Образовательная программа по художественному творчеству «Самодельная игрушка»
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Образовательная программа по художественному творчеству включает в себя краткое описание значения текстильных кукол в жизни детей, технологии изготовления текстильных кукол и примерное тематическое планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа по художественному творчеству «Самодельная игрушка» | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
по художественному творчеству
«Самодельная игрушка»
Тип программы: модифицированная
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Составила
Педагог: Андреева Л.В.
МОСКВА 2014-2015г.г.
Пояснительная записка.
В кругу людей, которые говорят на разных языках, мы радостно выделяем и узнаем родной язык. Он нам понятен и удобен, как и язык, нам удобна, привычна и радостна бытовая славянская культура. В простых на первый взгляд предметах быта заложена многослойная вековая житейская мудрость, многоплановая информация. Эти предметы наполняют особой духовностью, одухотворяют жизнь человека.
Текстильным куклам принадлежит особое место в материальной культуре славянских народов. Они относятся к бытовой традиции, которая всегда регламентирует неизменность формы и содержания.
Тряпичные куклы бытовали как обрядовые предметы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.
Волшебные куклы в фольклоре.
О связях игрушки с древними представлениями красноречиво говорят не только этнографические материалы, но и произведения устного народного творчества. В ряде русских народных сказок героям помогают куклы. Они охраняют, спасают и защищают героиню, требуя при этом к себе неизменно почтительного отношения: Умирая, мать Василисы Прекрасной оставляет своей дочери вместе с родительским благословлением маленькую куколку и велит всегда держать её при себе и никогда никому не показывать, а когда приключится горе, дать куколке поесть, и та подскажет, что делать. В сказке «Грязнавка» из сборника А.Афанасьева героиня обращается к своим куклам-хранительницам со словами «вы, куколки, кушайте, мое горе слушайте». Из сказки «Сестра-убийца» мы узнаем, что кукол делали в избе за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи.
Детские текстильные куклы служили наглядным своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Детские игры наделялись магической силой. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: если дети много и усердно играют в куклы – будет в семье достаток.
Технология изготовления текстильных кукол.
Материал: Основные текстильные предметы изготавливали из «новины» - нового полотна.
Существовали особые куклы, сделанные только из ниток – «мартинички». Это две куколки белого или красного цвета, соединенные между собой скрученным из белой и красной нитки шнурком.
При изготовлении кукол часто использовали символичные наполнители – зерно, золу, льняное волокно.
Цель: Обучение дошкольников изготовлению самодельных игрушек, воспитания у них интереса и любви к этому занятию, создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников; формирование общей культуры посредством приобщения к народному творчеству.
Задачи: Обучающие:
- Научить детей работать с различными материалами: ткань, солома, вата.
- Учить использовать дополнительные элементы, соответствующие тематике задуманного.
- Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов изготовления народной куклы.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к изготовлению кукол как к серьезному, полезному и нужному занятию, имеющему творческую направленность.
- Воспитание настойчивости, усидчивости, целеустремленности, внимательности, уверенности, трудолюбия.
- Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- Развитие стремления детей к самостоятельности;
- Развитие умственных способностей детей: логическое, образное и аналитическое мышление.
- Развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развитие всех сфер мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
- Способность активизации мыслительной деятельности дошкольника.
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников ( коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: труд не ради труда, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в трудовое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
- Практическое изготовление кукол.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, поделок.
- Чтение художественной литературы.
- Совместное творчество с родителями.
Особенности содержания программы:
Отличительной особенностью программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля». Занятия по изготовлению кукол многообразны и не так и просты, как кажется на первый взгляд.
Изготовление кукол планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному.
Формы работы выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Игровые познавательные ситуации проводятся комбинированным способом, чередуя элементы практической новизны с воспитательными мероприятиями.
К концу обучения дети должны уметь:
- Пользоваться по назначению различными видами ткани.
- Использовать различные дополнительные материалы.
- Создавать задуманный образ, исходя из определенных условий.
- Создавать эстетически приемлемые композиции.
Тематическое планирование курса
Название | Способ изготовления | Кол-во занятий |
"Пеленашка", стр. 39 | Делают куклу из длинного лоскута ткани. Иногда в середину вкладывают основу из круглой палочки. Ткань плотно скручивают в скатку. | 2 занятия |
"Кувадки", стр. 46 | Самую простую кувадку делают из двух частей. Из длинной полоски ткани сворачивают полоску для туловища, перегибают её. В Месте перегиба завязывают узлом нитку или поясом. | 3 занятия |
"День и ночь", стр. 47 | Так же две куклы разного цвета, скрепляя ниткой | 2 занятия |
"Мальчик-девочка", стр.50 | так же; перевязывая у мальчика "ноги" | 2 занятия |
"Десятиручка", стр.49 | так же, вставляя 5 пар рук | 2 занятия |
"Бессонница" | Из двух платков: из 1 делают руки и голову; из 2-го -туловище, перекрещивая на "шее" | 2 занятия |
"Зайка" | Из носового платка, связанного узлом | 1 занятие |
"Крестец" | Простой крестец делают из 2-х малочек, связанных в виде креста и обвешивают ленточками из ткани | 2 занятия |
"Рождественский ангел" | Из носового платка путем сложения по диагонали | 1 занятие |
"Мартинички" | Изготовление из ниток путем сложения пополам | 3 занятия |
"Мировое дерево" | Кувадки на основе рогатины из дерева | 3 занятия |
Узелковые куклы "Девочка и мальчик" | На основе 2 носовых платков, связанных различными способами | 2 занятия |
Кукла в платье (Г. и М.Дайн) , стр. 53 | на сонове Кувадки в сшитом платье | 3 занятия |
Колыбельная подвеска из узелков ( Г. и М. Дайн) | На соснове Кувадки, собранные в бусы, перевязаны как "гусенички" | 2 занятия |
"Колокольчик", стр. 56 (Г. и М. Дайн) | На сонове Кувадки в платье колокольчик | 3 занятия |
"Сумочка" | Сшита из различных кусков ткани с ручкой с аппликацией | 3 занятия |
Куколка-спаленка | Кувадка большая в различной одежде | 2 занятия |
Цветы из ткани "Пуансеттии", стр.17 | Изготовление цветов из шерсти или фетра | 2 занятия |
"Дружба" | Изготовление цветов из ткани | 2 занятия |
| ВСЕГО: | 42 занятия |
Используемая литература:
1. З.И. Зимина «Текстильные обрядовые куклы»
2. «Народная кукла» иллюстрации
3. Г. и М. Дайн «Тряпичная кукла»
4. Крис Тергуд «Цветы из ткани»
5. Алена Рябцова «Декор из мешковины и кружева»
6. Алена Рябцова «Прованс»
7. Интернет источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность на тему "Ёлочные игрушки" с интеграцией образовательных областей (художественное творчество, познание, музыка).
Дети погружаются в мир предновогодней сказки, помогают сказочному персонажу, знакомятся с историей новогодней игрушки, создают творческие работы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Рисование пластилином по мотивам дымковской росписи - «Игрушки»
Закрепить знания о дымковских игрушках; способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.Показать различные способы работы с пластилином.Закрепить знания элементов дымк...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое творчество» для детей средней группы по рисованию «Филимоновская игрушка – козлик»
Цель: осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса к художественному творчеству средствами рисования Задачи:1. Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественное творчество». Лепка.) Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»
Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек....
Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе "Нарядная игрушка из дерева". Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
В конспекте используются различные виды детской деятельности, позволяющие сформировать представления о семёновской матрешке....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей 2-ой ясельной группы Тема: « Дымковская игрушка. Красивые узоры»
Тема: « Дымковская игрушка. Красивые узоры»...
Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Игрушки для театра"
Развитиеу детей старшего возраста художественно-творческих способностей путем изготовления поделок в технике оригами....