Из рабочего опыта (дети и игрушки)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
Из опыта работы педагога Воронкиной Валентины Петровны с детьми от 2-7 лет по использованию одного и того же игрового материала .
Мои критерии подбора игрушек- функциональная и педагогическая целесообразность, внешнее оформление, безопасность в использовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki_i_igry_s_nimi.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагога Воронкиной Валентины Петровны с детьми от 2-7 лет по использованию одного и того же игрового материала .
Мои критерии подбора игрушек- функциональная и педагогическая целесообразность, внешнее оформление, безопасность в использовании.
Дети в первую младшую группу приходят из»школы» домашнего воспитания; многие приходят со своими игрушками: маленькими машинками, которые похожи на настоящие, зверушками, персонажами из мультфильмов, игровых фильмов(это зависит от присутствия в семьях старших братьев, которые играют в «человека-паука» и др. персонажей). В моей группе одна девочка все 5 лет( до выпуска в школу) приносила в группу фигурку «человека-паука» и примитивно с ней «играла»(в своей семье она не общалась с мамой ,кроме как –поесть, посмотреть телевизор и поиграть со старшим братом в его шумные игры).
Итак, мне надо играть с малышами, у многих из которых ещё «плачет» душа по маме, папе. В яслях дети НЕ играют вместе; каждый сам себя обслуживает игровым материалом и «дружно» рассыпают игрушки по всей группе. Это –их самостоятельное время препровождения. Понятно, что дома с ними не играют; мамы предпочитают , чтобы ребёнок им не мешал (таких детей видно «за версту» в группе -они бессмысленно слоняются от игрушки до игрушки и маршрут снова повторяется. На улице , как правило, стоят стайкой у песочниц, где их дети сами экспериментируют с совочками, ведёрками и т.д. Дети только с этими навыками приходят к нам: копательные способности у них развиты, при этом , они не общаются с другими копателями и даже ссорятся из-за любой игрушки(в песочнице группы нет такого количества игрушек на каждого ребёнка , как дома . Дети не обучены мамами убирать игрушки(даже дети 3-4 лет,т.н.»домашние») и поэтому последние могут быть брошенными детьми,хотя, недавно из-за них ссорились.
Предлагаю деткам палочки (для гимнастики) и показываю ,как их можно «оседлать»; дети вместе со мной скачут на «лошадках», Я поглаживаю палочку –причёсываю «лошадку», «пою « водичкой из ведёрка и снова скачу на палочке. Затем я использую несколько палочек для устройства дорожек(в 1-ой младшей—широких) и детки бегут , ходят по дорожке («по ровненькой дорожке шагают(бегут) наши ножки»; в дальнейшем-строю кривую дорожку (дети запоминают, какие можно строить ). Палки (гимнастические) применяю в каждой возрастной группе(два года работала с детьми 2-3 лет и последний набор ясельный довела до выпуска в школу): прыжки через «ров», «ручей»(в подвижных играх), прокатывание мячей по «коридорчику» из палок, ведение мяча палкой(спортивные игры в старших группах), танцы с палками(спортивные), «перетяжки за палку»(силовые упражнения в старших группах), «едем в трамвае(автобусе)»: палка заменяет руль или салон автобуса -во всех возрастных группах(дети старшего возраста самостоятельно решают -для чего им нужна палка). Палки гимнастические всегда под рукой и подходят для проведения зарядки. Играем с «волшебной» палочкой в релаксации ( «Луна и звёздочки» ; детям нравится, когда к ним прикасается палочкой Луна, они открывают глаза , идут за Луной и т.д.—каждый педагог может предложить свои варианты игр ). Палки-коромысла -в старших группах : дети ходят с ними за водой на участке летом или играют в подвижные игры: «Наполни ведёрки песком и перенеси песок …». Хорошо, если есть разные палки- деревянные и плоские, пластиковые и круглые, короткие(эстафеты на прогулке) и другой длины. Люблю игру»Городки» и здесь мы с детьми работаем с палкой-сбивалкой. Дети на прогулке любят находить палочки на земле и пользуются ими по своему желанию (чертят , рисуют,»стреляют»).
