Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» текст выступления
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Текст является приложением к презентации из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_panovoy_k_rmo_2.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области»

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 430»

Пановой Н.Ю.

Январь 2018 г.

Слайд 1

  Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с опытом работы на тему «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области».

  Данная тема выбрана мной не случайно, т.к. на мой взгляд, проблема патриотического воспитания на сегодняшний день является актуальной, и если не уделять ей должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа. Сегодня происходит подмена многих идеалов, навязывание массовой, зачастую зарубежной культуры, чужеродного русскому народу мышления, образа жизни, поведения.

    Особую значимость данная проблема приобретает в настоящее время в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода. Уже сейчас, за несколько лет до юбилея нашего родного города, началась подготовка к этой дате, разработана концепция его празднования, и конечно, педагогические коллективы не могут остаться в стороне от этого знаменательного события.

Слайд 2

   Актуальность проблемы  нравственно-патриотического воспитания подчеркивается в целом ряде нормативных документов, перечень которых представлен на слайде. Главная идея, на мой взгляд, заложена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней сказано, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

    Данные идеи нашли отражение и в ФГОС ДО. Подтверждение этому вы видите на слайде.

Слайд 3

     Приобщение к традициям народа, а значит и к народным промыслам, особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачёва, В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: Н.П. Сакулина, А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, , Ю.В.Максимов, Р.Н. Смирнова и другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

   

 Слайд 4

   Можно утверждать, что личностное становление человека происходит с раннего возраста, когда дети усваивают нормы, правила поведения.

    С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, поможет маленькому гражданину различать истинные и мнимые ценности.

     В произведениях народных мастеров отражена    красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм.

     В Нижегородском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность и инновационность, креативность и целеустремленность в перспективу развития. Традиции Нижегородского декоративно-прикладного искусства несут в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников не только художественного творчества, но и уважения к людям труда, создающего эту красоту, и на этой основе – формирования нравственных чувств, гордости за свой народ, любовь к родному краю.  

Слайд 5

   Учитывая все выше сказанное, мною была поставлена следующая цель:  формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству, ознакомление с народными промыслами родного края.

Задачи работы представлены на слайде. Направлены они прежде всего на воспитание любви к родному краю, развитие интереса к наследию прошлого путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства Нижегородской области.

Слайд 6(Создание условий в группе)

      Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.   В группе созданы условия для организации процесса воспитания и обучения детей: имеется методическое обеспечение по данной теме, дидактические материалы для проведения занятий, развлечений, набор игрушек, детская художественная литература и др. Большие возможности предоставляют педагогу современные ИКТ-технологии. С помощью ряда компьютерных презентаций, фрагментов учебных фильмов у нас появилась возможность совершать виртуальные экскурсии в музеи, в малые города Нижегородской области – Городец, Семенов, где живут и работают мастера традиционных народных промыслов. В группе оборудован мини-центр изобразительного искусства, где представлены некоторые образцы народных промыслов, альбомы, иллюстрации, раскраски с элементами росписи и т.п.

Слайд 7 

Методы и приемы работы

Для успешной работы  по данному направлению используются разнообразные методы: наглядные, словесные, практические.  Все они представлены в таблице. Я не буду раскрывать эти методы сейчас более подробно,  о них, на конкретных примерах, я буду говорить  дальше по ходу своего выступления.

Слайд 8

Я начинала знакомить с декоративно-прикладным искусством постепенно. Сначала подбирала познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, подбирала художественное слово, уточняла методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом, и затем приступала к обучению детей  росписи. В результате работы после серии занятий и других форм образовательной деятельности с детьми и родителями организуется какое-либо заключительное мероприятие – развлечение, викторина, организация мини-музея и проведение детьми экскурсии по нему для ребят других групп.

В начале года я отобрала  несколько видов декоративно-прикладного искусства нижегородского края, ориентируясь в первую очередь на требования  образовательной программы, которые представлены на слайде.

Слайд 9  Знакомство с городецкой росписью.

Подробно о системе работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мне хочется рассказать на примере знакомства с городецкой росписью.

Как было сказано выше, для меня важной задачей является не просто познакомить детей с элементами росписи и сформировать элементарные изобразительные навыки декоративного рисования или лепки, но главное - способствовать формированию у детей интереса к традициям родного края, воспитанию чувства гордости за талантливый русский народ,  восхищения красотой изделий народных умельцев. Поэтому на первом, подготовительном этапе мы стараемся в интересной, увлекательной форме познакомить детей с историей промысла, с теми местами Нижегородской области, где он возник, рассказать о том, как люди бережно сохраняют традиции своих предков.

В этом нам помогают такие формы и методы работы как виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, организация выставки изделий городецких мастеров, использование художественного слова (сказки, стихотворения, рассказы о Городце).

Первое занятие из цикла «Городецкая роспись»  - «Путешествие в город-сказку Городец», вы видели сегодня. Игровая форма проведения занятия, использование сюрпризных моментов (появление почтальона, городецкой мастерицы), разнообразных форм наглядности, ИКТ-технологий, музыкального сопровождения, а также значимой для детей мотивации -  все это помогает вызвать у детей желание и дальше знакомиться с народным промыслом, научиться самим изготавливать такие же красивые предметы.

Слайд 10

На втором, практическом этапе, мы стремимся развить у наших воспитанников умения переносить свои впечатления в разные виды художественной деятельности: в лепку, аппликацию, в рисование.

  На занятиях привлекаю внимание детей к рассматриванию предметов искусства в зависимости от поставленных задач. Знакомя детей с одним из видов народного искусства, в частности с городецкой росписью, я выделяла некоторые приемы, доступные детям старшего дошкольного возраста: обобщенные способы рисования, быстрое выполнение отдельных элементов, заполнение пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала центральный крупный элемент, затем остальные одинаковые элементы, потом украшения и т.д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяло ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатывались навыки и темп рисования без пауз.

Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора я связывала с украшением конкретной  вещи (городецкая доска в подарок маме, украшение сарафана для матрешки, мебель для кукольного уголка, тарелка для праздничного пирога и др.).

Слайд 11

   Для формирования у детей уважения к труду народных умельцев немаловажным было показать сам процесс создания изделий народных промыслов, материалы из которых они создаются. Этот этап образовательной деятельности приходится осуществлять, к сожалению, только через презентации, просмотры видеофильмов и рассказы воспитателя, т.к. организовать экскурсии с детьми в настоящее время довольно проблематично.

 В целях эмоционального отклика у детей на представляемую информацию, просмотр слайдов, рассматривание предметов я сопровождала художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, делали эти занятия живыми и интересными.

Расписывая силуэты, дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии часто использовала таблицы, работала над композицией рисунков, над подборкой цвета.

В течение года я проводила несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок  сам выбирал форму бумаги, элементы узора, цвет и создавал свой узор. Для росписи предлагались: вырезанные из бумаги силуэты животных, посуды, разделочных досок, фартуков кукле, чудо - птицы.

Слайд 12

При ознакомлении детей с городецким промыслом использовались не только НОД, но и другие формы образовательной деятельности. В ходе совместной деятельности я проводила дидактические игры, которые помогали детям придумывать новые композиции, самостоятельно без помощи воспитателя учиться рисовать различные узоры.

    Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и их самостоятельное участие  в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые городецкие узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

        К выполнению творческих заданий обязательно привлекались и родители. В процессе выполнения подобных заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель и рассказывают взрослые члены семьи, рассматривают альбомы и книги, посвященные народному творчеству, просматривают слайд-шоу с изображением образцов народной росписи, резьбы по дереву, глиняных и деревянных расписных игрушек, и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, хранящих в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Слайд 13

Не все дети справлялись с заданиями на занятиях. Поэтому необходимо было проводить  индивидуальную работу, используя дидактические игры, например, такие как: «Обведи элемент»,  «Обведи и раскрась». Цели, которые они осуществляют, вы можете увидеть на слайде. Во время проведения индивидуальной работы учитывались возможности и способности каждого ребенка.    

Слайд 14  (Работа с родителями)

           В работе с родителями можно выделить такие формы, как:

  1. Анкетирование родителей на тему «Народное искусство в жизни вашей семьи»
  2. Открытые показы воспитательно - образовательного процесса (день открытых дверей «Веселая мастерская»», присутствие родителей на занятии по рисованию «Городецкие узоры»);
  3. Проведение совместных мероприятий (привлечение родителей к изготовлению поделок для тематических выставок «Весёлый Городец», «Ой, да мы матрёшки!»;
  4. Наглядные формы работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей;
  5. Организация совместных тематических выставок  работ, дидактических игр;
  6. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Поэтому я агитировала родителей, чтобы они самостоятельно со своими детьми посетили Музей русского прикладного искусства и магазина «Художественные промыслы». В результате некоторые родители самостоятельно водили своих детей в музей декоративно – прикладного творчества.

               В конце учебного года мы планируем  организацию   в группе мини-музея «Нижегородская ярмарка». В настоящее время родители вместе с детьми привлекаются к поиску предметов народных промыслов Хохломы, Городца, Полхов-Майдана, разучивают стихи, составляют рассказы о предметах декор.-прикл. искусства Нижегородского края, чтобы затем использовать их при организации экскурсии по мини-музею.

Слайд 15 (Результаты работы)

После рассмотрения теоретических аспектов данной темы по приобщению старших дошкольников к искусству родного края и ее реализации можно сделать выводы:

  • Дети познакомились с некоторыми народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности
  •  Дети стали больше обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие.
  • Некоторые воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы,
  •  Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в свободной продуктивной деятельности.
  • У детей наблюдается интерес к занятиям по ознакомлению с произведениями народного творчества, что  позволит обогатить представления о Родине, о ее культуре, будет способствовать воспитанию патриотических чувств.

 Ожидаемые результаты работы по данному направлению к концу старшей группы представлены на слайде.

        Таким образом, я считаю, очень важно знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю

Буклет "Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю"...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.

laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

Цель: Раскрыть значимость воспитания у дошкольников  чувства патриотизма, любви к Родине....

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер...