Конспект НОД интегрированного типа "Снежная сказка для белого медвежонка" в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Данный конспект НОД интегрированного типа - ручной труд, окружающий мир, развитие речи. В конспекте используются приёмы ТРИЗ, интерактивные технологии - "работа в парах", "карусель". Конспект рекомендуется использовать в старших и подготовительных к школе группах детского сада, но некоторые приёмы можно начинать использовать и в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_integrirovannogo_tipa_v_starshey_gruppe_detskogo_sada.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД интегрированного типа в старшей группе детского сада.
Разработал: воспитатель Потичко И. Ю. Цель: знакомить детей со способом поиска решений проблемы с помощью «Цветка похожести» - прямой аналогии (ТРИЗ), развивать понимание символической аналогии (ТРИЗ), составлять простейший алгоритм работы с помощью символов. Развивать у детей умение решать сообща проблему, договариваться при «работе в парах». Закрепить знание изобразительных материалов, их свойств. Развивать образную речь. Воспитывать дружелюбие, желание работать сообща, доброту, аккуратность, интерес к творчеству.
Демонстрационный материал: альбом иллюстраций «Зима»; игрушка – белый медвежонок размера ёлочной игрушки; пособие «Цветок похожести» (описание в конспекте); карточки для зарисовки символов в «Цветок похожести», чёрный маркер; наборное полотно – «морфтаблица»; красный и зелёный круги из картона; карточки – символы с алгоритмом изготовления «снежного шара»; круги разного цвета для каждого этапа алгоритма;
Раздаточный материал: значки из бумаги – «улыбающиеся снежинки»; круги разного цвета для обозначения каждого этапа алгоритма; мелкие игрушки для «снежных шаров»; пластиковые прозрачные коробочки (можно так же изготовить из пластиковых бутылок), белая гуашь, кисточки, подставки под кисточки, вода, вата, белые салфетки, пенопласт, ленточки для украшения, мишура.
Ход НОД. Дети рассматривают альбом «Зима». Воспитатель спрашивает, почему они любят зиму. (Ответы детей)
Воспитатель: «У нас сегодня появился в группе гость – белый медвежонок. Он тоже очень любит зиму, он один из символов Олимпиады в Сочи. Но мне кажется, что наш белый друг загрустил. Как вы думаете, почему? Как помочь медвежонку?»
Воспитатель предлагает детям встать в круг и, передавая друг другу медвежонка, говорят варианты помощи медвежонку. Воспитатель отмечает хорошие ответы детей значком – «улыбающейся снежинкой». (Значки заранее сделаны из бумаги, с обратной стороны скотч для крепления на одежду).
Воспитатель: «Ребята, мне понравилось ваше решение, что мы должны сделать «маленькую зиму» для медвежонка. Мы будем изготавливать для него «снежный шар». Нам нужен снег. Настоящий мы использовать не можем. Почему? (Ответы детей)
Мы сейчас с вами решим, что может заменить снег. Поможет нам «Цветок похожести». Мы сочиним про снежинку загадку и поймём, из чего мы будем делать снег, а заодно и развеселим загадкой нашего белого друга».
Работа с пособием «Цветок похожести».
«Цветок похожести представляет собой плакат, на котором изображён цветок с пятью разноцветными лепестками. На каждом лепестке есть прозрачный карман для вставления картинки – символа, под карманом название лепестка (буквенное и символическое обозначение). 1 – лепесток цвета, 2 – лепесток формы, 3 – лепесток размера, 4 – лепесток качества, 5 – лепесток действия. Над цветком тоже есть карман, куда вставляется символ или картинка предмета, про который составляется загадка. Могут рассматриваться не все «лепестки», если про какую-то сторону предмета нельзя определённо сказать.
Воспитатель: «Ребята, какая снежинка по цвету? Что ещё бывает такого цвета? » (Ответы детей. Лучший, наиболее подходящий символически зарисовывается и картинка вставляется в карман лепестка.)
-Какая снежинка по форме? Что ещё бывает такой же формы? (Ответы детей, зарисовка символа сравнения)
-Какая снежинка по размеру? Что ещё бывает такое же маленькое? (Ответы детей, зарисовка лучшего ответа символом, помещение в кармашек «лепестка»)
-Какая снежинка по качеству? (Холодная) Что ещё бывает холодное?
- Что делает снежинка? Что ещё летает? (Ответы детей, выбор лучшего с зарисовкой)
Воспитатель: «Все лепестки цветка заполнены, теперь давайте смотреть на символы в кармашках и составлять загадку про снежинку.
«Белая, но не молоко. Лучистая, но не звёздочка. Маленькая, но не мышка. Холодная, но не лёд. Летает, но не птица. Что это? Снежинка»
(Это один из возможных вариантов загадки, смотря, какие сравнения были выбраны)
Воспитатель: «Ребята, лепесток цвета поможет нам выбрать материалы, которые могут заменить снег. Это бумага, сахар, соль, вата и т.д.» (В данный лепесток необходимо в этом случае зарисовать все ответы – сравнения)
Воспитатель вместе с детьми по очереди обговаривает, почему подходит или не подходит тот или иной материал. Подходящие материалы помещаются на «1 этаж» «Дома» - простой морфтаблицы (ТРИЗ) (Пособие в виде двух горизонтальных полос, на который можно вставлять карточки – картинки), неподходящие – на 2 этаж. «Этажи» можно обозначить кружками зелёного и красного цвета (аналогия с сигналами светофора).
Воспитатель: «Ребята, теперь мы можем приступить к созданию «снежного шара» для медвежонка. Он очень любит дружных детей, поэтому шары мы сделаем, работая в парах. Посмотрите на свои снежиночки, полученные за ваши хорошие ответы. У кого бантики снежинок одинаковые, встаньте в пару.
Давайте подумаем, как мы будем делать шар. Эти символы помогут составить цепочку действий. (Заранее воспитатель рисует символы - алгоритм изготовления шара).
Алгоритм: берём дно шара – выбираем «снег» - помещаем на дно пингвинёнка – покрываем шар-колпак изнутри белой гуашью в виде точек – снежинок - накрываем колпаком-шаром – украшаем бантиком.
Дети вставляют размещают символы – действия по порядку, около каждого символа кружок определённого цвета. Дети получают от воспитателя разноцветные кружки, которые будут напоминать им, какое действие они должны выполнить в паре. Этот приём необходим в начале обучения работе в парах, когда дети ещё не могут самостоятельно договариваться, без конфликтов.
Пара воспитатель – ребёнок показывает пример работы в паре, советуются друг с другом. Работа выполняется под музыку П. Чайковского «Танец Феи драже» из балета «Щелкунчик». Дети любуются шаром, радуются за медвежонка, потом работают другие пары.
Алгоритм может остаться в группе, дети, которые занимались другими видами деятельности, могут его рассмотреть, чтобы изготовить поделку дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
Конспект интегрированного занятия по по...
"В гостях у сказки" (конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе детского сада по программе "Радуга")
Интегрированное итоговое занятие по математике в старшей группе по программе "Радуга". Конспект составлен и оформлен согласно правилам аттестации педагогов на 2014 год....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по началам грамоты в старшей группе детского сада по теме "Жуки в гостях в детском саду"
Цель: Учить детей интонационно выделять в словах звук "ж". Познакомить с термином "звук"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"
Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...
Конспект занятия по ознакомлению детей с иллюстрациями В.А. Чижикова по сказке «Три поросенка» в старшей группе детского сада
С книгой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматрива...
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада
Конспект занятия по художественной литературе на тему: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в старшей группе детского сада...