Тема: Дополнительная программа (кружок) по интеллектуально – творческому развитию детей: «ИЗОНИТЬ».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Высоких Татьяна Петровна

 

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей плоскостному моделированию и для объяснения детям простых правил геометрии через технику «Изонить».

Занятия изонитью способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики пальцев рук;
  • Сенсорное восприятие;
  • Глазомер;
  • Логического мышления, воображения;
  • Волевых качеств;
  • Художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях изонитью дети приобретают:

  • Практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами);
  • Опыт рисования и ручного труда;
  • Закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Чтобы научить детей владеть техникой изонити, воспитатели сами должны хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.

Актуальность  - это интегрированный метод интеллектуального развития детей и ручных умений.

Педагогическая целесообразность:

  • Создание условий для свободного детского экспериментирования детей;
  • Реализация межпредметных связей:
  • Сенсорное развитие – понятие о холодных и тёплых тонах; различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны.
  • Математические представления – количественный и порядковый счёт.
  • Трудовое воспитание – владение иглой, ниткой, шилом, с трафаретом.
  • Физическое воспитание – развитие кисти руки, глазомер, координацию движения.
  • Нравственное воспитание – воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  • Эстетическое воспитание – умение подбирать контрастные цвета, развитие эстетического вкуса.
  • Как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии:
  • Дать понятие о разных углах: величине, длине сторон.
  • Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
  • Понятие о точке отсчёта, о середине, центре, вершине, крае.
  • Знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
  • Как дидактический метод развития у детей интеллектуальных способностей:
  • Развитие логики.
  • Воображения.
  • Развитие моторики пальцев рук.
  • Развитие абстрактного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izonit_vysokih.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот.

Материал подготовлен воспитателем Татьяной Петровной Высоких (1 КАТЕГОРИЯ).

Тема: Дополнительная программа (кружок)

 по интеллектуально – творческому развитию детей:

«ИЗОНИТЬ».

Возраст детей – 5-7 лет.

Срок реализации – 2 года.

Пояснительная записка.

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей плоскостному моделированию и для объяснения детям простых правил геометрии через технику «Изонить».

Занятия изонитью способствует развитию у ребёнка:

  1. Мелкой моторики пальцев рук;
  2. Сенсорное восприятие;
  3. Глазомер;
  4. Логического мышления, воображения;
  5. Волевых качеств;
  6. Художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях изонитью дети приобретают:

  1. Практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами);
  2. Опыт рисования и ручного труда;
  3. Закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Чтобы научить детей владеть техникой изонити, воспитатели сами должны хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.

Актуальность  - это интегрированный метод интеллектуального развития детей и ручных умений.

Педагогическая целесообразность:

  1. Создание условий для свободного детского экспериментирования детей;
  2. Реализация межпредметных связей:
  1. Сенсорное развитие – понятие о холодных и тёплых тонах; различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны.
  2. Математические представления – количественный и порядковый счёт.
  3. Трудовое воспитание – владение иглой, ниткой, шилом, с трафаретом.
  4. Физическое воспитание – развитие кисти руки, глазомер, координацию движения.
  5. Нравственное воспитание – воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  6. Эстетическое воспитание – умение подбирать контрастные цвета, развитие эстетического вкуса.
  1. Как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии:
  1. Дать понятие о разных углах: величине, длине сторон.
  2. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
  3. Понятие о точке отсчёта, о середине, центре, вершине, крае.
  4. Знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
  1. Как дидактический метод развития у детей интеллектуальных способностей:
  1. Развитие логики.
  2. Воображения.
  3. Развитие моторики пальцев рук.
  4. Развитие абстрактного мышления.

Цель:

Обучать детей плоскостному моделированию через технику «Изонить».

Задачи:

  1. Обучить детей владеть основными приёмами моделирования углов и окружностей при помощи переплетения цветных нитей.
  2. Познакомить детей с азами геометрии.

Отличительные особенности:

Важная особенность этой программы в том, что она:

  1. Дидактический метод объяснения детям простых правил геометрии.
  2. Формирование понятия «зеркальное воображение».

Срок реализации программы:

1 год обучения.

1 этап – ознакомительно-теоретический:

  1. Познакомить детей с техникой изонити.
  2. Дать начальные математические и геометрические понятия, которые используются при техники изонити.

2 этап – экспериментально-практический:

  1. Овладение техникой изонити.
  2. Изображение углов.
  3. Моделирование с их использованием образов.
  4. Знакомство с шаблонами треугольников.

