Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме
В детский сад №85 Красногвардейского района Санкт-Петербурга я пришла работать в сентябре 2000 года и стала воспитателем старшей группы. При более близком знакомстве с детьми заметила, что они не проявляют живого настоящего интереса к тому или иному виду ручного труда, творчеству. Изделия, выполненные детьми, были примитивны, работа не увлекала большинство детей, несмотря на наличие массы свободного времени. И вот мы решили начать новый учебный год с более углубленной работы по ручному труду, а именно, по обучению детей вышиванию, ткачеству, изготовлению традиционных тряпичных русских народных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elizaveta_mihaylovna.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя ГБДОУ детский сад № 85 красногвардейского р-на Прудиной Елизаветы Михайловны)
В детский сад №85 Красногвардейского района Санкт-Петербурга я пришла работать в сентябре 2000 года и стала воспитателем старшей группы. При более близком знакомстве с детьми заметила, что они не проявляют живого настоящего интереса к тому или иному виду ручного труда, творчеству. Изделия, выполненные детьми, были примитивны, работа не увлекала большинство детей, несмотря на наличие массы свободного времени. И вот мы решили начать новый учебный год с более углубленной работы по ручному труду, а именно, по обучению детей вышиванию, ткачеству, изготовлению традиционных тряпичных русских народных кукол.
Начать свою работу решили с оформления уголка ручного труда в группе, чтобы с самых первых занятий создать условия для того, чтобы дети научились правильно работать. Вместе с детьми обклеили большую коробку, в нее вставили по коробочке в виде ящиков, в которые уложили лоскуты, тесьму, ножницы, сантиметровую ленту, цветные ленты и т.д. Для иголок изготовили игольницы для каждого ребенка. Разноцветные пуговицы и бусины сложили в прозрачные полиэтиленовые баночки. Все это оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и прививает навыки аккуратности и собранности в работе.
Перед обучением шитью провели разнообразные игры с протягиванием и связыванием нитей, потренировались шить крупными пластмассовыми иголками и линейками с дырочками. Все это полезно для подготовки к усвоению приемов шитья.
Дети очень любят играть с куклами, особенно если эти куклы небольшого размера, которых можно одеть по своему вкусу, сделать понравившуюся прическу. И первым нашим изделием из ткани стала маленькая традиционная русская куколка «Колокольчик».
Народная кукла близка по своей природе творчеству ребенка – простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому она близка восприятию ребенка, понятна ему. Нигде так по-настоящему не оживает лоскут ткани, как в кукле. И не в той, которую принесли из магазина, а в той, что сделана своими руками!
Особенность этой работы состояла в том что дети делали куклу без иголки, сворачивая и завязывая ткань. Дети сначала играли лоскутами, мяли их, ощупывали, рассматривали цвет, рисунок ткани и таким образом приобретали различные знания об этом материале.
Чтобы не мешать творчеству детей, не надо навязывать им готовые образцы, просто показать технику изготовления куклы, а ее образ они создадут сами. Во время занятий детям разрешается вставать, советоваться друг с другом, быть свободными в своих действиях. Детям отнюдь не безразлично, что делать, - чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда.
Первое занятии по знакомству с инструментами и правилами работы с ними было проведено со всеми детьми. Было рассказано о том, как важно правильное обращение с инструментами, что все они должны лежать в определенном месте, рабочий стол должен быть в образцовом порядке. На занятиях по аппликации пришивания дети познакомились со швами «вперед иголку» и « через край». Швом «вперед иголку» пришивали элементы из несыпучих тканей, а швом «через край» если ткань осыпалась. Многие мои воспитанники не сразу научились завязывать узелок на нитке, выполнять ровный шов. Чтобы линия шва получалась прямая, на ткань предварительно наносили метки карандашом, закрепляли пришиваемые элементы клейкой лентой. Если шов получался плохой, просила перешить заново.
