Русская каша - сила наша
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Предлагаю Вашему вниманию проект " Русская каша - сила наша".
Правильное питание - залог здоровья! В своем проекте я рассказываю о том, какими целебными свойствами обладают злаки и злаковые культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._proekt_russkaya_kasha-sila_nasha.kotomina_e.v.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет дошкольного и начального школьного образования.
Кафедра психологии и педагогики детства.
«Организация проектной деятельности в ДОУ»
КПК 4. 1. 1. 2. 1.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Русская каша – сила наша»
Выполнил: Котомина
Елена Викторовна
Воспитатель
МДОБУ «Детский сад №4»
г. Волхов
Волховский
Руководитель: Финкельштейн
Белла Борисовна
Старший преподаватель
кафедры «Психологии и
педагогики детства»
Санкт-Петербург
Оглавление
Оглавление
Участники проекта:
Мероприятия по реализации проекта:
Актуальность проблемы.
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется такими нормативно – правовыми документами, как закон РФ «ОБ образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в российской Федерации».
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установили, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу – каши, натуральные овощи, ягоды, фрукты, молоко. Такое питание позволяло им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.
Всем известно, что правильное питание детей, не зависимо от возраста, является залогом их здоровья. Поскольку дети дошкольного возраста продолжают усиленно расти, у них активно формируются все органы и системы, а также идет интенсивный обмен веществ, то правильное питание дошкольника не менее важно, чем в раннем детстве. Правильное питание – это здоровое питание, под которым понимается употребление продуктов, которые содержат достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, не имеющих в своем составе вредных веществ.
Необходимое количество углеводов ребенок должен получать с хлебом, различными крупами, макаронными изделиями, овощами, фруктами, сахаром. Но все должно быть в меру!
Часто дети отказываются, по утрам, есть кашу; им трудно понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. И даже став взрослыми, многие из нас совсем не догадываются, насколько полезна каша по утрам. И какая именно каша. Вот поэтому я и решила поработать на эту тему более углубленно, чтобы дать детям новые знания о знакомых продуктах питания (кашах), научить различать и называть злаковые культуры и их крупы, вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Главная цель проекта – развитие познавательной активности и пропаганда здорового питания в процессе поисково – ознакомительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта:
- дети старшей группы «Солнышко» детского сада.
- воспитатели;
- родители;
- музыкальный работник.
Вид проекта: Краткосрочный (октябрь-ноябрь 2012г.)
Тип проекта: Познавательный
Поставленные вопросы: Почему дети не любят кашу?
Цель проекта: Расширить представления детей о злаковых культурах и их полезных свойствах. Повысить культуру питания, осознание здоровья, как главную человеческую ценность.
Задачи проекта:
- Научить детей различать злаковые культуры и их крупы.
- Донести знания о том, что каша – традиционная русская еда.
- Привить положительное отношение детей к здоровому питанию.
- Закрепить знания детей о труде хлебороба.
Этапы проекта
1-й этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений объектов исследования, изучение литературы, предварительная работа с детьми, педагогами, родителями, поиск информации в глобальной сети интернет.
С детьми была проведена первичная диагностика (мониторинг), по выявлению уровня общих знаний и представлений о злаковых культурах, крупах и кашах, их пользы в рационе детского питания. Применена углубленная работа по ознакомлению детей со злаками, крупами, кашами, приготовленными из них, а также о той пользе, которую приносят каши детскому организму. Также проведена индивидуальная работа через систему дидактических игр и упражнений.
С родителями было проведено анкетирование по определению их осведомленности и готовности приучать детей к здоровому питанию.
Был разработан план работы по обогащению развивающей среды.
2-й этап. Познавательный.
Работа по формированию знаний детей о здоровом питании, о пользе каш в рационе детского питания. Знакомство с трудом хлебороба. Знакомство со злаками, крупами, кашами. Формирование умения передавать свои впечатления в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. Привитие желания вести здоровый образ жизни. Проведение совместного развлечения с родителям : « Русская каша – сила наша».
3-й этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по проекту. Закрепление полученных знаний, анализ проведенной работы, формулирование выводов с детьми. Педагогический совет по итогам проекта. (ноябрь 2012г.)
Предполагаемый результат
У детей углубятся знания и представления о свойствах, качествах, признаках предметов. ( злаках, крупах, кашах).
- Повысится познавательная активность детей, умение находить ответы на поставленные вопросы.
- Дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы (проростки зерен пшеницы, ржи, овса и т.д.)
- Появится желание правильно и с пользой для организма питаться и вести здоровый образ жизни.
- Закрепятся знания о труде хлебороба и дети научатся ценить труд людей, связанный с сельским хозяйством.
- Повысятся коммуникативные способности взаимодействия между детьми и родителями.
Мониторинг
Для определения уровня знаний у детей по теме «Злаки. Крупы. Каши» я использовала следующие диагностические методики (см. приложение №1):
- Опрос детей «Твоя любимая еда»
- Интервью во время завтрака.