2 год обучения.

1 этап – экспериментально-практический:

  1. Изображение окружностей, дуг, завитков в технике изонити.
  2. Моделирование с их использованием образов.

2 этап – итоговый:

  1. Закрепление выполнения углов и окружностей в технике изонити.
  2. Создание общих коллективных панно.

Формы занятий:

  1. Фронтальная,
  2. Через практические действия.
  3. Сотворчество воспитателя и детей.

Ожидаемые результаты.

  1. Знание углов, окружности:
  1. Умение различать разные виды углов: прямой, тупой, острый, и умение выполнять их в технике изонити.
  2. Умение выполнять работу окружности в технике изонити.
  3. Умение составлять образ из нескольких углов и окружностей.
  1. Работа с линейкой:
  1. Чёткое понимание понятия сантиметр и как его изображают на линейке.
  2. Уметь измерять при помощи линейки расстояние в 1; 0,5 см.
  3. При помощи линейки уметь определять количество отверстий на стороне угла.
  1. Работа с трафаретами:
  1. Правильно подбирать трафареты треугольников, кругов к любой фигуре.
  2. Уметь накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённый образ.
  1. Знание геометрических и математических понятий:
  1. Уметь использовать выученные геометрические понятия и термины при анализе образцов работы в технике изонити.
  2. Угол, вершина, сторона, длина, хорда, точка, окружность, овал, прямая, величина, вверх, вниз, центр, середина, лево, право.

Учебно-тематический план

(по интеллектуально-творческому развитию детей)

«Изонить»

1 год обучения.

Раздел программы

Тема.

Количество часов

Практические занятия

Теоретические занятия

Введение.

  1. Знакомство с техникой изонити.

25мин.

  1. Знакомство с геометрическими терминами.

25мин.

Всего:

2 занятия.

«Острый угол»

  1. «Грибок».

15мин

10мин

  1. «Морковка»

15мин

10мин

  1. «Закладка»

15мин

10мин

  1. «Узор на закладке»

15мин

10мин

  1. «Узор на полосе»

15мин

10мин

  1. «Закладка с 2-мя углами».

15мин

10мин

  1. «Шапочка-копачок».

15мин

10мин

  1. «Хвост птички»

15мин

10мин

  1. «Загадка»

15мин

10мин

  1. «Загадка»-продолжение.

15мин

10мин

  1. «Кленовый лист»

15мин

10мин

  1. «Кленовый лист»-продолжение

15мин

10мин

  1. «Снежинка»

15мин

10мин

  1. «Снежинка»-продолжение.

15мин

10мин

  1. Итоговое: «Птичка».

25мин

Всего:

15 занятий.

235мин

140мин

«Тупой угол»

  1. «Домик»

15мин

10мин

  1. «Закладка с 2-мя тупыми углами»

15мин

10мин

  1. «Зонт»

15мин

10мин

  1. «Ваза»

15мин

10мин

  1. «Птичка в полёте»

15мин

10мин

  1. «Телевизионная башня»

15мин

10мин

  1. «Телевизионная башня»-продолжение

15мин

10мин

  1. Итоговое: «Ёлочка».

20мин

5мин

  1. Итоговое: «Ёлочка»-закрепление.

25мин

Всего:

        9 занятий

150мин

75мин

«Прямой угол»

  1. «Рыбка»

15мин

10мин

  1. «Прямые углы»

15мин

10мин

  1. «Парус»

15мин

10мин

  1. «Домик»

15мин

10мин

  1. Итоговое: «Фонарик»

20мин

5мин

Всего:

5 занятий

80мин

45мин

Диагностика

  1. Работа с трафаретами углов.

25мин

Всего:

1 занятие

25мин

Всего в 1-ый год обучения: 32 занятия – 13ч. 32мин.

490мин

310мин

Учебно-тематический план

(по интеллектуально-творческому развитию детей)

«Изонить»

2-ой год обучения.

Раздел программы

Тема.

Количество часов

Практические занятия

Теоретические занятия

Введение.

  1. Знакомство с выполнением окружности в технике изонити.

30мин.

Всего:

1 занятие.

30мин

ОКРУЖНОСТЬ.

  1. «Мячик».

20мин

10мин

  1. «Солнышко»

20мин

10мин

  1. «Бусы»

20мин

10мин

  1. «Бусы» - закрепление

30мин

  1. «Неваляшка»

20мин

10мин

  1. «Неваляшка»-продолжение

30мин

  1. «Цыплёнок».

