Писатели родного края ( Нижегородская земля)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чудакова Юлия Анатольевна

В этом материале вы можете посмотреть как знакомить детей  с  детскими писателями нижнгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_pisateli.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                         Мероприятие  «Писатели родного края»

                                  Для старшей группы

Чудакова Юлия Анатольевна  МБДОУ № 423

Цель совместной деятельности:  Формировать знания о писателях Нижегородской области.    

Задачи:

Образовательные задачи:

 Расширять представления детей о разнообразии книг и формировать представление о том, что у каждой книги есть автор и название.

 Знакомить детей с новыми произведениями, писателями, их жизнью.

 Учить узнавать в портрете писателя, поэта и называть его.

Учить рисовать картинку к произведению или его отрывку.

 Учить драматизировать небольшие сказки, читать по ролям.

Коррекционно-развивающие задачи:

 Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание.

 Развивать свойства памяти, способствовать длительному хранению информации.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать интерес и положительное отношение к книге, к чтению.

 Воспитывать бережное отношение к книге.

 Воспитывать патриотические чувства к родному краю, стране.

Интеграция образов. Областей: Познавательно-речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Оборудование:  Книги писателей, конверт с письмом для почемучки; Для рисования: краски кисти альбомные листы;  Для сценки маски - шапочки мышки и кошки, муляжи сельдерея и винограда.

Предварительная работа-  Чтение стихотворения Дружаевой  "Как кошка с мышкой поссорились".  Разобрать с  детьми  что такое «кишмиш»  Подготовка сценки по этому стихотворению с тремя детьми.

Ход мероприятия

Воспитатель:  Ребята смотрите, кто пришёл к нам в гости. Это - весёлый  Почемучка. Он приехал к нам издалека.

Почемучка: Здравствуйте ребята. Я принёс вам письмо от моих друзей, давайте вместе его прочтем.

(Почемучка достаёт письмо ,открывает конверт и читает содержимое письма)

                                                   "Дорогие ребята!

 Мы очень любим читать книги, но к сожалению , когда у нас шел дождь наши книги намокли и испортились. И нам теперь нечего читать. Не могли бы вы нам помочь?

                                                С уважением жители веселого городка"

 Почемучка : Ну что поможете нам?

Воспитатель: Конечно поможем , Почемучка.  Правда, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель:  А я даже знаю,  книги каких авторов мы возьмём.   Между , прочем, у нас в Нижнем Новгороде есть много замечательных детских писателей.

Почемучка: Правда, а я не знал. А какие это писатели?

Воспитатель. Я вас с ними сейчас познакомлю. Рассаживайтесь поудобнее   и ты Почемучка тоже и внимательно слушай

Первый писатель это Иван Сергеевич Афоньшин. Писатель сказочник, краевед, знаток нижегородской старины. Родился он в селе Владимирском Воскресенского района, рядом со знаменитым озером Светлояр. Работал учителем, много времени уделял изучению истории родного края. Литературным творчеством стал заниматься с начала 60 -ых годов. Один из популярных сборников это "Поющие часы". В этот сборник ,который адресован детям 5-7 лет вошли сказки про Дубравну, Черноглазку и Матрену. Это добрые, светлые, радостные сказки.

  Следующий писатель, с которым я вас познакомлю- это Ирина Дружаева она живёт в городе Городце. Ирина Валентиновна работает директором арт-галереи и очень разносторонний и талантливый человек. Она пишет для детей стихи, прозу, сценарий к мультфильмам и даже картины!   Одно из не весёлых стихотворений "Как мышка с кошкой поссорились" И мы сегодня попозже посмотрим сцену по этому стихотворению.

Ещё один человек, с которым я вас познакомлю это Юрмилов Юрий Алексеевич нижегородский писатель, написавший много стихов о своих внуках. Долгими зимними вечерами дедушка Юрий рассказывал  стихи, сказки и смешные истории.

В книге Карпенко. В. «солдатская каша» собраны рассказы о детях – разных поколений, возраста, в различных жизненных обстоятельствах. Объединяет их одно – тёплое, понимающее, сочувственное отношение автора к детворе. И к Ванечке, самовольно ушедшему в лес за грибами, и к маленькому Серёньке, полюбившему читать книжки, и к осиротевшим сестрёнкам, поющим в электричке ради заработка…

В этих небольших рассказах всего предостаточно: и юмора, и грустинки, и житейской мудрости, и доброты, и неожиданно острых ситуаций. Да и сами герои очень разные. Но каждая история по-своему поучительна и хороша – иногда как картинка из деревенского быта прошлых лет, а порой – как моментальный снимок дня нынешнегоВ книге есть главное, что актуально во все времена – понятия совести, нравственности, человечности.

Очень хочется, чтобы вы прочитали книгу «рыжий пожарный» рассказы о животных и птицах в этой удивительной книге, и навсегда полюбили «братьев наших меньших». Ведь они дарят нам так много радости, душевности, привязанности и доброты! А их отношению друг к другу порой можем поучиться и мы, люди.

Написал книгу бывалый и отважный человек – Борис Леонидович Косихин, который немало странствовал по белу свету, будучи капитаном дальнего плавания, но всегда оставался верен родному краю, где родился и вырос, - Балахне, Волге, Нижегородской земле.

