Тема: Дополнительная программа (кружок) по интеллектуально – творческому развитию детей: «ОРИГАМИ».
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей ОБЪЁМНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕТЯМ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ГЕОМЕТРИИ через технику «Оригами».
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных поделок из неё, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, для оформления группы к праздникам, для театральной деятельности, для физкультурных занятий и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_karataeva.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот.
Материал подготовлен воспитателем Натальей Аркадьевной Каратаевой (1 КАТЕГОРИЯ).
Тема: Дополнительная программа (кружок)
по интеллектуально – творческому развитию детей:
«ОРИГАМИ».
Возраст детей – 5-7 лет.
Срок реализации – 2 года.
Пояснительная записка.
Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей ОБЪЁМНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕТЯМ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ГЕОМЕТРИИ через технику «Оригами».
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных поделок из неё, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, для оформления группы к праздникам, для театральной деятельности, для физкультурных занятий и т.д.
Ребёнок радуется тому, что сделано собственными руками. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов складывания, дети учатся намечать последовательность операций, создают модели предметов и объектов действительности, отражая характерные их признаки в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги), приёмами складывания, сгибания частей в определённой последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.
Актуальность - это безграничные комбинаторные возможности, обучения детей объёмному моделированию через разные варианты складывания листа бумаги.
Педагогическая целесообразность:
- Создание условий для свободного детского экспериментирования детей с бумагой;
- Реализация межпредметных связей:
- Сенсорное развитие.
- Физическое воспитание – развитие кисти руки, глазомер, координацию движения.
- Нравственное воспитание – воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
- Эстетическое воспитание – умение подбирать цвета, развитие эстетического вкуса при создании панно.
- Как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии:
- Нахождение параллели и диагонали;
- Деление целого на части разной формы: квадраты, треугольники, прямоугольники;
- Дать определения объёмных и плоскостных фигур;
- Знание геометрических понятий: прямая, угол(прямой, острый), сторона, диагональ, и т.д. – ориентирование на листе бумаги.
- Как дидактический метод развития у детей интеллектуальных способностей:
- Развитие логики.
- Воображения.
- Развитие моторики пальцев рук.
- Умение творить и любить всё живое.
Цель:
Обучать детей объёмному моделированию из бумаги через технику «Оригами».
Задачи:
- Научить детей владеть основными приёмами моделирования-складывание, вдавливание углов, расправление углов, складывание ступенькой и т.д.
- Знать базовые формы и уметь их складывать по памяти.
- Развивать сенсорные способности через цвет, форму, объём фигур.
- Способствовать развитию творческих изобретательских способностей;
- Познакомить детей с азами геометрии.
Отличительные особенности:
Важная особенность этой программы в том, что это:
- Универсальный бумажный конструктор.
- Дидактический метод объяснения детям простых правил геометрии, неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги, из которой создаётся бесконечное множество разнообразных форм.
Всё это способствует творческому и интеллектуальному решению изобретательских задач.
Возраст детей, участвующих в программе с 5-7 лет (сензитивный период развития творческих способностей детей – период «фантазёров»).
Срок реализации программы:
1 год обучения.
1 этап – ознакомительно-теоретический:
- Знакомство с искусством оригами; с условными обозначениями, терминами, которые используются при складывании фигуры;
- Получение квадрата из прямоугольника – 3 занятия.
2 этап – экспериментально-практический:
- Познакомить детей с базовыми формами (4 вида);
- Схемами – чертежами, которые являются опорой для последовательного выполнения работы – складывание фигур – 31 занятия.
2 год обучения.
1 этап – итоговый:
- Продолжать знакомить детей с новыми базовыми формами, для получения более усложнённых фигур и закреплять выученные ранее базовые формы, получая из них новые фигуры.
- Создание общих коллективных панно – 34 занятия.
Формы занятий:
- Фронтальная,
- Через практические и игровые (игры-схемки) действия.
- Сотворчество воспитателя и детей.
Ожидаемые результаты.
- Уметь владеть основными приёмами складывания фигур:
- Сгибание по-диагонали;
- Вдавливание углов;
- Расправление углов;
- Складывание ступенькой;
- Выполнение объёмной фигуры (надувной).
- Знать все базовые формы и приёмы их складывания:
- «Треугольник» - складывание квадрата по-диагонали;
- «Воздушный змей» - складывание боковых сторон квадрата к центральной линии квадрата (диагонали);
- «Блинчик» - складывание углов квадрата к центру – в точку пересечения 2-х диагоналей;
- «Водяная бомбочка» - сгибание квадрата по 2-м диагоналям, и пополам (в другую сторону) и вдавливание боковых линий внутрь фигуры.
- «Двойной квадрат» - сгибание квадрата пополам – 2р, по-диагонали (в другую сторону) и вдавливание диагональной линии внутрь фигуры;
- «Дверки» - складывание квадрата пополам и сгибание 2-х боковых сторон к центральной линии.
- Работа по чертежам при складывании фигуры:
- Знать все условные обозначения и термины чертежей;
- Уметь следовать устным инструкциям;
- Использовать геометрические понятия в активном словаре.