Мяч мне помогает развивать в детях координацию, ловкость рук , согласованность зрительного анализатора и ощущений(детям предлагаю мячи разного диаметра и веса, а также они должны быть изготовлены из разного материала). За мячиком приятно и интересно наблюдать: цвет, форма , величина(он ,словно, живой –подпрыгивает, убегает…). Мячик катаем :по дорожке (чем меньше возраст, тем короче «дорожка») ; друг другу , сидя напротив, на полу; через ворота. Игры: «Догони мячик!» хорошо воспринимается в ясельной гр.: детей стимулирует детей догнать мяч , а гиперактивные дети учатся следовать по заданному вектору; «Встретились!» стимулирует детей к передаче мяча друг другу (не все малыши хотят отдать мяч) , дети особенно радуются встрече мячей(воспитатель голосом подчёркивает радость от встречи мячей), дети учатся координировать свои движения(отдать точно в руки- дело непростое). Те же игры – в подготовительной к школе группе, но более динамичны. С мячом дети «разговаривают» о съедобных и несъедобных, отвечают на вопрос о звуках ит. П. О «школе мяча» в детском саду можно говорить бесконечно(«Вышибалы», «Штандер», «Мяч- на поле противника!», «Баскетбол» …) На примере мяча я объясняла детям присутствие воздуха в нём, что не даёт ему утонуть и дети 3-4 лет хорошо это поняли. А потом мы с ними пришли к выводу, что не надо было Тане плакать, когда она «уронила в речку мячик».
В ясельной группе познакомила детей с большим обручем (металлический)— игра «Карусель» (развивает внимание , вариативность скорости, чуткость к слову, силовые качества кистей рук, воспитывает коммуникативные качества); в обруч дети вбегали, как в ворота(игра « Цыплята и ворона» и т.п.); обруч я катила со словами «едем, едем на велосипеде, едем, едем на велосипеде…» и дети учились пробегать сквозь него на малой скорости(воспитывается смелость, решительность, ловкость…). В старших группах обруч катится быстрее. Далее детям предложила малые обручи(диаметр- 40см), которые замещали рули(« У нас машины разные -би-би-би-би-би» ,мы- шофёры), гнёздышки(«Птички и кошки»), кочки(…по кочкам…), лошадки; в старших группах -те же игры, но с усложнён. дидактическими правилами: «транспорт и пешеходы», «ковбои и мустанги» и т.п.; танцы с обручами (я сама ставила детям танец в средней и старших группах), обручи разного диаметра предлагаю детям для формирования у них представления о разнообразии колец. Во всех группах детям предлагается попасть мячом в обруч ; меняется только: способ бросания -двумя руками, одной; высота над полом; диаметр. Детям 6-7 лет предлагаю прыжки над катящимся навстречу обручем (диаметр -40см). Сегодня я работаю с детьми 4-5 лет и вижу, что они подолгу играют на прогулке в «лошадки» с обручем(им нравится играть со мной, выполняя мои поручения: остановиться на сигнал «тпру!», бежать –«но!», пойти на водопой, травку пожевать).
Куклы разной номинации : «взрослые»- «мама», «папа»; «дети» и т.д. тоже прописаны в нашей группе на весь период , до школы. Я наблюдала детей 6-7 лет , которые не умели и не хотели играть в «дочки –матери», но на то была причина: с ними никто не играл в «семью» или «дочки-матери»(ни дома, ни в садике). Коляски, набор одежды, мебель, посуда-всё это тоже помогает растить детей социально активными, умными, любознательными. С детьми 2-3 лет я а делала акцент на правильное действия с «лялей»: держать её двумя ручками за туловище(дети пришли из дома с такими «умениями»-куклу за ногу одной рукой брали или за волосы, или за одну руку); правильно усаживать ; укладывать спать; в коляску; кормить; одевать; купать; умывать. Во второй младшей(если дети со мной не были ранее) группе я наблюдаю за пристрастиями детей к игрушкам и провожу соответствующие «тренинги». Время от времени играю с детьми в «дочки-матери», Дети разговорчивы в таких играх, т.к. ситуации им знакомы: папа пришёл с работы –его приветствуют дети и мама, они его приглашают к столу; дети с мамой идут в магазин; дети с кем –то из родных посещают поликлинику; семья едет на дачу… В старших возр. группах дети могут обогатить своим опытом сюжеты игр, хотя, как показывают наблюдения, дальше дачи , шашлыков, Турции нынешние дети своих кукольных детей не возят. Поэтому приходится рассказывать и показывать воспитанникам Москву в группе детского сада. Куклы детям «помогают «развивать речь, , ориентироваться в дидактическом материале, приобретать навыки социализации.
