Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям.

 

Задачи:

·        Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

·        Продолжать знакомить  детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

·        Продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами ( травинки, трилистники, капельки, криуль, кудрина)

·        Продолжать развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

·        Учить детей оформлять плоскость, элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

·        Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

 

Средства:

Хохломские изделия; тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды ; наборы пластилина; стеки; влажные салфетки.

 

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о народных промыслах, рассматривание изделий и  альбомов декоративно – прикладного искусства.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Роспись наносится масляными красками.

Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

 Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления».

 

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

 (Рассказ сопровождается показом демонстрационного материала)

Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

Ответы детей: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответы детей: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Воспитатель: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответы детей: У природы – веточки, листки, травка.

Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Хотели бы вы превратиться в мастеров Хохломской росписи?

Ответы детей: …

Давайте мы украсим стаканчик в стиле хохломской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы это сделаем необычным способом - при помощи пластилина. А чтобы у нас это лучше получилось, давайте поиграем и подготовим наши ручки к работе:

Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

                  Разотру ладошку сильно

                  Каждый пальчик покручу,

                  Поздороваюсь с ним сильно

                  И вытягивать начну!

                  Руки я затем помою,

                  Пальчик к пальчику сложу,

                  На замочек их закрою

                  И тепло поберегу!

 

 

 

Этапы выполнения работы:

 

     Предложить детям обсудить композицию рисунка: веточка – основа должна занимать всю поверхность изделия по окружности, а элементы узора располагать по обе стороны в чередовании.

Вспомнить  приемы и последовательность изготовления  таких элементов, как листочки, цветы, ягоды: (раскатывание, расплющивание, закручивание, закрепление на основе, придание элементам выразительности при помощи стеки)

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.   

В конце занятия  устраивается выставка.

 

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

Какие цвета и  узоры используются в хохломской росписи?

Какое изделие вам понравилось больше всех и почему?

Что больше всего вам сегодня понравилось и почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zolotaya_khokhloma.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
  • Продолжать знакомить  детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
  • Продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами ( травинки, трилистники, капельки, криуль, кудрина)
  • Продолжать развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
  • Учить детей оформлять плоскость, элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

Средства:

Хохломские изделия; тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды ; наборы пластилина; стеки; влажные салфетки.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о народных промыслах, рассматривание изделий и  альбомов декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия:

Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Роспись наносится масляными красками.

Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

 Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления».

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

 (Рассказ сопровождается показом демонстрационного материала)

Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

Ответы детей: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответы детей: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Воспитатель: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответы детей: У природы – веточки, листки, травка.

Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Хотели бы вы превратиться в мастеров Хохломской росписи?

Ответы детей: …

Давайте мы украсим стаканчик в стиле хохломской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы это сделаем необычным способом - при помощи пластилина. А чтобы у нас это лучше получилось, давайте поиграем и подготовим наши ручки к работе:

Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

                  Разотру ладошку сильно

                  Каждый пальчик покручу,

                  Поздороваюсь с ним сильно

                  И вытягивать начну!

                  Руки я затем помою,

                  Пальчик к пальчику сложу,

                  На замочек их закрою

                  И тепло поберегу!

 

Этапы выполнения работы:

     Предложить детям обсудить композицию рисунка: веточка – основа должна занимать всю поверхность изделия по окружности, а элементы узора располагать по обе стороны в чередовании.

Вспомнить  приемы и последовательность изготовления  таких элементов, как листочки, цветы, ягоды: (раскатывание, расплющивание, закручивание, закрепление на основе, придание элементам выразительности при помощи стеки)

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.    

В конце занятия  устраивается выставка.

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

Какие цвета и  узоры используются в хохломской росписи?

Какое изделие вам понравилось больше всех и почему?

Что больше всего вам сегодня понравилось и почему?

        

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»

Тема: «По лесным тропинкам».    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:   Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности (образовательные области "здоровье" и "познание" ) в подготовительной группе "Мои верные помощники"

Цель:продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;работать над совершенствованием н...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...