- Анкетирование родителей.
В результате проведенного обследования были получены следующие данные:
Дети, первичная диагностика:
- 35% детей показали высокий уровень знаний.
- 18% детей показали средний уровень знаний.
- 47% детей показали низкий уровень знаний.
Дети, повторная диагностика.
- 47% детей показали высокий уровень знаний.
- 41% детей показали средний уровень знаний
- 12% детей показали низкий уровень знаний.
Родители:
В анкетировании приняли участие 17 человек.
Родители, первичная диагностика:
- 47% - родителей показали высокий уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (8 чел.)
- 35% - родителей показали средний уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (6 чел.)
- 18% - родителей показали низкий уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (3 чел.)
Родители, вторичная диагностика:
- 70% - родителей показали высокий уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (12 чел.)
- 35% - родителей показали средний уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (5 чел.)
- 0% - родителей показали низкий уровень сознательного отношения к здоровому питанию. (0 чел.)
Мероприятия по реализации проекта:
Познавательно – речевое развитие.
Коммуникация:
1. Беседа « История русской каши»
2 Беседа « Почему каша – идеальный завтрак для детей».
3.Рассматривание иллюстрированного альбома «Злаки, какие они», фотоальбома « От зерна до каравая», « Злаки в картинках», « Хлеб в картинках».
4. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, песен по теме, отгадывание загадок.
5. Свободное общение « Каша красоты и силы».
6. Игры на развитие речи и движения «Варим кашу», «Варись, кашка.», «Похвали кашу».
Познание:
1. Беседы по ФЦКМ.
- «Злаки. Какие они?»
- «Из чего сварена каша?»
- «Какая каша самая полезная?»
- «Каши много не бывает».
2. Дидактические игры и упражнения.
- «Узнай на ощупь»
- «Какие ты знаешь злаки».
- «Найди свою половинку».
3. Экспериментирование.
- «Проращивание зерна».
4. Викторина «Ответь на вопросы».
Социализация:
1.Сюжетно-ролевые игры.
- «Семья», «Детский сад».
2.Дидактические игры:
- «Угадай на вкус»
- «Съедобная- не съедобная»
- «Четвертый лишний»
- «Кто больше назовет блюд»
- « Купи правильные продукты для каши»
- «Из какой крупы каша»
Чтение художественной литературы.
-Б. Гримм, «Горшок каши»
-Украинская сказка. «Колосок»
-Корейская сказка. «Просяное дерево»
-Русская народная сказка. «Каша из топора», «Лиса и журавль»
-Т.А Шорыгина. «Сказка о пшеничном зернышке»
-Н. Носов. «Мишкина каша»
- Мамин Сибиряк «Притча о Молочке, Овсяной кашке и сером котишке Мурке»
- Сказка « Каша по имени Малаша»
Художественно- творческое развитие.
Аппликация ( с использованием круп).
- «Одуванчик»
- «Курочка и цыплята» (коллективная)
- «Наклей добавку на тарелку с кашей»
Лепка.
Совместные работы с родителями.
- «Утенок»
- «Мишка»
- «Зайчик»
Рисование.
Нарисуй и раскрась злак.
Здоровье.
Беседы.
- «Какие витамины живут в кашах?»
- «Чем полезны злаки?»
- «Для чего нужно соблюдать режим питания?»
- Дидактическое .упражнение «Отгадай загадку» Что маслом не испортишь?
Труд.
Ознакомление с трудом хлебороба.
Работа с родителями.
Поисково - исследовательская деятельность детей совместно с родителями. - О злаках: «Ячмень – еда силачей и вундеркиндов», «Молочные реки – кисельные берега» (Овес), «Злак, для которого любой сорняк – враг» (Просо), «Посевное травянистое растение – прекрасный медонос» (Гречиха), «Какой злак имеет початок?» (Кукуруза). (какие полезные вещества содержатся в злаках, как выглядят, где родина, какие блюда готовят).
-Почему в народе говорится: «В каше – сила наша», « Каша – мать наша», « Щи да каша – пища наша», « Сам кашу заварил – сам и расхлёбывай». (Объяснить пословицу).
Оформление альбомов « Все о хлебе», « Все о солнышке».
-Дополнительные сведения, известные детям, найденные в Интернете, энциклопедиях.
- Участие в совместном развлечении «Русская каша – сила наша».
Результаты реализации проекта
Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности в ДОУ по ФЦКМ, познавательной деятельности детей.
Создана видеотека с презентацией по теме « Русская каша – сила наша».
Уровень усвоения сознательного отношения к правильному питанию и здоровому образу жизни увеличился и составил в целом 88%.
Вывод
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что во время работы по проекту у детей расширились представления о злаковых культурах и их полезных свойствах, дети научились различать и называть разные виды круп и называть какую кашу они едят на завтрак. Закрепились знания о труде хлебороба. Появился интерес к русской культуре, к народным традициям. Повысилась культура питания, осознание здоровья, как главной человеческой ценности.