Ведь родные места не менее замечательны и красивы, чем далекие экзотические страны…

Есть на свете люди, которых не пугает бескрайний таинственный космос. В своих фантазиях они переносятся на другие планеты, встречаются с инопланетянами, чудесными животными и иными формами жизни. Что же это за люди? Конечно, писатели!

Книга «созвездие льва» Эту необычную книгу о космосе написала для вас нижегородская писательница Елена Крюкова.

Герои книги, два Николая – дед и внук – путешествуют на удивительном корабле в будущее и прошлое, посещая планеты нашей Солнечной системы и другие миры. Самое интересное то, что эта фантастическая книга написана в стихах!

Следующая книга «хорошо быть мурашом» Эта книга написана военным – полковником запаса Владимиром Александровичем Силкиным, многие годы прослужившим в армии. Он очень любит детей, животных, и вся его любовь выливается в поэтические строки – грустные и веселые, наивные и поучительные. Герои его стихотворений – люди и животные, птицы и растения – удивительным образом рассказывают о себе, делятся самым сокровенным, заставляют задуматься о добром отношении ко всему живому. Есть у него и стихи об армии, о мальчишках, что мечтают служить на границе…Если тебе от 5 до 9 лет, эта веселая книжка для тебя в самый раз!

Почемучка:  Вот здорово. Как много я сегодня узнал интересного.  Мы обязательно прочитаем книги этих авторов.

Воспитатель: А чтобы ты лучше запомнил их, ребята подготовили небольшую сценку  "Как кошка поссорилась с мышкой"

Дети показывают сценку:

Предварительно подготовив две коробки с сельдереем и виноградом, выставляют на стол. Выходят два ребёнка в костюмах кошки и мышки, и третий ребёнок говорит слова автора.

Автор: Сельдереем в рынке мышь торговала.
Рядом кошка виноград продавала.
Мышь кричала: 
Мышь:- Поскорей, 
Покупайте сельдерей!
Автор: Кошка, так же, как и мышь,
Всех сзывала на кишмиш.
С удивленьем слышит мышь
Кошкин крик:
 Кошка:- Киш-миш, 
Киш-миш…
Автор: Не слыхала наша мышь 
Про название кишмиш.
Мышь: - Я обиды не спущу!
Кошке этой отомщу:
-  Ишь ты – кыш!
Ишь ты – мышь!
Ну, держись, котяра!
Автор: Мышь погрызла виноград –
Кошка - без товара!
И в отместку – в мышкин ряд,
Да - царапать всё подряд.
Весь от кошкиных когтей
Стал негодным сельдерей.
С той поры враждуют мышь
С кошкой. 
А виной – кишмиш….

Воспитатель: А вам ребята было интересно?

Дети:  Да.

Воспитатель: Скажите кому, какие авторы понравились больше? Какие книги вы хотели бы прочитать?

Дети:  Ответы…

Почемучка:  А мне ребята пора возвращаться домой. У вас так весело и мне не хочется от вас уходить.

Воспитатель: Не грусти Почемучка ,  а чтобы ты не грустил ребята нарисуют тебе и твоим друзьям рисунки на память на тему сценки из сказки. А пока мы будем рисовать, ты почемучка посиди и посмотри, как мы рисуем.

Но прежде чем мы, приступим  рисовать,  давайте немножко разомнемся и проведем физкультурную минутку.

 физкультурная минутка « Бегал по двору щеночек»

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Воспитатель: А теперь ребята проходите к столам, где лежат альбомы и краски.

(Дети садятся за столы с заранее подготовленным материалом.)

Давайте с вами вспомним, о чем была  сценка?

Дети :.ответы...

Воспитатель:  А кто автор этой сценки?

Дети: Ирина Дружаева.

Воспитатель: А кто из героев вам больше понравился? Скажи нам Люба? А тебе Кирилл?

Дети: ответы....

Воспитатель:  Может кому-то просто понравился какой-то интересный момент . Посидите, подумайте немножко и приступайте к работе.

(Дети рисуют рисунки)

Воспитатель:  Ну что ребята все нарисовали свои памятные рисунки. Какие вы молодцы, ну теперь Почемучке будет не грустно от нас уходить. Держи Почемучка рисунки, передай их своим друзьям.

Почемучка: Спасибо большое ребята, обязательно передам. А когда мы прочтем книги нижегородских писателей, то тоже нарисуем рисунки и  пришлем вам.

Воспитатель: Хорошо почемучка. И на этой положительной ноте наше мероприятие подходит к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЗЕМЛЮ, РОДНЫЕ КРАЯ!

Тематическое мероприятие для детей старшей и подготовительной групп о народах Дальнего Востока...

Методическая разработка. Педагогический проект "Детские писатели о природе родного края".

Авторский педагогический проект помогает использовать все области образовательной программы по ознакомлению детей с художественной литературой природоведческого характера в подготовительной группе дет...

Конспект по ознакомлению с родным краем Подготовительная к школе группа Тамбов. Подземные богатства земли Тамбовской

продолжать знакомить детей с Тамбовом;  пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помоч...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».

       Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...