Познавательно - творческий проект «Природные дары для поделок и игры».
проект по конструированию, ручному труду по теме

Максимова Анжелика Алексеевна

Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_tvorcheskiy_proekt.rar12.58 КБ
Microsoft Office document icon poznavatelno_-_tvorcheskiy_proekt.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - творческий проект

                   «Природные дары для поделок и игры».

Цель  проекта: Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.

Задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
  2. Формировать интерес к работе с  природным  материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
  3. Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
  4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Актуальность:

Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой, особен-но в условиях Крайнего Севера, где природа не балует разнообразием при-родного материала и изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успе-вают насладиться ее яркостью и разнообразием. Поэтому  нашим детям  так необходимы ощущения, вызванные именно природным материалом.  Камеш-ки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это  материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и работой с природным материалом.

Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи  и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации.   Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения игры, свободная деятельность детей.

Методы и формы реализации проекта:  Объяснение,  показ, беседа, исследования, игровые приемы,  самостоятельная деятельность, совместная деятельность.

Механизм реализации проекта: данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения М. А. Васильевой и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.

Вид проекта:  долгосрочный, групповой тип проекта: познавательно – творческий

Ожидаемые  результаты проекта:

1.Повышение уровня познавательной  активности детей, художественно - творческое развитие детей и  раскрытие индивидуальных творческих способностей.

2.Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:

  • Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;

3.Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.

Основные этапы реализации проекта:

             1 этап - Организационно - подготовительный:

- Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование творческой деятельности по использованию природного материала.

- Создание  и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов. Оборудование в группе уголка «Природная мастерская»

- Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей, выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта

         2 этап – Основной

 Работа с детьми:

- Познавательное развитие:

  • Экспериментирование с природным материалом:  «Путешествие в мир природы», для формирования у детей познавательного интереса к природному материалу и творческому  применению его в самостоятельной деятельности  («Волшебные камни», «Страна листопадия», «Цветочная страна», «Зеленое царство», «Загадочная скорлупа», «Водное царство»
  • Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, походы и экскурсии в природу, опыты и самостоятельная деятельность в уголке природы и ручного труда: «Художества в природе», «Скорлупа, песок и ветки, листья, палки и ракушки», «Соломка, какая она?» «Путешествие к старичку - лесовичку», «Окошко в природу»
  • Создание коллекции раковин, и камней,  сбор и оформление гербария.
  • Беседы с детьми: «Я собираю гербарий», «Золотая соломка и золотые руки», «История одного листочка», «Что такое флористика», «О ракушках и камнях», «Природа и художник»
  • Создание практического пособия-альбома «Природная копилочка» с образцами и эскизами поделок, аппликаций, аранжировок  и коллажей из природных материалов, направленное на повышение интереса детей к работе с природным материалом.
  • Создание  и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом  (загадки, стихи, пословицы и поговорки )

-Продуктивная деятельность:

Раздел 1. Работа с растительным материалом:

 «Листопад в ладошках» (аппликация, коллажи из осенних листьев и цветочных лепестков, сюжетные композиции, флористика). Аппликации из природных материалов: «Угощение для зайчика», «Грибная полянка», «Цветы на полоске», «Бабочка», «Веселые цыплята», «Красивый еж», «Кто спрятался в траве? »; «Букеты и приветы» -  аранжировки из цветов, листьев, веток.

Раздел 2. Лесные скульптуры (конструирование из шишек, веточек). Художественные образы и композиции – инсталляции: «Лесная сказка»,  «Веселый лужок», «Карнавал», «Совушка - сова», «Шишка – это просто мишка, а может, и мышка», «Гнездышко».

 Елочные игрушки  и новогодние подарки из шишек, скорлупы орехов, яичной скорлупы и цветной бумаги.

Раздел 3. Игрушки из соломки, бересты. Картины – аппликации, игрушки и сувениры из «золотой соломки»: «Игрушка – забава «солнышко», «Пасхальное яйцо», « Туесок»

Раздел 4. Работа с ракушками. Композиции из ракушек и камней. Песочные картины.

«Рыбки из камушков», «Цветики-цветочки», «Красивая ваза», «Зверушки из камней». «Песочные  картинки», «Украшения из раковин», «Подводное царство»

Раздел 5.  Аппликации из опилок и стружки «Березка», «Нарядный домик», «Мышки у нас в гостях», «Цветик – семицветик» - коллаж из карандашных стружек.

-Игровая деятельность:

  • Тематические игры с природным материалом  «Природа и мы»;
  • Сюжетно-ролевые игры с поделками;
  • Дидактические игры с природным материалом;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей «Совместный труд детей и родителей».

2. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.

3. Консультации для родителей:

  • «Осенняя мастерская»
  • «Поделки из натуральных материалов»
  • «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».
  • «Как развить творческие способности у детей»
  • «О пользе ручного труда для детей»
  • «Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребенка общение с природным материалом»
  • «Художественный труд – это интересно!»,
  • серия памяток для родителей: «Занимательные прогулки в природу», «Сбор и подготовка материала», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки в интерьере»

4.Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.

5.Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Природа и мы»

          3этап - Заключительный:

     • Выставка семейных и детских творческих работ.

     • Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем  сами».

      • Мультимедийная презентация «Природные дары для поделок и игры»



Предварительный просмотр:

Познавательно - творческий проект

                   «Природные дары для поделок и игры».

Цель  проекта: Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.

Задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
  2. Формировать интерес к работе с  природным  материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
  3. Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
  4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители.

