Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»
Срок реализации 1 год
Составитель:
Идрисова Т.В. воспитатель
Мегион 2017
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п | Название разделов | Стр |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Актуальность программы | 3 |
1.2. | Цель Программы | 5 |
1.3. | Задачи Программы | 5 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 5 |
2.1. | Содержание психолого – педагогической работы по реализации программы | 5 |
2.2. | Содержание Программы в группах для детей от 5 до 6 лет | 7 |
2.3. | Содержание Программы в группах для детей от 6 до 7 лет | 14 |
2.4. | Планируемые результаты освоения Программы «Развивайка» | 21 |
2.5. | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов | 21 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 22 |
3.1. | Учебный план | 22 |
3.2. | Годовой календарный учебный график | 22 |
3.3. | Материально-техническое обеспечение программы | 23 |
4. | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 23 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность программы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым
интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный
труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,
основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации -
игра.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение
свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно
реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать
причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и
действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры.
Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и
включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который
способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям
использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество -
становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к
ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного
персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда
добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное
усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления
творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому
остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного
вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Основное направление деятельности программы это – использование
современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша,
цветных палочек Х.Кюизенера.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр -
интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра
обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным
языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
На основе развивающих игр Воскобовича В.В. создана игровая технология
интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».
«Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских
развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного
материала.
К развивающим играм Воскобовича относятся «Геоконт», "Двухцветный
квадрат Воскобовича", «Прозрачный квадрат», "Математические корзинки»,
«Игровизор», «Шнур – затейник»
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от
друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с
логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам,
перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными
как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования,
сравнения, классификации, обобщения, кодирования. А также логические операции
«не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей
развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность
производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание,
память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых
условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование
карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию
свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и
умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых
действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине
или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В
процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают
умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые
«рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-
схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к
словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается
активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей
решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность,
универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере
отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют
специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе-
мых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского
мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении
ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических
действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести
практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то
же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и
заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных
принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой
деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в
игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры
Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего
возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие
развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз
самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры
Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и
любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и
радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы
незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать
малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может
и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат»,
«Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных
способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Содержание программы состоит из 4 разделов и подразумевает работу с
палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, играми Воскобовича, развивающие игры
Никитина.
1.2. Цель программы:
развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
1.3. Задачи программы:
2. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать представление о множестве, операции над множествами.
5. Развивать математические понятия: пространственное расположение,
форма, размер, толщина.
6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности
к моделированию и конструированию.
7. Обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышать влияние игры на
его развитие.
8. Воспитывать самостоятельность при решении учебных и практических
задач.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание психолого – педагогической работы по реализации
программы
В основе организации работы с детьми лежит:
- принцип системность,
- принцип учёта возрастных особенностей детей,
- принцип дифференцированного подхода,
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний,
- принцип постепенного и постоянного усложнения материала,
- принцип поэтапного использования игр,
- принцип гуманного сотрудничества педагога и детей.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития детей.
Формы организации работы по реализации программы
- Непосредственно образовательная деятельность в форме игры,
путешествия, беседы, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену
деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
- Самостоятельная деятельность в развивающей среде (изобразительная
деятельность, аппликация, предметные ориентиры).
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, используем
разнообразные игровые задачи, придумываем сюжеты занятий, вводим сказочные
персонажи.
Срок реализации программы «Развивайка» – 1 год (учебный год: с сентября по
май). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество занятий в год – 68.
Длительность каждого занятия составляет 25 минут. В занятиях участвует подгруппа
из 7 детей. Работа с детьми организуется в специально отведенном кабинете,
оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На
каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и
дидактических пособий к ним.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой
форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами, с
учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от
простого к сложному». Использование дидактического материала, как во время
организованной деятельности, так и в свободной деятельности детей, поможет развить
интеллектуальные способности логико-математическое мышление у детей, а также
обеспечит развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал,
сформирует детскую индивидуальность.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного
диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного
года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об
изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика
представлена в приложении №1.
