Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в творческой мастерской «Русская изба» для детей подготовительной группы.
Педагог дополнительного образования Бехтерева Л.Н. ГДОУ № 24 Василеостровского района для детей с нарушением зрения.
Тема: «БОГАТЫРИ»
Цель: Воспитание патриотического чувства, интереса к истории России, к рукотворчеству русского народа.
Задачи:
1. Продолжать развивать представления детей о первых защитниках России – богатырях. 2. Формировать практические умения и навыки в изготовлении образа человека из природного материала (лыко). 3. Коррекционные задачи: продолжать активизировать зрительное восприятие, развивать точность и координированность мелкой моторики, развивать глазомер. 4. Активизировать словарь детей за счёт слов: доспехи, кольчуга, шлем, бармица, щит, копьё, колчан, стрелы, булава, лук, былины, гусли.
Февраль 2009 г.
Вводная часть
- Какой скоро будет праздник? – День защитников отечества. - А знаете ли вы, как назывался самый первый защитник на земле русской?
Ход
I часть
Показ картины Васнецова «Богатыри» (картина прикрыта листом с вырезанными геометрическими окошками).
- Посмотрите внимательно на эти детали картины. Узнали вы, что там изображено? - Что ты увидел? (меч) - А ты? (копьё) - А ты? (щит, коня) - Кто изображен на этой картине? (богатыри)
Лист с прорезями снимается.
Педагог: - Как художник назвал картину? Как фамилия художника? Дети: - «Богатыри». Васнецов. Педагог: - Назовите, как зовут богатырей? Дети: - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Педагог: - Много песен-былин сложил народ про русских богатырей. Переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были. Были – потому, что мы верим в существование богатырей в прошлом, верим, что всё рассказываемое действительно было. Может быть, в былях что-то чуточку приукрашено и преувеличено. Но мы так делаем всегда, когда говорим о добром человеке и о его славных делах…
Педагог: - Крепкой богатырской заставой стоят на границе русской земли славные, могучие богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посередине на вороном коне «атаман большой, крестьянский сын» - Илья Муромец. Конь у него добрый, богатырский, выгнул шею колесом, сверкает распалённым глазом. С таким конём не пропадёшь: «с горы на гору он перескакивает, с холмов на холмы перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам – зорко следит вдаль, высматривает, нет ли где врага. (Почему «Муромец»? – Из Мурома).
Педагог: - Отрывок из былины прочитает …… . Дети: Илья Муромец. Под бронёй с простым набором, Хлеба кус жуя, В жаркий полдень едет бором Дедушка Илья;
Едет бором, только слышно, Как бряцает бронь, Топчет папоротник пышный Богатырский конь.
Педагог: - Какими подвигами прославился Илья Муромец? Дети: - Победил Соловья разбойника, победил Калин-царя, прогнал татар-царевичей.
Педагог: - По правую руку на белом мохнатом коне – богатырь Добрыня Никитич. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою силён, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добрынюшка». - Отрывок из песни матери Мамелфы Тимофеевны прочитает ….. .
… Уродился ты хорош, пригож, Будешь счастливый, талантливый, На работе ты ретивый да заботливый, Свет Добрыня Никитич!
Ты с людьми говорливый да приветливый, У родителей любимый да почётливый. Красна девица полюбит тебя, Добры люди позавидуют!
Педагог: - О каких подвигах Добрыни Никитича вы слышали? (Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча).
Педагог: - Налево от Ильи на золотистом коне самый младший богатырь – Алёша Попович (Почему «Попович»? – Сын попа). – Прочитает отрывок из былины …..
Надевал Алёша латы кольчужные, Застёгивал пуговки жемчужные И нагрудничек булатный И брал свою сбрую богатырскую: Во-первых, копьё долгомерное, Во-вторых, саблю острую, Во-третьих, палицу боевую, В налушничек тугой лук Да двенадцать стрелочек калёных; Не забыл кинжалище, свой острый нож.
Только видели удала, как в стремена вступил, А не видели поездки богатырския.
Педагог: - Расскажите, какими подвигами прославился Алёша Попович (Алёша Попович и Тугарин Змеёвич).
А и сильные, могучие богатыри На славной Руси! Не скакать врагам По нашей земле! Не топтать их коням Землю русскую! Не затмить им Солнце наше красное!
II часть
Педагог: - На прошлых занятиях мы с вами мастерили коней. Из какого материала они сделаны? (лыко). – Что такое лыко? (Волокнистая внутренняя часть коры липы; молодой луб, мягкий подкорковый слой дерева). – Что за чудо - кони получились у вас! Молодцы. – Сегодня каждый из вас смастерит богатыря.
