур рисунка, последовательно заполняем открытые участки пластилином. Закончив работу и перевернув изделие гладкой стороной к себе, получаем удивительный рисунок.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Торцевание на пластилине- вид бумажного творчества, необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы. Объёмные и пушистые. Попробовав выполнить какую-нибудь поделку, детям хочется вновь и вновь испытывать своё мастерство на новых формах. А также есть ещё одна разновидность торцевания с использованием природного материала.
Тестопластика- один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже этот простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если узнать его свойства и научится работать с ним. Солёное тесто- эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость. Лепка из солёного теста воспитывает в детях творческие способности, художественный вкус, самостоятельность, аккуратность, коммуникабельность.
Задачи обучения в разновозрастной группе (2 младшая и средняя):
1.Закреплять у детей умение оттягивать детали из целого куска; соединять части , прижимая и примазывая их.
2.Развивать умение изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
3.Продолжать формировать умение детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
4.Продолжать развивать у детей умение использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.
Общие задачи:
1.Развивать умение детей анализировать образцы поделок:
- из каких геометрических форм она составлена;
- развитие сенсорных способностей детей;
- развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.
2.Развивать целеустремлённость в работе.
3.Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
4.Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5.Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6.Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7.Продолжать развивать умение детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Умелые ручки»
8.Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
9.Формировать художественный вкус.
Задачи обучения в разновозрастной группе (старшая и подготовительная):
1.Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм.
2.Формировать умение создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение ,частей, путём, примазывания, одной части к другой.
Общие задачи:
1.Развивать умение детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ. Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.
2.Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу.
3.Формировать умение детей анализировать, делать логические выводы, намечать последовательность выполнения работы.
4. Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.
5. Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой.
6.Развивать умение детей планировать создание собственной игрушки- самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов.
Педагогический мониторинг.
Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для выявления недостатков, достоинств детского творчества и работа над ним, после каждого занятия необходимо производить маленький просмотр детских работ. Кроме того, в этом просмотре должны участвовать и сами дети. Продумывая, что сказать о выбранной ими работе, ребёнок выделяет и осознаёт понравившиеся ему качества поделки, лучше запоминает их и может по-своему использовать в дальнейшем.
Предполагается проведение диагностики в начале, и в конце учебного года. Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из следующих показателей:
1) эмоциональное восприятие ребенком предметов художественного творчества;
2) технические навыки и художественные способности;
3) воображение и творческие способности.
По этим показателям определяются уровни развития художественного творчества ребенка: низкий, средний, высокий, т.к. в этом возрасте технические навыки и творческие способности находятся в стадии формирования.
Механизм определения уровней:
за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого уровня- 3 балла.
от 6 до 8 баллов - низкий уровень.
от 9 до 12 баллов - средний уровень.
от 13 до 15 баллов - высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»
Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие » Перспективный план лепка, аппликация по программеИ.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
Перспективный план лепка, аппликация по программе И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...