Из рабочего опыта (дети и игрушки)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Воронкина Валентина Петровна

Из опыта работы  педагога Воронкиной Валентины Петровны с детьми от 2-7 лет  по использованию  одного и того же игрового материала .

Мои  критерии  подбора игрушек- функциональная и  педагогическая целесообразность,  внешнее оформление, безопасность в использовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_i_igry_s_nimi.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  педагога Воронкиной Валентины Петровны с детьми от 2-7 лет  по использованию  одного и того же игрового материала .

Мои  критерии  подбора игрушек- функциональная и  педагогическая целесообразность,  внешнее оформление, безопасность в использовании.

Дети в первую младшую группу приходят  из»школы» домашнего воспитания; многие приходят со своими игрушками: маленькими машинками, которые похожи на настоящие, зверушками, персонажами из мультфильмов, игровых фильмов(это зависит от присутствия в семьях старших братьев, которые играют в «человека-паука» и др. персонажей). В моей группе одна девочка все 5 лет( до выпуска в школу) приносила в группу фигурку «человека-паука» и примитивно с ней «играла»(в своей семье она не общалась  с  мамой ,кроме как –поесть, посмотреть телевизор и поиграть со старшим братом в его шумные игры).

Итак, мне надо играть с малышами, у многих из которых  ещё «плачет» душа по маме, папе.   В яслях дети  НЕ играют вместе;  каждый сам себя обслуживает игровым материалом   и «дружно» рассыпают игрушки по всей группе. Это –их самостоятельное время  препровождения.  Понятно, что дома с ними не играют; мамы предпочитают , чтобы ребёнок им не мешал (таких детей видно «за версту» в  группе -они  бессмысленно слоняются от  игрушки до игрушки  и маршрут снова повторяется. На улице , как правило, стоят стайкой у песочниц, где их дети сами экспериментируют с совочками, ведёрками и т.д.  Дети только с этими навыками  приходят к нам: копательные способности  у них развиты,  при этом , они не общаются с другими копателями и даже ссорятся из-за любой игрушки(в песочнице группы нет  такого  количества игрушек на каждого ребёнка , как дома . Дети не обучены мамами убирать  игрушки(даже дети  3-4 лет,т.н.»домашние») и поэтому  последние могут быть  брошенными  детьми,хотя, недавно  из-за них ссорились.

Предлагаю деткам палочки (для гимнастики) и показываю ,как их можно «оседлать»;  дети вместе со мной скачут на «лошадках», Я  поглаживаю палочку –причёсываю «лошадку», «пою « водичкой из ведёрка и снова скачу на палочке. Затем я использую несколько палочек для устройства дорожек(в 1-ой младшей—широких) и детки бегут , ходят по дорожке («по ровненькой дорожке шагают(бегут)  наши ножки»; в дальнейшем-строю кривую дорожку (дети запоминают, какие  можно строить ). Палки (гимнастические) применяю в каждой возрастной группе(два года работала с детьми 2-3 лет и последний набор ясельный довела до выпуска в школу): прыжки через «ров», «ручей»(в подвижных играх), прокатывание мячей по «коридорчику» из палок, ведение мяча палкой(спортивные игры в старших группах), танцы с палками(спортивные), «перетяжки за палку»(силовые упражнения в старших группах), «едем в трамвае(автобусе)»: палка заменяет руль или салон автобуса  -во всех возрастных группах(дети старшего возраста самостоятельно  решают -для чего им нужна палка). Палки гимнастические всегда под рукой и подходят для проведения зарядки. Играем с «волшебной» палочкой в  релаксации (  «Луна и звёздочки» ; детям нравится, когда к ним прикасается палочкой Луна, они открывают глаза ,  идут за Луной и т.д.—каждый педагог может предложить свои варианты игр ). Палки-коромысла -в старших группах : дети ходят с ними за водой на участке летом или играют в подвижные игры: «Наполни ведёрки песком и перенеси  песок …». Хорошо, если есть разные палки- деревянные и  плоские, пластиковые и круглые, короткие(эстафеты на прогулке)  и другой длины. Люблю игру»Городки» и здесь мы с детьми работаем с палкой-сбивалкой. Дети на прогулке  любят находить  палочки   на земле и пользуются ими по  своему желанию  (чертят , рисуют,»стреляют»).

Мяч мне помогает развивать в детях координацию, ловкость рук , согласованность зрительного  анализатора и  ощущений(детям  предлагаю  мячи разного диаметра и веса, а также они должны быть изготовлены из разного материала). За мячиком  приятно и интересно наблюдать: цвет, форма ,  величина(он ,словно, живой –подпрыгивает, убегает…). Мячик катаем :по дорожке (чем  меньше возраст, тем короче «дорожка») ; друг другу , сидя напротив, на полу; через  ворота. Игры:   «Догони  мячик!»   хорошо   воспринимается в ясельной гр.: детей  стимулирует  детей  догнать  мяч , а  гиперактивные  дети учатся следовать по заданному вектору; «Встретились!»  стимулирует детей  к передаче мяча друг другу (не все малыши хотят отдать мяч) , дети особенно радуются встрече мячей(воспитатель голосом подчёркивает радость от встречи мячей), дети учатся координировать  свои движения(отдать точно в руки- дело  непростое). Те же игры – в подготовительной к школе группе, но более динамичны.  С мячом  дети «разговаривают» о съедобных и несъедобных, отвечают на вопрос о звуках ит. П.  О «школе мяча»  в детском саду можно говорить бесконечно(«Вышибалы», «Штандер», «Мяч- на поле противника!», «Баскетбол» …) На примере мяча я объясняла детям присутствие  воздуха в нём, что не даёт ему утонуть и дети 3-4 лет  хорошо это поняли. А потом мы с ними пришли к выводу, что не надо было Тане плакать, когда она «уронила в речку мячик».

В ясельной группе познакомила детей с большим обручем (металлический)— игра «Карусель» (развивает внимание , вариативность скорости, чуткость к слову, силовые качества кистей рук, воспитывает  коммуникативные качества); в обруч дети вбегали, как в ворота(игра « Цыплята и ворона» и т.п.);  обруч я катила  со словами «едем, едем на велосипеде, едем, едем на велосипеде…» и дети учились пробегать  сквозь него на малой скорости(воспитывается  смелость, решительность,  ловкость…).  В старших группах обруч катится быстрее. Далее детям предложила малые обручи(диаметр- 40см), которые замещали рули(« У нас машины разные -би-би-би-би-би» ,мы- шофёры), гнёздышки(«Птички и кошки»), кочки(…по кочкам…), лошадки;  в старших  группах -те же игры, но с   усложнён. дидактическими правилами:  «транспорт  и пешеходы», «ковбои и мустанги» и т.п.; танцы с обручами (я сама ставила детям танец в средней и старших группах), обручи разного диаметра предлагаю детям для формирования у них представления о разнообразии  колец.  Во всех группах детям предлагается попасть мячом в обруч ; меняется только: способ  бросания   -двумя руками, одной;  высота над полом;  диаметр. Детям  6-7 лет предлагаю прыжки над катящимся навстречу обручем (диаметр -40см). Сегодня я работаю с детьми 4-5 лет и вижу, что они подолгу играют на прогулке  в «лошадки» с обручем(им нравится играть со мной, выполняя мои поручения: остановиться на  сигнал «тпру!»,  бежать  –«но!», пойти на водопой, травку пожевать).

Куклы разной  номинации : «взрослые»- «мама», «папа»; «дети» и т.д. тоже прописаны в нашей группе  на весь период , до школы.  Я наблюдала детей 6-7 лет , которые не умели и не хотели играть в «дочки –матери», но на то была причина: с ними никто не играл в «семью» или «дочки-матери»(ни дома, ни в садике). Коляски, набор одежды, мебель, посуда-всё это  тоже помогает растить детей социально  активными, умными, любознательными. С детьми  2-3 лет я а делала акцент  на правильное  действия с «лялей»: держать её двумя ручками за туловище(дети  пришли из дома с такими «умениями»-куклу за ногу одной рукой брали или за волосы, или за  одну руку); правильно усаживать ; укладывать спать;  в коляску; кормить; одевать; купать; умывать. Во  второй младшей(если дети со мной не были ранее) группе я наблюдаю за пристрастиями детей к игрушкам и  провожу  соответствующие «тренинги». Время от времени  играю с детьми  в «дочки-матери», Дети разговорчивы в таких играх, т.к. ситуации им знакомы: папа пришёл с работы –его приветствуют дети и мама, они его приглашают к столу; дети с мамой идут в магазин; дети с кем –то из родных посещают поликлинику; семья едет на дачу…  В старших возр.  группах дети могут обогатить своим опытом сюжеты игр, хотя, как показывают наблюдения, дальше дачи , шашлыков, Турции  нынешние дети своих кукольных детей  не возят. Поэтому приходится рассказывать и показывать воспитанникам Москву в группе детского сада.  Куклы  детям «помогают «развивать  речь, , ориентироваться в дидактическом материале, приобретать навыки  социализации.

Поговорим о резиновых игрушках. Их разнообразие (завод «Огонёк» помогает  тематическими наборами очень кстати) радует. Малышам дома позволяют их зубками касаться, а я своим воспитанникам в ясельной группе объясняла, что кушать  их нельзя.  С ними разыгрывала сказки или короткие  бытовые сценки.  Мне легко сочинить  любой сюжет ,  а дети восприимчивы к знакомым или  простым  темам. Например, « котик строит башенку из кубиков. Подошёл козлик и толкнул башенку: она развалилась. Котик огорчился, но драться не стал. Пришли другие зверушки и стали осуждать поступок козлика: -ай-яй-яй!»  Дети  повторяют так же.  В подготовительной группе  игрушки  «работают» в театрализованных действиях детей , в строительных(«Зоопарк»)

Кубики разной величины  и разного материала сопровождают детей в нашей группе все годы, В младшем возрасте дети учатся строить простые сооружения:  башни разной высоты , замкнутые пространства(загончики   для животных в зоопарке, лесенки , мебель –стол, стул, кровать …На занятиях по  ф.э.м.п. удобно использовать кубики разного цвета, в дидактических играх: «принеси кубик такого же цвета» в мл.гр., в подготовительной к школе группе предлагаю игры «кто правильно и быстро построит куб из кубиков?»(дети сами решают –сколько кубиков надо взять, чтобы построить куб. Вариант -строят  призму прямоугольную, призму треугольную), «угадай цвет своего кубика»(в игре принимает участие около 9  детей, другие дети –наблюдают ).Ход игры : перед началом игры детям говорят , что у них на всех 3 кубика зелёного цвета, 3 кубика синего цвета и 3 кубика жёлтого цвета. Никто не должен видеть цвет своего : кубик они  держат за спиной , все при этом ходят по площадке и смотрят  на кубики других. Затем  дети останавливаются и называют свои цвета. Можно  с меньшим количеством кубиков проводить  игру.  Игры подвижные с кубиками на скорость и правильное исполнение задания - здесь воспитатели  используют  разные  задачи.

Пирамидки с разноцветными кольцами  - наши верные  помощники  при обучении детей. В ясельной группе  учим детей  распознавать большие колечки из оставшихся на столе. В младшей группе дети сами сравнивают и методом  наглядно- действенным собирают пирамиду.  Пирамиду можно собрать в обратном порядке. В средней группе некоторые дети  решают те же задачи.  В старших  группах дети на занятиях сравнивают количество  колец  у пирамид, называют  различия. В младших группах  дети учатся описывать данные игрушки, изучают цвет. Колечки можно прокатывать –они  устойчивы (упражнение- прокати колечко, «Чьё кольцо дальше укатится?»-в средней –подготовительной группах).

Каталки, пищалки оставим малышам, но погремушки  будем пользовать и в старших группах. «Шумовой оркестр»(громко-тихо, ритмы), «Повтори так же!»(слуховая память), «Найди по звуку» и т. д.

Игрушки с управлением. Малышам они интересны –движутся по нажатию кнопочки, огоньками сверкают, звучат. Эти же игрушки в старших группах(можно и в средней)  помогают детям узнавать о левой и правой стороне, о направлениях: вперёд-назад.

Музыкальные игрушки  предлагаю во всех возрастных группах, но в старших- обучаю нотной грамоте тех детей , которые хотят подбирать по нотам мелодии и петь .  Малышей обучаю  слышать  различие звуков(поёт птичка, поет медведь, поёт кошка). Игра «Услышите тонкий звук- гуляете,  а толстый- убегаете в домики»(доступна детям разных возрастов).

Настольные игры  «Сложи картинку из кубиков» предлагаются детям во всех группах. От 2-3 кубиков в 1-ой мл.гр. до 4-9 кубиков во 2-й младшей и до 16-и(не больше 30) частей в остальных группах(индивидуальный подход).

Пластмассовая   мозайка   интересна во всех группах.  Она помогает детям  развивать мелкую мускулатуру,   способствует развитию речи, творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план-конспект НОД детей среднего дошкольного возраста "Спички детям - не игрушки".

Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ собственной безопасности детей среднего возраста  -  образовательная область " Безопасность"....

Опыты " Спички - детям не игрушки"

Цели: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целена...

Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру

Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...

Статья из опыта работы "Роль игрушки Матрешка в развитии детей дошкольного возраста"

Использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более ракрепощенны...

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....