Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Панина Нина Анатольевна

Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Программное содержание:

1.     Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;

2.     Учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику;

3.     Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

4.     Воспитывать уважение к родителям, прививать желание быть благодарными за подарки;

5.     Вызывать положительные эмоции от результатов своего труда;

6.     Расширять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_zanyatie_s_detmi.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №135»

Муниципального образования города Братска

665730, Иркутская область, г. Братск, ул. Зверева 10, телефон, факс (3953) 332-107

Конспект

Занятия   в творческой мастерской

«Отдарок на подарок»

Старший дошкольный возраст

Подготовила:                                                            Панина Н.А. воспитатель

1 кв. кат.

        

г. Братск 2017 г.

Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Программное содержание:

  1. Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;
  2. Учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику;
  3. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  4. Воспитывать уважение к родителям, прививать желание быть благодарными за подарки;
  5. Вызывать положительные эмоции от результатов своего труда;
  6. Расширять словарный запас детей.

Формирование словарного запаса: Куклы – обереги, обрядовые куклы, игровые куклы, кукла-пеленашка, кукла-стригушка, отдарок,

Предварительная работа педагога: обзор литературы по народному творчеству, составление карты-схемы изготовления куклы «отдарок»; поиск поговорок о труде, оформление выставки народных кукол.

Подготовка:  для оформления зала: рушник, самовар, посуда в народном стиле, стол со скатертью, баранки, Русский народный костюм для педагога; выставка народных кукол;

Оборудование: мультимедийная установка и материалы, ноутбук, музыкальный центр; нитки, атласные ленточки разных цветов, кусочки ткани и синтепона по количеству детей, столы и стулья.

Ход занятия:

Помещение оформлено в стиле русской избы. В углу зала стоит стол, на нем самовар с баранками. В избу входят дети. Детей встречает Хозяйка в народном костюме.

Хозяйка: - Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в горницу. (Дети подходят к воспитателю, встают произвольно) Давайте поздороваемся с вами по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу (показать как) Меня зовут Нина Анатольевна.

- Совсем недавно вы отмечали  самый волшебный праздник это… (дети Новый год).  Все мы любим получать и дарить подарки своим друзьям и близким, правда? А вы их благодарите за подарки, как? (ответы детей). Знаете ли вы, как в старину дети благодарили своих родителей за подарки?

(воспитатель предлагает детям присесть полукругом на стульчики)

Тогда взгляните на экран и  послушайте загадку, и вы поймете, о чем пойдет речь:

Расскажи ей сказку-

Она закроет глазки,

Поиграем  - будет спать,

Уложу ее в кровать.

 Что за  милая игрушка:

Утром дочка, днем подружка? (ответы детей «кукла»)

Воспитатель, показывая современную куклу: - Скажите, для чего нужны куклы?  (ответы детей)

Давным – давно, когда ваши бабушки были маленькими девочками, куклы выглядели по-другому. Их делали своими руками. Хотите сами посмотреть какие они были? Я приглашаю посмотреть выставку народных кукол (за ширмой находится выставка кукол)

- располагайтесь поудобнее, вставайте, чтобы всем было видно.

Куклы делились на 3 группы:

  1. Куклы – обереги
  2. Обрядовые куклы
  3. Игровые куклы

Давайте их рассмотрим

«Куколка на счастье» - у  нее очень длинная коса, это символ женского начала и женской силы. Она символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Эту куколку девушки носили с собой, чтобы она приносила им счастье и во всем им помогала (кукла обереговая).

«Кукла-пеленашка» - ее делали родители на рождение ребеночка, клали в кроватку. Она оберегала от несчастья, защищала от болезней, охраняла ребенка от злых помыслов.

«Кукла-стригушка» - изготавливалась из соломы или сухой травы. Кукла была для забавы детям. Ее подол ровно подстригался, можно было поставить на стол куклу и постучать кулачками по поверхности. Тогда кукла начинала плясать.

Если присмотреться к куклам, чем они отличаются от современных кукол? (ответы детей) Чего нет у этих кукол? (лица)

А как вы думаете, почему куклам не рисовали лицо? (ответы детей)

- Оказывается, глаза это зеркало души.  По глазам мы можем  понять, какое у нас настроение, что вы чувствуете. Давайте посмотрим друг другу в глаза. (можно провести игру «Эмоции» или «Настроение»)

- В старину считалось, что безликая кукла защищала от всех бед и несчастий. В куклу не могли войти злые духи и навредить ребенку.

- посмотрите, вот на эту куколку. Она называется «Отдарок на подарок» (показ). Как вы считаете, почему она так называется? (ответы детей)

- Она помогала научить ребенка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Делали эту куклу дети для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными и за то, что те заботятся о них и растят. А вы хотите научиться делать такую куколку? (дети да)

Как говорится в народной поговорке: «Глаза боятся, руки делают»

Приглашаю я присесть за столы. Для начала сделаем пальчиковую гимнастику:

Ну-ка, братцы за работу

Покажи свою охоту

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

 А потом всем песни петь,

Песни петь, да плясать,

Наших деток забавлять!

Посмотрите, на столах у вас лежать материалы для изготовления куклы. Это нитка, лоскут ткани и кусочек синтепона. Давайте посмотрим на карту –схему.

  1. Сначала возьмем лоскут ткани, (какой он формы? Прямоугольной) и положим в середину кусочек ваты.

Перегнув по центру лоскуток, формируем шарик. Это будет голова. Затягиваем крепко ниткой. Это будет шея.

Чтобы работа спорилась, и все получалось, в народе говорили «Одной рукой узелок не завяжешь», это означало, что надо помогать друг другу. А вы знаете поговорки про труд? Какие? (ответы детей)

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Терпенье и труд все перетрут. Кончил дело – гуляй смело.

  1. Расправим нитку, подведем ее крест-накрест и расправим платьице. Обмотаем ниткой  под руками куклы  - это будут руки.(для продвинутых детей)

Вот какая куколка у вас получилась! Ей можно придумать имя, а лучше древне русское (варианты детей) Давайте встанем в хоровод

Что за славный денек,

Собирайтесь в хоровод!

 Станем кругом ходить

Да зиму веселить!

Дети полукругом встают возле педагога.  (рефлексия). Что мы сегодня с вами делали? Как называется кукла, которую мы делали? Почему она так называется? Почему куклам не рисовали лицо? (ответы детей)

-  У меня в шкатулке есть цветные ленточки. Вы можете повязать ими голову своей кукле. Красная лента – если вам занятие понравилось, было интересно и все получилось легко. Синяя лента – занятие было интересным, но были трудности при изготовлении куклы. Желтая лета – было сложно, мне не понравилось мастерить куклу.

Спасибо вам за ваше творчество, эти куколки можете отдарить за подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....

Творческая композиция "Туристы" для детей старшего дошкольного возраста.

Физкультурное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ"

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели родной природы и культуры. Охрана природной ср...

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

творческая мастерская "Отдарок на подарок"

презентация творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста...