Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЗЕМЛЮ, РОДНЫЕ КРАЯ!
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Тематическое мероприятие для детей старшей и подготовительной групп о народах Дальнего Востока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_lyublyu_svoyu_zemlyu_rodnye_kraya_makarenko_o.s.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЗЕМЛЮ, РОДНЫЕ КРАЯ»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП О НАРОДАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
Составила и провела Макаренко Ольга Сергеевна,
музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 17
г. Хабаровск
2013 г.
Цель: развитие познавательного интереса к истории родного края.
Задачи:
- учить детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
- продолжать знакомство с культурой и бытом малых народностей Хабаровского края;
- обогащать словарный запас (чум, хэйро – солнце, Манг-бо – Чёрная река (Амур);
- развивать интерес к народным нанайским играм.
Методическое обеспечение: декорации нанайского быта, тайги, презентация «Творчество малых народностей Дальнего Востока»
Предварительная работа: подготовка детей к игре в театре, слушание нанайских песен, разучивание нанайских танцев, оформление выставки промыслов малых народностей Дальнего Востока, макетов быта народов и природы Хабаровского края.
Мотивация: личная заинтересованность.
На центральной стене из белого ватмана вырезаны фигуры каюра, сидящего на нартах и погоняющего двух запряженных оленей.
На боковой стене – слайд- иллюстрация «Северное сияние».
Звучит фонограмма песни Аедоницкого «Увезу тебя я в тундру»
(Диск «Муз. палитра» № 7-12-3)
Дети входят в зал и рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель держит в руках глобус.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Вот и опять мы собрались в нашем красивом зале, чтобы петь песни, танцевать, играть, и чтобы узнать ещё что-то новое, интересное… Посмотрите на глобус – это макет нашей планеты. (Можно показать слайд «Наша планета»).Земля выглядит так из космоса. Людей с такой высоты не видно, но зато суша и вода очень хорошо различимы. Так как на нашей Земле много морей и океанов, а также лесов, наша планета выглядит очень красивой – зелёно-голубой. Все люди планеты живут на суше. Это разные континенты и страны. В зависимости от климата на континенте, люди выглядят по-разному: есть чернокожие, есть люди с жёлтой, или белой кожей; с разным разрезом глаз, с разным цветом волос. Но одно объединяет нас, людей – мы все дети нашей планеты, мы все – земляне. (Показывает Африку и Южную Америку). На этих континентах очень жарко, здесь никогда не бывает зимы, потому что солнце согревает своими лучами эту часть планеты. Снег здесь лежит только на вершинах высоких гор. (Показывает Антарктиду и Арктику). Зато здесь солнышко появляется редко, поэтому снег не успевает растаять, и мы видим, что Северный и Южный полюсы всегда окутаны холодом. Каким они цветом? (Дети отвечают: белым. Это цвет снега). Рядом с Северным полюсом расположен Северный полярный круг, а недалеко от него наша Родина - Дальний Восток. Сейчас на территории Дальнего Востока проживает много людей самых разных национальностей: русские, украинцы, узбеки, кавказские народности. Все могут приезжать к нам, потому что есть железные дороги, автострады, воздушные пути. А давным-давно, когда не было городов и других поселений, на территории тундры, северного полярного круга, на Сахалине, на Камчатке, на островах Тихого океана жили коренные народы Дальнего Востока. Давайте вспомним, как они называются? (Дети отвечают: нанайцы, эвенки, гольды, орочи, ороки, алеуты, удегейцы, ульчи, чукчи, якуты, ненцы, нивхи). Молодцы, давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены народности Дальнего Востока.