2.2. Содержание Программы в группах для детей от 5 до 6 лет
Месяц | Задачи | Развивающая среда | |
Информационно-методическое обеспечение | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | ||
Сентябрь | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 5 - 6 лет; корректировка содержания программы. | Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение № 1) | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
Октябрь | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. | ||
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость. | Игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. | ||
Ноябрь | Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты». | ||
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость». | Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Головоломки «Колумбово яйцо»; Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г. | ||
Декабрь | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания. | Игры Воскобовича: «Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания. | Игры Воскобовича:«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Январь | Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности. | Игры Никитина:«Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Головоломки «Пифагор»; Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г. | ||
Февраль | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Лабиринты: Дидактическая игра «Лабиринты». | ||
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое». | Игры Воскобовича: «Чудокрестики»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Март | Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. Развитие познавательных процессов; формирование понятий часть и целое; развитие координации движений; развитие мелкой моторики; развитие логики. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. «Логоформочки»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; закрепление основных цветов; запоминание образа цифр. | Конструктор цифр; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Головоломки «Сфинкс»; Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г. | ||
Апрель | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие ориентировки в пространстве; развитие мелкой моторики; формирование символического и графического мышления. | «Кубики для всех»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | ||
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. | ||
Май | Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 5 - 6 лет; анализ деятельности за год. | Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение№ 1) | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
2.3. Содержание Программы в группах для детей от 6 до 7 лет
Месяц | Задачи | Развивающая среда | |
Информационно-методическое обеспечение | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | ||
Сентябрь | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 6 - 7 лет; корректировка содержания программы. | Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение № 1) | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
Октябрь | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А. Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; закрепление цветов; развитие умения ориентироваться на плоскости; совершенствование умений в измерительной деятельности; пополнение знаний о числах и цифрах. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. | ||
Развитие познавательных процессов; расширение представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; расширение представлений об эталонах формы и величины; продолжить учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; закрепление свойств – прозрачность и гибкость. | Игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г | ||
Ноябрь | Развитие познавательных процессов; расширение представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты». | ||
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость». | Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Головоломки «Колумбово яйцо»; Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г. | ||
Декабрь | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания. | Игры Воскобовича: «Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания. | Игры Воскобовича:«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Январь | Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности. | Игры Никитина:«Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Головоломки «Пифагор»; Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г. | ||
Февраль | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. | Лабиринты: Дидактическая игра «Лабиринты». | ||
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое». | Игры Воскобовича: «Чудокрестики»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. | ||
Март | Развитие познавательных процессов; расширение представлений о величине, цвете и числах; совершенствование навыков счета; совершенствование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; формирование понятий часть и целое; развитие координации движений; развитие мелкой моторики; развитие логики. | «Логоформочки»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; закрепление основных цветов; запоминание образа цифр. | Конструктор цифр; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. | ||
Апрель | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. | Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г. | Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы. |
Развитие познавательных процессов; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие ориентировки в пространстве; развитие мелкой моторики; формирование символического и графического мышления. | «Кубики для всех»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. | ||
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков. | Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. | ||
Май | Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 5 - 6 лет; анализ деятельности за год. | Диагностика познавательного развития. | Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий. |
2.4. Планируемые результаты освоения Программы «Развивайка»
К концу года дети должны уметь:
- моделировать свойства и отношения величин;
- объединять разрозненные делали в целое;
- выполнять игровые действия, соблюдать игровые правила.
- планировать свои действия при решении логических и арифметических задач.
2.5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Цель: Определение результативности освоения детьми программы по развитию
интеллектуальных и творческих способностей.
Диагностика составлена по материалам 3 книги Р.С. Немова «Психодиагностика».
Ход диагностики
1. Изучение слуховой памяти дошкольников по методике «10 слов».
Ребенку зачитывают 10 слов: дом, мёд, конь, лист, день, дверь, сок, туча, сад, кукла.
Воспроизведение – 10 – 7 слов высокий уровень,
3- 4 слов свидетельствует о среднем уровне,
0 –2 – слабый уровень.
2. Изучение зрительной памяти дошкольников по методике «12 картинок».
Ребёнку предъявляется таблица с 12-ю картинками, время предъявления 30 секунд.