Следующим этапом стало обучение пришиванию пуговиц. Сначала с двумя , а затем с четырьмя дырочками. Дети не просто пришивали пуговицы к ткани, а составляли из них различные узоры и композиции. С первых занятий дети относились к шитью по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков. Сразу выделилась группа детей, которые испытывали трудности не только потому что работа была для них новой, но и потому , что из-за своей неусидчивости им было очень трудно сосредоточиться, особенно Анвару , Пете и Андрею. Андрей очень расстраивался. Когда у него не все получалось, бросал работу. Игорь вообще нерешительно взялся за дело. Но были и такие как – Лиза, Нуриша, Маша, Олеся, которые настойчиво старались довести начатое дело до конца. Стремясь создать хороший настрой у ребят, в ожидании результатов работы, в любой момент оказывала им помощь, поддержку. Иногда это выражалось в одобрении совете или предложении позвать на помощь товарища. Очень часто трудную часть работы выполняла вместе с ребенком во время индивидуальных занятий. Так, для медлительного, застенчивого Кости уменьшала объем работы, чаще подбадривала , поощряла его. Пете, мальчику не собранному, неусидчивому, старалась показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Первые Петины работы были неаккуратные, тогда усаживалась рядом с ним, показывала, сравнивала, терпеливо объясняла, почему у него так получилось. Постепенно Петя стал выполнять работу лучше, красиво выполнил небольшое панно аппликацией пришиванием в подарок своей любимой бабушке на день рождения. Получив похвалу, он стал стараться еще лучше, больше. С неусидчивыми, нетерпеливыми детьми часто приходилось заниматься индивидуально. Игорь поначалу совсем отказался шить: «Не буду, у меня не получается» - говорил он. Набравшись терпения, помогала ему выполнять работу, пусть самую простую. Побеседовала с его мамой, посоветовала ей дома помочь мальчику выполнить несложно задание. Через несколько дней Игорь принес платочек, обшитый ровно, аккуратно, он очень гордился своей работой и тем, что наконец научился шить. Мама подтвердила, что работу он выполнил самостоятельно. Теперь, в свободное время он часто подходит ко мне и спрашивает, скоро ли мы опять будем шить, а во время занятий очень старается, даже пытается помогать тем, у кого еще что-то не получается.
Постепенно мои воспитанники овладели умением шить аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе и в конце ноября я познакомила их с выкройкой для шитья кукол, кукольной одежды и мягкой игрушки. Самой первой нашей выкройкой стал контур ладони, обведенной карандашом на ткани (отдельно обрисовывается большой палец). По такой выкройке мы сшили персонажей к любимой сказке.
Первые мягкие игрушки (пингвин, утенок, поросенок) , не у всех получились удачными. У некоторых выкройки были сшиты редким швом и когда стали набивать игрушку, шов разошелся. Не все набили игрушку плотно, и такие игрушки не стояли, падали. Все это дети подметили сами, когда поступило предложение передать лучшего пингвиненка в подарок ясельной группе. .На следующих занятиях дети стали обращать внимание на качество и своей работы, и товарищей. При обнаружении недостатка старались помочь не справившемуся с работой. Так стали вводиться в жизнь группы правила совместной, дружной работы. Каждый ребенок очень старался добиться положительного результата, поэтому они контролировали свои действия сравнивая свою работу с работой товарищей, просили посмотреть, правильно ли получается изделие. Когда дети убедились, что собственными руками можно сделать много красивых и нужных вещей, они сами, по собственной инициативе, начали работать. В нашем игровом уголке стали появляться привлекательные игрушки, у кукол появилась красивая одежда.
Очень хорошо стимулировали работу детей «заказы», например, после дневного сна входит к нам воспитатель младшей группы и говорит «Дети, я видела какие красивые поделки вы научились делать. Нашим деткам тоже нужны такие, но они еще очень малы и не сумеют их сделать. Хорошо было бы, если бы вы нам помогли» Дети сразу соглашались помочь и «заказ» для малышей у нас выполнялся в течении нескольких занятий. Мы обшили для них двух кукол, сшили мягкую игрушку обезьянку, коврик в кукольный уголок. Дети сами отнесли свои работы в ясельную группу. Возвратились очень довольные и заявили радостно: « Мы еще им сделаем подарки»
Надо всегда заботиться о том, чтобы в уголке ручного труда всегда имелся в достаточном количестве материал для детского творчества. Прежде чем положить материал в коробку, надо показать его детям, пусть они выскажут свои соображения для чего этот материал пригодится. Все предложения, даже самые нереальные, надо выслушать внимательно – это способствует возникновению смелых, необычайных и остроумных решений.
Очень интересно проходило занятие по подготовке подарка к празднику 8 марта. Дети готовились к этой работе очень тщательно . Подбирали узор для своей салфетки, нитки, ткань. Работа по изготовлению подарка длилась несколько дней, увлекла всех. И старались не только потому, что готовили подарки близкому человеку, но и потому, что к этому времени обладали и волевыми качествами, целенаправленностью. Ни один ребенок не бросил работы, не доведя ее до конца. Салфетки получились очень красивыми, были вышиты очень аккуратно.
В сентябре следующего года, придя в детский сад, мои воспитанники сами собрались вместе и стали решать, что будут делать, чем займутся в новом учебном году. По своей инициативе они изготовили персонажей к русским народным сказкам «Кот, петух и Лиса», «Жихарка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «По-Щучьему веленью». Самостоятельно подбирали выкройки, сами кроили, сами создавали образ того или иного персонажа.
Они сказали мне, что у них будет, как будто, настоящая мастерская по изготовлению театральных костюмов и персонажей, сцен для кукольного театра. Из коробок разных размеров, украсив их аппликацией из ткани, они изготовили волшебный теремок, печку для Емели. Свои поделки они увлеченно используют в своих играх, театрализованных представлениях, импровизациях. И хотя в создании театральной мастерской есть элементы игры, каждый ребенок выполняет свои обязанности очень серьезно, а что самое главное – результаты всегда хорошие.
Предлагая разные темы и различные способы обработки материала, мы старались развить у детей воображение, фантазию, эстетические чувства, художественный вкус, мелкую моторику рук, любовь к народному творчеству, а самое главное, чтобы сам процесс творчества стал для них очень привлекательным.
Интегрированное занятие для детей старшего возраста по ручному труду «В тридесятом царстве»
Цель: научить делать из ткани тряпичную куклу – закрутку.
Задачи:
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщиться к нему.
Закрепить знание детей о прочитанных (знакомых) сказках.
Развивать связную речь, учить передавать интонации.
Закрепить знание порядкового счёта, цвета, размера, ориентировки в пространстве.
Воспитывать доброту, отзывчивость.
Ход занятия: | |
Воспитатель: Ребята, закройте, пожалуйста ,глаза, возьмитесь за руки и тихонько пойдемте за мной | |
Дети вместе с воспитателем входят в зал и становятся полукругом | |
Воспитатель: А теперь, не открывая глаз, послушайте, я прочитаю вам стихотворение- загадку, а вы постарайтесь угадать, куда я вас привела | |
Воспитатель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | |
Воспитатель: Ну, что ребята, угадали, куда я вас привела? | |
Дети: В сказку. В мир сказки. В сказочное царство | |
Воспитатель: А как вы догадались? | |
Дети: По стихотворению. Только в сказках бывают такие персонажи как Русалка, Леший, Баба-Яга, Серый Волк. | |
Воспитатель: Да ребята вы угадали правильно, я привела вас в мир русской народной сказки. А какие русские народные сказки вы знаете? | |
Дети: «Фенист – Ясный Сокол», «Иван Царевич и Серый Волк» «Иван-Крестьянский сын и Чудо-Юдо» «По-Щучьему велению», «Сивка-Бурка», «Семь Симеонов» и т.д | |
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы вспомнили много названий русских народных сказок, а теперь вспомните и скажите мне, каких героев можно встретить в русских народных сказках? | |
Дети: Добрых и злых. Хороших и плохих. Отрицательных и положительных | |
Воспитатель: Правильно, ребята. В сказках встречаются и отрицательные и положительные герои. А каких положительных героев вы знаете? | |
Дети: Иванушка-Дурак, Василиса Премудрая, Марья-Искусница, Андрей-Стрелок и т.д | |
Воспитатель: А каких отрицательных героев можно встретить в русских народных сказках? | |
Дети: Бабу-Ягу, Лешего, Змея-Горыныча, Кощея Бессмертного, Кикимору и т.д | |
Воспитатель: Ребята, вы правильно охарактеризовали героев волшебных русских народных сказок. Правильно, в сказках встречаются и добрые и злые персонажи, но добро в сказках всегда побеждает. | |
В это врем раздается голос, молящий о помощи. Воспитатель вместе с ребятами выясняет, кому нужно помочь. Оказывается, помощь нужна сказочному Царю Еремею, злая Баба-Яга околдовала его сказочное государство, превратив всех его жителей и даже самого Еремея в кукол. | |
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем царю Еремею победить злую Бабу-Ягу? | |
Дети: Да. | |
Воспитатель: Мы согласны помочь твоей беде, царь Еремей, укажи нам только дорогу в волшебный лес Бабы-Яги | |
Но дорогу в Волшебный лес царь Еремей и сам не знает. Ребята вместе с воспитателем вспоминают, что в сказках помогает добрым героям найти дорогу. А дорогу в Волшебный лес покажет волшебный клубочек, только надо угадать сначала, который из 10 клубочков в ларце царя Еремея волшебный. Волшебным является седьмой по счету клубочек, если считать начинать от красного клубочка вправо. Дорогу клубочек покажет, если кидать его правой рукой в левую сторону. Дети кидают клубочек и он приводит их к Василисе Премудрой. Чтобы клубочек показал дорогу дальше, нужно выполнить три задания (математика):
| |
Воспитатель: Вот, ребята, мы уже пришли с вами три испытания по дороге к волшебному лесу. Давайте еще раз кинем с вами волшебный клубочек и посмотрим, куда он нас еще приведет? | |
Дети бросают волшебный клубочек, как и в первый раз, и он приводит их к Марье-Искуснице. Марью-Искусницу Баба-Яга тоже превратила в куклу, как и всех жителей Волшебного царства. Чтобы волшебный клубочек покатился дальше, дети должны сделать Бабе-Яге подарок – куклу-закрутку. | |
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте поможем Марье-Искуснице сделать подарок для злой бабы-Яги. Может быть, если она увидит, какие красивые подарки для нее сделали, она станет добрее? | |
Трудовое воспитание. Изготовление куклы-закрутки. Знакомство со свойствами ткани. | |
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые куколки у нас получались, как будто девушки в русской деревне собрались хоровод вести. Давайте и из наших куколок составим красивый хоровод. | |
Дети ставят готовых кукол на поднос, составляя из них хоровод. | |
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами выполнили еще одно задание. А вы заметили, что наш волшебный клубочек исчез? Наверное, мы уже очень близко подошли к Волшебному лесу. Но, чтобы попасть в дом Бабы-Яге, нужно пройти через волшебную пещеру, прошагать через волшебные пенечки и пройти через волшебный мостик, только тогда мы с вами попадем к Бабе-Яге. | |
ЛФК. Проползание на коленях через «Волшебную пещеру». | |
Перешагивание через «волшебные пеньки» (оттягиваем носочек к полу, коленки на уровне живота, под прямым углом). Преход по «волшебному мостику»(ходьба по ребристой доске, приставляя пятку к носку, руки в сторону, ладошки смотрят вверх). | |
Придя к Бабе-Яге, дети садятся по-турецки ( ноги крестиком, спина прямая, голова тянется к потолку, руки на поясе, где четыре пальца смотрят вперед, а большой палец смотрит назад) или лежат на животе ( ноги вместе, пятки вместе, носочки оттянуты, а руки под подбородком, локти в сторону, плотно прижаты к полу). | |
Дети: Здравствуй, Бабушка Яга. Мы пришли к тебе попросить тебя расколдовать сказочное царство царя Еремея. Мы вот и подарки тебе принесли, мы их сами сделали. | |
Баба-Яга отказывается от подарков, ссылаясь на то, что такого добра у ней у самой полно. А вот если дети сумеют потешить ее, да так, чтобы она их похвалила, тогда так и быть, она выполнит их желание и расколдует сказочное царство. Дети показывают Бабе-Яге спектакль прямо на полу самодельными игрушками. |
Инсценировка сказки «Заяц Хваста».Баба-Яга внимательно слушает сказку и как будто нечаянно хвалит ребят, говоря, что сказка ей очень понравилась. Как только Баба-Яга похвалила детей, она сразу же превращается в куклу, а царь Еремей и все жители его сказочного царства превращаются в живых людей. Дети берут куклу Бабу-Ягу и под веселую музыку вручают ее царю Еремею. Царь Еремей благодарит детей за помощь и вручает им волшебный ларец с подарками. Дети прощаются с царем Еремеем и уходят из зала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...
Круглый стол с родителями «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания посредством ручного труда у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1....
«Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Информация по ручному труду детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "«Роль ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "«Роль ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»
quot;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...
Консультация для родителей «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»
Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано.В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности...
Консультация для воспитателей «Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги, огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и и...