Непосредственная образовательная деятельность. Использование технологий: Позновательно-интегрированная Тема: Куклы-берегини.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Смоляриус Надежда Антанасовна

Непосредственная образовательная деятельность.

Использование технологий: Позновательно-интегрированная
Тема: Куклы-берегини.

Цели:

 - ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре;

- развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:   

- приобщить детей к народной культуре и традициям;

- заинтересовать детей в изготовлении кукол;

- обучить детей практическим навыкам работе с материалами; 

- научить детей последовательному изготовлению куклы-оберега;

- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.

- сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения;

- развивать творческое мышление, память, наблюдательность;

- воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly-oberegi.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность.

Использование технологий: Позновательно-интегрированная
Тема: Куклы-берегини.

Цели:

 - ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре;

- развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:  

- приобщить детей к народной культуре и традициям;

- заинтересовать детей в изготовлении кукол;

- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;  

- научить детей последовательному изготовлению куклы-оберега;

- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.

- сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения;

- развивать творческое мышление, память, наблюдательность;

- воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Формы проведения занятия:

Первая часть образовательной деятельности - теоретическая - объяснение темы.

Вторая часть образовательной деятельности - практическая работа детей, а также индивидуальная работа.

Оборудование и материалы:

  1. Образец кукол (изготовленной педагогом ранее);
  2. Комплект тканей;
  3. Нитки;
  4. Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
  5. Ножницы.
  6. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.
  7. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.
  8. Лоскуток треугольной формы для платка.
  9. Кусочек ваты или другой  наполнитель.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент:

- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с ножницами.

ІІ. Сообщение темы урока.

ІІІ. Теоретическая работа. Обсуждение истории кукол, их особенностей.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

- куклы-обереги;

- игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. А ещё на Руси было поверье: «Чем долье женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. В наряде куклы, всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Ещё в древности считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души. Кукла была бережней, берегиней, хранительнецей доброго духа. Берегиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: « Отвернись злом, повернись добром».

Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её  "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда  появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.

Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали  светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

Колокольчик оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение в доме.

Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.

ІV. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-колокольчик.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик.  Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2)  Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
3)  В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4)   Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5)   У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6)    Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7)   На голову кукле повязываем платок.
8)   Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.

V. Анализ и оценка занятия.

Можно провести мини-выставку готовых кукол. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.

На этом занятии дошкольники узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег, а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления и украшения наряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Учимся вежливости» (с использованием ИКТ-технологий)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) направлен на воспитание культуры речевого общения и поведения.Цель:   Формировать у де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием здоровьесбеоегающих и иновационных технологий

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием нетрадиционной техники рисования - печать литьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, в парке можно собрать ли...