Воспроизведение 7,5-12 картинок высокий уровень,
4-7 картинок свидетельствует о среднем уровне,
0 –3 – слабый уровень.
3. Изучение слухового восприятия дошкольников по методике проба «Понимание текста».
Ребёнку диктуем предложение: «Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошёл в школу».
После прочтения, ребёнка просят повторить предложение.
Безошибочные ответы - высокий уровень;
1-3 ошибки – средний уровень;
Более 3 ошибок – слабый уровень
4. Изучение зрительного восприятия дошкольников по методике: «Какие предметы спрятались?».
Ребёнку предъявляются несколько контурных рисунков, в которых «спрятаны»
известные ему предметы. Ребёнка просят последовательно назвать очертания всех
изображённых предметов. Общее количество предметов 14.
Безошибочные ответы, найдены все предметы за 20-30 сек. - высокий уровень;
Найдены все предметы за 40-50 сек. - средний уровень;
Найдены все предметы более 50 сек. или допущены ошибки - слабый уровень.
5. Оценка развития образно-логического мышления у дошкольников по методике «Раздели на группы».
Ребёнку предлагаются 20 картинок, на которых изображены знакомые ему предметы.
- Его просят разделить эти карточки на группы так, чтобы в каждой группе были похожие друг на друга картинки, чтобы их можно было назвать, одним словом.
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выделил пять групп и назвал обобщающие слова;
Средний уровень - ребёнок выделил пять групп и назвал обобщающие слова с
незначительной помощью взрослого;
Слабый уровень – ребёнок произвольно разделил картинки на группы и затруднился с обобщением.
6.Определить способность ребёнка устанавливать причинно-следственную связь.
Ребёнку предлагаются пять картинок с описанием какого – либо события, ему
необходимо расположить эти картинки по порядку (от начала до конца).
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно расположил картинки по порядку и
рассказал историю;
Средний уровень - ребёнок с незначительной помощью взрослого расположил
картинки по порядку и рассказал историю;
Слабый уровень – ребёнок расположил картинки произвольно и не смог
придумать историю.
7. Определить уровень развития произвольного внимания дошкольников по методике «Корректурная проба»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ | Содержание рабочей учебной программы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) | |
Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
1 | Мониторинг | 8 | 8 |
2 | Блоки Дьенеша | 6 | 6 |
3 | Палочки Кюизенера | 6 | 6 |
4 | Игры Воскобовича | 8 | 8 |
5 | Развивающие игры Никитина | 6 | 6 |
Всего занятий в год | 34 | 34 |
- Годовой календарный учебный график.
Режим работы Учреждения | 7.00-19.00 |
Продолжительность учебного года | Начало учебного года с 01.09.2017 г. Окончание учебного года 31.05.2018 г. |
Количество недель в учебном году | 39 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней (понедельник-пятница) |
Сроки проведения каникул | Зимние – 09.01.2018 – 15.01.2018г. Весенние – 12.03.2017-16.03.2017г. |
Летний оздоровительный период | С 01.06.2018г. по 31.08.2018г. |
Праздничные (нерабочие) дни | 06.11.2017г. 01.01.2018 - 08.01.2017г. 22.02.2018 - 23.02.2018г. 07.03.2018 – 09.03.2018г. 30.04.18 - 02.05.2018г. 08.05.2018– 09.05.2018г. |
3.3 Материально-техническое обеспечение программы
1. Демонстрационный материал к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша.
2. Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек», «Давайте
вместе поиграем»
3. Игры Воскобовича
- «Чудо - крестики» №1; №2; №3
- «Лепестки» (эталоны цвета)
- «Геоконт»
- «Квадрат Воскобовича» (2-х цветный, 4-х цветный)
- «Чудо – Цветик»
- «Логоформочки»
4. Цветные счётные палочки Кюизенера на каждого ребенка.
5. Блоки Дьенеша на каждого ребенка.
6. Игры Никитина: Сложи квадрат, Сложи узор.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонов В.А. Фадеева Е.М. Диагностика математического развития
дошкольников. – Пермь, 1998.
- БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
- Р.С. Немов «Психодиагностика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»
Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,
Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...
Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»
Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...