Развитие психических процессов детей пятого года жизни
статья (средняя группа) на тему

Левина Анастасия Владимировна

Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие психических процессов детей пятого года жизни

Ведущий вид деятельности совместная сюжетно-ролевая игра (отношения между людьми).

Формы общения: появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной.

Характеристика физического развития.

Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. Увеличивается вес и рост ребенка (в основном за счет мышечной массы у мальчиков и за счет жировых у девочек). Заметные изменения происходят в нервной системе, мозгом. Мозг увеличивается в размерах, на нем образуются новые извилины. В этом возрасте дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности, специально организованных занятиях. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх. Развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др. Формировать правильную осанку.

Познавательное развитие.

Характеризуется возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи. В процесс воображения включается планирование.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут.

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.

Развитие личности.

В средней группе проводятся игры и упражнения по развитию у детей опыта самопознания. Они помогают формированию адекватного самоотношения; создают предпосылки возможной коррекции личностных затруднений дошкольников. Воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Накапливание положительного опыта добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Начинают складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям. Процесс идентификации себя со сверстниками. Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер. Высокая активность, это создает новые возможности для развития самостоятельности. Трудовая деятельность способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

Новообразование возраста:

-Умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями;

- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают информацию, если она касается кого-то живого;

- внеситуативно - познавательное общение;

- появление сюжетно- ролевой игры;

- наглядно-образное мышление;

- «планирующее» воображение;

- речевая опосредованность восприятия и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Роль игровых этюдов в развитии театральной деятельности детей пятого года жизни

Использование игровых этюдов для развития театральной деятельности детей...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...

Развитие психических процессов детей четвертого года жизни

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Развитие психических процессов детей шестого года жизни

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых кач...

Развитие психических процессов детей седьмого года жизни

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми,...