20мин

10мин

  1. «Цыплёнок» - продолжение

30мин

  1. «Птица»

20мин

10мин

  1. «Птица»-продолжение.

30мин

  1. «Узор в кругу»

20мин

10мин

  1. «Узор в кругу»-продолжение

30мин

  1. «Снеговик»

20мин

10мин

  1. «Снеговик»-продолжение.

30мин

  1.  «Узор из углов окружности».

20мин

10мин

  1. «Узор из углов окружности»-продолжение

30мин

  1. «Узор в кругу»

20мин

10мин

  1. «Узор в кругу» - продолжение

30мин

  1. «Девочка в сарафане»

20мин

10мин

  1. «Девочка в сарафане»-продолжение

30мин

  1. «Мыльные пузыри»

20мин

10мин

  1. «Мыльные пузыри» - продолжение

30мин

  1. «Одуванчик»

20мин

10мин

  1. «Одуванчик»-продолжение

30мин

Итоговые занятия:

Коллективные панно.

  1. «Сюжетная композиция из звёзд»

20мин

10мин

  1. «Сюжетная композиция из звёзд»        

20мин

10мин

  1. «Сюжетная композиция из звёзд»-закрепление.

30мин

  1. «Цветы на лугу»-сюжетная композиция

20мин

10мин

  1. «Цветы на лугу»-продолжение

30мин

  1. «Рыбки в аквариуме»-сюжетная композиция.

30мин

Всего:

30 занятий

740мин

160мин

Диагностика

  1. Работа с трафаретами окружностей и углов.

30минмин

Всего:

1 занятие

30мин

Всего:

31 занятия

Всего в 2-ой год обучения: 31 занятия – 16ч.

770мин

190мин

Уровни проверки знаний и умений детей

По дополнительной программе: «Изонить»

1 год обучения.

Знание углов.

Высокий уровень.

  1. Хорошо распознаёт разные виды углов: острый, тупой, прямой.
  2. Самостоятельно выполняет вышивание угла в технике изонити.
  3. Правильно подбирает трафареты треугольников к любой фигуре, определяя направление углов.

Средний уровень

  1. Хорошо распознаёт разные виды углов: острый, тупой, прямой.
  2. Подбирает трафареты треугольников к любой фигуре, определяя направление углов с незначительными ошибками.
  3. Выполняет вышивание угла в технике изонити при небольшой помощи воспитателя.

Низкий уровень

  1. Хорошо распознаёт разные виды углов: острый, тупой, прямой с незначительными ошибками.
  2. Подбирает трафареты треугольников и определяет направление углов при помощи воспитателя.
  3. Выполняет вышивание угла в технике изонити при помощи воспитателя.

Работа с линейкой.

Высокий уровень.

  1. Хорошо знает предмет – линейку (что такое сантиметр, что обозначает цифра на линейке, что обозначают деления).
  2. Самостоятельно измеряет расстояние в 1см, 0,5см.
  3. Умеет определять количество отверстий на стороне угла при помощи линейки.

Средний уровень

  1. Хорошо знает предмет – линейку (что такое сантиметр, что обозначает цифра на линейке, что обозначают деления).
  2. Измеряет расстояние в 1см, 0,5см. при небольшой помощи воспитателя.
  3. Не всегда умеет определять количество отверстий на стороне угла при помощи линейки.

Низкий уровень

  1. Недостаточно  знает предмет – линейку (что такое сантиметр, что обозначает цифра на линейке, что обозначают деления).
  2. Измеряет расстояние в 1см, 0,5см. при помощи воспитателя.
  3. С трудом  определяет количество отверстий на стороне угла при помощи линейки.

Работа с трафаретами.

Высокий уровень.

  1. Самостоятельно подбирает трафареты треугольников к любой фигуре.
  2. Правильно умеет накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённую фигуру.

Средний уровень

  1. Подбирает трафареты треугольников к любой фигуре с незначительными ошибками.
  2. Не всегда умеет накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённую фигуру.

Низкий уровень

  1. подбирает трафареты треугольников к любой фигуре. При помощи воспитателя.
  2. Не  умеет накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённую фигуру.

Уровни проверки знаний и умений детей

По дополнительной программе: «Изонить»

2-ой год обучения.

Окружность.

Высокий уровень.

  1. Хорошо знает геометрическую фигуру-круг.
  2. Самостоятельно выполняет вышивание окружности в технике изонити.
  3. Правильно подбирает трафареты круга к любой фигуре.

