Образовательная программа по художественному творчеству «Самодельная игрушка»
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Андреева Любовь Викторовна

Образовательная программа по художественному творчеству включает в себя краткое описание значения текстильных кукол в жизни детей, технологии изготовления текстильных кукол и примерное тематическое планирование курса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

по художественному творчеству

«Самодельная игрушка»

Тип программы: модифицированная

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1год

Составила

 Педагог: Андреева Л.В.

МОСКВА 2014-2015г.г.

Пояснительная записка.

В кругу людей, которые говорят на разных языках, мы радостно выделяем и узнаем родной язык. Он нам понятен и удобен, как и язык, нам удобна, привычна и радостна бытовая славянская культура. В простых на первый взгляд предметах быта заложена многослойная вековая житейская мудрость, многоплановая информация. Эти предметы наполняют особой духовностью, одухотворяют жизнь человека.

Текстильным куклам принадлежит особое место в материальной культуре славянских народов. Они относятся к бытовой традиции, которая всегда регламентирует неизменность формы и содержания.

Тряпичные куклы бытовали как обрядовые предметы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

Волшебные куклы в фольклоре.

О связях игрушки с древними представлениями красноречиво говорят не только этнографические материалы, но и произведения устного народного творчества. В ряде русских народных сказок героям помогают куклы. Они охраняют, спасают и защищают героиню, требуя при этом к себе неизменно почтительного отношения: Умирая, мать Василисы Прекрасной оставляет своей дочери вместе с родительским благословлением маленькую куколку и велит всегда держать её при себе и никогда никому не показывать, а когда приключится горе, дать куколке поесть, и та подскажет, что делать. В сказке «Грязнавка» из сборника А.Афанасьева героиня обращается к своим куклам-хранительницам со словами «вы, куколки, кушайте, мое горе слушайте». Из сказки «Сестра-убийца» мы узнаем, что кукол делали в избе за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи.

Детские текстильные куклы служили наглядным своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Детские игры наделялись магической силой. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: если дети много и усердно играют в куклы – будет в семье достаток.


Технология изготовления текстильных кукол.

Материал: Основные текстильные предметы изготавливали из «новины» - нового полотна.

Существовали особые куклы, сделанные только из ниток – «мартинички». Это две куколки белого или красного цвета, соединенные между собой скрученным из белой и красной нитки шнурком.

При изготовлении кукол часто использовали символичные наполнители – зерно, золу, льняное волокно.

Цель: Обучение дошкольников изготовлению самодельных игрушек, воспитания у них интереса и любви к этому занятию, создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников; формирование общей культуры посредством приобщения к народному творчеству.

Задачи: Обучающие:

  1. Научить детей работать с различными материалами: ткань, солома, вата.
  2. Учить использовать дополнительные элементы, соответствующие тематике задуманного.
  3. Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов изготовления народной куклы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к изготовлению кукол как к серьезному, полезному и нужному занятию, имеющему творческую направленность.
  2. Воспитание настойчивости, усидчивости, целеустремленности, внимательности, уверенности, трудолюбия.
  3. Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  1. Развитие стремления детей к самостоятельности;
  2. Развитие умственных способностей детей: логическое, образное и аналитическое мышление.
  3. Развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  4. Развитие всех сфер мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
  5. Способность активизации мыслительной деятельности дошкольника.
  6. Формировать мотивацию к познанию и творчеству, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников ( коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  1. Принцип развивающей деятельности: труд не ради труда, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  2. Принцип активной включенности каждого ребенка в трудовое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  4. Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  5. Принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическое изготовление кукол.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, поделок.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Совместное творчество с родителями.

Особенности содержания программы:

Отличительной особенностью программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля». Занятия по изготовлению кукол многообразны и не так и просты, как кажется на первый взгляд.

Изготовление кукол планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному.

Формы работы выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Игровые познавательные ситуации проводятся комбинированным способом, чередуя элементы практической новизны с воспитательными мероприятиями.

К концу обучения дети должны уметь:

  1. Пользоваться по назначению различными видами ткани.
  2. Использовать различные дополнительные материалы.
  3. Создавать задуманный образ, исходя из определенных условий.
  4. Создавать эстетически приемлемые композиции.

        


Тематическое планирование курса

Название

Способ изготовления

Кол-во занятий

"Пеленашка", стр. 39

Делают куклу из длинного лоскута ткани. Иногда в середину вкладывают основу из круглой палочки. Ткань плотно скручивают в скатку.

2 занятия

"Кувадки", стр. 46

Самую простую кувадку делают из двух частей. Из длинной полоски ткани сворачивают полоску для туловища, перегибают её. В Месте перегиба завязывают узлом нитку или поясом.

3 занятия

"День и ночь", стр. 47

Так же две куклы разного цвета, скрепляя ниткой

2 занятия

"Мальчик-девочка", стр.50

так же; перевязывая у мальчика "ноги"

2 занятия

"Десятиручка", стр.49

так же, вставляя 5 пар рук

2 занятия

"Бессонница"

Из двух платков: из 1 делают руки и голову; из 2-го -туловище, перекрещивая на "шее"

2 занятия

"Зайка"

Из носового платка, связанного узлом

1 занятие

"Крестец"

Простой крестец делают из 2-х малочек, связанных в виде креста и обвешивают ленточками из ткани

2 занятия

"Рождественский ангел"

Из носового платка путем сложения по диагонали

1 занятие

"Мартинички"

Изготовление из ниток путем сложения пополам

3 занятия

"Мировое дерево"

Кувадки на основе рогатины из дерева

3 занятия

Узелковые куклы "Девочка и мальчик"

На основе 2 носовых платков, связанных различными способами

2 занятия

Кукла в платье (Г. и М.Дайн) , стр. 53

на сонове Кувадки в сшитом платье

3 занятия

Колыбельная подвеска из узелков ( Г. и М. Дайн)

На соснове Кувадки, собранные в бусы, перевязаны как "гусенички"

2 занятия

"Колокольчик", стр. 56 (Г. и М. Дайн)

На сонове Кувадки в платье колокольчик

3 занятия

"Сумочка"

Сшита из различных кусков ткани с ручкой с аппликацией

3 занятия

Куколка-спаленка

Кувадка большая в различной одежде

2 занятия

Цветы из ткани "Пуансеттии", стр.17

Изготовление цветов из шерсти или фетра

2 занятия

"Дружба"

Изготовление цветов из ткани

2 занятия

 

ВСЕГО:

42 занятия


Используемая литература:

1. З.И. Зимина «Текстильные обрядовые куклы»

2. «Народная кукла» иллюстрации

3. Г. и М. Дайн «Тряпичная кукла»

4. Крис Тергуд «Цветы из ткани»

5. Алена Рябцова «Декор из мешковины и кружева»

6. Алена Рябцова «Прованс»

7. Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Ёлочные игрушки" с интеграцией образовательных областей (художественное творчество, познание, музыка).

Дети погружаются в мир предновогодней сказки, помогают сказочному персонажу, знакомятся с историей новогодней игрушки, создают творческие работы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Рисование пластилином по мотивам дымковской росписи - «Игрушки»

Закрепить знания о дымковских игрушках; способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.Показать различные способы работы с пластилином.Закрепить знания элементов дымк...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое творчество» для детей средней группы по рисованию «Филимоновская игрушка – козлик»

Цель:  осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса к художественному творчеству средствами рисования Задачи:1. Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушк...

Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе "Нарядная игрушка из дерева". Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

В конспекте используются различные виды детской деятельности, позволяющие сформировать представления о семёновской матрешке....

Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Игрушки для театра"

Развитиеу детей старшего возраста художественно-творческих способностей путем изготовления поделок в технике оригами....