Поговорим о резиновых игрушках. Их разнообразие (завод «Огонёк» помогает тематическими наборами очень кстати) радует. Малышам дома позволяют их зубками касаться, а я своим воспитанникам в ясельной группе объясняла, что кушать их нельзя. С ними разыгрывала сказки или короткие бытовые сценки. Мне легко сочинить любой сюжет , а дети восприимчивы к знакомым или простым темам. Например, « котик строит башенку из кубиков. Подошёл козлик и толкнул башенку: она развалилась. Котик огорчился, но драться не стал. Пришли другие зверушки и стали осуждать поступок козлика: -ай-яй-яй!» Дети повторяют так же. В подготовительной группе игрушки «работают» в театрализованных действиях детей , в строительных(«Зоопарк»)
Кубики разной величины и разного материала сопровождают детей в нашей группе все годы, В младшем возрасте дети учатся строить простые сооружения: башни разной высоты , замкнутые пространства(загончики для животных в зоопарке, лесенки , мебель –стол, стул, кровать …На занятиях по ф.э.м.п. удобно использовать кубики разного цвета, в дидактических играх: «принеси кубик такого же цвета» в мл.гр., в подготовительной к школе группе предлагаю игры «кто правильно и быстро построит куб из кубиков?»(дети сами решают –сколько кубиков надо взять, чтобы построить куб. Вариант -строят призму прямоугольную, призму треугольную), «угадай цвет своего кубика»(в игре принимает участие около 9 детей, другие дети –наблюдают ).Ход игры : перед началом игры детям говорят , что у них на всех 3 кубика зелёного цвета, 3 кубика синего цвета и 3 кубика жёлтого цвета. Никто не должен видеть цвет своего : кубик они держат за спиной , все при этом ходят по площадке и смотрят на кубики других. Затем дети останавливаются и называют свои цвета. Можно с меньшим количеством кубиков проводить игру. Игры подвижные с кубиками на скорость и правильное исполнение задания - здесь воспитатели используют разные задачи.
Пирамидки с разноцветными кольцами - наши верные помощники при обучении детей. В ясельной группе учим детей распознавать большие колечки из оставшихся на столе. В младшей группе дети сами сравнивают и методом наглядно- действенным собирают пирамиду. Пирамиду можно собрать в обратном порядке. В средней группе некоторые дети решают те же задачи. В старших группах дети на занятиях сравнивают количество колец у пирамид, называют различия. В младших группах дети учатся описывать данные игрушки, изучают цвет. Колечки можно прокатывать –они устойчивы (упражнение- прокати колечко, «Чьё кольцо дальше укатится?»-в средней –подготовительной группах).
Каталки, пищалки оставим малышам, но погремушки будем пользовать и в старших группах. «Шумовой оркестр»(громко-тихо, ритмы), «Повтори так же!»(слуховая память), «Найди по звуку» и т. д.
Игрушки с управлением. Малышам они интересны –движутся по нажатию кнопочки, огоньками сверкают, звучат. Эти же игрушки в старших группах(можно и в средней) помогают детям узнавать о левой и правой стороне, о направлениях: вперёд-назад.
Музыкальные игрушки предлагаю во всех возрастных группах, но в старших- обучаю нотной грамоте тех детей , которые хотят подбирать по нотам мелодии и петь . Малышей обучаю слышать различие звуков(поёт птичка, поет медведь, поёт кошка). Игра «Услышите тонкий звук- гуляете, а толстый- убегаете в домики»(доступна детям разных возрастов).
Настольные игры «Сложи картинку из кубиков» предлагаются детям во всех группах. От 2-3 кубиков в 1-ой мл.гр. до 4-9 кубиков во 2-й младшей и до 16-и(не больше 30) частей в остальных группах(индивидуальный подход).
Пластмассовая мозайка интересна во всех группах. Она помогает детям развивать мелкую мускулатуру, способствует развитию речи, творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план-конспект НОД детей среднего дошкольного возраста "Спички детям - не игрушки".
Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ собственной безопасности детей среднего возраста - образовательная область " Безопасность"....
Опыты " Спички - детям не игрушки"
Цели: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целена...
Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру
Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...
Доклад «Развитие социального опыта детей старшего дошкольного возраста через целевые прогулки». ( Из опыта работы)
Материал будет полезен воспитателям старшей разновозрастной группы...
перспективное планирование Тема проекта: «Игрушки в детском саду» Дата: 14.02.2022 – 18.02.2022 Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игры. Задачи. Способствовать формированию знаний детей о «игрушках». Создание условий для продукти
Тема проекта: «Игрушки в детском саду» Дата: 14.02.2022 – 18.02.2022Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игры.Задачи. Способствовать фо...
Статья из опыта работы "Роль игрушки Матрешка в развитии детей дошкольного возраста"
Использование народной игрушки в воспитании и развитии, помогает детям накопить социальный опыт способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Воспитанники становятся более ракрепощенны...
Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».
Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....