Чудо-тесто на 2 года
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Праграмма по тестопластике на 2 года "Чудо тесто"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_testo_na_2_goda.docx | 116.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
Калининградской области
муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 11
Центр развития ребенка
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание педагогического совета Заведующая МАДОУ детским садом № 11
МАДОУ детского сада № 11 Центром развития ребенка
Центра развития ребенка ___________Т.А. Заварзина
Протокол № 5 от 28.08.2015г «____»____________201_г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Чудо-тесто»
название Программы
(художественной направленности )
направленности
для детей 3-7 лет
срок реализации программы: 4 года
Разработчик:
Гуржина Евгения Александровна
г. Гусев
2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-тесто» (далее Программа), разработана в соответствии со ст.2, 12 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка, утвержденное заведующей.
Программа является составляющей единого образовательного пространства МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка (далее Учреждение) и создается для детей с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время (52 часа). Вместе с тем в летние месяцы образовательная деятельность осуществляется в определенных формах работы: выставки, массовые мероприятия, концерты, досуги и другие.
Прогнозируемые результаты
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
К концу года ребенок должен уметь лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.
Составлять несложную композицию, создавать объемные лепные фигуры, расписывать вылепленные изделия.
В результате проводимой работы пробуждаются познавательные ценности, потребности в новых знаниях. Возникает стремление самому сделать нечто новое, творить, фантазировать, экспериментировать. Ребенок проникается творчеством красоты творений искусства
Направленность Программы: художественная направленность.
Новизна дополнительной образовательной Программы состоит не только в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из такого художественного материала как тесто, но раскрашивание готовых фигур, умение предвидеть готовый результат.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Педагогическая целесообразность: Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность.
Работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Практическая значимость: В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Отличительные особенности Программы: Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Также специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Ключевые понятия:
Лепка-придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
Тесто – основной полуфабрикат в хлебопекарном, бараночном, кондитерском и макаронном производствах, а также при приготовлении мучных изделий в домашних условиях.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Изделие, предмет или набор предметов, изготовляемых на предприятии.
Изделие является результатом производственного процесса.
Форма (лат. forma «внешний вид») может означать: взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.
Декоративность - (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностыо, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным.
Композиция - в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоничное целое.
Силуэт – это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения.
Перспектива - (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Фон – (fond из лат. fundus — «дно, основание, главный элемент, основа»). Это основной цвет или тон, на котором размещается изображение или текст; часть изображения, образующая задний план.
Узор – это рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п. Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок.
Орнамент - (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных).
Трафарет - пластинка из металла, дерева, картона и т.п., в которой прорезаны отверстия, предназначенные для воспроизведения буквы или рисунка.
Рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. «Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение»,
Коллаж – (от фр. coller — приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Шаблон - (лекало, трафарет и т. п.) с вырезами, по контуру которых изготовляются чертежи или изделия либо инструмент для измерения размеров.
Загадки - это иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Материал - вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция, которые способствуют процессу труда, либо придают изготовленной продукции определенные свойства.
Цель Программы:
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат. Формирование личности ребенка в его творческом развитии. Обучение детей эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных детьми работ, самоуважению через результат деятельности. Умение оценить свою деятельность.
Задачи Программы:
- Ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста.
- Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
- Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения работы.
- Формирование опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.
- Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам.
- Соблюдение правил техники безопасности.
- Стремление к поиску, самостоятельности.
- Понимание необходимости качественного выполнения образа.
- Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.
Принципы:
Обучение основывается на принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности, наглядности, научности, от простого к сложному.
- Индивидуальность - предусматривает учет в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития личности; моделирования на основе индивидуальных программ развития, стимулирование физически-оздоровительной, предметно-практической, учебно-познавательной, социально-коммуникативной, ориентационно-оценочной деятельности детей.
- Доступность - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями: (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Результативность - это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. То есть, чем точнее достигается поставленная цель, тем лучше результативность.
Наглядность - в лепке означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения детьми знаний и формирования у них различных умений и навыков.
- Научность - предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
От простого к сложному - Это правило верно, если оно правильно понято и не изолировано от остальных. Но его следует применять вместе с правилом: От более лёгкого к более трудному! Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
Простое обыкновенно легче, сложное - труднее. Это относится, по крайней мере, к внешним видимым вещам. Легче изучить очень простое растение или животное в отношении их частей и строения, чем создание, имеющее разнообразные части. Простые математические действия и фигуры усваиваются легче, чем сложные и запутанные, из-за наличия в последних разнородных частей. Часто, однако, простое бывает именно наиболее трудным. Изучение низших животных, например, труднее, чем высших, обучение минералогии труднее, чем зоологии, хотя животное обладает очень сложным организмом. Поэтому развивающийся ум начинает с восприятия отдельных предметов, обладающих большим разнообразием признаков, хотя он и не овладевает ими всеми одновременно. Только позднее он доходит до более простых представлений, до более общих и высших, и так далее, пока не дойдёт до самых общих и простых понятий. Здесь сложное оказывается, таким образом, более доступным детскому уму, чем общее, простое. Поэтому первое должно предшествовать второму.
Основные формы и методы обучения:
- Игры, загадки, беседы;
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- Развлечения;
- Совместная деятельность детей и родителей;
- Выставка детских работ;
- Конкурс на лучшую работу.
- Индивидуальный;
- Групповой;
- Практический;
- Наглядный.
Возраст детей и их психологические особенности:
Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет.
Социально-эмоциональное развитие: Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
Общая моторика, моторика рук: Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
Зрительно-двигательная координация: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
Восприятие и предметно-игровая деятельность: Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
Речевое развитие: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.
Понимание речи: Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").
Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет.
Восприятие и предметно-игровая деятельность: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
Память: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
Внимание: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Речь: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Математика: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет.
Общая моторика: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
Зрительно-двигательная координация: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
Математические представления: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Психическое развитие: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет.
Математические представления: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
Память: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Мышление: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
Речевое развитие: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.
Представления об окружающем мире: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
Социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Особенности набора детей: свободный, по согласию родителей.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Педагогический мониторинг - первичная, промежуточная, итоговая диагностика (в форме открытого занятия).
Первичная диагностика происходит на первых занятиях с целью выявления начального уровня развития воспитанников.
Промежуточная диагностика – параллельно изучению материала с целью проверки получения новых знаний.
Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года в форме открытого занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- выставка детских работ,
- участие в конкурсах,
- открытые просмотры педагогического процесса.
- занятия в кружках
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
(первый год обучения)
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Самопод-готовка |
1. | Оценка умений детей в данной деятельности на начальном этапе. | 1 | - | - |
2. | История возникновения соленого теста. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов. | 1 | - | - |
3. | Приготовление теста вместе с детьми. | 1 | 1 | - |
4. | Учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. | 15 | - | |
5. | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | 15 | ||
5. | Составление коллективной работы | 2 | ||
6. | Каникулярный период | - | - | 16 |
Всего: | 3 | 33 | 16 |
Учебный план
(второй год обучения)
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Самопод-готовка |
1. | Оценить умения детей в данной деятельности во второй год обучения. | 1 | - | |
2. | Вспомнить название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов. Вспомнить правила безопасности при использовании ручных инструментов. | 1 | - | |
3. | Учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. | 1 | 15 | - |
4. | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | 1 | 15 | |
5. | Составление коллективной работы | 2 | ||
6. | Каникулярный период | - | - | 16 |
Всего: | 3 | 33 | 16 |
Учебный план
(третий год обучения)
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Самопод-готовка |
1. | Оценить умения детей в данной деятельности во второй год обучения. | 1 | - | |
2. | Вспомнить название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов. Вспомнить правила безопасности при использовании ручных инструментов. | 1 | - | |
3. | Учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. | 1 | 15 | - |
4. | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | 1 | 15 | |
5. | Составление коллективной работы | 2 | ||
6. | Каникулярный период | - | - | 16 |
Всего: | 3 | 33 | 16 |
Учебный план
(четвертый год обучения)
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Самопод-готовка |
1. | Оценить умения детей в данной деятельности во второй год обучения. | 1 | - | |
2. | Вспомнить название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов. Вспомнить правила безопасности при использовании ручных инструментов. | 1 | - | |
3. | Учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. | 1 | 15 | - |
4. | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | 1 | 15 | |
5. | Составление коллективной работы | 2 | ||
6. | Каникулярный период | - | - | 16 |
Всего: | 3 | 33 | 16 |
36 часов – теоретические и практические виды образовательной деятельности
16 часов – самоподготовка, осуществляющаяся в определенных формах работы: выставки, викторины, КВН, выставки художественной литературы, вечера развлечений и т.д.
Календарный учебный график
год реализации Программы | I учебный период | I каникулярный период | II учебный период | Летний период | всего | |||
июнь | июль | август | ||||||
Первый год обучения | 17 недель | 18, 19 неделя | 19 недель | 5 недель | 5 недель | 4 недели | 52 недели | |
Второй год обучения | 17 недель | 18, 19 неделя | 19 недель | 5 недель | 5 недель | 4 недели | 52 недели | |
Третий год обучения | 17 недель | 18, 19 неделя | 19 недель | 5 недель | 5 недель | 4 недели | 52 недели | |
Четвертый год обучений | 17 недель | 18, 19 неделя | 19 недель | 5 недель | 5 недель | 4 недели | 52 недели |
ведение занятий по расписанию
промежуточная аттестация
итоговая аттестация
самоподготовка
Календарно – тематическое планирование
(Вторая младшая группа)
Месяц | Объем часов | Тема | Цель |
Сентябрь | 2 часа | «История возникновения соленого теста» | История возникновения соленого теста, способы приготовления. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов. Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. |
2 часа | «Готовим тесто сами» | Приготовление теста вместе с детьми. Дать детям возможность самим принять участие в приготовлении теста в малых пропорциях. Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. | |
Октябрь | 2 часа | «Цветные мелки» | Учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине. Учить детей раскатывать из теста колбаску. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Веселая неваляшка» | Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Ноябрь | 2 часа | “Гусеничка” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Цветик - семицветик” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Декабрь | 2 часа | “Снежинка” | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. |
2 часа | “Елочный шар” | Развивать художественно-творческие способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Январь | 2 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “ Снеговик ” | Продолжать учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. | |
1 час | Промежуточная диагностика | ||
Февраль | 2 часа | “Черепаха” | Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Российский флаг” | Воспитывать патриотическое отношение к Родине, любовь к близким. Вызывать желание сделать подарок папе. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения флага (прямой или волнистый), развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. | |
Март | 2 часа | “Ромашка” | Воспитывать любовь к маме, бабушке. Продолжаем учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида растений; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. |
2 часа | “Грибочки” | Продолжаем учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида грибов; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | |
Апрель | 2 часа | “Божья коровка” | Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Пчелка” | Продолжаем учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | |
Май | 2 часа | “Плюшки-завитушки” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить детей раскатывать из теста колбаску, придавать нужную форму, плотно соединяя концы. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Ёжик” | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июнь | 1 час | «Ежики на грибной полянке» | Составление коллективной композиции из изготовленных ранее работ. Учить работать в коллективе, учить видеть красоту родной природы. Знакомить с особенностями питания ежей. Воспитывать любовь к животных. Учить проявлять заботу о них. |
4 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июль | 5 часов | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
Август | 3 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
1 час | «Мячики, скакалки» | Вспоминаем и закрепляем технические навыки и приемы лепки из теста. Продолжать учить детей раскатывать из теста колбаску, придавать нужную форму, плотно соединяя концы. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
1 час | Промежуточная диагностика |
Календарно - тематическое планирование
(средняя группа)
Месяц | Объем часов | Тема | Цель |
Сентябрь | 2 часа | «Вспоминаем пройденное» | Оценить умения детей в данной деятельности во второй год обучения. Вспомнить название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов. Вспомнить правила безопасности при использовании ручных инструментов. |
2 часа | “Ягода малина” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Октябрь | 2 часа | «Капуста» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания об овощах, которые растут осенью. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Цветы» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о цветах. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Ноябрь
| 2 часа | «Рыбки в аквариуме» Занятие | Продолжать вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида рыб в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, вытягивание. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Семейство улиток» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Раскатывать тесто колбаской. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Декабрь | 2 часа | «Миски трех медведей» | Продолжать учить лепить предметы разного размера, используя прием раскатывания, сплющивания и оттягивания вверх. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Елочные украшения» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Январь | 2 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Лепим сказку” | Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Научить видеть конечный результат задуманной работы. | |
1 час | Промежуточная диагностика | ||
Февраль | 2 часа | «Лети, лети наша ракета» | Учить изображать ракету, используя прием вытягивания, примазывания. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Кошка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о домашних питомцах. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Март | 2 часа | «Бусы для мамы» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине. Развивать мелкую моторику. Воспитывать добрые и ласковые чувства к близкому человеку. Учить получать удовольствие от того, что трудишься для любимого человека. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Вишневые булочки» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о домашних питомцах. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Апрель | 2 часа | «Осьминог» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о морских обитателях. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Собачка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о домашних питомцах. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Май | 2 часа | «Зайчик» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Морковь» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания об овощах. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июнь | 2 часа | «Зайки на полянке» | Составление коллективной композиции из изготовленных ранее работ. Учить работать в коллективе, учить видеть красоту родной природы. Знакомить с особенностями питания зайцев. Воспитывать любовь к животных. Учить проявлять заботу о них. |
3 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июль | 5 часов | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
Август | 3 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
1 час | «Веселое лето» | Составление коллективной композиции из работ, изготовленных детьми летом. Учить работать в коллективе. | |
1 час | Промежуточная диагностика |
Календарно - тематическое планирование
(старшая группа)
Месяц | Объем часов | Тема | Цель |
Сентябрь | 2 часа | «Вспоминаем пройденное» | Оценить умения детей в данной деятельности на третий год обучения. |
2 часа | «Грибы в корзинке» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Познакомить детей со способом кругового налепа. Раскатывание колбасок разной длины и выкладывание их по кругу. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Октябрь | 2 часа | «Мое любимое животное» | Вызывать у детей желание лепить животных по выбору. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Учить плести косичку из теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Веселый удавчик» | Вспоминаем технические навыки и приемы лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Ноябрь | 2 часа | «Чебурашка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Овечка” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Декабрь | 2 часа | “Овечка” | Продолжать знакомить детей с домашними животными. Особенностями их внешнего вида. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Ели в лесу» | Продолжать учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. | |
Январь | 2 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | “Фруктовое мороженое” | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
1 час | Промежуточная диагностика | ||
Февраль | 2 часа | «Рамка для фотографии» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, лепить геометрическую фигуру. Развивать мелкую моторику. Воспитывать добрые и ласковые чувства к близкому человеку. Учить получать удовольствие от того, что трудишься для любимого человека. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Кошка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о домашних питомцах. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Март | 2 часа | «Букет в вазочке» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине. Развивать мелкую моторику. Воспитывать добрые и ласковые чувства к близкому человеку. Учить получать удовольствие от того, что трудишься для любимого человека. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Обед на блюде: яичница и сосиска» | Закрепить навыки скатывания и раскатывания соленого теста, закрепить приемы лепки: сплющивание в диск и полусферу. Учить детей раскладывать вылепленный «обед» на основе (одноразовой тарелочке). Познакомить детей с особенностями труда повара, как и зачем он трудится. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Апрель | 2 часа | «Ромашки и маки» | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Красивый подсвечник» | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Май | 2 часа | Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Васильки и одуванчики» | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июнь | 1 час | «Медведи на цветочной поляне» | Составление коллективной композиции из изготовленных ранее работ. Учить работать в коллективе, учить видеть красоту родной природы. Знакомить с особенностями обитания медведей. Воспитывать любовь к животных. Учить проявлять заботу о них. |
4 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июль | 5 часов | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
Август | 3 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
1 час | «Веселое лето» | Составление коллективной композиции из работ, изготовленных детьми летом. Учить работать в коллективе. | |
1 час | Промежуточная диагностика |
Календарно - тематическое планирование
(подготовительная группа)
Месяц | Объем часов | Тема | Цель |
Сентябрь | 2 часа | «Вспоминаем пройденное» | Оценить умения детей в данной деятельности на четвертый год обучения. |
2 часа | «Хлеб душистый, теплый, золотистый» | Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Октябрь | 2 часа | «Выпекали мы в печи пироги и калачи» | Продолжать знакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.). |
2 часа | «Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции)» | Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). | |
Ноябрь | 2 часа | «Овощи и фрукты» | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
“ Лучок, чесночок и перчики (оформление общей связки)” | Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу. Учить объединять свои работы в общую композицию. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | ||
Декабрь | 2 часа | “Морская черепашка” | Учить детей лепить фигурку морской черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». |
2 часа | «Пингвины на льдине» | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. | |
Январь | 2 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | Город снеговиков (коллективная работа) | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
1 час | Промежуточная диагностика | ||
Февраль
| 2 часа | «Валентинка» | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Карандашница» подарок папам | Инициировать творческое проявление детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания карандашницы путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. Активировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Март | 2 часа | «Декоративная решетка с цветами» (подарок мамам) | Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Продолжать учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Красивый медальон» (подарок девочкам) | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов. Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Апрель | 2 часа | «Лепка домашних животных по выбору детей» | Закрепить умение лепить домашних животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Звезды и кометы» | Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Май | 2 часа | «Стрекоза» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
2 часа | «Напечем мы с бабушкой» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Воспитывать добрые, сердечные отношения к близким. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июнь | 1 час | «Медведи на цветочной поляне» | Составление коллективной композиции из изготовленных ранее работ. Учить работать в коллективе, учить видеть красоту родной природы. Знакомить с особенностями обитания медведей. Воспитывать любовь к животных. Учить проявлять заботу о них. |
4 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
Июль | 5 часов | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
Август | 3 часа | САМОПОДГОТОВКА | Используя полученные навыки дать детям возможность творить самостоятельно или при помощи родителей. Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, окружающему миру. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, раскатывать, вытягивать, отщипывать, создавая изображение в объеме, полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. |
1 час | «Веселое лето» | Составление коллективной композиции из работ, изготовленных детьми летом. Учить работать в коллективе. | |
1 час | Промежуточная диагностика |
Методическое обеспечение программы
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.
- Н.В.Дубровская. «Аппликация из гофрированной бумаги». М., 2009.
- Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада». 2007.
- Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009 г.
- Лебедева Е. Г. Издательство: Айрис-Пресс, Серия: Внимание: дети! Детский досуг и творчество, 2013 г.
- Анна Фирсова «Чудеса из соленого теста». Издательство: Айрис-Пресс. 2008 г.
- Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008 г.
Дополнительная литература:
- Ю.Б.Гомозова. «Калейдоскоп чудесных ремесел». Москва, 2005 г.
- Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
- Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006 г.
- Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006 г.
- Романовская А. Л., Чезлов Е. М. «Поделки из соленого теста». Издание: АСТ, Харвест. 2006 г.
- И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
- Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
Материально – техническое обеспечение Программы: ноутбук, магнитофон, видео-аудио записи, флешнакопитель, телевизор
Средства обеспечения для освоения Программы:
Рецепт соленого теста
1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, 3 столовые ложки теплой воды, немного крахмала.
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.
Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке. Для затвердевания фигурку выпекать в духовке на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Обеспечение Программы
- Солёное тесто,
- пищевые красители,
- краски акварельные,
- стеки,
- клеёнки для столов,
- формы для печенья,
- скалка,
- картон,
- семена,
- трафареты,
- печатки,
- кисти,
- стаканчики для воды.
Оценочный материал
(2 младшая группа)
Ф.И. | Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки | Знание основных цветов | Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики | Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски | ||||||||
. | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М |
С—сентябрь (первичная диагностика); Я — январь (промежуточная диагностика); М – май (итоговая диагностика).
5 – высокий результат.
4 – средний результат.
3 – низкий результат.
Оценочный материал
(средняя группа)
Ф.И. | Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали. | Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д. | Умеет отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней. | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы липки. | ||||||||
. | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М |
С—сентябрь (первичная диагностика); Я — январь (промежуточная диагностика); М – май (итоговая диагностика).
5 – высокий результат.
4 – средний результат.
3 – низкий результат.
Оценочный материал
(старшая группа)
Ф.И. | Знает свойства пластических материалов, понимает, какие предметы можно лепить. Умеет аккуратно пользов. тестом. | Умеет лепить и украшать предмет по замыслу. | Знание величины, количества. Умение правильно держать кисть при раскрашив. готовых фигур | Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы | ||||||||
. | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М |
С—сентябрь (первичная диагностика); Я — январь (промежуточная диагностика); М – май (итоговая диагностика).
5 – высокий результат.
4 – средний результат.
3 – низкий результат.
Оценочный материал
(подготовительная группа)
Ф.И. | Составлять изображение предмета из отдельных частей | Знаком с понятием теплого и холодного цвета | Умеет работать с коллективе, и создавать композицию из нескольких предметов. | Умеет доводить замысел до конца, использует разные приёмы лепки. | ||||||||
. | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М |
С—сентябрь (первичная диагностика); Я — январь (промежуточная диагностика); М – май (итоговая диагностика).
5 – высокий результат.
4 – средний результат.
3 – низкий результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие чудо-теста в страну вкуснотеево».
Ознакомление детей с трудом взрослых через тестопластику...
Чудо тесто!
Материал для родителей по работе с соленым тестом с детьми раннего возраста....
Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".
Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...
Творческий проект «Чудо — тесто»
Цель проекта: научить создавать поделки из солёного теста....
Программа кружка по тестопластике "Чудо-тесто"
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необх...
Мастер - класс для воспитателей по изготовлению татарских национальных блюд "Чудо тесто"
Изготовление татарских национальных блюд из соленого теста...
Презентация к занятию по лепке. Чудо тесто, пано Земляничка.
Пошагорвое выполнение работы с соленым тестом....