Образовательная программа "Бумажная мастерская", для детей 5-6 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_starshey_gr_vosstanovlen.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куркинская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Рассмотрено: Директор МКОУ «КНОШ»
На заседании педагогического
Совета Протокол № ______________Тяжченко Е.Я.
_____ _________ 2014 года _________ ______________
Образовательная программа
Программа рассчитана на 1 учебный год
Год разработки программы: 2014-2015 уч. год
Автор программы:
Климахина Т.В.
Куркино 2014
1. Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать воспитателя
принимать умственную задачу и находить способ ее решения
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
развитие самоконтроля и самооценки
осознание собственных познавательных процессов.
Цель: Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа расчитана для детей 6 лет. На один учебный год.
- Основные направления содержания деятельности.
Данная работа включает в себя:
-работу с разными видами бумаги;
-развитие творческой атмосферы;
-освоение детьми техники складывания бумаги (диагональ, пополам и т.д.), техники вырезания (симметричное и отдельных частей);
-использование сочетания различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (делают жирафа из желтой бумаги, а пятна и глаза рисуют карандашом).
Методы и приемы: создание игровой мотивации, беседа, чтение литературных произведений, показ и рассматривание готовых поделок, объяснения, обыгрывание, использование поэтапного показа.
- Учебная программа.
Теория- 5 часов
Практика- 32 часа
Всего- 37 часов
- Условия реализации программы.
1. Кружок «Бумажная мастерская» посещают 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут.
2. Занятия кружка проводятся в чистой и светлой групповой комнате.
3. Для проведения занятий используются: белая и цветная бумага (разная
по форме и размеру), ножницы, клей, кисточки, салфетки, цветные
карандаши или фломастеры.
- Прогнозируемые результаты.
Уровень подготовки воспитанников:
На начало учебного года | На конец учебного года |
Высокий- | Высокий- |
Средний- | Средний- |
Низкий- | Низкий- |
Ожидаемые результаты развития детей- подготовка более высокого уровня.
Форма проверки результативности кружка осуществляется через качество выполнения поделок по следующим критериям:
-аккуратность;
-четкость линий сгибов при складывании бумаги в разных направлениях;
-умение складывать заданную форму без образца;
-умение содержать свое рабочее место в чистоте.
6. План учебно-воспитательной работы кружка.
Пояснительная записка.
Кружок «Бумажная мастерская» посещают 10 детей из старшей группы. Уровень сформированности конструктивных способностей.
№ | Фамилия, имя ребенка | Начало учебного года | Конец учебного года |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
Уровни сформированности
Особенности учебного года.
Игрушки, изготовленные руками детей на занятиях кружка, дарятся малышам, именинникам, родителям.
Работа с родителями.
В начале учебного года с родителями детей, посещающих кружок, была проведена беседа о значении кружка для развития детей. В течение года с родителями обсуждаются успехи детей, они приглашаются на занятия и выставки детских поделок.
Источники планирования.
- И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие модели оригами для детей».
- Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами».
3. Дегтева В.Н. «Оригами с детьми 3–7 лет: Методическое пособие»
4. Е. Черенкова «Оригами для малышей»
5. О.М. Жихарева «Оригами для дошкольников»,
План работы детского объединения
« Бумажная мастерская»
Тема | Колличество часов | |
1 | Знакомство с бумагой | |
2 | Дидактические игры | |
3 | Поделки из бумаги | |
4 | Всего |
Календарно-тематическое планирование кружка «Бумажная мастерская» на 2009-2010 учебный год
№п/п | Дата | Тема | Литератера |
1 | 1.09.14 | Что такое оригами? | Дегтева В.Н. «Оригами с детьми 3–7 лет: Методическое пособие» |
2 | Знакомство с видами бумаги. Беседа «Как изготавливают бумагу» | ||
3 | Д/игры: «Угадай на ощупь», «Где меня используют?» | ||
4 | Знакомство с основными базовыми формами | Е. Черенкова «Оригами для малышей», стр. 12 | |
5 | Упражнения по отработке основных элементов складывания | Е. Черенкова «Оригами для малышей», стр. 12 | |
6 | Базовая форма треугольник | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 8-39 | |
7 | Стакан | ||
8 | Совок | ||
9 | Кот | ||
10 | Щенок | ||
11 | Полосатый котик | ||
12 | Летящий голубь | ||
13 | Шляпа для Красной Шапочки | ||
14 | Колпак Петрушки | ||
15 | Муха | ||
16 | Черепашка | ||
17 | Летучая мышь | ||
18 | Елочная звезда | ||
19 | Голубь мира | ||
20 | Почтовый голубь | ||
21 | Золотая рыбка | ||
22 | Ворона | ||
23 | Лягушонок | ||
24 | Зайчонок | ||
25 | Собака | ||
26 | Выставка поделок | ||
27 |
| Базовая форма «книжка» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр.42-53 |
28 | Лодка | ||
29 | Коробка | ||
29 | Салфетка «Веер» | ||
30 | Подушечка | ||
31 | Цветочек | ||
32 | Выставка поделок | ||
33 | Базовая форма «дверь» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 56-62 | |
34 | Гриб | ||
35 | Кубик | ||
36 | Поросенок | ||
37 | Автомобиль | ||
38 | Выставка поделок | ||
39 | Базовая форма «Воздушный змей» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 65-84 | |
40 | Гномик | ||
41 | Тополь | ||
42 | Парусник | ||
43 | Пингвин | ||
44 | Утка | ||
45 | Воробей | ||
46 | Лебедь | ||
47 | Петух | ||
48 | Кролик | ||
49 | Выставка поделок | ||
50 | Базовая форма «блин» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 87-104 | |
51 | Коробочка | ||
52 | Корона | ||
53 | Стул | ||
54 | Стриж | ||
55 | Кувшинка | ||
56 | Лошадка | ||
57 | Выставка поделок | ||
58 | Базовая форма «дом» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 113-116 | |
59 | Ферма | ||
60 | Говорящая лиса | ||
61 | Пианино | ||
62 | Базовая форма «квадрат» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 138-146 | |
63 | Цветок | ||
64 | Тюльпан | ||
65 | Корзинка | ||
66 | Ёлочка в снегу | ||
67 | Выставка поделок | ||
68 | Модели на основе прямоугольников и треугольников | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр. 169-184 | |
69 | Тарелка для сладостей | ||
69 | Самолет | ||
70 | Письмо | ||
71 | Сердечко | ||
72 | Голубь | ||
73 | Катер | ||
74 | Хлопушка | ||
75 | Выставка поделок | ||
76 | Базовая форма «двойной треугольник» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр.126-135 | |
77 | Ходячий гномик | ||
78 | Прыгающая лягушка | ||
79 | Летучая мышь | ||
80 | Надувная рыбка | ||
81 | Надувной кролик | ||
82 | Ракета | ||
83 | Выставка поделок | ||
84 | Базовая форма «птица» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр.148-159 | |
85 | Ворон | ||
86 | Цапля | ||
87 | Журавлик счастья | ||
88 | Ласточка | ||
89 | Улитка | ||
90 | Мышь | ||
91 | Летящий журавлик | ||
92 | Выставка поделок | ||
93 | Базовая форма «рыба» | Т. Б. Сержантов «366 моделей оригами», стр.107-110 | |
94 | Карп | ||
95 | Морской котик | ||
96 | Кит | ||
97 | Шкатулка | ||
Герои сказок | И.Агапова, М.Давыдова «Лучшие модели оригами для детей», стр. 51-103 | ||
98 | Муха-цокотуха | ||
99 | Большая черепаха | ||
100 | Бетмен | ||
101 | Голубь и голубка | ||
102 | Золотая рыбка | ||
103 | Голова лягушки | ||
104 | Заяц | ||
105 | Щенок | ||
106 | Братец Кролик | ||
107 | Поросёнок Ниф-Ниф | ||
108 | Стриж | ||
109 | Выставка поделок | ||
110 | Мордочка зайца | О.М. Жихарева «Оригами для дошкольников», стр. 8-14 | |
111 | Карп | ||
112 | Приключение золотой рыбки | ||
113 | Летучая мышь | ||
114 | Птицы | ||
115 | Деревья | ||
116 | Кустарники | ||
117 | Я-сам | ||
118 | Сказка о веселом человечке | ||
119 | Солонка | И.Агапова, М.Давыдова «Лучшие модели оригами для детей», стр. 95-220 | |
120 | Столик | ||
121 | Вертушка | ||
122 | Цыплёнок | ||
123 | Стаканчик | ||
124 | Кошелечек | ||
125 | Лодка-каноэ | ||
126 | Стул | ||
127 | Коробка | ||
128 | Коллективная подделка: кошка с котятами | ||
129 | Коллективная подделка: собака с щенятами | ||
130 | Голова тролля | ||
131 | Танцующий гномик | ||
132 | Выставка поделок | ||
133 | Павлин | ||
134 | Пингвин | ||
135 | Петушок | ||
136 | Стриж | ||
137 | Тюлень | ||
138 | Пакетик | ||
139 | Цветок | ||
140 | Грибок | ||
141 | Коробочка с ручками | ||
142 | Легковая машинка | ||
143 | Дерево | ||
144 | Выставка поделок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з
Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...
Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )
Курс предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — ...
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики «Творческая мастерская» для детей младшей группы.
Программа кружка по развитию мелкой моторики для младшей группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы
Цель: создание условий для развития творческих способностей детейЗадачи закреплять знания о природном и рукотворном мире;закреплять умение анализировать и сравнивать;развивать воображение и выполнять ...
Краткосрочная образовательная практика. «Мастерская маленьких волшебников» в первой младшей группе Возраст детей: 2-3 года
КОП "Мастерская маленьких волшебников" (экспериментирование)...
Дополнительная образовательная программа кружка «Творческая мастерская» для детей 5-6 лет.
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...