В дальнейшем также планируется поддерживать у детей интерес к здоровому питанию и прививать желание вести здоровый образ жизни.
Список литературы
- Антонов Ю.Е. / « ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» Социально – оздоровительная технология 21 века. / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф.Саулина , АРКТИ, М., 2001г.
- Белая К.Ю. / « Формирование основ безопасности у дошкольников.» Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. / К.Ю. Белая, изд. Мозаика- синтез, М., 2011г.
- Доронова Т.Н. / « Из детства в отрочество».Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. / Т.Н. Доронова , Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др., М., Просвещение,2003г.
- Картушина М.Ю. / Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет./ Творческий центр «Сфера», М., 2007г.
- Лободина С.В. / « Здоровый дошкольник» Учебно-методическое пособие./ С.В.Лободина , Д.Ф.Алексеева, ЛОИРО, Санкт- Петербург, 2000г.
- Тихомирова Л.Ф. / «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет.» Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ф. Тихомирова ,Ярославль, Академия развития, 2003г.
- Шорыгина Т.А. / «Злаки. Какие они?»Книга для воспитателей, гувернеров и родителей./ Т.А.Шорыгина.- М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.
- Шорыгина Т.А. / « Беседы о хлебе» Методические рекомендации./ Т.А.Шорыгина, М., Творческий центр «Сфера», 2012г.
- Закон Российской Федерации « Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007г. №309-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г.№ 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Конвенция по правам человека.
Приложение 1
1. Опрос детей
- Твоя любимая еда.
- Объясни, как ты понимаешь выражение «Здоровое питание».
- Какие витамины ты знаешь? Для чего они нужны?
- Назови продукты полезные для здоровья. Расскажи, какие витамины содержатся в них.
- Знаешь ли ты, какая пища помогает детям расти и становиться сильными?
2. Интервью во время завтрака
- Как называется каша, которую ты сейчас ешь?
- Из какой крупы она приготовлена?
- Как называется злак?
- Знаешь ли ты, чем полезна каша?
- Чем можно « сдобрить» кашу, чтобы тебе захотелось её съесть?
- Люди каких профессий принимали участие в том, чтобы ты сегодня ел кашу?
3. Анкетирование родителей
Чем вы кормите детей на завтрак?
- варите кашу
- готовите бутерброды
- предпочитаете молочно – кислые продукты
- свой вариант
Знаете ли вы о пользе каш для детского организма.
Да Нет
Готовы ли вы поделиться своими рецептами.
Да Нет
Приложение 2
Цели объектов для рассматривания:
- Научить сравнивать предметы, вычленять признаки сходства и различия
- Научить рассказывать в ходе обследования
Объект « Крупа»
Объект для рассматривания:
- Крупа греча
- Крупа геркулес
- Крупа пшено
- Крупа перловка
- Крупа ячневая
- Крупа манка
Цель: Знакомство, рассматривание, определение степени помола зерна, экспериментирование с крупой.
Рекомендации по организации работ:
- Исследовательская деятельность: цвет, запах, форма , нахождение сходств и различий;
- Проведение опытов с крупой;
- Беседы о пользе круп и блюд из них для детского питания.
- Творческие работы;
- Дидактические игры: «Из какой крупы каша?», « Узнай на ощупь», « Угадай на вкус».
Приложение 3
Объект «Злак»
Объекты для рассматривания:
- Злаковая культура – «Рожь»
- Злаковая культура – «Пшеница»
- Злаковая культура – «Овес»
- Злаковая культура – «Ячмень»
Цель: Рассматривание, изучение, нахождение различий и сходства различных злаковых культур.
Рекомендации по организации работы:
- Рассматривание злаков;
- Сравнение их между собой;
- Дать знания о труде хлебороба;
- Какую пользу приносят для человека;
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», « Какие ты знаешь злаки?» и др.
Объект « Зерно»
Объекты для рассматривания:
- Зерна ржи
- Зерна пшеницы
- Зерна овса
- Зерна ячменя
Цель: изучение, рассматривание, нахождение различий и сходства зерен различных злаковых культур.
Рекомендации для организации работы:
- Исследовательская деятельность;
- Проведение опытов и экспериментов;
- Посев зерен для проращивания и рассматривания;
- Наблюдения и уход за рассадой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская каша - сила наша
Русская каша - сила наша...
"Русская каша - сила наша."
Интегрированное занятие...
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Русская каша - сила наша».
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе«Русская каша - сила наша».Цель: Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регу.nярного ...
ООД "Русская каша - сила наша!"
«Русская каша – сила наша»ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «ЗДОРОВЬЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ВоспитательСтепанова Г. А....
"Русская каша-сила наша!"
Дать представление о разнообразии круп....
Непосредственная образовательная деятельность на тему «Русская каша – сила наша» средняя группа.
"Русская каша -сила наша"...
НОД в средней группе «Русская каша — сила наша» с использованием ИКТ
Образовательные области (направления развития и образования): Познавательное, художественно-эстетическое развитиеЗадачи:Образовательные:1. Продолжать закрепление знаний о здоро...