Слайд «Малые народы Дальнего Востока»
Ведущий. Каждый народ отличался от других своим мастерством, своим промыслом. И, конечно же, у каждого народа есть свои мастера, большие специалисты. Одни красиво украшают узорами ковры, с завидной выдумкой и мастерством вышивают одежду, другие хорошо шьют и украшают бисером унты и малахаи из меха зверей и из рыбьей кожи. Причём, каждый рисунок что-то обозначает. Вот в затейливом узоре мы видим рыбку – символ благополучия, а вот – ящерица – символ здоровья. Девушки любят делать украшения на шею. Такие изысканные вещи – кожаные сумочки, забавные меховые куколки, узорчатые платки, коврики и яркие домашние тапочки из меха и кожи, можно купить.
Чаще всего изделия готовят из меха и кожи оленя. Олень – любимое животное народов Севера. Его мясо употребляют в пищу, шкурами накрывают яранги – дома, сделанные из шестов в виде конуса; из рогов оленя делают лекарство. Поэтому можно услышать стихи и песни об оленях. Сейчас ребята нам прочтут стихотворение и споют песню об этом прекрасном животном.
Слайды «Оленеводы пасут оленей», «Оленья упряжка»
Ребёнок. Среди кустов зелёных у речки серебристой
Гуляет оленёнок, телёночек пятнистый.
Он ходит по опушке в лесной своей сторонке
И у него веснушки, совсем, как у девчонки.
Дети исп. песню «А олени лучше»
Ведущий. А ещё аборигены Дальнего Востока могут вырезать фигурки из клыков моржа, а другие - хорошие рыбаки или ловкие охотники.
Слайд «Прикладное искусство малых народов Дальнего Востока»
Дальневосточная тайга богата зверем, а в морях водится много промысловой рыбы.
Слайд «Животные и птицы Дальнего Востока»
Люди всегда старались жить у моря, потому что, где море – там и жизнь: зверь, рыба, пастбища для оленей. У каждого коренного народа своя культура, свои обычаи, песни, танцы, сказки.
Хоть и тяжело жить в условиях Севера, где ночь длится полгода, люди занимаются хозяйством: выращивают сильных собак, которых запрягают в нарты, пасут оленьи стада, добывают в море китов. А в свободное время любят заниматься разными видами искусств: танцами, пением, разными видами художеств. Например, нанайцы в своих танцах «рассказывают» о жизни их далёких предков. В старые времена люди поклонялись разным божествам, а чтобы боги слышали людей, в каждом стойбище был свой шаман – колдун, который «слышал», что боги велят, а чего нельзя делать. У шамана был бубен. Бубен был большой, делал его сам шаман из кожи зверя, для красоты цеплял на него зубы медведя, тигра и бил по нему колотушкой, обтянутой мехом какого-нибудь зверька. У шамана был специальный наряд, в котором он всегда ходил, чтобы все видели его издалека и проявляли к нему уважение, внимание, одаривали почестями. Послушайте, как звучит бубен шамана.
Звучит «Шаманский бубен»
(Диск «Муз. палитра» -№ 7-12-2)
Ведущий. Среди малых народов Дальнего Востока много поэтов, писателей и композиторов. Я знаю, воспитатели вам читали сказки и стихи нанайских писателей. Давайте прочтём некоторые из них.
1 ребёнок. - Что ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
2 ребёнок. Как это принято у змей,
Кусаются гадюки,
А потому при встрече с ней,
Берите, дети, ноги в руки!
Ведущий. А вот очень смешное стихотворение Бориса Заходера, - «Очень вежливый индюк»:
Очень вежливый Индюк объявился в доме вдруг.
Раз по тридцать в день, - не реже
Он кричал: «Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости –
Поучиться вежливости!»
Я и сам,- кричал Индюк, - доктор вежливых наук,
И жена моя – пример замечательных манер:
Даже, когда спит она, видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осёл! Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, - ждёт тебя моя семья!
Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло!
Как ни бился он, однако, к индюку никто не шёл:
Ни корова, ни собака, ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости: не идут, нахалы, в гости,
Зря пропали все труды! Все они балды! Балды!
И добавил с высоты своего величия:
«Не усвоили, они, правила приличия!»
Вы, ребята, пошли бы в гости после такого приглашения? Я бы тоже не пошла. На самом деле Индюк сам невоспитанный и грубый. К сожалению, такими бывают и люди. Как вы думаете, зачем поэт написал такое стихотворение для детей? (Чтобы дети не выросли хамами, выскочками и не были похожими на нахального, грубого Индюка. Ведь на самом деле он никому не сказал добрых слов, а сам всех обидел своим тоном высокомерным обращением). Мы с вами сегодня узнали много нового, много интересного о малочисленных народах Дальнего Востока. А сейчас я предлагаю поиграть в любимые игры нанайских ребят.
Игра «Олени и пастухи»
Выбираются олени (5-6 детей). У оленей на голове шапочки-рожки. Пастух держит маут (картонное кольцо). Олени бегаю по площадке, а пастух набрасывает на их рожки маут.
Игра «Ловкий оленевод»
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы (5-6 человек) располагаются шеренгой, лицом к оленю на расстоянии 3-4 метров. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный бросок оленевод получает флажок и становится в конец шеренги для следующего броска. Если игрок не попал в оленя, он выходит из игры. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадёт в оленя.
Игра «Собери ковёр»
Двое игроков собирают разрезанные листы ватмана, на которых изображены ковры с нанайскими узорами.
Ведущий. Нанайские девушки после трудной работы любили потанцевать.
Девочки исполняют нанайский танец.
Ведущий. Ребята, а вы знаете сказки народов Дальнего Востока?(Дети перечисляют прочитанные сказки: «Айога», «Хитрый барсук» и т.д.)
Я хочу вам прочитать ульчскую народную сказку «Лага и Дыю». А вы внимательно послушайте и скажите, чему учит эта сказка?
Презентация ульчской сказки «Скрипучая старушка»
Давно это было… Самые старые старики от дедов слышали, а тем, когда они ребятишками были, их деды рассказывали. Жили в маленьком стойбище старик со старухой. Бедно жили. Сыновей у них не было, а было две дочери – Лага и Дыю.
Старики скоро умерли, остались сёстры вдвоём. Хоть и трудно было – не унывали. Лага промышлять научилась, в тайгу ходила, пушнину и мясо добывала, а младшая, Дыю, дома хозяйничала. Вот однажды, зимним утром, собралась Лага на промысел и осталась Дыю одна. Сидит на нарах, руковицы кроит, да песенку поёт. (Сыграть 1-й куплет песни «Нанайский вальс» - м. Менцера). Вдруг слышит – за дверями шаги и, будто что-то поскрипывает: скрип-скрип, скрип-скрип… Открыла девушка дверь и видит: стоит перед ней странная старушка, да такая, что и на человека не похожа: голова – как котёл, нос – как у птицы, пальцы – как когти, ноги – как палки, сама тонкая-тонкая. Посмотрела старушка на девушку и спрашивает: «Ты одна дома? Пусти меня отдохнуть». Дыю пустила старушку. Та села на циновку, девушку рядом посадила. Расспрашивать стала. Узнала, что кроме сестры, никого у неё нет. Тогда говорит: «Какие у тебя красивые волосы, дай я их расчешу. Но как только старуха заплела косу, она уколола девушку острой иглой и той сразу глаза закрылись, заснула она. Тогда старуха отрезала у Дыю косу, а сама ушла в тайгу.
Вечером вернулась старшая сестра. Удивилась – никто её встречать не выходит. А на снегу – чужие следы пролегли. Что такое? Зашла она в ярангу, увидела, что коса у Дыю отрезана и не понять, спит она, или умерла совсем. Долго Лага горевала, а потом пошла искать того, кто сестру погубил. Долго шла Лага, устала. Наконец, пришла к ветхой избушке, постучалась в дверь и попросилась переночевать. Вышла к ней бледная и грустная девушка, сказала: «Здесь нельзя ночевать, здесь живёт старуха, ненавидящая людей. Чтобы продлить свою жизнь, она отрезает косы у девушек. Я жива только потому, что прислуживаю ей. Уходи, а то старуха погубит тебя.
-Не боюсь я, - сказала Лага. Теперь я знаю, кому за сестру отомстить. Слышала я, что есть у старухи шкатулка с костяной резьбой. В ней хранится старухино зло. Если растолочь шкатулку в порошок, старуха больше никому ничего плохого не сделает. Говорит грустная девушка: «Знаю про такую шкатулку, только старуха эту шкатулку с собой носит, а когда спать ложится – под голову кладёт.
Долго думали девушки, как перехитрить старуху, наконец, придумали. Сбегала Лага в тайгу, разыскала под снегом сонную траву и возвратилась в избушку.
Вот послышалось за дверью: скрип-скрип, скрип-скрип … Пришла старуха и стала хвалиться: «Вот какую я сегодня хорошую косу принесла, совсем у молоденькой девушки отрезала. Теперь я долго проживу, а девушка погибнет. Сама проснуться не сможет, а чтобы её разбудить, надо эту косу на старое место приложить».
Легла старуха на нары, уснула быстро, потому что девушки в питьё ей подмешали сонной травы. Пока старуха спала, взяли девушки шкатулку у неё из-под головы, корыто с пестом взяли и принялись за работу. Долго толкли старухину шкатулку. Крепкая была. Так и не смогли всё в порошок превратить. Потом разбросали осколки в разные стороны. Ветер подхватил их и унёс. Превратились они а оводов, комаров, мошек, которые досаждают людям и животным. Старики говорят: чтобы всё зло уничтожить, много труда и терпения надо.
А девушки взяли косу Дыю, вернулись в ярангу сестёр. Приложили косу к голове Дыю, и девушка сразу ожила. Стали они жить втроём. Хорошо жили. Злая старуха не появлялась. Никто о ней больше никогда не слышал.
Вам понравилась сказка? Чему она учит? (Смелости, доброте, любви друг к другу, трудолюбию).
Вам интересно было сегодня узнать новое о нашей Родине – Дальнем Востоке? Вот в каком чудесном краю мы живём! Раньше здесь была густая тайга, а сейчас выросли города, посёлки, деревни. Я предлагаю вам спеть песню о нашем милом крае, о том месте, где мы с вами родились и живём, а много лет назад жили только малые народы Дальнего Востока.
Педагоги исп. песню «Над тайгой заря занимается» - м. Васильева
Ведущий. На этом наше путешествие закончено. Любите и гордитесь своей родиной – Хабаровским краем!
В записи звучит песня «Мы в Хабаровске живём» - м. Лисихина
Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Я люблю свой город родной"
Это долгосрочный проект, над которым можно работать с детьми старшего дошкольного возраста, в нём прослеживается вся работа с детьми....
я люблю свою Землю
Описание природы Саратовской области...
Сценарий НОД "А я люблю свои места родные..."
Цель: формирование у детей нравственных ценностей, любви к малой родине и природе родного края....
Презентация к проекту "А я люблю свои места родные..." Людиново
презентация к НОД "А я люблю свои места родные..."...
НОД по развитию речи в средней группе. «Люблю свою Родину, родной Кузбасс»
Цели: Закрепление у детей знания о своей стране, воспитание любви и гордости за свою Родину.Задачи:Обобщать и систематизировать знания детей о России.Познакомить детей с государственными символиками с...
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей желание быть частью великой страны.
Патриотическе воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребенок не рождается патриотом,он им становиться. Патриотизм-это любовь к своей семье, родному краю,своей стр...
«А я люблю свои места родные, свои родные милые места!»Электронное пособие для детей старшего дошкольного возраста
Электронное посоие, игра - путешествие по родному городу Новокуйбышевск!...