Развитие мелкой моторики дошкольников через освоение технологии бумагокручения квиллинг
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
В статье раскрыта актуальность обучения детей технологии бумагокручения квиллинг, история его возникновения и распространения, перечислены основные инструменты для занятий квиллингом. этапы выполнения работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kviling.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей через освоение технологии квиллинг
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В.И.Сухомлинский
Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаешь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в школе? Каким образом стимулировать его развитие? Мы считаем, что особое положительное влияние на развитие ребенка можно осуществлять средствами продуктивной деятельности, т.к. продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
К тому же, в настоящее время у многих детей плохо развита тонкая моторика. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, т.е. умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.
В своей педагогической деятельности мы решили пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой квилинг.
Цель работы: обучение детей новой технике обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.
Считаем, что обучение детей происходит более эффективно, если:
- обучение детей происходит систематически и последовательно;
- уровень работ постепенно усложняется.
Задачи:
а) познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных)
б) через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
в) в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.
г) оценить результаты проведённой работы с детьми.
Что же такое квиллинг?
Квиллинг является достаточно древним видом искусства. Квиллинг также известен как бумагокручение, бумажная филигрань,бумажная мозаика. Свое название квиллинг получил от английского слова «quill», что означает «перо», так как изначально бумагу скручивали с помощью крупного птичьего пера.
Этот вид искусства возник в Европе в конце XIV — начале XV века, и занимались им, как правило, монахи и монахини. Монахи с помощью квиллинга украшали предметы религиозного культа, используя самодельную бумагу и даже обрезанные края книжных страниц. Монахини накручивали бумагу с золочеными краями на кончик птичьего пера, создавая изящные медальоны. Эти миниатюрные шедевры при ближайшем рассмотрении создавали полную иллюзию того, что изготовлены они из тоненьких золотых полосок.
И хотя от средневековых шедевров мало что сохранилось из-за недолговечности бумаги - сама техника сохранилась до наших дней. Бумагокручение как рукоделие очень быстро распространилось по всей Европе, но из-за дороговизны бумаги, особенно высококачественной и цветной, это искусство стало привилегией знатных дам. Различные шаблоны и руководства публиковались в популярных журналах, и аристократки посвящали весь свой досуг новому модному веянию, изготавливая разные поделки из бумаги, подарки, украшения, предметы декора.
Квиллинг был очень популярен вплоть до начала XX века, после чего он исчез по непонятным причинам. Но в середине 1950-х годов началось возрождение квиллинга, и именно в это время основные базовые фигуры, используемые в бумагокручении, получили свои названия. Квиллинг популярен не только в Европе, но и на Востоке. В Южной Корее, например, существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединила последователей самых разных направлений бумажного искусства.
Следует отметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, выполненные в технике бумагокручения, состоят, как правило, из небольшого количества деталей. Они очень лаконичны, имеют сходство с мозаикой и украшают рамочки и открытки. Это связано с темпом и бешеным ритмом европейской жизни. Восточные мастера, напротив, никуда не торопятся, предпочитая создавать поистине ювелирные бумажные шедевры, напоминающие тончайшее кружево, сплетенное из сотен мельчайших деталей.
Для того, чтобы создавать такие произведения искусства, особых инструментов не требуется. На начальном этапе будет вполне достаточно ножниц с острыми кончиками, тонкого пинцета и шила, на которое, собственно, и будет накручиваться бумага. Также будет нужен клей. Для наилучшего результата используется оригинальная корейская бумага для квиллинга, так как, благодаря особым свойствам, создаваемые фигуры приобретают именно ту форму, которая вам нужна. Но, если такой бумаги нет, подойдет и обычная бумага, разрезанная на полоски.
Ширина полосок варьируется от 2-х миллиметров до 3-х сантиметров.
Каждая полоска скручивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль, которая потом распускается до нужного размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Существует огромное множество типовых фигур, но, проявив фантазию, всегда можно придумать что-то новенькое и создавать настоящие филигранные шедевры. К примеру, из бумажных элементов можно сложить не только прекрасное панно на стену, но и собрать вазочку для конфет или оригинальную корзинку для цветов, которые можно потом спокойно использовать по назначению — они не сломаются и не рассыпятся на части. Искусство квиллинга позволяет увидеть поистине необычные возможности самой обычной бумаги.
Таким образом, техника “quilling” - эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.
Осваивая новую технологию,
- дополнительной мотивацией для освоения искусства бумажной филиграни стало желание порадовать близких людей, удивить их новыми умениями;
- каждый из детей своими руками изготовил подарок для мамы на 8 Марта, оказавшись в ситуации успеха; появилась уверенность в себе, своих способностях;
-сделанными с участием детей поделками оформлена предметно-развивающая среда группы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"
Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......
«Развитие мелкой моторики рук через использование технологии тестопластики»
Уровень развития мелкой моторики рук-один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Мелкую моторику рук можно развивать через различные виды деятельности....
Индивидуальный план:«Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
О развитии мелкой моторики....
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"
Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"
Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....
Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования
План самообразоввания...
Консультация для педагогов ДОУ «Почему полезно развитие мелкой моторики дошкольников через Легоконструирование»
На протяжении многих лет конструкторы Лего остаются самыми популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. Лего является самым известным конструктором в мире. Мы привыкли к нему как к...