Актуальность:

Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой, особен-но в условиях Крайнего Севера, где природа не балует разнообразием при-родного материала и изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успе-вают насладиться ее яркостью и разнообразием. Поэтому  нашим детям  так необходимы ощущения, вызванные именно природным материалом.  Камеш-ки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это  материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и работой с природным материалом.

Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи  и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации.   Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения игры, свободная деятельность детей.

Методы и формы реализации проекта:  Объяснение,  показ, беседа, исследования, игровые приемы,  самостоятельная деятельность, совместная деятельность.

Механизм реализации проекта: данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения М. А. Васильевой и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.

Вид проекта:  долгосрочный, групповой тип проекта: познавательно – творческий

Ожидаемые  результаты проекта:

1.Повышение уровня познавательной  активности детей, художественно - творческое развитие детей и  раскрытие индивидуальных творческих способностей.

2.Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:

  • Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;

3.Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.

Основные этапы реализации проекта:

             1 этап - Организационно - подготовительный:

- Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование творческой деятельности по использованию природного материала.

- Создание  и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов. Оборудование в группе уголка «Природная мастерская»

- Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей, выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта

         2 этап – Основной

 Работа с детьми:

- Познавательное развитие:

  • Экспериментирование с природным материалом:  «Путешествие в мир природы», для формирования у детей познавательного интереса к природному материалу и творческому  применению его в самостоятельной деятельности  («Волшебные камни», «Страна листопадия», «Цветочная страна», «Зеленое царство», «Загадочная скорлупа», «Водное царство»
  • Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, походы и экскурсии в природу, опыты и самостоятельная деятельность в уголке природы и ручного труда: «Художества в природе», «Скорлупа, песок и ветки, листья, палки и ракушки», «Соломка, какая она?» «Путешествие к старичку - лесовичку», «Окошко в природу»
  • Создание коллекции раковин, и камней,  сбор и оформление гербария.
  • Беседы с детьми: «Я собираю гербарий», «Золотая соломка и золотые руки», «История одного листочка», «Что такое флористика», «О ракушках и камнях», «Природа и художник»
  • Создание практического пособия-альбома «Природная копилочка» с образцами и эскизами поделок, аппликаций, аранжировок  и коллажей из природных материалов, направленное на повышение интереса детей к работе с природным материалом.
  • Создание  и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом  (загадки, стихи, пословицы и поговорки )

-Продуктивная деятельность:

Раздел 1. Работа с растительным материалом:

 «Листопад в ладошках» (аппликация, коллажи из осенних листьев и цветочных лепестков, сюжетные композиции, флористика). Аппликации из природных материалов: «Угощение для зайчика», «Грибная полянка», «Цветы на полоске», «Бабочка», «Веселые цыплята», «Красивый еж», «Кто спрятался в траве? »; «Букеты и приветы» -  аранжировки из цветов, листьев, веток.

Раздел 2. Лесные скульптуры (конструирование из шишек, веточек). Художественные образы и композиции – инсталляции: «Лесная сказка»,  «Веселый лужок», «Карнавал», «Совушка - сова», «Шишка – это просто мишка, а может, и мышка», «Гнездышко».

 Елочные игрушки  и новогодние подарки из шишек, скорлупы орехов, яичной скорлупы и цветной бумаги.

Раздел 3. Игрушки из соломки, бересты. Картины – аппликации, игрушки и сувениры из «золотой соломки»: «Игрушка – забава «солнышко», «Пасхальное яйцо», « Туесок»

Раздел 4. Работа с ракушками. Композиции из ракушек и камней. Песочные картины.

«Рыбки из камушков», «Цветики-цветочки», «Красивая ваза», «Зверушки из камней». «Песочные  картинки», «Украшения из раковин», «Подводное царство»

Раздел 5.  Аппликации из опилок и стружки «Березка», «Нарядный домик», «Мышки у нас в гостях», «Цветик – семицветик» - коллаж из карандашных стружек.

-Игровая деятельность:

  • Тематические игры с природным материалом  «Природа и мы»;
  • Сюжетно-ролевые игры с поделками;
  • Дидактические игры с природным материалом;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей «Совместный труд детей и родителей».

2. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.

3. Консультации для родителей:

  • «Осенняя мастерская»
  • «Поделки из натуральных материалов»
  • «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».
  • «Как развить творческие способности у детей»
  • «О пользе ручного труда для детей»
  • «Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребенка общение с природным материалом»
  • «Художественный труд – это интересно!»,
  • серия памяток для родителей: «Занимательные прогулки в природу», «Сбор и подготовка материала», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки в интерьере»

4.Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.

5.Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Природа и мы»

          3этап - Заключительный:

     • Выставка семейных и детских творческих работ.

     • Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем  сами».

      • Мультимедийная презентация «Природные дары для поделок и игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект в младшей гр. "Дары осени"

Учебный год в нашей младшей группе начался с реализации познавательно-творческого проекта «Дары осени» (овощи, фрукты) сентябрь 2014 г.Актуальность проекта:Дети любят узнавать что-то новое они готовы ...

Консультация для родителей «Природные дары для поделок и игры»

Консультация для родителей     «Природные дары для поделок и игры»...

Тема: “ Природные дары для поделок и игры".

Тема: “ Природные дары для поделок и игры".Программное содержание:Учить детей делать разнообразные фигуры людей, животных, птиц, бабочек из желудей, шишек, листьев, косточек и других дополн...

Познавательно - творческий проект «Природные дары для поделок и игры».

Цель  проекта: Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.Задачи:Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способн...

"Природные дары для поделок и игры"

Мастер-класс для педагогов...

познавательно-творческий проект «Осенние дары»

Актуальность проекта: Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцв...