Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической технологии. Первый этап- знакомство детей с многообразием строительного материала. Второй этап- формирование опыта конструктивной деятельности.
Третий этап- организация самостоятельной конструктивной деятельности детей с различным строительным материалом в свободное время.
Содержание первого этапа
Задачи первого этапа педагогической технологии:
1)Знакомство детей со строительным материалом и разнообразными способами его использования.
2)Знакомство детей с правилами поведения со строительным материалом и в зоне конструирования.
3)обогащение зоны конструирования образцами и нетрадиционным строительным материалом.
Для решения первой задачи первого этапа педагогической технологии предполагается провести ознакомительную работу с детьми по знакомству с разнообразным строительным материалом и разнообразными способами его использования в разных видах деятельности. В сюжетно-ролевой игре строительный материал можно использовать как предметы-заместители, в физкультурных занятиях как спортивный инвентарь (например, цилиндрами малого размера можно массировать ступни и ладони; через кубики можно перешагивать, перепрыгивать , проходить между ними или использовать в упражнениях, держа кубики в руках; цилиндры большого размера можно сбивать мячом и так далее), конструкции из строительного материала можно использовать как образец в изобразительной деятельности, в театрализованной деятельности постройки можно использовать как декорации к настольному театру.
При выполнении данной задачи воспитателю необходимо показать способы использования строительного материала в разных видах деятельности на практике в совместной деятельности с детьми.
Для решения второй задачи первого этапа формирующего эксперимента необходимо познакомить детей с правилами поведения со строительным материалом и в зоне конструирования путём беседы с детьми на тему «Безопасные игры со строительным материалом» и изготовления, совместно с детьми, альбома с иллюстрациями по данной теме.
В ходе беседы детям были заданны вопросы:
-Для чего нужен строительный материал?
-Нравится ли вам играть со строительным материалом?
-Что нельзя делать со строительным материалом?
-Почему?
На вопрос «Что нельзя делать со строительным материалом?» дети отвечали:-«Ломать, кидать, бить им других детей, кидать в окна, разбрасывать, грызть, брать в рот, облизывать».
На вопрос «Почему?» дети отвечали:- «Если ударить кубиком другого ребёнка, можно поранить его и ему будет больно», «Конструктор и кубики нельзя облизывать, потому что на них микробы», «Нельзя кидаться строительным материалом в окна, потому что можно их разбить», «Если ломать конструктор, то у нас его не будет и можно пораниться о его острые края, обломки».
На основании детских ответов и дополнения их воспитателем была проведена совместная работа по изготовлению альбома на тему «Безопасные игры со строительным материалом». Альбом находится в зоне конструирования, в свободном доступе для детей, что позволяет детям самостоятельно рассматривать альбом, повторяя и закрепляя свои знания о правилах поведения со строительным материалом, обговаривать их друг с другом.
Для решения задачи №3 первого этапа формирующего эксперимента воспитателем вместе с детьми и родителями была обогащена зона конструирования разнообразным нетрадиционным строительным материалом и графическими образцами путём проведения занятий и работы с родителями.
Занятие №1 «Помоги сказочным лесным зверям»
Цель: учить детей самостоятельно конструировать из строительного материала по представлению.
Задачи:
-способствовать развитию конструктивной деятельности;
-развивать умение детей находить необходимые элементы строительного набора для создания своей постройки;
-учить детей доводить начатое дело до конца;
-воспитывать у детей чувство сопереживания, желание помочь.
Предварительная работа.
Воспитатель рассказывает детям о том, что пришло письмо от лесных сказочных зверей. В этом письме звери пишут, что домики, в которых они живут, стали совсем старыми и уже разваливаются. Звери просят ребят помочь им и построить для них новые домики.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть игрушки - лесные звери (медведь, волк, лиса, заяц, мышка). После чего воспитатель предлагает детям выбрать зверя для которого он будет строить домик. Далее дети по представлению строят дом для своего персонажа (с учётом его величины). После того как дети закончили свою работу, воспитатель вместе с детьми анализирует каждую постройку , спрашивая у ребёнка:
-Для кого ты строил дом?
-У тебя получился такой дом, который ты хотел построить?
-Что у тебя не получилось?
-Исправь свои ошибки.
После чего воспитатель предлагает детям выбрать другого персонажа и дома вместе с родителями придумать и начертить план домика для лесного зверя (с учётом характерных особенностей персонажа), а на следующем занятии дети по своему плану построят домик для своего зверя.
В конце занятия постройки обыгрываются с помощью игрушек.
Конец занятия
После того как дети создадут постройки по своему образцу, эти образцы помещаются в уголок конструирования для возможности использования их детьми в свободной деятельности.
Так же воспитатель совместно с родителями и детьми пополняет зону конструирования нетрадиционным строительным материалом ( спичечными коробками, поролоновыми губками разного цвета, размера, разной формы, коробочками разного размера и разной формы, баночками цилиндрической формы и так далее). Воспитатель совместно с детьми, при необходимости, обклеивает материал разноцветной липкой лентой, верёвочками и так далее. Такая совместная работа даёт детям возможность во время игр с данным строительным материалом гордиться тем, что они принимали участие в его изготовлении. А в свою очередь использование нетрадиционного строительного материала помогает развивать у детей фантазию, воображение, творчество.
Промежуточная диагностика по результатам работы на первом этапе:
Для диагностики умения детей работать с разнообразным строительным материалом, комбинировать традиционный и нетрадиционный строительный материал и знания правил поведения во время игр со строительным материалом воспитателю предлагается провести с детьми:
1)Наблюдение, в ходе которого воспитатель наблюдает за тем, как дети используют разнообразный строительный материал, как комбинируют его, используют ли нетрадиционный строительный материал.
2)Беседу на тему «Безопасные игры со строительным материалом», в которую входят такие вопросы, как:
-Для чего нужен строительный материал?
-Что нельзя делать со строительным материалом?
-Что может случиться, если ….?(Продолжение вопроса зависит от ответа ребёнка на предыдущий вопрос).
-Ты соблюдаешь правила поведения со строительным материалом?
-Если твои друзья ведут себя не правильно во время игры со строительным материалом, ты им напоминаешь про правила?
Условия перехода к следующему этапу работы:
Ребёнок с уверенностью называет и использует в играх разнообразный строительный материал, знает правила поведения с ним, может самостоятельно комбинировать традиционный строительный материал с нетрадиционным.
Содержание второго этапа
Второй этап педагогической технологии связан с проведением цикла занятий по развитию конструктивной деятельности детей.
Мы предлагаем систему работы по развитию конструктивной деятельности с использованием разных видов образца.
Конструирование по образцу и его преобразование по условиям
Занятие 1 «Домики»
Воспитатель вспоминает с детьми, как они строили разные домики, гуляли по улице города и рассматривали дома; спрашивает, сколько этажей бывает у домов; устанавливает зависимость: чем больше этажей, тем выше дом; делает обобщение: у всех домов есть фундамент, стены, окна, двери, перекрытия, крыши. Читает детям четверостишие:
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Воспитатель уточняет, что теремок — это домик (показывает несколько красочных иллюстраций). Дети вспоминают животных, живущих в теремке. Затем открывается ширма, за которой находится образец. Воспитатель анализирует его, упражняя детей в произнесении слов, обозначающих пространственные понятия «справа—слева», «ближе—дальше», «впереди—сзади», знакомит с бруском. После этого спрашивает одного-двух детей о последовательности строительства и предлагает всем приступить к конструированию.
Детали лежат в коробках (одна на двоих) на столах. Воспитатель напоминает, что работать нужно организованно, соблюдать порядок в строительном материале, брать только те детали, которые нужны для постройки, уступать друг другу, помогать товарищу советом. В конце занятия воспитатель раздает детям персонажи сказки «Теремок» (кроме медведя). От лица медведя анализирует постройки, выделяет наиболее удачные. «Я не стану разрушать ваши теремки, — говорит медведь, — ведь строительный материал от этого портится, а я люблю игрушки и берегу их. Только еще не умею складывать кубики в коробку. Покажите мне, пожалуйста, как нужно это делать
Занятие 2 «Заборчики»
Дети строят заборчики, устанавливая кирпичики вертикально, соблюдая между ними расстояние, равное ширине одного кирпичика. Это занятие можно провести по условиям: одной группе детей предложить огородить забором два домика, стоящих на некотором расстоянии друг от друга; другой — обнести забором несколько деревьев; третьей — построить стоянку для машин и т.д. Кроме этого, перед всеми детьми можно поставить условие: построить въезды с открывающимися и закрывающимися воротами из любых деталей. Образец и приемы работы не показывают — только напоминают, как устанавливать кирпичики на определенном расстоянии друг от друга.
Подводя итог занятию, воспитатель отмечает детей, проявивших творчество и выдумку: «Посмотрите на автомобильную стоянку Наташи: какой у нее красивый по цвету забор, а ворота она построила из новых деталей, из брусков! Молодец!» Предлагает детям сравнить постройки друг друга и рассказать о них. «У Оли забор построен из одних красных кирпичиков, а у Вовы — из синих и желтых. И ворота у них тоже из разных деталей. У Вовы стоянка больше, но кирпичики стоят не так ровно, как у Оли» и т.д.
Занятие 3. «Ворота»
Дети сооружают красивые ворота, украшенные флажками. Воспитатель предлагает два образца ворот, принципиально отличающихся по использованию деталей. Так, опоры одних ворот сделаны из кубиков, поставленных друг на друга, на перекрытии стоят призма и два флажка, а опоры других — из брусков, стоящих на кубиках, на перекрытии стоят две призмы и флажок. Высота и ширина ворот одинаковы.
Проанализировав образец, дети строят такие же ворота, но только для своих игрушек. Для низкой и широкой игрушки — низкие и широкие ворота, для высокой и узкой — высокие и узкие.
В конце занятия постройки обыгрываются. Воспитатель поощряет тех детей, которые объединяются в игре, проявляют инициативу, выдумку, творчество; отмечает наиболее удачные работы; обращает внимание на аккуратность, прочность построек, на сочетание деталей по цвету.
Занятие 4 Тема «Сарайчики и гаражи»
Детей учат строить сарайчики и гаражи, применяя длинные пластины. Стены возводятся из десяти толстых пластин (лежат по две друг на друге на узких длинных гранях со всех четырех сторон), перекрытия строятся из четырех пластин, двери — из четырех кирпичиков (лежат аналогично пластинам).
Воспитатель начинает привлекать детей к подготовке материала к занятию. Дети отбирают длинные пластины по цвету, воспитатель отсчитывает их, а дети укладывают в коробки (из расчета одна коробка на двоих). Кладут в каждую коробку по две игрушки.
В начале занятия воспитатель говорит, что в гости к детям пришла новая деталь — длинная пластина. Знакомит с ней, сравнивает с короткой пластиной и кирпичиком, спрашивает, чем отличается кирпичик от пластины (учит произносить слова «длиннее», «короче»), как называются стороны у пластин (по аналогии с кирпичиком), демонстрирует зависимость устойчивости деталей от их расположения. Затем вспоминает с детьми, как они недавно рассматривали сарай и гараж, спрашивает, похожа ли постройка на настоящий сарай или гараж, для чего строятся гаражи, сараи.
После этого просит детей рассказать, из чего сделаны стены гаража, двери, крыша, сколько пластин нужно поставить слева, справа, сзади, сколько положить сверху и т.д.
Анализируя постройки, воспитатель обращает внимание на прочность конструкции, следование образцу, проявление творчества при строительстве дополнительных сооружений (скамеечка, на которой отдыхает шофер, кладовка, где хранится инструмент, и т.д.), умение развертывать сюжет игры, стремление к дружескому общению.
Занятие 5
Дети видоизменяют образец по условиям: строят гараж для своей машины (детям даются широкие машины, которые могут изготовить из коробок дети старших групп). До занятия ребята по предложению воспитателя отбирают необходимые детали и складывают их в коробки (одна коробка на двоих).
У воспитателя на столе — образец гаража, но не из тех деталей, что использовались на прошлом занятии, а из других (боковые стены построены из трех кирпичиков, задняя — из двух, двери двустворчатые из двух вертикально поставленных кирпичиков, перекрытие из трех длинных пластин, внутри гаража стоит узкая машина).
Воспитатель спрашивает детей: «Чем этот гараж отличается от того, который мы строили на прошлом занятии?» Просит двух-трех детей сосчитать детали, которые понадобились для сооружения той или иной части постройки. Затем вызывает ребенка с машиной и предлагает поставить ее в гараж — она не помещается. Воспитатель спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы машина уместилась? Правильно, перестроить гараж, чтобы он стал шире. Как это сделать?»
Воспитатель не показывает приемы преобразования образца, а предлагает это сделать самостоятельно. В ходе работы наблюдает, как дети отбирают материал, советует, поощряет придуманные конструктивные решения.
Таким образом дети учатся соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество, комбинируя детали, украшая постройку.
Занятие 6
Детям предлагают построить сарай для различных по величине животных (каждому ребенку дается одна игрушка).
Воспитатель предлагает вспомнить, что они строили на прошлом занятии: «Машины стоят в гаражах, а животные живут в сараях: больших и маленьких, высоких и низких, широких и узких. Давайте построим разные сараи для наших животных, чтобы им было тепло, не мочил дождь, чтобы они не убежали. Посмотрите на строительный материал, который лежит перед вами». Материал раскладывается на подносах в стопочках на середине стола так, чтобы дети видели отдельно все детали. «Скажите, что вы будете строить сначала и из каких деталей».
Занятие 7 Тема «Трамвай»
После обсуждения дети начинают строительство. В конце занятия воспитатель предлагает вывести животных на лужок погулять, раздает фигурки людей (пастушков), от лица пастушков оценивает постройки детей.
Детей продолжают учить преобразовывать постройку в ширину, знакомят с новой деталью — цилиндром.
Воспитатель раскладывает на столе знакомые детям детали и среди них кладет цилиндр. Предлагает угадать, с какой деталью они будут сегодня знакомиться. Сравнивает форму цилиндра со знакомыми детям предметами (похож на столбик, бревно, кружку и т.д.). Демонстрирует его свойства (можно ставить и можно катать).
Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили на экскурсию и наблюдали за движением транспорта. Показывает и анализирует образец трамвая, построенного им заранее: «Трамвай длинный — в нем могут ехать много пассажиров. У трамвая много окон. У него есть колеса» и т.д.
Затем воспитатель рассказывает, как строить трамвай, а двое вызванных детей выполняют действия: «Положите два цилиндра так, чтобы они катались, а на них — пластину. На пластину поставьте четыре кубика на одинаковом расстоянии друг от друга, сверху положите еще такую же длинную пластину, а на нее — маленькую призму». После объяснения дети воспроизводят постройку. Чтобы цилиндры не раскатились, а детали не падали, воспитатель раздает салфетки из мягких тканей (фланели, сукна, драпа), на которых дети строят.
Когда дети закончат работу, воспитатель предлагает им закрыть глаза и сосчитать вслух до пяти. В это время берет у одного ребенка готовый трамвай и приставляет к своему. Дети, открыв глаза, удивляются, как быстро воспитатель смог построить такой длинный трамвай. Если они не догадываются, как это получилось, воспитатель спрашивает: «А где Танечкин трамвай?»
После этого можно предложить детям построить свой длинный трамвай. При анализе отмечаются ребята, которые сооружали вместе.
Занятие 8
Воспитатель просит детей рассказать, как они строили трамвай, а затем построить его по памяти. По окончании работы предлагает убрать с крыши призму: «На какой вид транспорта стала похожа постройка?» Обычно дети говорят: «На вагончик, автобус». «Покатайте на своих автобусах зверюшек». Игрушки подбираются так, чтобы не поместились. «Не помещаются? Что же делать? Как перестроить автобус, чтобы звери могли покататься?» Обычно дети догадываются, что нужно заменить кубики на кирпичики.
Оценивая работы, воспитатель может применить игровой прием: внести игрушки — крокодила Гену и Чебурашку. «Этот синий вагон мне нравится, — говорит Чебурашка, — он аккуратно построен, кирпичики стоят ровно, на одинаковом расстоянии. Вагон прочный — мне не страшно на нем ехать».
В конце занятия воспитатель предлагает малышам построить из своих вагончиков поезд и поиграть с постройкой.
Конструирование по условиям
Занятие 9
В гости к детям приезжает таксист на легковой машине (на лобовое стекло наклеивается зеленый кружок, на боковые части и крышу — «шашечки»). Шофер такси (кукла, одетая в комбинезон, в фуражке) здоровается с детьми, отвечает на вопросы воспитателя: кем работает, на каком виде транспорта, какую пользу приносит людям его работа, сколько пассажиров он может перевезти на своей машине. Затем кукла рассказывает: «Я езжу по городу и вижу, как много людей стоят на остановках. Все спешат: хотят быстрее добраться на работу или домой, а мой автомобиль такой маленький. Вот я и решил перейти работать на другой вид транспорта, чтобы можно было сразу перевозить много людей. Помогите мне, ребята, посоветуйте, на каком транспорте лучше работать». Дети называют. А шофер просит построить высокий широкий трамвай, чтобы в нем могло поместиться много людей.
Шофер оценивает постройки детей: «Я бы с удовольствием работал на трамвае Оли, Катюши, Вовы. А на каком транспорте мне еще можно поработать?» Дети называют, шофер просит одного-двух детей рассказать, из каких деталей и как построить широкий низкий автобус, а затем предлагает всем ребятам перестроить свои постройки. Опять оценивает работы и просит назвать еще вид транспорта. Спрашивает, чем отличается автобус от троллейбуса. После чего заверяет детей, что он обязательно перейдет работать на общественный транспорт. Прощается и уезжает.
Тема «Мосты»
Занятие 10
Прежде чем научить детей строить мосты из строительного материала, воспитатель рассказывает об их назначении, строении, называет части (опоры, спуски, перекрытия). Подбирает иллюстрации с изображением различных мостов (для пешеходов, автомашин, поездов), по возможности рассматривает мосты во время прогулок с детьми.
Занятие воспитатель начинает с разыгрывания сценки: «Дети, к нам в гости едет кукла Маша на машине. Вокруг деревья, а впереди глубокая речка. Что делать, как машине переехать через нее? Правильно, нужно построить мост». Воспитатель объясняет, как его сооружать: «На некотором расстоянии ставятся два цилиндра (в вертикальном положении), на них кладется длинная пластина. С двух сторон к цилиндрам приставляются кирпичики (длинной широкой гранью), на них кладутся маленькие призмы, а к призмам приставляются еще кирпичики. Вот какой получился мост: низкий, узкий, маленький! Ребята, кто догадается и покажет, где у моста столбы (опоры)? А где перекрытие? Где спуски, по которым съезжают машины? Теперь вы постройте такие же мосты, как у меня, но только спуски сделайте подлиннее, а то у меня они получились очень короткие. С чего нужно начать строить мост? Какие детали брать? Как их устанавливать?» и т.д.
По окончании строительства дети катают по мостам машины. В конце занятия рассматривают, оценивают работы друг друга (с помощью воспитателя).
Занятие 11
Детям предлагают построить мост через реку, чтобы по нему могла проехать машинка, а под ним проплыть кораблик.
Воспитатель заранее подбирает детали на двоих детей и складывает их в одну коробку. Каждому ребенку вместе со строительным материалом предлагается машинка и кораблик (широкие или узкие по форме).
В начале занятия воспитатель вспоминает с детьми, какие бывают мосты, устанавливает зависимость формы мостов от их функционального назначения (у мостов для машин есть спуски, у мостов для пешеходов ступеньки), рассматривает образцы (три-четыре вида), построенные им на столе, просит сравнить их и рассказать, чем они отличаются друг от друга. У одного опоры из четырех цилиндров, у другого — из кирпичиков (два лежат на широких гранях и два стоят на них на длинных узких гранях), у третьего — из стоящих брусков, у четвертого — из кубиков. Одни опоры стоят близко друг к другу, другие на большем расстоянии. Один мост широкий, длинный, перекрытие сделано из двух длинных пластин; у другого перекрытие из двух коротких пластин; третий мост низкий, широкий; четвертый — узкий и высокий. Скаты у всех мостов из призм.
Затем воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной машинке и одному кораблику и построить такой мост, чтобы по нему могла проехать машинка, а под ним проплыть кораблик.
Конструирование по собственному замыслу
При конструировании детьми постройки по собственному замыслу перед воспитателем ставятся следующие задачи: закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.
В начале занятия необходимо выяснить, что хотят строить дети, предложить рассказать об этом: для кого? из каких деталей? в какой последовательности? Таким образом дети приучаются предварительно обдумывать процесс возведения. Затрудняющимся в выборе замысла следует помочь.
Промежуточная диагностика по результатам работы на втором этапе.
Для проведения промежуточной диагностики мы предлагаем воспитателю повторно провести диагностику констатирующего эксперимента.
Содержание третьего этапа
Третий этап педагогической технологии посвящён организации самостоятельной деятельности детей с различным строительным материалом в свободной деятельности.
Для реализации завершающего этапа педагогической технологии мы предполагаем:
1)Создать в группе детского сада максимально разнообразную зону конструирования.
Эта зона должна быть привлекательна для детей. В ней должен находиться разнообразный строительный материал, игрушки для обыгрывания построек (например, машинки, домашние и дикие животные, деревья и кусты, человечки и так далее), образцы построек (постоянно пополняющиеся в процессе совместной деятельности воспитателя, детей и родителей). Строительный материал периодически меняется и обновляется.
Всё это позволяет поддерживать и усиливать интерес детей к конструированию.
Нетрадиционный строительный материал позволяет развивать воображение, фантазию, творчество.
Весь материал должен быть доступен детям в свободной деятельности.
2)Использовать строительный материал в других видах детской деятельности.
Воспитатель используя в совместной деятельности с ребёнком строительный материал в других видах деятельности обогащает опыт ребёнка в конструктивной деятельности. Далее ребёнок использует этот опыт в самостоятельной деятельности, находит новые решения, тем самым самостоятельно развивает свои конструктивные способности.
Дети самостоятельно могут использовать строительный материал в сюжетно-ролевой игре, театрализованной игре, в физических упражнениях, в подвижных и дидактических играх, самостоятельно находя способы использования строительного материала.
Все вышеперечисленные условия способствуют развитию детской самостоятельности в конструировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых этюдов в развитии театральной деятельности детей пятого года жизни
Использование игровых этюдов для развития театральной деятельности детей...
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...
развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения
комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...
Развитие психических процессов детей пятого года жизни
Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей....
Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни
Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....
Статья "Танцевальные упражнения как средство развития выразительности движений детей пятого года жизни"
В данной статье представлены основные направления по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации....