«Путешествие чудо-теста в страну вкуснотеево».
рабочая программа (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Ознакомление детей с трудом взрослых через тестопластику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_chudo-testa_v_stranu_vkusnoteevo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект работы  «Путешествие чудо-теста в страну вкуснотеево».

      Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к деятельности взрослых. Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе. Знакомить детей с трудом взрослых можно в ходе непосредственно образовательной деятельности через рассказы, беседы, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций. При этом полученные знания могут оказаться формальностью, если они не сочетаются с непосредственной трудовой деятельностью. Дети должны прочувствовать, что такое усталость, успех или неудача. Только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду.

       В моей группе дети с общим недоразвитием речи. Есть дети пассивные, неуверенные, а есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Мои наблюдения показали, возможность сделать что-то своими руками, познакомиться со свойствами материалов, способами применения различных инструментов вызывает у детей большой интерес. Особый интерес у детей вызывает тестопластика. Именно данная техника является эффективным средством формирования представлений о труде взрослых.

     Работа с детьми по ознакомлению с трудом взрослых с использованием тестопластики осуществлялось в рамках проекта «Путешествие чудо-теста в страну вкуснотеево». Проект предназначен для работы с детьми 6-7 лет, рассчитан на четыре месяца поэтапного освоения материала.

Целью проекта: дать детям конкретные представления о труде взрослых. Познакомить детей с новым материалом - солёное тесто. Воспитывать интерес и любовь к труду взрослых через тестопластику.

Задачи проекта: повышать сенсорную чувствительность, способствовать тонкому  восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, умение синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, формировать зрительный контроль за движениями своих рук. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Развивать творчество ребёнка, воспитывать в детях на примерах труда взрослых дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу, к результатам труда.

     В проекте выделены три этапа развития творчества дошкольников  на занятиях по тестопластики, Каждый этап имеет свои особенности  и творческие задачи:

  1. 1 этап – начальный "Чудо - тесто";

Цель: ознакомление с процессом замешивания дрожжевого теста.

Задачи начального этапа: ознакомление с трудом повара, с процессом замешивания теста и выпекания булочек; формирование представления о том, что на кухне должно быть чисто; познакомить дошкольников с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений; воспитание бережного отношения к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду повара. В рамках начального этапа было проведено 2 занятия: «Булочка душистая, тёплая, золотистая» и «В гостях у хлебосольки».  Дети знакомились с трудом повара, с процессом замешивания теста и выпекания вкусных булочек. Затем  дети, как настоящие пекари, лепили изделия из теста. Получившиеся хлеб и булочки они использовали в тематических играх. Параллельно проводилась работа с родителями – консультация «Организация домашних занятий по лепке из слоеного теста». Совместно с родителями ребята пекли пироги, булочки, пирожки. Результат труда был оформлен в мини книжки «Маленький помощник». 

  1. 2 этап – промежуточный "Чудо слоеное тесто приглашает гостей".

Цель: ознакомление и обучение. Накопление  творческого опыта детей.

Задачи: начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

     На этом этапе дети знакомились с возможностями соленого теста, дошкольники учились  правильно организовывать свое рабочее место.  Подражая взрослому, изготавливали  конкретные поделки из соленого теста, отрабатывали знакомые и обучались  новым способам и приемам лепки.  На втором этапе детям предлагались задания («Вкусное печенье», «Новогодний торт»), которые требовали от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они должны были проявлять элементы творчества. Старалась  не допускать, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток, так как  в этих случаях может рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.  Поощряя любую попытку ребят проявить самостоятельность, помогло им преодолеть трудности, ребята чувствствовали радость от собственной умелости. Используя прием поощрения, воспитывала  начала трудолюбия.

    Также дети совместно с родителями подбирали иллюстрации, фотографии для создания альбомов «Праздничная символика» и «Чудо тесто».

  1. 3 этап завершающий «Лепим, играем – речь развиваем» длился в течение двух месяцев.

Цель проекта: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки; поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

     В ходе 3 этапа проводилось 4 занятия «Выпекаем мы в печи пироги и калачи», «Уточка - не только сладость, но и в доме радость», «Подарки для любимых - Валентинки», «Панно в подарок папам «Морской бриз». Работа строилась  на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделялось детскому экспериментированию с материалами,  с инструментами и  техниками. Детям предлагались задания, которые вели их к целенаправленным действиям и поискам.

    Опорой на этом этапе являлось детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создавались условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.  Дети учились переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях. Детей знакомились с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащала  ребенка творчески, помогала осознать тесную связь лепки и рисования.

    Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ, совместных работ с родителями. Итогом проекта стала выставка. Она помогла детям продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, послужила стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Ребята  смогли оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда.

      Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.

    На занятиях тестопластикой ребенок приобрел умения и навыки, которые будут иметь большое значение в его трудовой деятельности в дальнейшем (независимо от выбранной профессии). Прежде всего, к ним относятся ручная умелость, умение организовывать и планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, привычка прилагать усилия и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо тесто!

Материал для родителей по работе с соленым тестом с детьми раннего возраста....

Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".

Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...

Творческий проект «Чудо — тесто»

Цель проекта: научить создавать поделки из солёного теста....

Чудо-тесто на 2 года

Праграмма по тестопластике на 2 года "Чудо тесто"...

Программа кружка по тестопластике "Чудо-тесто"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необх...

Мастер - класс для воспитателей по изготовлению татарских национальных блюд "Чудо тесто"

Изготовление татарских национальных блюд из соленого теста...

Презентация к занятию по лепке. Чудо тесто, пано Земляничка.

Пошагорвое выполнение работы с соленым тестом....