Статья на тему; Роль развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей.
статья (младшая группа)
Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучает его мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_sayt.docx | 303.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №42 Приморского района Санкт – Петербурга
Статья на тему:
Роль развивающих игр, в интеллектуально-творческом развитии детей.
Выполнила;
Кулебякина Елена Алексеевна
Воспитатель ГБДОУ № 42
Приморского района
Санкт-Петербург
2021
Роль развивающих игр, в интеллектуально-творческом развитии детей.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский
Технология развивающей игры – совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата – повышение уровня интеллектуальной воспитанности ребенка.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Для всестороннего развитие ребенка большое значение имеет игра, в процессе которой у ребёнка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Процесс обучения детей происходит в доступной и привлекательной форме, благодаря использованию дидактических или развивающих игр.
Развивающая игра имеет определенные особенности: – четко поставленную обучающую, развивающую или воспитательную цель, преподносящуюся ребенку в форме игровой задачи, реализация которой требует соблюдение соответствующих установленных правил; – ее результат наделен не только собственно игровым, но и дидактическим, развивающим, воспитательным или социализирующим смыслом. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Для ребят игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Цели и задачи технологии интеллектуально-творческого развития детей
Цель; Формирование у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Задачи; Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Борис Павлович Никитин отмечал, что развивающие творческие игры – в этом и заключается их главная особенность – позволяют объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с другим важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям» – предполагаемый вариант достижения в подобной игре «потолка» своих возможностей. Именно благодаря этому игры и создают действительно своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память (особенно зрительную), умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности все эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Подробнее о трех развивающих играх , играющих значимую роль в технологии интеллектуально-творческого развития детей;
1.«Квадрат Воскобовича» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Развивающую игру «Квадрат Воскобовича» можно предложить ребенку от 2 лет.
Квадрат состоит из треугольников красного и зеленого цвета, наклеенных на ткань. За счет этого он легко трансформируется в самые разные фигуры: плоские или объемные. Складывая квадрат можно собрать: ворона, черепаху, самолетик, лодочку и многое другое. Четырехцветный квадрат для детей постарше. Стороны Квадрата двухцветные (одна - красно-синяя, вторая - желто-зеленая).
Целью игры; является развитие пространственного мышления, внимания, логики и мелкой моторики.
К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:
С одной и той же игрой могут заниматься дети и двух, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми-«Сложи узор».
И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!
В Сложи Узор можно играть, начиная с 1,5- 2 лет.
Игра Сложи Узор прекрасно развивает: наглядно-действенное мышление, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие; способности комбинирования; зрительную память; самоконтроль и самоанализ; целеустремленность и усидчивость; чувство симметрии; воображение.
Игра состоит из 16 одинаковых деревянных кубиков, грани которых окрашены по-разному в 4 цвета, и 5-ти серий авторских заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному». Играя в эти кубики, малыш складывает по рисункам-заданиям множество интересных узоров, начиная с самых простых одноцветных из 4-х кубиков и доходя до красивых сложных узоров из всех 16-ти кубиков. А когда ребёнок начнёт придумывать узоры сам, ему откроется необъятное поле для фантазии и творческой деятельности!
3. Игра “Рамки и вкладыши Монтессори” Марии Монтессори (итальянский врач и педагог), развивает детей в нескольких направлениях: вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры; знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами.
Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100x100 мм, толщиною 1,5–2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.
Список литературы
1.Игры В.В. Воскобовича //Дошкольная педагогика.- СПб, 2003
- Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ.ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007
- Никитин Б.П.. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.,Просвещение, 1991 г.
- Девен Симона «Монтессори для малышей» бомбора 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Косультация дл педагогов на тему: "Роль взрослого в процессе социально – личностного развития детей»
Данное сообщение предназначено для педагогов и родителей ДОУ....
Статья по теме: сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей
Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей.В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его ж...
Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...
Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...
Статья на тему: " Роль развивающих игр для детей 4-5лет."
Игры - занятия развивают : Словестную Зрительную память, Творческие способности Математические игры задания включающие 3 правила ...
Статья на тему: Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников
Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников Охарактеризуем роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательн...
статья на тему«РОЛЬ ИГРОВЫХ И СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья посвящена важности игровых и спортивных занятий для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте. В статье обсуждается, как игровые и спортивные занятия могут способствовать формированию м...