Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию, с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_poyasov-2.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ЗАНЯТИя В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«РУССКАЯ ИЗБА»
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
ТЕМА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОЯСОВ»
Учитель-дефектолог,
Педагог дополнительного образования
Бехтерева Людмила Николаевна
Программное содержание:
- Продолжать приобщать детей со зрительной депривацией к истокам русской народной культуры.
- Активизировать познавательную деятельность детей за счет:
- расширения кругозора: представление о предметах быта русского народа, о разнообразных способах изготовления поясов; назначение предметов и действия с ними;
- развитие лексико-грамматической стороны речи: обогащение активного словаря детей за счет слов: веретено, плетение, свивание, ткачество, ткань, сотканный, бердышко, челнок и пассивного словаря за счет слов: ремесло, кузнец, гончар, ткачиха, прялка, прясть.
3. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и желание на предметно-эмоциональную деятельность.
Коррекционные задачи:
Развитие зрительно-моторной координации:
- развивать моторную память (свивание, работа с челноком, плетение);
- совершенствовать сенсомоторные способности, развивать ловкость, ритмичность действий рук под контролем зрения (смена действий рук во время ткачества);
- активизировать контролирующую функцию зрения (скручивание нити на веретено, плетение косички, смена цвета ниток при ткачестве).
Ход занятия.
1
- Ребята, посмотрите, какие нарядные куклы Ваня и Маша. Они, видно, на праздник собирались. Все недавно праздновали праздник поздней осени – Кузьминки. Назван он в честь святых Кузьмы и Демьяна. Они были покровителями ремёсел. А какие ремёсла вы знаете на Руси.
- (Кузнец, гончар, столяр, плотник, игрушечных дел мастер, ткачиха и т.д.).
С этого дня все садились за своё ремесло, т.к. наступали длинные зимние вечера, и люди были свободны от работ в поле и огороде. Женщины принимались за рукоделие: прясть, вышивать, ткать, плести.
- Посмотрите внимательно на кукол и скажите, пожалуйста, какой детали в костюме у них не хватает?
- Правильно, пояса. А ведь без пояса раньше нежелательно было даже из дома выходить. Расскажите, какое значение имел пояс в русском костюме? Зачем он был нужен?
- (Пояс был украшением костюма – богатые кисти на конце рассказывали о благосостоянии, о богатстве хозяина. Пояс служил заменой кармана: к нему подвешивали кошелек, гребень, ключи, нож, ложку и т.п.).
Верили люди, что пояс оберегал от всего плохого, недаром самыми первыми подарками у новорождённого ребёнка были поясок и рубашечка.
- Мы с вами тоже сегодня займёмся ремеслом. Напомним Ване и Маше какими способами можно изготовить пояс.
2
- Чтобы изготовить пояс, нам понадобятся нитки. А мы с вами знаем, как раньше получали нитки. Вспомните, что необходимо мастерице для этого?
- Правильно, нужна прялочка. А как называлась широкая часть прялочки, куда привязывали нить? (зеркальце).
- Куда садилась женщина? (на донце).
- Откуда вытягивалась нить? (из бородки – кудель).
- А конец нити куда привязывается? (к веретену).
- Отгадайте загадку:
Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь,
Тем больше становлюсь.
(веретено)
- Правильно, веретено. Нитку получали с помощью кручения и вращения веретена путем свивания волокон.
- Сейчас мы посоревнуемся, кто из вас сможет быстрее скрутить нить на веретено. У каждого в руках веретено с привязанной нитью. На конце нити – бусинка. Все одновременно начинаем скручивать нить. Победит тот, у кого быстрее всех бусинка коснется веретена.
- Садимся на лавочку. Веретено вращаем вправо, одновременно придерживая нить левой рукой. Веретено опирается на колено. Глазами следим за бусинкой.
3
Нитки человек получил с помощью кручения веретена. Если готовые нить перевить или переплести, то получатся различные варианты изготовления пояса.
- Кто из вас может показать, как получается пояс из двух нитей?
Этот способ называется «свивание».
- А кто-то покажет, как можно получить пояс из трёх нитей?
- А этот способ как называется? Правильно, плетение.
- Давайте, сравним пояса по длине. Какой пояс длиннее? Какой короче?
4
- Вспомните, на прошлом занятии мы с вами переплетали ленты через рамку. Как называется этот вид работы? Правильно, ткачество. Мы с вами вручную ткали коврик. Чтобы не переплетать нити вручную, человек изобрёл себе помощников. Отгадайте загадку:
Речка течёт, рыбка играет,
А за нею лёд замерзает.
(бердо)
- Правильно, бердо – маленький ткацкий станок. Для чего он нужен?
- Да, на нём можно ткать. А мы с вами покажем ещё один вариант изготовления пояса. Мы будем ткать пояс на бердышке. Я сейчас сяду за станок, а вы расскажите, как он работает.
(Бердо похоже на гребень, расчёску с дырочками в зубчиках. Оно может то подниматься, то опускаться. Когда оно поднимается, то меняется цвет заправленных ниток. Между нитками открывается зев-рот. Через зев проплывает челнок (рыбка) с одной стороны на другую. Когда челнок проплывёт, надо поменять направление бердышка, и при этом сменится цвет ниток. Рукой можно проверить плотность ткачества.)
Дети самостоятельно начинают ткать на бердышке.
- Пояс должен получиться аккуратным, красивым, ровным, поэтому не спешите, следите внимательно за сменой направления берды, не затягивайте нить челнока. Помните: к большому терпенью придёт и уменье.
После работы предложить детям отдохнуть.
- Русская пословица говорит: «У всякого дела – свои пределы…». Не будем торопиться, чтобы работа получилась качественная, всем на радость.
- Мы сегодня с вами потрудились на славу, вспомнили разные способы изготовления поясков. Какие же это способы?
- Да, правильно: свивание, плетение, ткачество. Ну, а теперь, давайте, поиграем в игру «Заплетём поясок».
(Игра проходит в большом пространстве).
Предварительная работа.
- Экскурсия в деревню Шуваловка.
- Занятие по теме «Знакомство с ремёслами».
- Занятие по теме «Русский народный костюм».
- Знакомство с предметами быта: прялка, веретено, ткацкий станок, бердышко.
- Практические занятия: плетение косички, свивание нити, ткачество на раме, ткачество на берде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по творческой реабилитации и развитию речи Тема: «Сюжетно-ролевая игра в масках и гриме «Кот и мыши»
Подгрупповое занятие для детей с нарушениями интеллекта...
Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"
Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко....
Конспект занятия по творческому труду во второй младшей группе " Колобок на окошке "
Перед занятием воспитатель вспоминает сказку " Колобок " Дети рассматривают колобка , рисуют его ,разукрашивают .рисуют окошки на которых лежит колобок.Расскрашивают их.Заучивают стишки про колобка, с...
Конспект занятия по творческому рассказыванию с использованием опорных схем в старшей группе «Приглашение в зимний лес»
Познакомить детей с интересной формой работы-интервью.Учить детей вести диалог ,уметь задавать вопросы.Расширить знания детей о животных, птицах, деревьях, используя опорные схемы.Вызвать у дете...
Конспект занятия по творческому рассказыванию «Как Дед Мороз пришёл к нам на новогоднюю ёлку» с детьми 5-7 лет
Программное содержание:1.Учить детей придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем, используя коллективный способ составления рассказа; формировать умение искать ответы...
Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"
Развиваем творческие способности детей...
Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст
Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1. Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2. Учить д...