Средний уровень

  1. Хорошо знает геометрическую фигуру-круг.
  2. выполняет вышивание окружности в технике изонити при небольшой помощи воспитателя.
  3. подбирает трафареты круга к любой фигуре с незначительными ошибками.

Низкий уровень

  1. знает геометрическую фигуру-круг.
  2. выполняет вышивание окружности в технике изонити при помощи воспитателя.
  3. подбирает трафареты круга к любой фигуре при помощи воспитателя.

Работа с линейкой.

Высокий уровень.

  1. Хорошо знает предмет – линейку (что такое сантиметр, что обозначает цифра на линейке, что обозначают деления).
  2. Самостоятельно измеряет расстояние в 1см, 0,5см.
  3. Умеет определять количество отверстий на стороне угла при помощи линейки.

Средний уровень

  1. Хорошо знает предмет – линейку (что такое сантиметр, что обозначает цифра на линейке, что обозначают деления).
  2. Измеряет расстояние в 1см, 0,5см. при небольшой помощи воспитателя.
  3. Не всегда умеет определять количество отверстий на стороне угла при помощи линейки.

Низкий уровень

  1. Недостаточно  знает предмет – линейку (что такое сантиметр, что обозначает цифра на линейке, что обозначают деления).
  2. Измеряет расстояние в 1см, 0,5см. при помощи воспитателя.
  3. С трудом  определяет количество отверстий на стороне угла при помощи линейки.

Работа с трафаретами.

Высокий уровень.

  1. Самостоятельно подбирает трафареты треугольников к любой фигуре.
  2. Правильно умеет накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённую фигуру.

Средний уровень

  1. Подбирает трафареты треугольников к любой фигуре с незначительными ошибками.
  2. Не всегда умеет накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённую фигуру.

Низкий уровень

  1. подбирает трафареты треугольников к любой фигуре. При помощи воспитателя.
  2. Не  умеет накладывать несколько трафаретов друг на друга, получая определённую фигуру.

Знание геометрических понятий и терминов.

Высокий уровень.

  1. Правильно называет геометрические термины и понятия: Угол, вершина, сторона, длина, хорда, точка, окружность, овал, прямая, величина, вверх, вниз, центр, середина.
  2. Умеет правильно анализировать (читать) образец, точно называя все геометрические термины.

Средний уровень

  1. называет геометрические термины и понятия: Угол, вершина, сторона, длина, хорда, точка, окружность, овал, прямая, величина, вверх, вниз, центр, середина – с незначительными ошибками.
  2. Недостаточно правильно умеет анализировать (читать) образец, точно называя все геометрические термины.

Низкий уровень

  1. Незнание многих геометрических терминов и понятий.
  2. Не умеет анализировать (читать) образец, точно называя все геометрические термины.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Коллективные выставки панно по темам:
  1. «Композиция из звёзд».
  2. «Цветы на лугу»
  3. «Рыбки в аквариуме».

  1. Индивидуальные выставки работ детей.
  2. Конкурс: «Эти интересные чудо-треугольники и круги» - составление родителями и детьми сюжетной композиции из треугольников и окружностей в рисовании, аппликации.
  3. Фотовыставка: «Чудеса из нити» - фотографии, как дети работают над созданием образов.

Литература:

  1. Методическое пособие – «Техника Изонить» - Н.Н. Гусарова, Санкт-Петербург, 2000г.
  2. Методическое пособие – «Подготовка к работе изонитью» - Н.Н. Гусарова, Санкт-Петербург, 2000г.
  3. Методическое пособие – «Изображение углов» - Н.Н. Гусарова, Санкт-Петербург, 2000г.
  4. Методическое пособие – «Изображение окружностей» - Н.Н. Гусарова, Санкт-Петербург, 2000г.
  5. Методическое пособие – «Темы и конспекты занятий по изонити» - Н.Н. Гусарова, Санкт-Петербург, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дополнительная программа (кружок) по интеллектуально – творческому развитию детей: «ОРИГАМИ».

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей ОБЪЁМНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕТЯМ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ГЕОМЕТРИИ  через технику «Оригами».Все ...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Статья на тему; Роль развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей.

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучает его мыслить....

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Консультация по теме: «Развивающая игра, как средство интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Происходящие  изменения  в  системе  дошкольного  образования  обусловлены  объективной  потребностью   в  изменениях  образовательной  сист...