- Получение квадрата разными способами:
- Складывания прямоугольник: верхняя сторона (короткая) сгибается на боковую (длинную) по-диагонали;
- Используя точно такой же прямоугольник.
Учебно-тематический план
(по интеллектуально-творческому развитию детей)
«Оригами»
1 год обучения.
Раздел программы | Тема. | Количество часов | |
Практические занятия | Теоретические занятия | ||
Введение. |
| 25мин. | |
| 25мин. | ||
| 25 мин | ||
Всего: | 3 занятия. | 75мин | |
«Треугольник» |
| 15мин | 10мин |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 25мин | ||
| 25 мин | ||
Всего: | 15 занятий. | 245мин | 205мин |
«Воздушный змей» |
| 15мин | 10мин |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 25мин | ||
Всего: | 8 занятий | 130мин | 70мин |
«Водяная бомбочка» |
| 15мин | 10мин |
| 15мин | 10мин | |
| 15мин | 10мин | |
| 25мин | ||
Всего: | 4 занятия | 70мин | 30мин |
«Двойной квадрат» |
| 15мин | 10мин |
| 15мин | 10мин | |
| 25мин | ||
Всего: | 3 занятия | 55мин | 20мин |
Диагностика |
| 25мин | |
Всего: | 1 занятие | 25мин | |
Всего в 1-ый год обучения: 34 занятия – 14ч. 15мин. | 525мин | 325мин |
Учебно-тематический план
(по интеллектуально-творческому развитию детей)
«Оригами»
2-ой год обучения.
Раздел программы | Тема. | Количество часов | |
Практические занятия | Теоретические занятия | ||
Повторение. |
| 20мин | 10мин. |
| 30мин | ||
Всего: | 2 занятие. | 50мин | 10мин |
«Воздушный змей» |
| 20мин | 10мин |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
| 25мин | 5мин | |
всего | 4 занятия | 85мин | 35мин |
«Треугольник» |
| 20мин | 10мин |
| 20мин | 10мин | |
| 30мин | 10мин | |
всего | 3 занятия | 70мин | 30мин |
«Дверки» |
| 20мин | 10мин |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
| 30мин | ||
| 20мин | 10мин | |
Всего: | 5 занятий | 70мин | 30мин |
«Блинчик» |
| 20мин | 10мин |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
Работа с чертежами. | 20мин | 10мин | |
Всего: | 4 занятия | 80мин | 40мин |
«Водяная бомбочка» |
| 20мин | 10мин |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
| 20мин | 10мин | |
Всего: | 7 занятий | 140мин | 70мин |
«Двойной квадрат» |
| 20мин | 10мин |
| 20мин | 10мин | |
Всего: 2 занятия. | 40мин | 20мин | |
Диагностика Работа по чертежам | 1,2. «Теремок» - волк, медведь, лиса, заяц, лягушка, мышка. 3,4. «Звероферма» - поросёнок, корова, баран, коза, лошадь, бычок.
| 30мин+30мин 30мин+30мин 30мин 30мин 30мин | |
Всего: | 7 занятий | 270мин | |
Всего во 2-ой год обучения: 34 занятия – 17ч.30мин | 805мин | 235мин |
Уровни проверки знаний и умений детей
По дополнительной программе: «Оригами»
1 год обучения.
Базовые формы. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Работа по чертежу. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Складывание фигур. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Получение квадрата. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Уровни проверки знаний и умений детей
По дополнительной программе: «Оригами»
2-ой год обучения.
Базовые формы. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Работа по чертежу. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Складывание фигур. | |
Высокий уровень. |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Формы подведения итогов реализации программы:
- Коллективные выставки панно по темам:
- «Еловый лес».
- «Птичий двор»
- «Ракетодром».
- «Морское дно».
- «Зайцы на лугу».
- «Вот моя деревня»
- «Пингвины на льдинах» и т.д.
- Индивидуальные выставки работ детей.
- Конкурс: «Я и мама – любим оригами» - составление родителями и детьми сюжетной композиции в стиле Оригами.
- Фотовыставка: «Наши руки не для скуки».
Литература:
- «Чудесные поделки из бумаги» - З.А. Богатеева, Москва, 1992г.
- «Уроки оригами дома и в школе» - С.Ю.Афонькин, Москва, 1995г.
- «Страна пальчиковых игр» - С.Ю.Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.
- «Журнал «Оригами»» - 1997г.
- «100 оригами» - Г.И.Долженко, 2003 г, Ярославль.
- «Оригами – лучшие модели», Т.Б.Сержантова, 2004, Москва.
- «Оригами для всей семьи» - Т.Б.Сержантова, 2005г, Москва.
- «Оригами – новые модели» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
- «366 моделей оригами» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
- «Бумажные фантазии оригами» - М.П. Згурская, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Дополнительная программа (кружок) по интеллектуально – творческому развитию детей: «ИЗОНИТЬ».
Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей плоскостному моделированию и для объяснения детям простых правил геометрии через технику «Изонить».З...
Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей среднего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...
Статья на тему; Роль развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей.
Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучает его мыслить....
Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»
Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Консультация по теме: «Развивающая игра, как средство интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях образовательной сист...