Но сначала надо подготовиться, сделать гимнастику для пальчиков. «Хлопки»: растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, но пальцы обеих рук должны соприкасаться. «Давай обнимемся»: ребёнок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней.
III часть
Выполнение
Педагог: - Для изготовления богатырей нам понадобятся нитки и лыко. Для придания пучку лыка подобия человеческой фигурки его надо слегка скрутить, согнуть пополам. Затем перетянуть ниткой так, чтобы обозначилась область шеи. – Второй пучок послужит для изготовления рук. Разделите нижнюю часть пучка лыка и посередине вставьте руки, расположив их горизонтально как можно ближе к шее. Под руками надо завязать нитку способом «крест-накрест». – Пока получилась кукла, напоминающая нам женский образ. Как сделать ноги богатырю? – Правильно, разделить область «юбки» пополам, раздвинув лыко влево и вправо. – Каждую ногу обмотаем ниткой, чтобы фигурка получилась устойчивой. Для этого зажмите весь пучок левой ноги в кулак. Под большой палец руки подложите короткий кончик нитки от клубка, а оставшейся нитью обматываем весь пучок сверху донизу. Когда вся нога будет обмотана, обрежьте нить от клубка и завяжите обрезанный конец и конец, находящийся под большим пальцем на 2-3 узла. Точно таким же способом обматываем руки.
IV часть
«Снаряди богатыря»
Педагог: - Сейчас мы с вами будем снаряжать богатыря воинскими доспехами и оружием. Для того, чтобы защитить тело, что надо одеть? Дети: - Кольчугу. Педагог: - Кольчуга сплеталась из мелких колец (до 23-и тысяч) и представляла собой рубаху с короткими или длинными рукавами. Длина рубахи доходила до коленей. Часто кольчугу надевали на плотную рубаху, подбитую волосом или ватой. - Кольчугу подпоясывали чем? Дети: - Поясом. Педагог: - Чем защищали голову? Дети: - Шлемом. Педагог: - Для защиты шеи служила кольчужная сетка – бармица. – Какое оружие будет у нашего богатыря? Дети: - Щит. Педагог: - Для чего он служил? Дети: - Для защиты воина от удара в бою. – А ещё: меч, палица, булава. – Лук в налучнике. – Сумка для хранения стрел – колчан.
V часть
Педагог: - Оденьте вашего богатыря в высокие доспехи. Сначала через голову оденьте кольчугу, и затем надо подпоясать богатыря поясом. – Что вы оденете на голову? (Шлем с сеткой - бармицей). – Выберите оружие для вашего воина. – Какое оружие ты выбрал? – Поставьте богатырей рядом с вашим конём. – Молодцы. Рядом с чудо - конями появились чудо-богатыри – смелые защитники нашей Руси. – Какие пословицы вы знаете о богатырях и их смелости?
Дети читают пословицы:
«Славна богатырями земля русская» (русская). «Не родом богатырь славен, а подвигом» (русская). «Богатырская рука однажды бьёт» (русская). «Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает» (карельская). «Где смелость – там и победа» (русская). «Смелому победа идёт навстречу» (русская). «Смелого, да умного и страх не возьмёт, и враг не победит» (русская). «Кто смело с врагом бьётся, победителем остаётся» (русская). «Смелым быть – победу добыть» (русская).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по творческой реабилитации и развитию речи Тема: «Сюжетно-ролевая игра в масках и гриме «Кот и мыши»
Подгрупповое занятие для детей с нарушениями интеллекта...
Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов
Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию, с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....
Конспект занятия по творческому труду во второй младшей группе " Колобок на окошке "
Перед занятием воспитатель вспоминает сказку " Колобок " Дети рассматривают колобка , рисуют его ,разукрашивают .рисуют окошки на которых лежит колобок.Расскрашивают их.Заучивают стишки про колобка, с...
Конспект занятия по творческому рассказыванию с использованием опорных схем в старшей группе «Приглашение в зимний лес»
Познакомить детей с интересной формой работы-интервью.Учить детей вести диалог ,уметь задавать вопросы.Расширить знания детей о животных, птицах, деревьях, используя опорные схемы.Вызвать у дете...
Конспект занятия по творческому рассказыванию «Как Дед Мороз пришёл к нам на новогоднюю ёлку» с детьми 5-7 лет
Программное содержание:1.Учить детей придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем, используя коллективный способ составления рассказа; формировать умение искать ответы...
Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"
Развиваем творческие способности детей...
Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст
Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1. Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2. Учить д...