Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме "Вепская кукла"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
В этом конспекте дети познакомяться и научаться делать тряпичную народную куклу "Вепская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_kukly_vepskaya_konspekt_zanyatiya.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме
«Обереговая вепсская кукла»
Тема занятия: «Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Народная игрушка»
Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.
Задачи: Образовательная: научить изготавливать народную куклу.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения: словесный (беседа, загадки);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические (изготовление вепсской куклы);
- вале логические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.
Меж предметные связи: история, литература.
Материалы и инструменты:
- лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;
- нитки для перевязывания;
- тесьма, кружево для украшения;
- вата для набивки;
- ножницы для отрезания ниток.
Подготовительная работа:
- изготовить образцы народных и современных кукол;
- подобрать интересные факты о русской народной кукле;
- написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;
Наглядный материал:
- образцы народных и современных кукол;
- иллюстрации, фотографии русского народного костюма;
- словарь терминов;
- инструкционная карта по изготовлению вепсской куклы.
Литература:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;
4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.
Ход занятия
I. Организационный этап: (2мин)
Приветствие:
В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!
– Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).
Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:
- Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили? «Раз, два, три - прошлое приди»!
- (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))
– И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.
– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Ответы детей: «Кукла»)
Сообщение темы и цели:
– Правильно!
Об одной из народных куклах сейчас вам расскажу.
А если вам понравится, - как сделать подскажу.
К вам пришла я не одна,
Со мной помощница моя –
Куколка – красавица, красная девица.
Куколка – красавица, чудо мастерица!
- Красивая кукла у нас?
(Демонстрируется образец вепсской тряпичной куклы.
Ответы детей)
Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:
II. Основная часть:
– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.
– Мы с вами уже говорили, что по своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, о береговые.
Сегодня мы поговорим о о береговой кукле.
– Что означает слово «оберег»?
«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.»
– Посмотрите, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу. Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа". Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.
– Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)
– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»
– Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах. Сегодня мы с вами познакомимся с обереговой куколкой Вепская.
Но наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей.
Кукле будет веселей!
–Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.
– Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что
«Вепсы – люди северной народности.»
–Давайте вместе повторим это слово. Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени. Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья. Глядеть на неё одно удовольствие! Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.
Исследование:
– Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.
(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)
Подготовка к практической части:
Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук)
- три квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана)
- квадрат ткани для платка
- лоскут 4х7 см – для передника,
- нитки белого цвета – для связывания деталей
- шерстяные нитки двух цветов – для пояса
- вата для объема головы и грудей
Техника безопасности:
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами.
III. Практическая часть
– А сейчас можно приступить к практической работе.
– Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову.
Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.
(Идет практическая часть занятия.)
А теперь немного отдохнем. Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. .
Проводится физминутка (2 мин).
(Дети выполняют движения под музыку.)
– А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
– Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили. Поднимите и покажите мне два маленьких шарика. Это части сарафана. К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их. (Дети выполняют работу поэтапно.)
– Кукла почти готова, осталось ее нарядить.
Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе под левой грудью.
Вепсская кукла готова!
IV. Заключительная часть
Самоанализ:
– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?
(Самоанализ)
Повторение нового материала:
Давайте сейчас повторим:
– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Чему научились? (Ответы детей)
– Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Использования конструктора LEGO на занятиях с детьми старшего школьного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Методическая разработка по практике внедрения LEGO конструирования на музыкальных занятиях у детей старшего школьного возраста...
Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста "Прогулка с куклой Машей" (ФЭМП)
Данный крнспект занятия предназнасен для детей 3-4 лет. Может быть полезен воспитателям младших и средних групп ДОО. Основной задачей занятия представленного в конспекте является закрепление ранее про...